План проведения занятия-тренинга по теме "Права и обязанности в семье"
классный час по праву (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Тренинговое занятие проводится для обучающихся 7-11 классов с целью познать их с основами нравственно-правовых норм семейных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_i_obyazannosti_v_seme.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКОГО РАЙОНА
План проведения занятия-тренинга
по программе «Ступени»
объединения «НЕПОСЕДЫ»
тема: «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ»
II группа, второго года обучения
(14 лет)
Педагог дополнительного образования
Татьяна Валерьевна Буханцова
ст. Кавказская, 2016г.
тема занятия-тренинга
«Права и обязанности в семье»
Цель: познакомить участников тренинга с основами нравственно-правовых норм семейных отношений.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с основными правами и обязанности членов семьи;
- нравственное и правовое воспитание подростков;
- формирование навыков недискриминационного, толерантного поведения.
Интерактивные стратегии
- Работа с казусами.
- Упражнение «Она не работает».
- Игра «Триада».
Дидактический материал
- Конституция РФ
- Карточки с казусами.
- Карточки для игры «Триада».
- Сборник стихов Э. Успенского
План проведения занятия-тренинга
- Организационный момент.
Конституция Российской Федерации
(Извлечение)
Статья 38
- Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
- Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
- Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Педагог: Семья - это круг лиц, объединенных супружескими отношениями, близким кровным родством либо родством в результате усыновления (удочерения).
Основная функция семьи - рождение и воспитание детей. В семье закладывается будущее любого народа и государства.
Вместе с тем, члены семьи ведут совместное хозяйство, обеспечивают потребности друг друга в еде, жилище, одежде, отдыхе, развлечениях, в духовном общении, поддержке и т. д.
Однажды молодая мама обратилась к великому педагогу К. Ушинскому с вопросом, когда следует начинать воспитание малыша, и он спросил ее о возрасте ребенка
- О, он еще совсем мал! Ему всего неделя от роду!
- Дорогая моя, вы опоздали ровно на целую неделю! - воскликнул знаменитый педагог.
Воспитание детей - очень серьезный и ответственный процесс. Законы Российской Федерации устанавливают тесную связь между правами и обязанностями родителей и детей в семье.
- Упражнение с казусами (все обучающиеся делятся на малые группы)
Педагог: В многообразии и сложностях семейных отношений говорят приводимые ниже казусы. Обсудите их в группах, выскажите свое мнение.
- М. вела беспечный образ жизни. Внебрачный ребенок связал ее по
рукам. Она подбросила его чужим людям, оставив на пороге в одеяльце
1имой. Прошло 15 лет. М. потребовала вернуть ребенка, делая упор на
положительные характеристики с места работы. — Что решит суд?
- Отец злоупотреблял спиртными напитками, поднимал руку на
мать и ребенка. Во время очередной ссоры, когда мать заступилась за
сына, т. к. отец начал жестоко избивать его за двойку, разъяренный отец
убил мальчика и жестоко избил жену. — Что решит суд?
- После развода бывший супруг отказался помогать своим детям.
Отвечает грубостью: «Мне не нужны ни ты, ни твои дети». — Что говорит закон?
- Отец и мать в семье сильно злоупотребляли спиртным, оказывали
дурное влияние на детей. Дети плохо учатся, постоянно пропускают уроки.
- Стоит ли оставлять детей у таких родителей?
- Будут ли нарушены права детей в случае определения их в интернат для детей-сирот?
- Семья Ф. не имеет постоянного дохода. Родители заставляют детей
попрошайничать в общественном транспорте. — Какие нормы морали
и права нарушаются в семье?
Вывод: семья должна воспитать:
- трудолюбие;
- достоинство;
- уважение к окружающим;
- стойкость;
- дисциплину;
- стремление к знаниям;
- привычку к здоровому образу жизни.
Принято считать, что детей воспитывают только родители и окружающие. Но это не совсем верно. Очень важно самому заниматься своим воспитанием.
Известный китайский мыслитель и ученый Конфуций говорил: «Воспитать себя настолько, чтобы уважать других, как самого себя -выше этого нет ничего».
Вот некоторые советы для самовоспитания:
- умей управлять своими поступками;
- учись терпеливо преодолевать трудности;
- определи цель;
- воспитывай волю;
- замечай в людях хорошее.
ЗАПОМНИ!
Родители и дети обязаны заботиться друг о друге.
С уважением относись к старшим.
Знай и почитай традиции своей семьи, старайся узнать, как можно больше о своих предках.
Не огорчай родных плохими поступками.
Быть воспитанным - значит быть вежливым, чутким, добрым, отзывчивым. Семья должна учить быть таким. Еще в древности многие народы придумывали правила поведения в семье.
Например, князь Владимир Мономах оставил «Поучения» детям:
- при старших молчать;
- мудрых слушать;
- старшим повиноваться;
- с равными себе дружить.
При Иване Грозном появился знаменитый «Домострой». Он учил:
- не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других;
- соблюдать порядок, чистоту в доме;
- строго выполнять свои обязанности.
В крестьянской среде тоже действовали правила поведения в семье:
- уважение к старшим;
- выполнение своих обязанностей по хозяйству;
- воспитание патриотизма и др.
- Вопросы для беседы
- Какие правила действуют в вашей семье? Расскажите о них.
- О каком правиле забыл мальчик в этом стихотворении:
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
Был на квартиру налет?
Нет!
К нам заходил бегемот?
Нет!
Может быть, дом не наш?
Наш!
Может, не наш этаж?
Наш!
Просто приходил Сережка,
Поиграли мы немножко.
Э. Успенский
- Зачем в семье нужны правила?
- Нужно ли делить обязанности по дому на мужские и женские?
- Кто выполняет эти обязанности в вашей семье?
Если был бы я девчонкой –
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам.
- Упражнение «Она не работает»
Цель упражнения - привлечь внимание участников тренинга к возможной дискриминации женщин, обсудить равенство прав по половому признаку.
Ключевая мысль: дискриминация женщин является нарушением прав человека.
- Детям предоставляется возможность разыграть по ролям ситуацию, которая дается активным детям подготовится дома «Она не работает».
(участвуют «доктор» и «больной»).
- Много у вас детей? — спросил доктор больного.
- Родилось шестнадцать, живы только девять, - ответил он.
- Ваша жена работает?
- Нет, она сидит дома.
- Понятно... И как она проводит свой день?
- Ну, она встает в четыре утра, приносит воду и дрова, разводит огонь и готовит завтрак для семьи. Потом она идет на речку и стирает одежду. Потом она идет в город, чтобы продать на базаре кукурузу и купить, что нужно по хозяйству. Потом готовит обед.
- Вы приходите домой обедать?
- Нет-нет, она приносит мне еду на поле, это около трех километров
от нашего дома.
- А потом?
- Ну, она ухаживает за курами и поросятами. И, наконец, весь день
присматривает за детьми. Потом она готовит ужин, чтобы он был готов к моему возвращению.
- Она ложится спать после ужина?
- Нет, это я ложусь. Она возится по хозяйству до девяти часов.
- Но вы говорили, что ваша жена не работает...
- Ну да, я же сказал — она сидит дома.
- Обсуждение инсценировки:
- Составьте всем классом список работ, выполнявшихся женщиной в этой семье.
- Назовите, как можно больше причин того, почему муж считает, что жена не работает («мозговой штурм»).
- Найдите аргументы в подтверждение того, что деятельность женщины в семье тоже является работой («мозговой штурм»).
Конституция РФ является основополагающим документом
для норм семейного права.
Статья 2 объявляет высшей ценностью человека, его права и свободы; защита прав и свобод - обязанность государства.
Статья 19 закрепляет равенство всех граждан России перед законом и судом.
В Конституции РФ провозглашены личные права, которые распространены на семейные отношения:
- право на жизнь (статья 20);
- достоинство личности (статья 21);
- право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22);
- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную
тайну (статья 23); - свобода совести, свобода вероисповедания (статья 28);
- право на судебную защиту (статья 46).
Главным источником семейного права является Семейный Кодекс РФ,
принятый Государственной Думой в декабре 1995 г.
- Игра «Триада»
- Инструкция: участникам тренинга раздаются карточки 3-х цветов с надписями:
- красные - «Желаем вам любящих детей»;
- зеленые - «Пусть будут живы и здоровы ваши родители»;
- желтые - «Покой и мир вашему дому».
Согласно полученной карточке участники тренинга занимают места:
стол - РОДИТЕЛИ
стол - ДЕТИ
стол - СУДЬИ
Вниманию всех предлагается следующая ситуация: «Отец оставил Сережу с матерью без средств к существованию, когда ребенку было 4 года. Ни писем, ни денег не было от него в течение 20 лет. И вот отец вернулся и требует от Сергея материальной помощи».
- Как разрешить ситуацию?
2) Проведение данной игры:
- Все участники в трех группах должны составить списки, отражающие пути выхода из ситуации - 5 минут.
- Образуются новые группы «Ребенок-Родитель-Судья». В течение 5 минут методом компромисса попытайтесь найти общее решение. В итоге судья должен сообщить это решение всем участникам.
- Заслушиваются «судьи» из всех групп.
- Осуждение игры
- Каковы права детей в семье? Права родителей?
- Каковы обязанности детей? Обязанности родителей?
- Итог тренинга. Контрольные вопросы
- Как вы понимаете поговорку: «Мой дом - моя крепость»?
- При каких условиях семья действительно будет крепкой?
- Как проявляется в Основном законе единство прав и обязанностей
членов семьи?
ЗАПОМНИ!
Закон защищает равные права всех членов семьи. Запрещается дискриминация по возрасту, полу и т. д.
Родители обязаны заботиться о детях.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация для проведения практического занятия-тренинга "Работа с билингвистическими словарями"
Данная презентациия поможет обучающимся в работе со словарями...
открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"
Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...
НОД «Права и обязанности в семье».
НОД «Права и обязанности в семье».Воспитатель: Бирюкова О.А.МБДОУ №14 «Белочка» Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни. Задачи: • ...
"обязанности в семье" занятие по помещению в замещающую семью.
Это занятие проводиться в детском доме с детьми, которых хотят взять на воспитание в замещающую семью....
Методическая разработка урока английского языка «МОЯ СЕМЬЯ. ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ И ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ».4 класс
УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: «МОЯ СЕМЬЯ. ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ И ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ».Тип урока: урок обобщения знаний и применения их в повседневной жизни. Цель урока: Обуча...
Занятие - тренинг «Взаимодействие родителей и детей в приемной семье».
Занятие-тренинг«Взаимодействие родителей и детей в приемной семье». Цель: повышение уровня психолого-педагогической и социально-психологической компетенции приемных родителей, осознан...
План конспект занятия тренинга подростков возраста 12-16 лет «Моя коммуникабельность» с практическими заданиями и сценарием ролевой игры
План конспект занятия тренинга подростков возраста 12-16 лет «Моя коммуникабельность» с практическими заданиями и сценарием ролевой игры Автор: Осепян Анна Карленовна План ...