Разработка урока по обществознанию : "Что такое выборы?" 9 класс
план-конспект урока по праву (9 класс) по теме
Данная разработка предназначена для проведения урока по обществознанию для 9 класса в форме дискуссионного клуба. Разработка предполагает создать условия на уроке , при которых ученик сможет :
- называть основные формы участия граждан в политической жизни страны ;
- описывать и сравнивать виды избирательного права , виды избирательных систем;
- характеризовать исторический процесс становления демократического общества;
- объяснять какова процедура голосования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_obshchestvoznaniyu_chto_takoe_vybory.docx | 34.62 КБ |
chto_takoe_vybory.pptx | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Класс – 9
Предмет – обществознание.
Форма урока – Дискуссионный клуб.
Тема урока – « Что такое выборы?»
Цели урока:
Образовательные. Создать условия , при которых ученик сможет :
- называть основные формы участия граждан в политической жизни страны ;
- описывать и сравнивать виды избирательного права , виды избирательных систем;
-характеризовать исторический процесс становления демократического общества;
-объяснять какова процедура голосования.
Развивающие . Создать условия , при которых ученик сможет :
- проанализировать ситуацию и определить форму участия граждан в политической жизни страны ;
- определить, нарушены ли политические права человека ;
- выявить противоречия реальной жизни ,объяснить их , найти варианты их разрешения;
- оценить значение политической культуры в осуществлении активного и пассивного избирательного
права;
- применить полученные знания на практике;
- вести дискуссию;
- выражать и отстаивать свое мнение;
- совершенствовать навыки работы в группе, быть координатором ,обучать одноклассников;
Воспитательные. Создать условия , при которых ученик сможет :
- задуматься о роли государственных органов в политической жизни страны;
- задуматься о личной ответственности гражданина перед государством и обществом ,способного превращать свою внутреннюю свободу в добровольную лояльность, способного воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права.
Понятия и термины: выборы , избирательное право, избирательный процесс, избиратель, гражданин, гражданская ответственность, формы участия граждан в политической жизни, активное избирательное право, пассивное избирательное право.
Оборудование урока: Конституция РФ 1993г.,раздаточный материал( схемы «Виды избирательных систем», «Выборы, голосование»), компьютер , проектор, интерактивная доска, горсть песка, презентация ( видеоопрос граждан ), презентация «история и выборы» (звуковой файл), урна для голосования.
Конспект урока.
Этапы урока Формы работы. | Ход урока | Компьютер на уроке. | Пед. технологии, методы и приемы. |
Вход детей в кабинет, рассадка учеников на 3 группы. Вводная беседа. Объявле- ние темы и целей урока. Работа над поня- тиями Работа с кон- ституцией РФ. Работа на интерактив ной доске. \ Работа по группам с исполь- зованием учебной литературы. Работа на интерактив ной доске. Встреча с гостем. Применение новых знаний в учебной деятельности. Оценивание. Итог урока. «Проповедь» | 1.-Здравствуйте, я рада вас видеть и прошу выбрать из предложенных цветов (белый, синий , красный)тот, который вам больше нравится и сесть за парты с соответствующим цветом . 2. - Ребята, не удивляйтесь, но сегодня на урок я принесла горсть песка. Скажите, для чего его используют в жизни ? -Конечно, песок- это строительный материал и чем больше этих песчинок, тем масштабнее будет сооружение. - Посмотрите,( дую на песок) что с ним происходит? -Можно ли теперь, с помощью него, построить , к примеру большой- большой дом? - Так, ребята, и в нашей жизни! Представьте, что вы –это и есть маленькие песчинки. Когда вы вместе, можете преодолеть любые преграды, строить наш общий дом под названием – РОССИЯ! Летя по ветру , под названием - жизнь, вы чувствуете себя свободными и независимыми ! -Как вы понимаете, что значит быть свободным человеком? ( Прийти к выводу о том, что свобода для человека – это «право выбора» , выбор.) - А ,что для вас «выбор»? ( В качестве примера , учитель рассказывает басню об Илье Муромце, который при виде трех дорог , ведущих в неизвестность , не смог сам сделать свой выбор и положился на коня. В итоге , ответственность за свои неудачи возложил на него.) Анализируя басню, прийти к мысли:
«Ответственность за себя –беру на себя!» 3.-Но сегодня на уроке мы будем говорить о ВЫБОРЕ в полити ческой сфере и тема нашего урока « Что такое выборы?» ( Объявление целей урока) 4.- Какие у вас возникают ассоциации с таким политическим процессом как выборы. (Группируя высказывания детей , совместно сформулировать определение «выборы».) - Сравним определение, сформулированное, нами с научными понятиями и запишем в тетрадь. (раздаточный материал №1 выборы, голосование, избиратель ) - В преддверии какого события ,в политической жизни страны мы говорим о выборах. -Какие формы участия граждан в политической жизни страны вы знаете.( Примеры из жизни .Выявление нарушения политических прав граждан.) 5.- Ребята, к сегодняшнему уроку я провела видеоопрос жителей поселка и хочу его показать вам. Задание перед показом: - Определите, считают ли жители поселка себя ответственными за построение счастливого будущего? Вопросы анкетирования см. приложение № 2 После просмотра , обращение к вопросу. 6.- Найдите подтверждение в Конституции РФ того ,что на законодательной основе граждане обладают политическими правами. ( статья 32 конституции РФ) -Да, совсем скоро , 4 декабря, будут выборы в Государственную Думу РФ. Как вы думаете, ребята, какими личными и деловыми качествами должен обладать кандидат- человек, который выражает волю народа. 7.(выявить и написать маркером на ИД) 8.История и выборы. - Человеку и человечеству свойственно выбирать. - А что вы знаете об истории выборов и о политической жизни нашей страны . (ответы детей) Сейчас вы услышите звуковое сообщение о выборах в истории человечества. Задание перед прослушиванием . - Сделайте вывод, каков был процесс развития и становления демократии в истории человечества? Для этого необходимо по ходу звучания сообщения составлять план. (слушание звукового сообщения и обращение к заданию) - Своими историческими знаниями радуют и жители поселка..Послушайте их .Какую информацию вы знаете, а что для вас будет и новым. (видеоопрос) 9.Следующий этап урока посвящен рассмотрению основ избирательного права.(работа над понятием «избирательное право») Активное и пассивное избирательное право. Задание группам . (1группа) - Объяснить сущность активного и пассивного избирательного права. (2 группа) - В чем разница между активным и пассивным правом? (3 группа) - Выявить факторы ,способствующие политической активности населения. Подготовка и выступление команд. Роль избирателя. Прийти к выводу о противоречивости реальной жизни ,объяснить противоречия и найти варианты их разрешения. 10. Качества избирателя, настоящего гражданина РФ (выявить и написать маркером на ИД)
11. Виды избирательных систем. Работа с раздаточным материалом. Задание группам. 1. Объяснить сущность мажоритарной системы. 2.Выявить достоинства. 3. Выявить недостатки. 4. Объяснить сущность пропорциональной системы . 5. Выявить достоинства. 6. Выявить недостатки. (Все 3 группы получают одинаковые 6 заданий, которые распределяются внутри группы по принципу дифференциации ,по уровню сложности вопросов .Каждая микрогруппа внутри группы работает над своим заданием и готовит эксперта для встречи с экспертами других групп, рассматривающих такой же вопрос. Таким образом ,в каждой группе 6 экспертов- 6 вопросов. Работа каждой группы индивидуальна .Каждый эксперт группы объясняет свое задание всем в команде, обучает их .Результат – ответы участников команды не только своего задания, но и всех в команде. 12.Стадии избирательного процесса. Учитель характеризует стадии избирательного процесса: 1.Составление списков избирателей. 2.Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков. 3.Формирование избирательных комиссий. 4.Выдвижение и регистрация кандидатов. 5. Предвыборная агитация. 6.Голосование.(Данный этап характеризует приглашенный на урок член избирательной комиссии (О. П. Земская),обращая особое внимание на возможные нарушения на избирательном участке в день голосования. 7.Подсчет голосов и установление результатов выборов. 13.Выборы президента класса. Выступление трех кандидатов с проектами.(предварительное задание). Тайное голосование. Подсчет голосов. Оглашение результатов. 14.Оцениваются учителем: -проекты кандидатов . -активная работа на уроке членов команд. Оцениваются детьми: -лучшие эксперты групп. 15.- Что нового узнали на уроке? - Какая информация вызвала у вас негативные эмоции? - Какая информация вызвала у вас положительные эмоции? - О чем бы вы хотели узнать больше? 16.-Что для тебя Выборы?(Каждый ребенок берет нарисованную ладошку того цвета, которую выбрал при входе на урок ,вписывает ответ .Группа « белых ладошек» выходит и каждый говорит: «Для меня выборы -это…….»Далее ,две другие группы. 17.-Домашнего задания сегодня не будет, впереди у вас выходные дни. В спокойной , домашней обстановке спросите у своих родителей. - А, что для них выборы? Быть может , у вас сложится интересная, взрослая беседа. И не стесняйтесь, выразите свое мнение по этому вопросу. ВЕДЬ БУДУЩЕЕ И В ВАШИХ РУКАХ ! | Слайд№1 Слайд № 4 Слайд №13 вопросы 1-5( по щелчку на каждого) Слайд №2 Слайд №2 (содержит звуковой файл ,по щелчку) Слайд№14 вопросы 6-10 ( по щелчку на каждого) Слайд №11 | Актуализация темы. Смысловая характеристика ( выбор ) Опережение на основе ассоциативного мышления. Проблемно- диалогический метод. Развитие критич. мышления. Эвристический метод. Проблемная дискуссия с выдвижением мини-проектов. ИКТ Технология формирующего обучения. Групповая -«Пила». Дифференциро- ванный подход. Словесное изложение. Личностно-ориентированная технолог. Метод проектной деятель ности. Метод ситуативного действия. Рефлексия |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выборы в истории человечества .
Качества кандидата . Личные. Деловые.
Качества настоящего гражданина .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по обществознанию для 9-10 классов На тему: «Коррупция. Виды коррупции и способы борьбы с ней» Автор: Шишкина Ю.А.
Конкурс методических разработокпо использованию учебно-методических пособийантикоррупционной направленности в образовательной практике Разработка урока по обществознанию для 9-10 классовНа ...
методическая разработка урока по обществознанию для 6-го класса
Урок "Мы на необитаемом острове" построен в форме игры-соревнования для 6 класса...
Разработка урока по обществознанию "Что такое человек?"
Цели урока: Продолжить знакомство учащихся с общественными науками (с предметом «Обществознание»), направленное на создание условий для духовно – ценностной и практической ориентации учащихся в общест...
разработка урока по обществознанию "правоохранительные органы" (9 класс)
использование электронных образовательных ресурсов в курсе преподавания обществознания...
Методическая разработка урока по обществознанию «Конституция России». (9 класс)
Конституция - основной закон государства.Истории формирования конституционного строя в России.Назначение и духовные ценности ,на которых основывается Конституция России.Главные задачи, которые решает ...
Разработка урока по обществознанию "Будь смелым" 6 класс
На уроке учащиеся знакомятся с понятиями (страх, фобия, смелость, испуг), с причинами возникновения страха, его проявлениями и последствиями, со способами преодоления страха....
Методическая разработка урока по обществознанию "Что такое общество"
Данная методическая разработка по обществознанию предназначена для 10 класса. Это комбинированный урок с элементами ИКТ....