Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире права" для 9 класса
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Филяков Степан Викторович

Обучающиеся научатся:

- приобретать практический опыт деятельности, предшествующий профессиональной, в основе которой лежит данная учебная деятельность;

- полноценно выполнять типичные для подростка социальные роли;

- ориентироваться в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализовывать и защищать права человека и гражданина, осознанно выполнять гражданские  обя­занности;

- анализировать и использовать правовую информацию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рудовский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

Утверждена приказом образовательного учреждения     _____________________________

                                                                                                                  Дата, номер приказа

                                                             Директор школы:  _________________ С. М. Акатушев

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«В мире права»

для 9 класса

Разработчик  программы: Филяков С. В.

Рассмотрена на заседании межшкольного

методического объединения     ________________29.08.2019 пр. № 1______________

                                                                                      Дата, номер протокола                                                                              

Руководитель межшкольного

методического объединения:    _______________________________ Н. Н. Артамонова

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного

методического совета                _______________________________________________

                                                                                       Дата, номер протокола                                                                                

Председатель  межшкольного

методического совета:               _______________________________  Г. А. Чупахина

2019 – 2020  учебный год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Предметные результаты:

- целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках;

- адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями;

- давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни;

- умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;

- установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;

- умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;

- умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Личностные результаты:

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

- необходимость поддержания гражданского мира и согласия;

- отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

- стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства;

- признание равноправия народов, единства разнообразных культур;

- убеждённость в важности для общества семьи и семейных традиций;

- осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Обучающиеся научатся:

- приобретать практический опыт деятельности, предшествующий профессиональной, в основе которой лежит данная учебная деятельность;

- полноценно выполнять типичные для подростка социальные роли;

-ориентироваться в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализовывать и защищать права человека и гражданина, осознанно выполнять гражданские  обязанности;

- анализировать и использовать правовую информацию.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- выстраивать систему нравственных ценностей, выделять допустимые принципы поведения;

- реализовывать образ Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;

- нравственно-этически оценивать события и действия с точки зрения моральных норм;

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности;

- представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.)

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Понятие «Право» (3 ч.)

Тема 1. Что такое право? (1 ч.)

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Тема 2. Путешествие в страну прав (1 ч.)

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Тема 3. Правовые документы (1 ч.)

Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Конституция — основной закон РФ.

Раздел II. Правонарушения и ответственность (3 ч.)

Тема 4. Поведение человека в рамках закона (1 ч.)

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Тема 5. Молодёжь и правонарушения (1 ч.)

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений.

Тема 6. Ответственность и наказание (1 ч.)

Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Раздел III. Я и моя семья. Семейные правоотношения (2 ч.)

Тема 7. Моя роль в семье и обществе (1 ч.)

Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями.

Тема 8. Семейные правоотношения (1 ч.)

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Раздел IV. Гражданин и его права (5 ч.)

Тема 9. Подросток как потребитель (1 ч.)

Права потребителя. Механизм защиты прав потребителя.

Тема 10. Мои права и обязанности в школе (1 ч.)

Устав школы – основа правомерного поведения. Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Тема 11. Подросток и право на труд (1 ч.)

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Тема 12. Я – предприниматель (1 ч.)

Предпринимательская деятельность. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Тема 13. Социальные права граждан (1 ч.)

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Раздел V. Власть и государство (3 ч.)

Тема 14. На страже закона (1 ч.)

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Тема 15. Что такое федерация? Символика РФ (2 ч.)

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Символика Российской Федерации.

Итоговое занятие (1 ч.)

Диагностика результатов обучения. Подведение итогов.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности

1

Что такое право?

1

Знать: понятие права, роль права в жизни человека, общества и государства.

Уметь: определять виды нормативно-правовых актов, разбираться в системе законодательства.

2

Путешествие в страну прав

1

Знать: основные виды прав и свобод человека и гражданина, конкретные примеры прав и свобод.

Уметь: защищать свои права и свободы. 

3

Правовые документы

1

Знать: основные правовые документы.

Уметь: анализировать и правильно применять на практике постулаты правовых документов.

4

Поведение человека в рамках закона

1

Знать: понятие, виды и субъекты правоотношений.

Уметь: характеризовать правовой статус несовершеннолетних.

5

Молодёжь и правонарушения

1

Знать: понятие, признаки и виды правонарушений.

Уметь: определять основные виды правонарушений и юридическую ответственность за них.

6

Ответственность и наказание

1

Знать: основные виды юридической ответственности.

Уметь: характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения, объяснять смысл презумпции невиновности.

7

Моя роль в семье и обществе

1

Знать: социальные статусы и роли подростка в семье и обществе.

Уметь: определять основные различия между гендерными ролями мужчин и женщин в семье.

8

Семейные правоотношения

1

Знать: условия заключения брака в РФ.

Уметь: приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей.

9

Подросток как потребитель

1

Знать: основные права потребителя.

Уметь: защищать свои права потребителя.

10

Мои права и обязанности в школе

1

Знать: основные права и обязанности обучающихся в школе.

Уметь: анализировать и извлекать информацию из Устава школы.

11

Подросток и право на труд

1

Знать: основные юридические гарантии права на свободный труд.

Уметь: характеризовать особенности трудовых правоотношений, раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

12

Я – предприниматель

1

Знать: понятие, виды и формы предпринимательской деятельности.

Уметь: определять цель предпринимательской деятельности, выстраивать бизнес-план.

13

Социальные права граждан

1

Знать: основные социальные права человека.

Уметь: раскрывать понятие «социальное государство».

14

На страже закона

1

Знать: основные правоохранительные органы РФ и сферы их деятельности.

Уметь: приводить примеры деятельности правоохранительных органов.

15-16

Что такое федерация? Символика РФ

2

Знать: определение понятия федерация, основные органы власти РФ, символику РФ.

Уметь: работать с Конституцией РФ, анализировать статьи о федеративном устройстве и разграничении полномочий власти в РФ.

17

Итоговое занятие

1

Знать: понятия и термины по теме «Право», а также их определения.

Уметь: применять на практике полученные знания.

Рудовский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

Календарно - тематическое планирование

внеурочной деятельности

«В мире права»

в 9 классе (17 часов, 0,5 часа в неделю)

учителя истории и обществознания

Филякова Степана Викторовича

2019 – 2020 учебный год

№ п/п

Тема

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

Раздел I. Понятие «Право» (3 ч.)

1

Что такое право?

2

Путешествие в страну прав

 

3

Правовые документы

Раздел II. Правонарушения и ответственность (3 ч.)

4

Поведение человека в рамках закона

5

Молодёжь и правонарушения

6

Ответственность и наказание

Раздел III. Я и моя семья. Семейные правоотношения (2 ч.)

7

Моя роль в семье и обществе

8

Семейные правоотношения

Раздел IV. Гражданин и его права (5 ч.)

9

Подросток как потребитель

10

Мои права и обязанности в школе

11

Подросток и право на труд

12

Я – предприниматель

13

Социальные права граждан

Раздел V. Власть и государство (3 ч.)

14

На страже закона

15-16

Что такое федерация? Символика РФ

17

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы  "Моя первая клумба" Социальное направление...

Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов

В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"

В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"

Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Первые шаги в мире информатики"

Данная рабочая программа составлена на основе учебника для общеобразовательных учреждений «Информатика» 1 класс  Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов.Данная программа кружковых занятий по инфо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Миры физики" 7 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "Об образовании в Росс...