Рабочая программа по праву для 10 класса
рабочая программа по праву (10 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы «Право. 10-11 классы» (автор А.И.Матвеев) к учебнику Боголюбов Л.Н. Право. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. - М: Просвещение, 2008. Программа рассчитана на 17 часов из расчета 0,5 ч. в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Ключи
«Согласовано» Руководитель МО Протокол № ___ от «__» ___________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с.Ключи «__»________________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ с.Ключи Приказ № ___ от «__»_______________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Монетова Ильи Сергеевича,
учителя второй квалификационной категории,
по праву в 10 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от
«__»__________20__ г.
2011-2012 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка
Статус программы.
Настоящая рабочая учебная программа учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования для 10 класса социально-гуманитарного профиля общеобразовательной школы, составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полно го) общего образования и на основе программы «Право. 10-11 классы» (автор А.И.Матвеев).
Структура программы.
Рабочая программа по праву представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно – тематическое планирование.
Правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в программе расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Право, как учебный предмет, обеспечивает изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государственного управления, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности.
Изучение права в старшей школе на этапе среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя, полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
- Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.
- Освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно- правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
- Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально – правовой сфере, продолжения обучения в системе профильного образования.
- Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельности принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
ФБУП для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в 10 или 11 классе, из расчета 1 час в неделю.
Раздел II. Учебно – тематический план
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Право и государство | 2 |
3 | Форма и структура права | 2 |
4 | Правотворчество и правореализация | 4 |
5 | Право и личность | 2 |
6 | Основы конституционного права Российской Федерации | 5 |
ИТОГО: | 17 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса
Вводное занятие (1 час).
Право и государство (3 часа). Происхождение государства и права. Сущность права. Сущность государства, его формы и функции. Гражданское общество.
Форма и структура права (2 часа). Право в системе социального регулирования. Нормы и источники права. Система права. Правовые системы современности.
Правотворчество и правореализация (4 часа). Правотворчество. Реализация и толкование права. Правовые отношения. Законность и правопорядок. Механизм правового регулирования. Правосознание и правовая культура. Правонарушение и юридическая ответственность. Преступление и наказание.
Право и личность (2 часа). Права человека: понятие, сущность, структура. Правовой статус человека и гражданина. Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации. Международная защита прав человека.
Основы конституционного права Российской Федерации (5 часов). Конституционное право Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. Система органов государственной власти Российской Федерации. Система конституционных прав и свобод Российской Федерации. Институт гражданства. Гражданство Российской Федерации. Избирательное право. Избирательный процесс.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
- систему и структуру права, современные правовые системы;
- общие правила применения права;
- содержание прав и свобод человека;
- понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека;
- основные юридические профессии;
уметь
- характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации; - изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Раздел V. Перечень учебно – методического обеспечения
Учебник:
Боголюбов Л.Н. Право. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. - М: Просвещение, 2008.
Методические пособия:
- В.М. Сапогов. Поурочные методические разработки. 10-11 класс. - М.: «Русское слово», 2009.
- Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Дополнительный материал:
- Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2007;
- Кодексы РФ.
- Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тести рования. - М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006.
- Юридические справочники, словари, энциклопедии
- Таблицы и раздаточный материал по праву для 10 класса.
Раздел VI. Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Элементы содержания | Вид контроля | Дата | |
План | Факт | |||||
1 | Вводное занятие | 1 | Задачи, структура и содержание курса. Источники знаний | вводная беседа | 10.09 | |
Право и государство (3 часа) | ||||||
2 | Происхождение государства и права. Сущность права. | 1 | Общественная власть и виды социальных норм при первобытном строе. Ранние формы права и государства. Современное понимание права: понятие, признаки, определение. Основные направления учения о праве. | Составление таблицы | ||
3. | Сущность государства, его формы и функции | 1 | Государство как публичная политическая власть. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти. Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Понятие функций государства. Классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства. | письменная работа (по карточкам) | ||
4. | Гражданское общество | 1 | Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства. | работа по карточкам | ||
Форма и структура права (2 часа) | ||||||
5 | Право в системе социального регулирования. Нормы и источники права. | 1 | Понятие нормы. Социальные и технические нормы. Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай. Корпоративные нормы. Понятие нормы права. Особенности нормы права как социального регулятора. Структура правовой нормы. Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц. | проверочная работа (тест) | ||
6 | Система права. Правовые системы современности. | 1 | Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования. Основание деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право. Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа. | конспект лекции | ||
Правотворчество и правореализация (4 часа) | ||||||
7 | Правотворчество. Реализация и толкование права. | 1 | Правотворчество и формирование права. Понятие, виды, принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса. Законодательная техника. Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение. Применение права как особая форма его реализации. Акты применение права. Толкование права: понятие и виды. | проверочная работа (тест) | ||
8 | Правовые отношения. Законность и правопорядок. | 1 | Правоотношения как особый вид общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность. Объекты правоотношений. Понятие и принципы законности. Правовой порядок. Гарантии законности и правопорядка. | работа с учебником | ||
9 | Механизм правового регулирования. Правосознание и правовая культура. | 1 | Понятие механизма (системы) правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность действия права. Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания . правовой нигилизм. Правовое просвещение и воспитание. | проверочная работа (тест) | ||
10 | Правонарушение и юридическая ответственность. Преступление и наказание. | 1 | Понятие и виды правонарушений. Причины правонарушений. Юридическая ответственность: основания и виды. Состояние преступности в современной России. Организованная преступность. Международный терроризм. Правоохранительные органы. | работа с дополнительной литературой | ||
Право и личность (2 часа) | ||||||
11 | Права человека: понятие, сущность, структура. Правовой статус человека и гражданина. | 1 | Понятие и сущность прав человека, их естественный неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека и истории политической и правовой мысли. Классификация видов прав человека. Поколения прав человека. Основания ограничения прав человека. Понятие правового статуса. Элементы правового статуса. Субъективные права и обязанности человека. Различие правового статуса человека и гражданина. | беседа по вопросам | ||
12 | Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации. Международная защита прав человека. | 1 | Президент – гарант защиты прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по правам человека. Судебная система защиты прав человека. Конституционная жалоба. Административно-правовые способы защиты. Прокурорский надзор. Адвокатура. Возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Правозащитные общественные организации. Полномочия универсальных и региональных органов защиты прав человека. Международные конвенции по правам человека и полномочия учрежденных ими контрольных органов. Региональная система защиты прав человека. | устные сообщения | ||
Основы конституционного права Российской Федерации (5 часов) | ||||||
13 | Конституционное право Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ | 1 | Понятие конституционного права: структура, элементы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории всего государства. РФ – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства. | диктант по терминам | ||
14 | Система органов государственной власти Российской Федерации | 1 | Президент – глава государства. Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, ее органы. | проверочная работа (тест) | ||
15 | Система конституционных прав и свобод Российской Федерации. Институт гражданства. Гражданство Российской Федерации. | 1 | Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан, права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную военную службу. Понятие гражданства, приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства (апатридов). Закон о гражданства РФ. | работа с дополнительной литературой | ||
16 | Избирательное право. Избирательный процесс. | 1 | Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах. | беседа по вопросам, проверочная работа | ||
17 | Итоговое занятие. Итоговое тестирование. | 1 | тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по праву 10 класс
Примерная рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и программы по праву (автор Никитин А.Ф.)Рабочая программа вкл...
рабочая программа по праву 10 класс
Рабочая программа по праву для 10 класса, базовый уровень,расчитана на 35 часов....
Рабочая программа по праву 10 класс профиль
Рабочая программа по праву 10 класс (профиль)...
Рабочая программа по праву 11 класс профиль по учебнику А.Ф. Никитина
Рабочая программа по праву 11 класс профиль по учебнику А.Ф. Никитина 2 часа (зеленый учебник)...
Рабочая программа по праву 11 класс
Настоящая программа по праву составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы...
Рабочая программа по праву 10 класс
Рабочая программа по праву профильный уровень 10 класс...
рабочая программа по праву 11 класс
Рабочая программа курса разработана на основе Примерной программы по праву , составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (пол...