План проведения занятия по теме: «Право активного участия в жизни общества»
методическая разработка по праву (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Данный материал предназначен для дополнительных занятий со старшеклассниками по Правовому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravo_aktivnogo_uchastiya_v_zhizni_obshchestva.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКОГО РАЙОНА

План проведения занятия

по программе «Ступени»

по теме: «Право активного участия в жизни общества»

 (14 - 17лет) 

                                     

Педагог дополнительного образования

                                                               Татьяна Валерьевна Буханцова        

ст. Кавказская, 2016г.

тема

Право активного участия в жизни общества

Цель: способствовать формированию знаний о сложностях и путях развития демократического строя через правовое государство и гражданское общество.

 Задачи:

- продемонстрировать пути и формы участия граждан в развитии общества;

- способствовать уверенности в торжестве прав и свобод человека;

- развитие правовой грамотности.

Дидактический материал: таблички для игры «Займи позицию», «Кирпичи» для правового государства, бумага и конверты для игры «Вы нам писали», изречения из Конституции РФ и Конвенции о правах ребёнка, скотч

План проведения занятия

  1. Организационный момент.
  2. Игра «Займи свою позицию».
  3. Познавательная игра «Данетка».
  4. Деловая игра «Строим правовое государство».
  5. Игра для закрепления материала «Вы нам писали».

  1. Организационный момент.

Педагог: сегодня мы продолжаем познавать права человека. А именно: узнаем пути и формы участия граждан в развитии общества, узнаем, как чувствует себя человек, который уверено знает свои права и свободы.

Конституция Российской Федерации

(Извлечение)

Статья 1

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

- Как вы это понимаете?

Статья 3

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

- Как вы это понимаете?

- тогда можно сделать вывод:

Демократия

 самая популярная форма правления.

2. Игра «Займи свою позицию»:

1). С развитием демократии возрастает роль государства.

2). С развитием демократии возрастает роль граждан.

Педагог: по прогнозу американского ученого Фрэнсиса Фукиямы, когда весь мир станет единым демократическим государством, то прекратятся войны и развитие – история закончится.  

– Согласны ли вы с этим?

Педагог: В основе теории демократического развития лежит идея прав человека.

Говорят, эта идея спасет мир. Самое древнее в мире государство -Египет - возникло всего 5 тыс. лет назад. Человеческое общество существует около 2 млн. лет. Значит, люди гораздо больше времени прожили без государства, чем при нем.

В период развития современной демократии развиваются две мощные социальные силы: правовое государство; гражданское общество.

Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал о том, что демократия, как более поздняя и сложная форма политического развития требует и большей зрелости народа. Это должен быть народ, созревший для управления самим собой, сознающий свои права и уважающий чужие, понимающий свои обязанности и способный к самоограничению.

Демократия невозможна без воспитания народа, без поднятия его нравственного уровня.

3. Познавательная игра «Данетка»

Инструкция. Педагог называет качества народа, а обучающиеся должны назвать какие из них «созрели для управления самим собой», без контроля и нажима со стороны властей?

                            Если вы хотите ответить «да» - поднимите руку,

                                                                       «нет» - сидите спокойно:

•        самостоятельность общественных организаций;

  • гуманизм, толерантность;
  • активность и высший уровень участия на выборах;
  • правовой идеализм - преувеличение роли права (законов) в жизни общества;
  • правовой нигилизм - отрицание роли права (закона) в жизни общества;
  • абсентеизм — неявка избирателей на выборы;
  • общая культура;
  • политическая и правовая культура.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО -   ЭТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВО, В КОТОРОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ГЛАВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ, ЗАКОНОВ, ЗАЩИЩАЮТСЯ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА

  1.  Игра «Строим правовое государство»

Инструкция. Педагог раскладывает на полу «кирпичи» (карточки), на которых написаны признаки правового государства и то, что мешает правовому государству.

Подростки по одному подходят к доске, берут «кирпич» и объясняют, почему они прикрепляют его на доску или бросают в «кучу мусора».

Перечень «кирпичей» для правового государства:

  • демократия;
  • правовое государство;
  • правопорядок;
  • законность;
  • равенство всех перед законом;
  • права и свободы человека;
  • верховенство закона;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • коррупция;
  • «беспредел» чиновников;
  • невысокая политический культура;
  • правовая безграмотность;
  • преступность;
  • взяточничество,
  • равнодушие и апатия людей;
  • экономические трудности.

Если в условиях правового государства сложилось равновесие между правами человека, общества, государства, то такое общество называется гражданским.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО -  ЭТО СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ

ОБЪЕДИНЕНИЙ И СВЯЗЕЙ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНЫХ,

КУЛЬТУРНЫХ, ДУХОВНЫХ  И  НАУЧНЫХ  ЦЕННОСТЕЙ

Можно привести примеры из истории, когда отсутствовало равновесие трех составляющих гражданского общества:

  1. личность взяла верх над обществом и государством;
  2. государство подавляло общество и личность;
  3. партия, как общественное объединение, брала верх над государством и каждой личностью.

  1.  Игра «Вы нам писали»

Инструкция  Шаг 1.

Группа делится на группы по 4-5 человек. В каждой группе лист бумаги и конверт. Обучающиеся каждой группы должны описать ситуацию из их жизни, где были нарушены, т. е. несправедливо ограничены их права. Затем ребята должны спросить мнение редакции газеты (это уже другая группа). Письмо запечатывается в конверт. Роль почтальона выполняет педагог.

Шаг 2.        Педагог передает письмо из одной группы другой группе.

Таким образом, все ребята играют роль журналистов в редакциях газет. Все группы работают над короткой статьей - ответом, разбирают описанные ситуации, высказывают свое мнение.

Шаг 3.        Когда окончена работа, участники в каждой группе

выбирают спикера. Спикерам предстоит зачитать всему классу письмо, которое пришло в их газету, а также зачитать ответ из газеты. Следует выяснить, насколько ответ из газеты устраивает ту группу, которая писала письмо.

Контрольные вопросы

  1. Как вы понимаете выражение «правовое государство»?
  2. Как вы понимаете выражение «гражданское общество»?
  3. Назовите известные вам формы и способы активного участия в
    государственных делах.

     

 ЗАПОМНИ!

Итог занятия: полная реализация прав и свобод человека и гражданина возможна только в условиях правового государства и гражданского общества.

Материал для занятия взят из метод.книги «По законам Добра»

Т.А. Фалькович, Т.А.Щупина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План практического занятия по теме "Право"

Методическая разработка практического занятия...

Урок обществознания в 9-ом классе по теме «Право, его роль в жизни общества и государства»

Урок обществознания в 9-ом классе по теме «Право, его роль в жизни общества и государства»...

План проведения занятия-тренинга по теме "Права и обязанности в семье"

Тренинговое занятие проводится для обучающихся 7-11 классов с целью познать их с основами нрав­ственно-правовых норм семейных отношений....

Методический материал по теме «Право активного участия в жизни общества»

Данный материал способствует формированию правовых знаний и разработан для старшеклассников...

Конспект урока на тему «Право, его роль в жизни общества и государства» 9 класс

Конспект урока на тему«ПРАВО, ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА»Цель урокаСоздать условия для формирования представления о  значении права в жизни человека, общества, государств...

Диплом за хорошую учёбу, активное участие в жизни класса и школы

Диплом за хорошую учёбу, активное участие в жизни класса и школы...

Методическая разработка для проведения занятия по теме: Правила внутреннего распорядка. Права и обязанности кадет

Ознакомить учащихся правилами внутреннего распорядка кадетской школы. Довести права и обязанности кадет...