План практического занятия по теме "Право"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме
Методическая разработка практического занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_prakticheskogo_zanyatiya.doc | 44.5 КБ |
kopiya_podgotovka_k_ege.ppt | 364 КБ |
didakticheskiy_material.docx | 23.91 КБ |
ponyatiya_po_teme_pravo.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
План практического занятия
по теме «Право»
Цель: создать условия для проверки учащимися знаний по содержательной линии «Право», подготовки к ЕГЭ по обществознанию, выявления пробелов в знаниях.
Формирование УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных) учащихся через их включение в практикум по теме «Право».
Задачи:
Познавательные: развитие познавательной активности, развитие умения применять информацию по теме.
Регулятивные: развитие умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: развитие умения грамотно презентовать проделанную работу.
Оборудование: мультимедиа проектор, учебная презентация по теме, маршрутные листы, дидактический материал.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемая информация и форма работы | Применяемые учебные действия |
1.Организационный момент | Приветствует уч-ся, мотивационная установка на выполнение практических заданий | Приветствуют учителя | Индивидуальная | Навык оценивания. Самооценка. |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Организует беседу для определения темы, проблемы и цели занятия. | Определяют тему, формулируют цель занятия. | Имеющиеся знания и опыт; фронтальная. | Формулирование цели занятия. Определение собственных действий. Систематизация информации. Установление взаимосвязи. |
3.Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. | Организует работу уч-ся по маршрутному листу, помогает осуществлять контроль знаний на этапах | Выполняют задания в соответствии с маршрутным листом (Приложение1), осуществляют самоконтроль знаний и умений, выявляют пробелы в знаниях. | Индивидуальная | Навык оценивания |
4. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Организует обсуждение итогов работы, проблемных вопросов, затруднений. Определяет проблемные зоны для каждого уч-ся. | Подводят итоги своей деятельности на занятии, определяют пробелы в знаниях, затруднения в выполнении заданий. | Индивидуальная, фронтальная | Формулирование суждений, выводов. Навык оценивания |
Приложение 1
Маршрутный лист по теме «Право»
Ф.И. ученика __________________________________ Маршрутный номер: АБВГДЕ
(у каждого свой номер)
Маршрут | Вид задания | Количество баллов | Ошибки, затруднения | |
Максимум | Результат | |||
А | Соотнесение понятия и определения | 21 | ||
Б | - Соотнесение видовых понятий с родовыми - Классификация путем установления соответствия - Осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка - Дифференциация в социальной информации фактов и мнений | 12 | ||
В | Определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту | 2 | ||
Г | Выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц | 4 | ||
Д | Задания на анализ источника | 6 | ||
Е | Задания с выбором ответа (электронный тест) | 5 | ||
Итого | 50 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель занятия: проверка знаний и умений по содержательной линии «Право» подготовка к ЕГЭ по обществознанию выявление пробелов в знаниях
Лист контроля по теме «Право» Ф.И. ученика ________________ Маршрутный номер: АБВГДЕ Маршрут Вид задания Количество баллов Ошибки, затруднения Максимум Результат А Соотнесение понятия и определения 21 Б Соотнесение видовых понятий с родовыми, классификация и др. 12 В Определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту 2 Г Выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц 4 Д Задания на анализ источника 6 Е Задания с выбором ответа (электронный тест) 5 Итого 50
Подведем итоги Татьяна Екатерина Александр Сергей Ксения Виктория
«Энциклопедия ума»
Благодарю за работу! Удачи на экзаменах!
Предварительный просмотр:
В2
1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «объект правоотношений».
Деньги и ценные бумаги; государственные образования; информация; работы и услуги; результаты интеллектуальной деятельности.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «объект правоотношений».
Ответ:
2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «виды административного наказания».
Предупреждение; штраф; исправительные работы; лишение специального права; арест до 15 суток.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «виды административного наказания».
Ответ:
3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «субъект РФ».
Край; область; федеральный округ; автономный округ; город федерального значения.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «субъект РФ».
Ответ:
В3
1. Установите соответствие между отраслями права и правоотношениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Правоотношения | Отрасли права |
А) Задержка выплаты заработной платы Б) Участие в управлении производством В) Нарушение производственной дисциплины Г) Объявление выговора за опоздание Д) Нарушение правил перевозки грузов | 1) трудовое право 2) административное право |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
А | Б | В | Г | Д |
2. Установите соответствие между группами прав человека и основными правами, к ним относящимися: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Основные права | Группы прав человека |
А) Право на предпринимательскую деятельность Б) Право на благоприятную окружающую среду В) Право на землю Г) Право на труд Д) Право на бесплатную медицинскую помощь | 1) социальные права 2) экономические права |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
А | Б | В | Г | Д |
3.Установите соответствие между субъектами государственной власти РФ и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Функции | Субъекты государственной власти |
А) Принимает меры по охране суверенитета РФ Б) Решает вопросы гражданства РФ В) Разрабатывает бюджет РФ Г) Принимает меры по обеспечению обороны страны Д) Обеспечивает осуществление полномочий федеральных органов государственной власти | 1) Президент РФ 2) Правительство РФ |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
А | Б | В | Г | Д |
В4
1. Найдите в приведенном ниже списке правовые отношения, регулируемые нормами гражданского права, и обведите цифры, под которыми они указаны
1) заключение брачного договора
2) заключение договора о поставке продукции
3) конфискация имущества
4) установление авторства
5) нарушение дисциплины труда
6) совершение покупки в магазине
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ:
2. Найдите в приведенном списке источники права и обведите цифры, под которыми они указаны
1) правовой прецедент
2) норма морали
3) отрасль права
4) договор с нормативным содержанием
5) законопроект
6) правовой обычай
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ:
3. Найдите в приведенном ниже списке основания, освобождающие от уголовной ответственности, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) деятельное раскаяние
2) примирение обвиняемого с потерпевшим
3) необходимая оборона
4) изменение обстановки
5) крайняя необходимость
6) совершение преступления с использованием документов представителя власти
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ:
В5
1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Считается, чтобы понять как действует правовая норма, необходимо постичь смысл этого понятия. (2) Правовая норма состоит из трех частей: гипотезы, диспозиции и санкции. (3) В некоторых случаях три элемента правовой нормы могут содержаться в разных статьях одного закона или даже в различных законах. (4) Так, статья 37 Конституции РФ говорит о праве на труд, отвечающем требованиям безопасности, а Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности труда.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 |
2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме в 1993 году, сформировала новую систему государственной власти. (2) Конституция РФ, по мнению специалистов, выполнила основную задачу — способствовала стабилизации положения в российском обществе. (3) Между тем, некоторые эксперты считают, что в нынешней Конституции РФ есть декларативные элементы: государство авансом названо правовым, слабо обозначен механизм защиты прав человека и гражданина. (4) Однако могущественна не сама конституция, а конституционная система, состоящая из отношения общества к Основному закону и из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг конституции.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 |
В6
1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
« Прокуратура – это орган, наблюдающий в районе за исполнением и соблюдением _________(1) всеми гражданами, должностными лицами, частными, общественными, муниципальными и государственными ________(2). Районного прокурора назначает на должность Генеральный________(3) Российской Федерации сроком на пять лет. Районный прокурор не подчиняется никаким органам местного самоуправления или власти, он подчиняется только вышестоящему прокурору. Прокуратура проводит _______(4) на основе поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушении закона. По фату нарушения закона прокурор может вынести _________(5), внести представление, вынести протест. Протест приносится на незаконные правовые __________(6), принятые органом власти или должностным лицом».
А) прокурор
Б) закон
В) организация
Г) присяга
Д) расследование
Е) постановление
Ж) благодарность
З) правопорядок
И) акт
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«По Конституции РФ Президент России призван обеспечить единство государственной власти, согласованность ее отраслей, устойчивость (1). Президент РФ является (2) Конституции, прав, свобод человека и гражданина. Законодательная инициатива позволяет ему приводить текущее законодательство в соответствие с действующими положениями Конституции РФ, обладая правом (3) на стадии подписания федеральных законов. Президент издает (4), направленные на защиту правового положения граждан. Он решает вопросы (5) и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ; осуществляет (6)».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) указ
Б) гарант
В) политик
Г) законность
Д) вето
Е) помилование
Ж) закон
З) государство
И) гражданство
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Юридическая ответственность — применение к лицу, совершившему (1), мер государственного принуждения в целях охраны (2). Существуют определенные принципы применения юридической ответственности. Принцип (3) требует строгой и точной реализации правовых предписаний. Принцип (4) предусматривает доказательность вины, применения одного наказания за одно преступное деяние. Принцип (5) указывает соответствие наказания тяжести деяния. Признание интересов человека основополагающими определяется принципом (6). Важными принципами юридической ответственности также являются неотвратимость наступления и индивидуальность наказания».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) гуманизм
Б) правопорядок
В) преступление
Г) справедливость
Д) целостность
Е) демократизм
Ж) целесообразность
З) законность
И) правонарушение
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Прочитайте текст и выполните задания С1 — С4
Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе которого праву принадлежит ведущая роль. Право — часть социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное обеспечение. Право как социальный институт — это способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая свое выражение в системе общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством, регулирующих действия, поведение и отношения людей (их групп, государственных и общественных органов, организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением или его угрозой. ...
Общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права предопределяют его первостепенную роль в социальном управлении общественной жизнью, где объектами и одновременно субъектами такого управления выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные институты и организации. С тех пор, как возникла политическая организация общества, именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо цивилизованного общества. Данное положение объективно отражает место и роль права в историческом развитии человечества и, понятно, не направлено ни на то, чтобы искусственно принизить значение морали и религии, обычаев и традиций в социальном контроле, ни на то, чтобы признавать любое право всегда и при всех условиях воплощением гуманизма и цивилизованности. ...
Спору нет «закон» и «право» — тесно взаимосвязанные и взаимопроникающие понятия, которые неправомерно разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. (Тадевосян Э. В. Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально-гуманитарные знания. — 2000, № 2. — С. 102—104)
С1 Опираясь на текст, раскройте сущность права. Какие признаки отличают его от других социальных институтов?
С2 Какова роль права, по мнению автора, в историческом развитии человечества? Объясните, чем данная роль обусловлена.
С3 Автор утверждает, что не любое право и не при всех условиях является воплощением гуманизма и цивилизованности. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса примеры государств с такими правовыми системами.
С4 Объясните, как соотносятся между собой понятия «закон» и «право». Какое из них шире по своему содержанию? Приведите три соответствующих обоснования.
С9
Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1.«Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Небесное, а в том, чтобы он — до времени — не превратился в ад» (В. Соловьев)
2.«Где нет закона, нет и преступления» (Апостол Павел)
3. «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения» (М. Салтыков-Щедрин)
4. «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению» (Аристотель)
5.«Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить» (Т. Карлейль)
6. «Человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто сознает, что кроме него, на свете есть другие люди» (И. Ильин)
Предварительный просмотр:
Понятия по теме «Право»
1. Право | А. совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений |
2. Система права | Б. официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права |
3. Норма права | В. Система норм, которые устанавливает только государство |
4. Отрасль права | Г. выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права |
5. Институт права | Д. обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, включающее взаимосвязанные между собой части(элементы) – нормы, институты, отрасли |
6. Источники права | Е. неправомерное(противоправное) общественно вредное виновное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность |
7. Юридическая ответственность | Ж. установленное государством общеобязательное правило поведения, действие которого поддерживается силой государственного принуждения |
8. Нормативно-правовой акт | З. охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности. |
9. Правоотношение | И. применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. |
10. Правонарушение | К. объективно обособившаяся внутри той или иной отрасли группу взаимосвязанных однопорядковых юридических норм |
Право | Система норм, которые устанавливает только государство |
Система права | обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, включающее взаимосвязанные между собой части(элементы) – нормы, институты, отрасли |
Норма права | Установленное государством общеобязательное правило поведения, действие которого поддерживается силой государственного принуждения |
Отрасль права | совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений |
Институт права | объективно обособившаяся внутри той или иной отрасли группу взаимосвязанных однопорядковых юридических норм |
Источники права | официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права |
Юридическая ответственность | применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. |
Нормативно-правовой акт | выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права |
Правоотношение | охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности. |
Правонарушение | неправомерное(противоправное) общественно вредное виновное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность |
Закон | Нормативно-правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой |
Административное право | Отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления |
Гражданское право | Совокупность норм, регулирующих на началах юридического равенства сторон имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения |
Трудовое право | Отрасль, регулирующая отношения между работодателем и наемным работником, основанные на трудовом договоре |
Семейное право | Совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье |
Уголовное право | Совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний |
Экологическое право | Совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды |
Преступление | Виновное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой применения уголовного наказания |
Уголовное наказание | Мера, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления |
Правовое сознание (правосознание) | Отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике |
Правомерное поведение | Поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. |
Право | обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, включающее взаимосвязанные между собой части(элементы) – нормы, институты, отрасли | Система права | Установленное государством общеобязательное правило поведения, действие которого поддерживается силой государственного принуждения |
Норма права | Поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. | Правомерное поведение | Виновное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой применения уголовного наказания |
Преступление | Совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды | Экологическое право | неправомерное(противоправное) общественно вредное виновное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность |
Правонарушение | Отрасль, регулирующая отношения между работодателем и наемным работником, основанные на трудовом договоре | Трудовое право | официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права |
Источники права | Нормативно-правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой | Закон | Отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике |
Правовое сознание (правосознание) | Совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье | Семейное право | охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности. |
Правоотношение | выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права | Нормативно-правовой акт | применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение |
Юридическая ответственность | Совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний | Уголовное право | объективно обособившаяся внутри той или иной отрасли группу взаимосвязанных однопорядковых юридических норм |
Институт права | Мера, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления | Уголовное наказание | Совокупность норм, регулирующих на началах юридического равенства сторон имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения |
Гражданское право | совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений | Отрасль права | Отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления |
Административное право | Система норм, которые устанавливает только государство |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы-конспекты занятий по коррекционным курсам «Предметно-практическая деятельность, обучение игре »,"Окружающий мир", "Сенсорика"
Это конспект занятия, адресованный педагогам, работающим с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития....
Планы-конспекты занятий по коррекционным курсам «Предметно-практическая деятельность, обучение игре »,"Окружающий мир", "Сенсорика"
Конспекты адресованы педагогам,работающим с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития....
Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Изготовление прихватки из лоскутков ткани»
Урок – деловая игра предполагает условное воспроизведение некоторой реальной деятельности, которую осваивают учащиеся. Обучение проходит в процессе совместной игры....
Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Моделирование фартука».
Урок с элементами игровых ситуаций. На уроке обучающимся предстоит узнать о том, как создаются новые модели одежды, познакомиться с профессией модельера, научиться моде...
Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Обработка накладного кармана»
Урок - игра “Путешествие в страну «Карманию». Знакомство с историческими сведениями о кармане, его ролью в современной одежде, способами его обработки. ...
План практического занятия элективного курса "Астрономия" для 9 класса на тему "Солнечные затмения"
Занятие элективного курса "Астрономия" для 9 класса на тему "Солнечные затмения"...
План-конспект практического занятия «Виды относительных величин, выполнение плана, структуры»
Тема 2.4 Абсолютные и относительные величины.Занятие 13. ПЗ №7 Виды относительных величин, выполнение плана, структуры Цель занятия: Формирование компетенций по обработке информации и статистическому ...