Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса "Мои права и обязанности"
рабочая программа по праву
Программа внеурочной деятельности «Мои права и обязанности» разработана на основе авторской программы «Я – гражданин России». На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_prava_i_obyazannosti.docx | 33.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Мои права и обязанности» разработана на основе авторской программы «Я – гражданин России », автор Власенко И.Г. опубликованной в журнале «Завуч начальной школы» № 8, 2011 г., и на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. Имеет духовно – нравственную направленность.
В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа «Мои права и обязанности» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно- исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа «Мои права и обязанности» предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Актуальность программы:
Патриотическое, правовое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая Задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях- сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Программа «Мои права и обязанности» призвана решать задачи духовно-нравственного становления личности младшего школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей и школы в области дополнительного образования и воспитания младших школьников.
Новизна программы заключается в том, что она основана на интеграции различных образовательных областей (история и обществознание, окружающий мир, литература, изобразительное искусство
и художественный труд, краеведение) и существенно дополняет школьное базовое образование, представляя собой органическое единство воспитания и образования, единство методов обучения и творческой активности детей.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Я — гражданин России» являются Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Цель этой программы: а) ознакомить детей младшего школьного возраста с их основными правами, которые предусматриваются Конвенцией ООН «О правах ребенка», принятой 20 ноября 1989 года; б) формировать у учащихся представление о мире, обществе, государстве, о социальных взаимоотношениях между людьми.
Задачи курса: знакомство учащихся с тем, что у него есть права, которые закреплены международным документом Конвенцией ООН «О правах ребенка»; в доступной форме дать понятие об Организации Объединенных Наций; знакомство со статьями Конвенции ООН «О правах ребенка»; сформировать элементарные представления, знания о правах человека; на базе уже имеющихся и приобретенных знаний развивать способность учащихся вырабатывать и выражать собственную оценку конкретных фактов с точки зрения прав человека, аргументировать ее; способствовать формированию у учащихся способности и умения терпимо относиться к иному мнению, представлять себя на месте другого человека, готовности отвечать за свои поступки
По окончании курса учащиеся:
смогут узнать о своих сверстниках, которые живут в других странах, о своих правах на жизнь и развитие, о своих обязанностях, закрепленных в международном документе;
получить общее представление о своих основных правах и свободах;
воспитывается любовь к родному краю, гордость за свою малую родину, богатую традициями и талантливыми людьми;
расширится кругозор, осваивается навык работы с художественной литературой;
развивается устная и письменная речь;
формируется уверенность в себе, чувство собственного достоинства и уважение к мнению окружающих их людей;
отмечается, что для активного участия в общественной жизни, для своей позиции, необходимо иметь хорошие знания, уважать старших и друг друга;
анализируются свои поступки и поступки окружающих;
дети учатся высказывать и отстаивать свое мнение;
по собственной инициативе пробуют выдвигать проблемы и задавать вопросы.
Изучение Конвенции «О правах человека» в начальной школе носит только ознакомительный характер и является пропедевтикой обучения школьников демократическим ценностям и правам человека в дальнейшем. Изучение прав человека в начальной школе может позволить эффективнее воспринять последующие гуманитарные курсы. В этом смысле курс «Мои права» может быть определен как предварительный (пропедевтический) обществоведческий. Ученики сталкиваются со сложными, не имеющими однозначного решения проблемами: создаются «точки удивления», которые развивают интерес, готовят к целенаправленному восприятию новых предметов. Курс «Мои права» нацеливает на формирование у младших школьников представлений о родной стране, ее законах, государственной символике и праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного мира и помогает ученику вырабатывать и формировать самостоятельность мышления.
Основные идеи, которые должны быть освоены учащимися:
1 .У разных людей разные интересы.
2.Все люди должны быть равноправны.
- Для справедливой жизни людям нужны справедливые законы, управление, суд, которые должны учитывать интересы разных людей.
- Каждый человек должен уважать права других людей и для этого соблюдать свои обязанности.
- Каждый человек должен нести ответственность за невыполнение своих обязанностей.
- Стремление к счастью, благосостоянию, свободе, безопасности объединяет людей. Каждый человек имеет на это право.
Основные понятия, с которыми знакомятся учащиеся:
закон, управление, справедливость, равноправие, права человека на жизнь, свободу, образование, отдых, собственное мнение, благоприятную окружающую среду, медицинскую помощь, собственность, неприкосновенность личности, жилища, тайну личной жизни, ответственность, богатство, бедность.
Усвоение знаний осуществляется через выполнение школьниками заданий творческого характера:
1.Выделить (из сказки отрывок, где говориться о нарушении правил)....
- Найти
- Доказать....
4.Создать
5.Высказать....
б.Обосновать...
7.Выражать...
8.0бъяснять....
9.Написать...
10.Ставить в ситуацию выбора
Практическая деятельность осуществляется через:
беседы с учащимися, анкетирование, наблюдение детей в жизненных ситуациях, чтение сказок и рассказов, разгадывание кроссвордов, ролевые игры, в том числе форму судебного заседания, «переворачивание ситуации», когда ученик, до этого рассматривающий ситуацию с точки зрения одного ее участника, ставится в положение другого, с иными интересами (ребенок-родитель, покупатель-продавец), когда он осознает, что у одного и того же человека могут быть разные, взаимоисключающие интересы (родитель-работник, водитель-пешеход); обсуждение, дискуссии, диалоги. Данный курс построен по развивающему принципу, когда все под руководством учителя участвуют в обсуждении материала.
Ключевым методом организации работы по программе «Мои права» на уроке является создание ситуации, позволяющей организовать обсуждение определенных проблем. Для этого используются, помимо вышеуказанных методов, следующие приемы:
-рисунки на доске, являющиеся, по сути, упрощенными графическими изображениями. Они развиваются по мере изложения, поэтому должны быть просты при создании, доступны для перерисовывания учениками в тетрадь, содержать ключевые изображения, фиксирующие обсуждаемую проблему.
-«переворачивание ситуации», когда ученик, до этого рассматривающий ситуацию с точки зрения одного ее участника, ставится в положение другого, с иными интересами, когда он осознает, что у одного и того же человека могут быть разные, взаимоисключающие интересы.
-обсуждение должно строиться таким образом, чтобы могли высказаться все желающие, чтобы менялась очередность высказывания учеников по рядам; чтобы учитель по возможности избегал собственного категорического несогласия с мнением учащихся; поощрял дискуссию, поднимал ее до уровня диалога.
Содержание программы.
Урок 1 - посвящен знакомству с обучающимися.
Урок 2 – посвящен изучению права на имя, фамилию, отчество.
Урок 3 – посвящен представлению учащихся «визитная карточка»
Урок 4 – посвящен тому какие есть права и обязанности у детей.
Урок 5 – посвящен знакомству с Конвенцией о правах ребенка. (основные статьи )
Урок 6 – знакомство с правом на образование. Объяснить детям, что каждый ребенок имеет право на образование. В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы дети непременно посещали школу, а не прогуливать уроки.
Урок 7 посвящен формированию у учащихся убежденности в демократичном характере Основного закона Российской Федерации.
Урок 8 -посвящен осознанию участниками необходимости и значимости гражданства для каждого человека, дети познакомятся с основами закона о гражданстве РФ, проводится игра «Согласие» по басне Л.Н.Толстого «Сыновья». На уроке дети осознают, что каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя. Осваиваются такие понятия, как «личность», «гражданин», приводя примеры из собственных жизненных наблюдений. Подводя итог урока, ученики отмечают: чтобы активно участвовать в общественной жизни, иметь свою позицию, необходимо иметь хорошие знания, уважать старших, друг друга и соблюдать все правила.
Урок 9 -объяснить детям, что стремление к счастью, благополучию, здоровью объединяет людей; что человек имеет право на имя, право на родительскую заботу. Каждому хочется иметь право на это и на многое другое.
Урок10 – задача учителя показать детям, что у разных людей разные интересы прав, обязанностей и ответственности.
Урок 11- на уроке формируются знания о справедливости.
Урок 12 – посвящен необходимости равенства всех перед законом, проводится игра «20 вопросов».
Урок 13-14-посвящен изучению главного права человека- право на жизнь. На этом уроке идет обсуждение отрывка из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина, оформление плаката «Жизнь». Задача учителя - способствовать формированию правовой культуры и толерантного поведения.
Урок 15-16 –рассматривается русская народная сказка «Лиса, заяц и петух» и самостоятельно выделяется право на личную неприкосновенность жилища».
Урок 17-18-чтение сказки Г,Х.Андерсена «Голый король», найти в сказке того, кто не боялся сказать королю правду, научить детей свободно выражать свои мысли познакомить с правом на собственное мнение.
Урок 19-20 -ознакомление с правом «ребенок не обязан быть как все» на примере героя из сказки «Гадкий утенок». Дается детям понятие о том, что если ребенок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его, заставлять, требовать, чтобы он был как все.
Урок 21-22 «Папа, мама, брат и я, вместе дружная семья». На этих уроках ведется беседа о том, что дети имеют право жить вместе со своими родителями и никому не позволено их разлучать. Если даже приходиться детей, спасая от землетрясения, наводнения и от войн, увезти далеко от родителей, потом разные страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга.
Урок 23-24 -посвящаются изучению прав и обязанностей человека, где дается детям понять, что родители имеют равные права и обязанности в заботе о детях, их воспитании, вывод основного права, связанного с темой данного урока.
Урок 25-26 -задача учителя состоит в том, что необходимо способствовать тому, чтобы жизненным принципом каждого стало межкультурное понимание и примирение разных национальностей, а основой здорового климата - этническая толерантность.
Урок 27-28 - Объяснить детям, что каждый ребенок имеет право на образование. В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы дети непременно посещали школу, а не прогуливать уроки. Анкетирование «Почему я хожу в школу»
Урок 29-30 -Как нам живется в школе и дома? Знакомство с правилами происходит после анализа сказки А.Линдгрена «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
Урок 31-32 - проводится с целью ознакомления учащихся с правом на медицинскую помощь. На данном уроке происходит переворачивание ситуаций. Например, должен ли врач – противник оказывать медицинскую помощь чужому раненному?
Урок 33-34 -Итоговые занятия. Проверка усвоенного материала. На данных уроках повторяются права ребенка, обобщается материал всего курса, проводится диалог за круглым столом, решается кроссворд. «Это не мое, а чужое»- на примере отрывка из «Сказки о царе Салтане» дети знакомятся с правом «Никто не имеет права читать чужие письма». Дети узнают о том, что переписка двух людей – это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Урок проходит в виде диалога. Дать понять детям, как поступить, если они попали в какие-либо ситуации. Как поступать родителям? На уроках рассматриваются разные ситуации и необходимо детям найти выходы из этих ситуаций.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Познавательные общеучебные действия
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Коммуникативные УУД
- умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
- умение выражать свои мысли;
- управление действиями партнера (оценка, коррекция);
• использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
- волевая саморегуляция;
- оценка;
• коррекция
Личностные УУД
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- осознание ответственности за общее благополучие;
- развитие этических чувств;
- установка на здоровый образ жизни;
- самооценка.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- элементарное представление о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлении и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория.
Календарно-тематическое планирование курса «Юный гражданин России». 34 часа.
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечания (на какой материал опираться) | Дата |
1 | Давайте познакомимся | 1 | Презентация | |
2. | Называй другого человека по имени | 1 | Презентация | |
3. | Кто я? Что я о себе знаю? | 1 | Презентация | |
4. | Мои права и обязанности | 1 | Презентация | |
5. | Знакомство с Конвенцией ООН о правах ребенка | 1 | Конвенция ООН о правах ребенка. Презентация | |
6. | Я ученик право на образование | 1 | Презентация | |
7. | Главная книга страны | 1 | Основной закон РФ | |
8. | Гражданство. Право на гражданство. | 1 | Басня Л.Н. Толстого «Отец и сыновья» | |
9. | Право на имя. Право на родительскую заботу. | 1 | Сказки «Дюймовочка» и «Буратино» | |
10 | У разных людей разные интересы | 1 | Обсуждение дискуссии. | |
11 | Что такое справедливость? | 1 | Сказка «Лиса и журавль» | |
12 | Равенство и равноправие. | 2 | ||
13-14 | Мое право на жизнь и развитие | 2 | «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина | |
15-16 | Право на личную неприкосновенность | 2 | Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». | |
17-18 | Я имею право на свое собственное мнение и свои взгляды. | 2 | Г.Х.Андерсен «Голый король» | |
19-20 | Я не такой, как все. | 2 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» | |
21-22 | Папа, мама, брат и я, вместе дружная семья | 2 | Г.Х.Андерсен «Снежная королева» | |
23-24 | Права и обязанности человека | 2 | Стихи Э. Успенского | |
25-26 | Твоя национальность | 2 | Игра «красные, белые, зеленые», анкетирование учащихся. | |
27-28 | Я хочу учиться. | 2 | Анкетирование, Работа со сказкой А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | |
29-30 | Как нам живется в школе и дома. | 2 | А.Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» | |
31-32 | Право на медицинскую помощь | 2 | Урок-переворачивание ситуации | |
33-34 | Итоговое занятие. Проверка усвоенного материала | 2 | Кроссворды |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
4. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
5. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
6. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
7. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Права и обязанности подростка".
Материал может быть использован при планировании занятий внеурочной деятельности в 5 - 7 классах....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Правила русской орфографии и пунктуации" 7 класс
Факультативные занятия – занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллек...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Законы права"
Курс «Законы права» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальной развитие личности. Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых...
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире права" для 9 класса
Обучающиеся научатся:- приобретать практический опыт деятельности, предшествующий профессиональной, в основе которой лежит данная учебная деятельность;- полноценно выполнять типичные для подростка соц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
рабочая программа внеурочной деятельности "Быть гражданином:мои права, мои обязанности"
В целях формирования законопослушного поведения программа «Быть гражданином: мои права, моя ответственность, мой выбор» (далее — программа), направленная на создание благоприятных ус...
Рабочая программа внеурочной деятельности по теме: «От правил до совершенства»
Программа составлена для подготовки обучающихся 7 класса для успешной сдачи ВПР...