План проведения занятия-тренинга по теме "Права и обязанности в семье"
классный час по праву (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Тренинговое занятие проводится для обучающихся 7-11 классов с целью познать их с основами нрав­ственно-правовых норм семейных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_i_obyazannosti_v_seme.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКОГО РАЙОНА

План проведения занятия-тренинга

по программе «Ступени»

объединения «НЕПОСЕДЫ»

тема: «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ»

II группа, второго года обучения

(14 лет)

                                     

Педагог дополнительного образования

                                                               Татьяна Валерьевна Буханцова        

ст. Кавказская, 2016г.

тема занятия-тренинга

«Права и обязанности в семье»

Цель: познакомить участников тренинга с основами нравственно-правовых норм семейных отношений.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с основными правами и обязанности членов семьи;
  • нравственное и правовое воспитание подростков;
  • формирование навыков недискриминационного, толерантного поведения.

Интерактивные стратегии

  1. Работа с казусами.
  2. Упражнение «Она не работает».
  3. Игра «Триада».

Дидактический материал

  1. Конституция РФ
  2. Карточки с казусами.
  3. Карточки для игры «Триада».
  4. Сборник стихов Э. Успенского

План проведения занятия-тренинга

  1. Организационный момент.

Конституция Российской Федерации

(Извлечение)

Статья 38

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Педагог: Семья - это круг лиц, объединенных супружескими отношениями, близким кровным родством либо родством в результате усыновления (удочерения).

Основная функция семьи - рождение и воспитание детей. В семье закладывается будущее любого народа и государства.

Вместе с тем, члены семьи ведут совместное хозяйство, обеспечивают потребности друг друга в еде, жилище, одежде, отдыхе, развлечениях, в духовном общении, поддержке и т. д.

Однажды молодая мама обратилась к великому педагогу К. Ушинскому с вопросом, когда следует начинать воспитание малыша, и он спросил ее о возрасте ребенка

- О, он еще совсем мал! Ему всего неделя от роду!

- Дорогая моя, вы опоздали ровно на целую неделю! - воскликнул знаменитый педагог.

Воспитание детей - очень серьезный и ответственный процесс. Законы Российской Федерации устанавливают тесную связь между правами и обязанностями родителей и детей в семье.

  1. Упражнение с казусами (все обучающиеся делятся на малые группы)

Педагог: В многообразии и сложностях семейных отношений говорят приводимые ниже казусы. Обсудите их в группах, выскажите свое мнение.

- М. вела беспечный образ жизни. Внебрачный ребенок связал ее по
рукам. Она подбросила его чужим людям, оставив на пороге в одеяльце
1имой. Прошло 15 лет. М. потребовала вернуть ребенка, делая упор на
положительные характеристики с места работы. —
Что решит суд?

- Отец злоупотреблял спиртными напитками, поднимал руку на
мать и ребенка. Во время очередной ссоры, когда мать заступилась за
сына, т. к. отец начал жестоко избивать его за двойку, разъяренный отец
убил мальчика и жестоко избил жену. —
Что решит суд?

- После развода бывший супруг отказался помогать своим детям.
Отвечает грубостью: «Мне не нужны ни ты, ни твои дети». —
Что говорит закон?

- Отец и мать в семье сильно злоупотребляли спиртным, оказывали
дурное влияние на детей. Дети плохо учатся, постоянно пропускают уроки.

- Стоит ли оставлять детей у таких родителей?

- Будут ли нарушены права детей в случае определения их в интернат для детей-сирот?

- Семья Ф. не имеет постоянного дохода. Родители заставляют детей
попрошайничать в общественном транспорте.
— Какие нормы морали
и права нарушаются в семье?

                       

Вывод: семья должна воспитать:

  • трудолюбие;
  • достоинство;
  • уважение к окружающим;
  • стойкость;
  • дисциплину;
  • стремление к знаниям;
  • привычку к здоровому образу жизни.

Принято считать, что детей воспитывают только родители и окружающие. Но это не совсем верно. Очень важно самому заниматься своим воспитанием.

Известный китайский мыслитель и ученый Конфуций говорил: «Воспитать себя настолько, чтобы уважать других, как самого себя -выше этого нет ничего».

Вот некоторые советы для самовоспитания:

  • умей управлять своими поступками;
  • учись терпеливо преодолевать трудности;
  • определи цель;
  • воспитывай волю;
  • замечай в людях хорошее.

ЗАПОМНИ!

Родители и дети обязаны заботиться друг о друге.

С уважением относись к старшим.

Знай и почитай традиции своей семьи, старайся узнать, как можно больше о своих предках.

Не огорчай родных плохими поступками.

Быть воспитанным - значит быть вежливым, чутким, добрым, отзывчивым. Семья должна учить быть таким. Еще в древности многие народы придумывали правила поведения в семье.

Например, князь Владимир Мономах оставил «Поучения» детям:

  • при старших молчать;
  • мудрых слушать;
  • старшим повиноваться;
  • с равными себе дружить.

При Иване Грозном появился знаменитый «Домострой». Он учил:

  • не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других;
  • соблюдать порядок, чистоту в доме;
  • строго выполнять свои обязанности.

В крестьянской среде тоже действовали правила поведения в семье:

  • уважение к старшим;
  • выполнение своих обязанностей по хозяйству;
  • воспитание патриотизма и др.

  1. Вопросы для беседы

-   Какие правила действуют в вашей семье? Расскажите о них.

   -   О каком правиле забыл мальчик в этом стихотворении:

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

Был на квартиру налет?

Нет!

К нам заходил бегемот?

Нет!

Может быть, дом не наш?

Наш!

Может, не наш этаж?

Наш!

Просто приходил Сережка,
Поиграли мы немножко.

                          Э. Успенский

  1. Зачем в семье нужны правила?
  2. Нужно ли делить обязанности по дому на мужские и женские?
  3. Кто выполняет эти обязанности в вашей семье?

Если был бы я девчонкой –

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам.

  1. Упражнение «Она не работает»

Цель упражнения - привлечь внимание участников тренинга к возможной дискриминации женщин, обсудить равенство прав по половому признаку.

Ключевая мысль: дискриминация женщин является нарушением прав человека.

  1. Детям предоставляется возможность разыграть по ролям ситуацию, которая дается активным детям подготовится дома «Она не работает».

(участвуют «доктор» и «больной»).

- Много у вас детей? — спросил доктор больного.

- Родилось шестнадцать, живы только девять, - ответил он.

- Ваша жена работает?

- Нет, она сидит дома.

- Понятно... И как она проводит свой день?

- Ну, она встает в четыре утра, приносит воду и дрова, разводит огонь и готовит завтрак для семьи. Потом она идет на речку и стирает одежду. Потом она идет в город, чтобы продать на базаре кукурузу и купить, что нужно по хозяйству. Потом готовит обед.

- Вы приходите домой обедать?

- Нет-нет, она приносит мне еду на поле, это около трех километров
от нашего дома.

- А потом?

- Ну, она ухаживает за курами и поросятами. И, наконец, весь день
присматривает за детьми. Потом она готовит ужин, чтобы он был готов к моему возвращению.

- Она ложится спать после ужина?

- Нет, это я ложусь. Она возится по хозяйству до девяти часов.

- Но вы говорили, что ваша жена не работает...

- Ну да, я же сказал — она сидит дома.

  1. Обсуждение инсценировки:        

- Составьте всем классом список работ, выполнявшихся женщиной в этой семье.

- Назовите, как можно больше причин того, почему муж считает, что жена не работает («мозговой штурм»).

- Найдите аргументы в подтверждение того, что деятельность женщины в семье тоже является работой («мозговой штурм»).

Конституция РФ является основополагающим документом

для норм семейного права.

Статья 2 объявляет высшей ценностью человека, его права и свободы; защита прав и свобод - обязанность государства.

Статья 19 закрепляет равенство всех граждан России перед законом и судом.

В Конституции РФ провозглашены личные права, которые распространены на семейные отношения:

  1. право на жизнь (статья 20);
  2. достоинство личности (статья 21);
  3. право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22);
  4. право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную
    тайну         (статья 23);
  5. свобода совести, свобода вероисповедания (статья 28);
  6. право на судебную защиту         (статья 46).

Главным источником семейного права является Семейный Кодекс РФ,

принятый Государственной Думой в декабре 1995 г.

  1. Игра «Триада»
  1. Инструкция: участникам тренинга раздаются карточки 3-х цветов с надписями:
  1. красные - «Желаем вам любящих детей»;
  2. зеленые - «Пусть будут живы и здоровы ваши родители»;
  3. желтые - «Покой и мир вашему дому».
    Согласно полученной карточке участники тренинга занимают места:

стол - РОДИТЕЛИ

стол - ДЕТИ

стол - СУДЬИ

Вниманию всех предлагается следующая ситуация: «Отец оставил Сережу с матерью без средств к существованию, когда ребенку было 4 года. Ни писем, ни денег не было от него в течение 20 лет. И вот отец вернулся и требует от Сергея материальной помощи».

- Как разрешить ситуацию?

2) Проведение данной игры:

- Все участники в трех группах должны составить списки, отражающие пути выхода из ситуации - 5 минут.

- Образуются новые группы «Ребенок-Родитель-Судья». В течение 5 минут методом компромисса попытайтесь найти общее решение. В итоге судья должен сообщить это решение всем участникам.

- Заслушиваются «судьи» из всех групп.

  1. Осуждение игры

- Каковы права детей в семье? Права родителей?

- Каковы обязанности детей? Обязанности родителей?

  1. Итог тренинга. Контрольные вопросы

       - Как вы понимаете поговорку: «Мой дом - моя крепость»?

       - При каких условиях семья действительно будет крепкой?

       - Как проявляется в Основном законе единство прав и обязанностей
членов семьи?

ЗАПОМНИ!

Закон защищает равные права всех членов семьи. Запрещается дискриминация по возрасту, полу и т. д.

Родители обязаны заботиться о детях.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"

Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...

НОД «Права и обязанности в семье».

НОД  «Права и обязанности в семье».Воспитатель: Бирюкова О.А.МБДОУ №14 «Белочка»  Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.  Задачи:  • ...

"обязанности в семье" занятие по помещению в замещающую семью.

Это занятие проводиться в детском доме с детьми, которых хотят взять на воспитание в замещающую семью....

Методическая разработка урока английского языка «МОЯ СЕМЬЯ. ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ И ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ».4 класс

УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: «МОЯ СЕМЬЯ. ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ И ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ».Тип урока: урок обобщения знаний и применения их в повседневной жизни. Цель урока: Обуча...

Занятие - тренинг «Взаимодействие родителей и детей в приемной семье».

Занятие-тренинг«Взаимодействие родителей и детей в приемной семье». Цель: повышение уровня психолого-педагогической и социально-психологической компетенции приемных родителей, осознан...

План конспект занятия тренинга подростков возраста 12-16 лет «Моя коммуникабельность» с практическими заданиями и сценарием ролевой игры

План конспект занятия тренинга подростков возраста 12-16 лет «Моя коммуникабельность» с практическими заданиями и сценарием ролевой игры Автор: Осепян Анна Карленовна  План ...