Разработка урока по обществознанию "Что такое человек?"
методическая разработка по обществознанию (7 класс) по теме
Цели урока: Продолжить знакомство учащихся с общественными науками (с предметом «Обществознание»), направленное на создание условий для духовно – ценностной и практической ориентации учащихся в обществе;
- формирование образного представления о человеке в его многомерности, в образе своего «Я»;
- формирование научного представления учащихся о человеке, его происхождении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chelovek.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока обществознания
по теме «Что такое человек?»
(проектная технология)
Дмитриева Лидия Николаевна
учитель истории и обществознания
Цели урока: Продолжить знакомство учащихся с общественными науками (с предметом «Обществознание»), направленное на создание условий для духовно – ценностной и практической ориентации учащихся в обществе.
Образовательные:
- формирование образного представления о человеке в его многомерности, в образе своего «Я»;
- формирование научного представления учащихся о человеке, его происхождении.
Развивающие:
прививать учащимся следующие знания, умения, навыки:
- использовать полученные знания для решения практических задач.
- управлять своей деятельностью при изучении общественных наук;
- умение критически воспринимать и воспроизводить информацию,
- высказывать собственные суждения, спорить и отстаивать свои взгляды;
- самостоятельно ставить и пытаться разрешить проблемы;
- делать описние, давать развёрнутые ответы, делать выводы;
-оперировать простейшими философскими понятиями;
- осваивать технологию сотрудничества, методы групповой работы.
Воспитательные:
- воспитывать нравственно – этические взгляды учащихся на примере ключевых идей курса – идей гуманизма и целостности человека.
- воспитание организованности, общественной активности, сотрудничества учащихся в процессе групповой работы
Понятия:
точные науки, общественные науки, гипотеза, проект, феномен, человек, общество, душа, мышление, речь, внутреннее «Я», общественный (социальный), философия, социология, психология, Библия, эволюция.
Оборудование урока:
1. Электронная презентация
2. Наглядно-демонстрационный материал: графические схемы, учебные картины и рисунки по теме, фотоматериалы по теме.
3. Дидактическмй материал: игровые элементы, групповые, индивидуальные задания.
План урока:
I. Вводно – мотивационная беседа с учащимися «Загадки и тайны феномена «Человек»:
1. Зачем изучать науки об обществе и человеке?
2. Феномен человека.
II. Определение проблемы и постановка гипотезы проекта:
1.Знакомство учащихся с методом проекта.
2. Определение проблемы и гипотезы проекта:
«Что такое человек?»
«Является ли человек высшим созданием природы?»
III. Непосредственная работа над проектом и подтверждение гипотезы:
1. Загадка происхождения человека (эвристическая беседа):
а) «Познай самого себя!»;
б) откуда произошёл человек? (выполнение групповых заданий);
в) Библия о происхождении человека;
г) Ч.Дарвин о происхождении человека.
2. Человек – существо биосоциальное (эвристическая беседа):
а) человек в обществе;
б) человек – центр Вселенной? (выполнение групповых заданий);
в) человек как часть природы (существо биологическое);
г) человек – существо общественное (социальное);
д) человек – существо биосоциальное (работа в группах с использованием видеоматериала);
3. Человек – высшее создание природы? (проблемная беседа):
а) способности человека;
б) как и почему человек преобразует природу? (групповая работа);
4. «И стал человек душою живою…» (нравственно - эвристическая беседа):
а) чем люди отличаются друг от друга?
б) взгляд на человека «изнутри» (групповая работа);
в) загадка внутреннего мира человека;
г) «Твоя судьба – в твоих руках».
IV. Подведение итогов проектной деятельности учащихся:
Подведение учителем итогов проектного занятия «Что такое человек?» и выявление дальнейших перспектив проектной деятельности учащихся
V. Домашнее задание
1. Подготовка к презентации проекта (групповые газеты).
2. Индивидуальное задание «Познай людей и самого себя».
3. Словарная работа.
Ход урока:
I. Вводно – мотивационная беседа «Загадки и тайны феномена «Человек»
1. Зачем изучать науки об обществе и человеке?
Учитель:
Ребята! Обучаясь в школе, вы познаёте азы различных наук и уже заметили, что одни науки так или иначе связанные с природой, их называют «точными».
? Назовите эти науки (математика, физика, химия)
Другие изучают непосредственно жизнь человека в обществе.
? Назовите их (история, обществознание, философия, социология и др.), их называют «общественными».
В этом учебном году вы приступили к изучению интереснейшего предмета – «Оществознание» или «Человековедение», как часто его называют.
? Представляете ли вы, насколько эта наука интересна и важна? Для чего нужны такие науки?
Примерный ответ:
С помощью таких наук люди пытаются разобраться в себе, понять, как лучше организовать свою жизнь в обществе, в коллективе, в государстве, как сделать так, чтобы, чтобы люди уважали права друг друга, не было военных конфликтов, актов терроризма, губительного отношения к природе?
Но, оказывается, эти сложные вопросы возникли не вчера, они занимали людей с незапамятных времён! Уже несколько тысяч лет назад в Древней Греции появляется наука – философия.
? Вы знаете, что изучает эта наука?
Учёные – философы размышляли и спорили о добре и зле, о справедливости и лжи, о долге, совести, правде…
Вопросы, волновавшие их, не перечислишь, но так или иначе, все они касались одного объекта.
? Что это за объект? (Человек и его жизни в обществе)
2. Феномен человека.
Итак, ещё древние мыслители, писатели и поэты пытались найти ответ на вопрос «Что такое человек?».
В 5 классе вы познакомились с историей Древнего мира и, вероятно, помните имя великого древнегреческого поэта – Софокла, жившего более 2 тысяч лет назад.
*Громкое чтение отрывка из трагедии Софокла «Агтигона»
(строки из «Антигоны» лежат в качестве раздаточного материала на партах учащихся):
В мире много сил великих,
Но сильнее человека
Нет в природе ничего.
Мчится он, непобедимый,
По волнам седого моря
Сквозь ревущий ураган
Создал речь и вольной мыслью
Овладел, подобной ветру,
И законы начертал.
Злой недуг он побеждает
И грядущее предвидит,
Многоумный человек…
Учитель:
Эти строки– хвалебный гимн человеку, они прославляют всё то, чего человек сумел добиться. Софокл считал, что величие человека в том, что он знает и умеет то, чего не знают и не умеют звери.
? Так что же такое человек? Чем он отличается от других живых существ? Почему человеку необходимо знать: кто он?
каков он? откуда он? что будет после него?
Может ли он считать себя высшим созданием природы?
В этом и есть феномен – то есть неразрешимая загадка, над которой люди бьются вот уже несколько тысяч лет!
? Ребята, а вам интересно попытаться разгадать эту загадку?
II. Определение проблемы и постановка гипотезы проекта.
Учитель:
Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в загадочный мир человека и побыть настоящими учёными!
1. Знакомство с методом проекта.
? А знаете ли вы, какие методы используют учёные в своей работе?
Предположительный ответ:
Собирают различную информацию, исследуют что – либо, применяют различные приборы и мн. др.
Одним из интересных и продуктивных методов, который используют в своей работе современные учёные, является метод проекта.
? Что значит осуществить проект?
Это коллективная работа, которая предполагает решение определённой задачи – проблемы с помощью нескольких исследовательских групп.
Я предлагаю вам разбиться на группы, каждая из которых внесёт свой вклад в наше исследование. Эти группы символично будут представлять различные науки, изучающие человека: социологи (изучают человека и его жизнь в обществе), психологи (изучают внутренний мир человека), философы (размышляют о смысле человеческой жизни), историки (изучают развитие человеческого общества).
- на партах расставлены таблички с обозначением групп; группы могут сформироваться спонтанно, по одноуровнему принципу или по желанию учащихся.
2. Проблема и гипотеза.
Давайте попытаемся сегодня решить следующую проблему
(вернее, внести свой вклад в поиски ответа на этот вопрос):
«Что такое человек?» (на доске)
Но чтобы решить проблему, необходимо подтвердить или опровергнуть некое предположение. Оно называется «гипотеза». Учёные сравнивают гипотезу с лесами, которые возводят перед зданием и сносят, когда оно готово.
Давайте попробуем сегодня доказать или опровергнуть следующее предположение (гипотезу):
«Является ли человек высшим созданием природы?»
Итак, я предлагаю вам сотрудничество для совместного поиска и решения проблем!
III. Непосредственная работа над проектом и подтверждение гипотезы.
1. Загадка происхождения человека
а) «Познай самого себя!»
В древнегреческом городе Дельфы, на стене храма бога солнца Апполона были начертаны строки: «Познай самого себя!». Сколько помнит себя человечество, столько и пытается ответить на вопрос «Кто я?», но вопрос «Откуда я?» кажется ещё более интересным!
На самом деле, вопрос о происхождении человека очень непрост.
? Ребята, а что вы знаете о том, откуда произошёл человек?
б) Откуда произошёл человек?
Учащимся предлагается выполнить групповое задание: в течение 1 -2 минут ответить на вопросы, содержащиеся в раздаточных карточках для каждой группы:
Задание №1
Вероятно, что…
Человек произошёл от _ _ _ _ _ _
Человека создал _ _ _ _ _ _ _ _ _
Человека попал на Землю из _ _ _ _
Подведение итогов работы:
(группы представляют свои ответы)
Учитель:
Действительно, предположений (гипотез) о происхождении человека – великое множество! В мифах и легендах древних народов человека создают природные силы, боги из земли, глины, воды, огня.
Свои ответы на эту загадку содержат и священные книги разных народов.
б) Библия о происхождении человека.
Учитель:
? Знаете ли вы, что такое Библия? (священная книга христиан – верующих в бога Иисуса Христа)
? А кто знает, что говорится в Библии о создании человека?
(Бог создал человека по образу и подобию своему).
Давайте обратимся к тексту Библии, это очень интересно!
* надпись на доске:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою…».
(2:7,15 – 17)
Верующие люди действительно верят в подобные толкования о появлении человека, а неверующие, скорее всего, пожелают какого – либо другого объяснения.
Нам же с вами необходимо обратить внимание на то, во что должен поверить каждый человек:
«И стал человек душою живою…» (Я предлагаю так обозначить тему сегодняшнего урока).
в) Наверное, все знакомы с гипотезой о том, что человек произошёл от обезьяны или от обезьяноподобного предка. Это предположение впервые сделал 150 лет назад английский учёный – биолог Чарльз Дарвин после многолетних исследований. Он и его последователи утверждают, что превращение животного предка в человека стало возможным только благодаря труду!
* Работа с фотоизображением на доске:
Давайте посмотрим на изображение обезьяны, древнего и современного человека и сравним их:
? Видите ли вы в их облике схожие черты? Какие? (строение тела, черепа, конечностей и др.)
Действительно, во внешнем облике обезьяны, древнего и современного человека мы находим очень много схожего. Но многие современные ученые выражают большие сомнения по поводу этой теории!
И вот он, феномен, загадка: вечно познающий себя человек до сих пор не знает, откуда он появился на Земле?!
2. Человек – существо биосоциальное.
а) Человек в обществе.
* Работа с фотоизображением на доске:
Посмотрите на эти счастливые лица малышей! Многие утверждают, что первые девять месяцев жизни человека у мамы под сердцем – самые счастливые!
? Вы согласны с этим утверждением? Почему?
Приходит время, и крошечный человечек выходит в Большой и неизвестный ему мир.
? Но вам, вероятно, не раз приходилось слышать, как кричат малыши – младенцы? Как вы думаете, почему?
Врачи говорят, что малыш будто предчувствует те жизненные трудности, с которыми ему предстоит вскоре встретиться!
Итак, человек родился: он растёт, развивается, взрослеет, становится добрым или, наоборот, злым, честным или нечестным, воспитанным или невоспитанным, - разным, и все эти черты, качества характера человек приобретает, только общаясь с другими людьми, то есть, - в обществе. Именно в обществе он становится личностью, уникальностью.
б) Человек – центр Вселенной?
Люди, такие разные, обладают огромными возможностями, поэтому некоторые считают человека центром Вселенной!
? Можно ли с этим согласиться?
Наверное, это всё – таки преувеличение.
Чтобы разобраться в этом, давайте снова поработаем в наших проектных группах.
* Группы получают карточки с заданием «продолжить»:
Задание №2
- Человек силён, потому что _ _ _ _ _ _ _ _
- Человек умён, потому что_ _ _ _ _ _ _ _ _
- Человек быстр, потому что _ _ _ _ _ _ _ _
- Человек слаб, так как он не может _ _ _ _
- Человек беспомощен без _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
в) Человек как часть природы.
Подведение итогов работы:
Учитель:
Как видите. ваша работа показала, что человек – весьма сложное и неоднозначное существо: с одной стороны, он очень силён, с другой, кажется крайне слабым…Но самое интересное, что, живя и развиваясь в обществе, человек во многом схож с животными! (и в этом мы уже убедились, сравнивая изображение обезьяны и человека). Вероятней всего, человек произошёл от животного и никогда не освободится от свойств, присущих животному!
? Как вы думаете, что общего можно найти между животными и человеком? (биологическое строение, первичные потребности: необходимость в пище, воде, воздухе, инстинкт самосохранения и мн. др.).
Древнегреческий философ Платон по этому поводу даже сказал:
«Человек – это та же курица, только без перьев!»
? Вы согласны с этим? Почему?
Нашёлся учёный, который возразил ему ( французский физик Б. Паскаль): «Человек без ног останется человеком, а курица без перьев человеком не станет никогда!».
г) Человек – существо общественное.
? Что же отличает человека от других живых существ?
Конечно, в первую очередь то, что он – существо социальное (общественное) (от латинского слова «socialis»- «общественный»).
? Какие способности человек приобретает в обществе?
( способность трудиться, говорить, мыслить).
Но прежде чем человек научился всему этому, прошли сотни тысяч лет его эволюции (т.е. развития).
Мы уже отметили, что дитя человеческое после рождения – самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. А настоящий, разумный человек вырастет из него только в обществе, среди других людей, которые передадут ему знания об окружающем мире, свой опыт, культуру.
* Работа с видеоматериалом (отрывок из мультипликационного фильма «Маугли» по повести Р. Киплинга «Книга джунглей»)
Учитель:
? Вы узнали героя о котором сейчас пойдёт речь? Кто написал историю о Маугли? (Р.Киплинг). Почему Маугли не был похож на других людей? А как вы думаете, могла ли такая история произойти в реальной жизни?
Действительно, Киплинг использовал для сюжета реальные истории: были случаи, когда волею обстоятельств дети попадали в стаи к животным.
? А как заканчивается история Маугли? (возвращение к людям).
К сожалению, это - счастливая сказка. На самом деле, выросшие среди зверей люди не научились ходить на четырёх ногах, не способны были мыслить, а, оказавшись среди людей, вели себя как пойманные животные! Все попытки сделать их нормальными людьми оказались бесполезными…
Это и есть реальные доказательства общественной сущности человека, который становится Человеком только среди людей.
д) Человек – существо биосоциальное.
* Работа со схемой на доске:
? Давайте подведём итог нашего рассуждения: может ли человек являться только частью природы? (нет, иначе он перестал бы быть человеком), а только частью общества? (нет, он во многом схож с животными).
А это значит, что биологическое (природное) и общественное (социальное) слиты в человеке воедино, и обе этих стороны необычайно важны. Поэтому учёные называют человека биосоциальным существом!
* Схема на доске:
Человек — это существо:
биологическое + социальное
биосоциальное
3. Человек – высшее создание природы?
а) Чем люди отличаются друг от друга?
? Как вы считаете, какое животное - самое высокоразвитое? (обезьяна).
? А умеют ли мыслить животные?
Все эксперименты учёных доказали – «нет». Многолетние попытки научить обезьяну мыслить, подобно человеку, оказались безуспешными.
? С деятельностью какого органа человеческого организма связана способность человека мыслить?
Мышление человека связано с уникальным творением природы - головным мозгом человека!
Благодаря этому волшебному механизму, состоящему из миллиардов нервных клеток, мы имеем память, чувства, воображение! Удивительно, но учёные доказали, что возможности нашего мозга почти неограниченны! Благодаря деятельности головного мозга люди приобретают новые знания, делают изобретения, открытия.
Используя это, человек изменяет мир, то есть преобразует его (а не просто приспосабливается к нему, как животное).
Задание №3
* Работа в группах с заданием: «Как человек изменяет окружающий мир (преобразует его)?»
Человек использует ________________
Человек создаёт ___________________
Человек строит ____________________
Человек открывает _________________
Человек изменяет __________________
Подведение итогов:
Как видите, человек использует свои знания и умения для собственных нужд, и создаёт то, чего нет в живой природе – искусственную среду, культуру, изменяя окружающий мир.
Мы с вами на правильном пути и постепенно приближаемся к решению поставленной задачи (проблемы).
Я думаю, мы очень внимательно рассмотрели человека «снаружи», а теперь попробуем взглянуть на него «изнутри», с точки зрения особенностей его внутреннего мира.
4. «И стал человек душою живою…»
а) Чем люди отличаются друг от друга?
Ребята, на уроках обществоведения вы будете изучать человека как существо общественное, но и общественный человек может выглядеть по – разному.
? Сколько людей проживает на земном шаре? (на земном шаре проживает более 5 миллиардов человек!)
? Как вы думаете, можно ли встретить двух абсолютно одинаковых людей? (возможно, близнецы?)
Даже, на первый взгляд, очень похожие близнецы имеют различия не только во внешности, но и в характере, в поведении. Значит, люди имеют не только внешние, но и внутренние отличия.
б) Взгляд на человека «изнутри»
?Что же представляет из себя человек «изнутри»?
? Как называют внутренний мир человека?(Внутренний мир человека часто называют его душой или «человеческим «Я»). Представляете, что среди миллиардов людей, живущих на Земле, каждый обладает своим неповторимым внутренним миром, своим «Я».
Большое человеческое «Я» состоит из множества маленьких «Я». Это – качества нашего характера, положительные или отрицательные.
? Назовите качества, которые могут охарактеризовать внутренний мир человека (добрый, злой, строгий, умный, необразованный, воспитанный и мн.др.)
* Работа в группах:
Каждая группа получает карточку с заданием: «Запишите 2-3 качества, которыми может обладать этот человек»
Задание №4:
№1 Выдающийся учёный ____________
№2 Выдающийся спортсмен __________
№3 Преступник _____________________
№4 Ученик с неудовлетворительной успеваемостью_______________
Подведение итогов:
Видите, как много качеств, характеристик могут рассказать нам о внутреннем мире людей, об особенностях их личности.
в) Загадка внутреннего мира человека.
*Работа в группах:
Каждая группа получает воздушный шарик и задание:
«Изобразить (конечно, в шуточной, символической форме) людей с разным характером, с разным настроением, используя для этого разноцветные воздушные шарики (группы вытаскивают по жребию: «грустный», «весёлый», «злой», а четвёртая группа должна определить эти качества).
? А можно ли было изобразить на наших символических лицах – шариках такие качества человека, лживость, честность, болтливость, безответственность? (очень трудно или невозможно)
? Скажите, всегда ли по внешнему виду человека можно судить о его внутреннем мире? (конечно, очень сложно).
Значит, человек имеет два «Я»: одно – то, что видят другие люди, другое – то, что человек думает сам о себе, то, чем является на самом деле.
Оказывается, узнать, оценить внутренний мир человека не так – то просто! И это ещё раз убеждает нас в том, что человек является загадкой не только для себя, но и для других людей! Наверное, поэтому в народе родилась поговорка: «Чужая душа – потёмки».
г) «Твоя судьба – в твоих руках».
Все люди – очень разные, одним природой дано больше, другим – меньше, кто – то красив и статен, а кто – то - нет, но от этих качеств жизнь человека порой почти не зависит!
Часто в народе говорят: «Твоя судьба – в твоих руках!»
? Как вы понимаете это?
Жизнь нас убеждает в том, что судьба человека (его жизненный путь), положение в обществе, счастье зависят от того, чем наполнил он свой внутренний мир, какие положительные качества привили ему родители, школа, что человек развил в себе сам, чтобы «стать душою живою», чтобы думая о себе, испытывать гордость, быть Человеком с большой буквы!
Это ярко изобразил в своём стихотворении поэт Анвари:
Для человека мысль – венец всего живого.
А чистота души есть бытия основа.
По этим признакам находим человека:
Всех тварей на Земле превыше он от века.
А если он живёт не мысля и не веря,
То человек не отличается от зверя!
Хочешь, чтобы мир стал лучше? Начни с самого себя!
IV. Подведение итогов проектной деятельности учащихся.
Учитель:
Ребята, я думаю, что наша коллективная работа над проектом «Что такое человек» была достаточно плодотворной. В этом нам, в первую очередь, помогло сотрудничество, совместный поиск ответов на поставленные вопросы.
Сегодня мы приложили немало усилий, что бы попытаться, как настоящие учёные, ответить на вопросы об уникальности человека, его происхождении, смысле жизни, счастье. Я надеюсь, теперь вы задумаетесь над тем, что жизнь человека – это долгий путь преодоления трудностей, где есть боль и радость, успехи и потери…
Вы почувствовали, что ответить на вопрос «Что такое человек?» за один урок невозможно. Вы обязательно продолжите изучать обществознание в старших классах, и ваше понимание человека будет становиться всё полнее и глубже! Сегодня вы делаете первые шаги в изучении общественных наук, но уже успешно доказали, что человек – высшее создание природы, её удивительная загадка! Думаю, вы согласны с мнением писателя М.Горького:
«Человек – это великолепно, это звучит гордо!»
Значит, цель нашего проектного занятия достигнута!
Но, следует заметить, что работа над проектом всегда занимает длительное время. Конечно, вы продолжите изучать обществоведение со своим учителем, перед вами, несомненно, встанут новые проблемы, вы выдвинете новые гипотезы и обязательно найдёте пути для их решения! Ведь человек изменяется вместе с окружающим миром, а, значит, он будет изучать себя, пока существует!
Домашнее задание.
1. Начало презентации проекта.
Учитель: Любой проект обязательно заканчивается презентацией,
представлением, с той целью, чтобы были видны результаты вашей работы. Я предлагаю каждой группе оформить свой проект в виде газеты.
Для этого у вас есть ватманские листы (уже с названием проекта «Что такое человек?»), выполненные вами на уроке задания, а ещё - у вас есть фантазия и воображение, которые помогут вам воплотить на бумаге всё то, над чем мы размышляли на уроке. Кроме того, вы можете поместить в газеты результаты своих новых исследований по нашей теме/
Не забывайте, что совместный труд, сотрудничество приносят ещё более ощутимый результат!
2. Задание «Познай людей и самого себя» (выполняется в рабочих тетрадях)
«Постарайтесь определить достоинства и недостатки в личностных качествах человека, вынесите их в отдельные списки»:
мужество заносчивость хвастливость
скромность эгоизм совесть
приспособленчество праздность уважительность
жестокость малодушие честность
зависть тщеславие жадность
трусость милосердие стыдливость
безответственность болтливость лживость
хитрость простота сдержанность
лицемерие искренность бестактность
Итоговые вопросы:
- Люди, обладающие какими качествами вам чаще встречаются в жизни?
- Можно ли развить в себе положительные качества?
- Какими, по – вашему, качествами должен обладать Человек, чтобы с гордостью носить это «звание»?
Образовательные ресурсы:
- Обществознание. 6 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2015.
- Обществознание. 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотенкова. - М.: Просвещение, 2015.
- Обществознание. 6 класс: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2014.
- Обществознание. 7 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2015.
- Поздеев А.В., Биянова Е.Б. Универсальные поурочные разработки по обществознанию: 6 кл. М., 2014.
- Рабочие программы по обществознанию ФГОС Изд. «Просвещение», М., 2014
Электронные ресурсы:
http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека.
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
http://him.1september.ru/index.php – журнал «Преподавание обществознания в школе».
http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку: разработки, презентации.
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
(www.proschool.ru).- учительский портал (материалы к урокам, презентации,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое текст? Урок РР в 5 классе.Методическая разработка урока.
Цели урока: 1.Дать учащимся представление о тексте.2.Узнать основные признаки текста.3.Повторить понятия: сравнение, творительный сравнения.4.Продолжать формировать умение конструировать т...
разработка урока по теме "Что такое профессия? какие бывают профессии?"
Разработка урока по профориентации для учащихся 5 класса. Урок разработан в игровой форме, содержит различные виды деятельности учащихся: работу с пословицами, загадками, описательным текстом, д...
методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Что такое причастие"
Урок изучения нового материала. 6 класс (по учебнику Разумовской)....
методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Что такое причастие"
Урок изучения нового материала. 6 класс (по учебнику Разумовской)....
Разработка урока "Буддийская картина мира (что такое карма)"
План-конспект урока, самоанализ, будет полезным для педагогов, преподающих ОРКСЭ, учителя бурятского языка...
Разработка урока-занятия "Что такое звук"
Данный материал можно использовать как для урока, так и для внеклассных занятий(факультативов, элективов)....
Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс
Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...