Разработка урока по обществознанию "Будь смелым" 6 класс
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Сойма Елена Александровна

На уроке учащиеся знакомятся с понятиями (страх, фобия, смелость, испуг), с причинами возникновения страха, его проявлениями и последствиями, со способами преодоления страха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок обществознания в 6 классе

Учитель: Сойма Елена Александровна

Тема урока: Будь смелым

Цели и задачи: познакомить  учащихся с понятиями (страх, фобия, смелость, испуг) для раскрытия сущности страха, выявить причины его возникновения, рассмотреть его проявления и последствия; обсудить практические способы преодоления страха.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать проявления и последствия страха, сравнивать социальные объекты, выяснять их причины и различи; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД:

предметные: применять изученный понятийный аппарат; объяснять сущность феномена страха, выявить причины его появления; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения: находить нужную социальную информацию;

метапредметные

1) коммуникативные: критично относится к своему мнению, корректировать его, с достоинством признавать его ошибочность;

2) регулятивные: сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректировок;

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятий;

4) личностные: сознательная организация и регулирование своей модели поведения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование:учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор, цветные карандаши, листы бумаги для рисования.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока

I Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Погладьте себя по голове, обнимите себя, Пожмите соседу руку, Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.  Ваше настроение улучшилось? Можем начинать урок.

II Мотивационно-целевой этап

Один человек остановился на ночь на постоялом дворе. Поздно вечером он поужинал и на следующее утро уехал. Через год он снова оказался на том же постоялом дворе. Увидев его, трактирщик был потрясен.

- У вас все в порядке?-спросил он путешественника.

- Все в порядке. А что?

- Мы очень боялись, - сказал трактирщик.- Видите ли, последний раз, когда вы здесь останавливались, в горшок с пищей, которую вам подали, упала змея. Эту пищу съели еще четыре человека, и они вскоре умерли. Мы не могли себе представить, что случилось с вами, потому что вы уехали так рано. Мы беспокоились о вас. Услышав это, путешественник сказал:

- Что? Змея у меня в еде? – и упал замертво. Через год!

Вопросы классу:

- Отчего умер путешественник? Как вы поняли смысл притчи?

Итак, ребята, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о таком чувстве, как страх и противоположном ему – смелости  и влиянии этих чувств на нашу с вами жизнь.(слайд1)

III Изучение нового материала

Тема нашего урока «Будь смелым» (запись в тетрадях)

(слайд 2) Сегодня на уроке вы должны будете:

- познакомиться с понятиями: страх, фобия, смелость;

- выявить причины  возникновения страха;

- рассмотреть  проявления и последствия страха;

- обсудить практические способы преодоления страха.

1 Что такое страх

Учитель: Нелегко найти человека, который никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, удивление, гнев, печаль.  Но при чрезмерной податливости страху меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе.(слайд 3)

Задание: Попробуйте выстроить в порядке нарастания следующие чувства: испуг, боязнь, опасение, ужас, тревога. (опасение, тревога,  боязнь, испуг, ужас)

(слайд 4)

Задание: Разделившись на три группы, составьте список самых распространенных страхов.

Первая группа:Школьники обычно боятся…

Вторая группа: Взрослые обычно боятся…

Третья группа: Учителя обычно боятся…

(Проверка выполнения задания)

Учитель: Чувство страха испытывают не только люди, но и животные.(слайд 5)

Трусость овец вошла в поговорку, и их действительно нетрудно испугать.          Они легко заражаются страхом друг от друга. При этом овцы стараются  держаться  поближе одна к другой и  в панике бегут за вожаком.  В горной Шотландии чужая охотничья собака ворвалась в овечий хлев и принялась гоняться за овцами. Они пришли в такой ужас, что, нажав случайно на дверь, отворили ее  и помчались через холмы, не заметив обрыва, они свалились с кручи и погибли все до одной.

Сильный испуг иногда называют животным страхом.

 (слайд 6)«В древнегреческих мифах говорится, что от брака Афродиты, богини красоты и любви, и Ареса, вероломного бога войны, родились сыновья Деймос, в переводе «ужас» и Фобос, в переводе «страх».

От слова «Фобос» произошло слово «Фобия».(запись в тетрадях) Фобия – это страх, постоянная боязнь чего-либо и психическое расстройство человека. Фобий насчитывается огромное множество. Кто-то боится темноты, собак, высоты.

(слайд 7)Есть совсем  необычные фобии:

Арифмофобия – люди боятся конкретного числа или нескольких чисел.

Один из самых великих исторических персонажей, Наполеон Бонапарт боялся белых лошадей. Многочисленные полотна, где Бонапарт изображен верхом на белой лошади, это фантазии художника. Этих лошадей не было в его конюшнях.

Петр I избегал свободного пространства, не мог чувствовать себя комфортно в больших, просторных помещениях с высокими потолками.

Метрофобия – это страх поэзии. Метрофоб не может читать стихи или слушать, как их читают другие, его бросает в дрожь от любого четверостишия.

Интернетофобия – люди страдают боязнью выхода в интернет, опасаются вирусов и того, что могут стать жертвами преступников, использующих возможности всемирной паутины.

Одним из самых распространенных человеческих страхов может стать номофобия – боязнь остаться без своего мобильного телефона и оказаться оторванным от внешнего мира.

Иногда фобия принимает характер болезни.

( слайд 8) Итак, что представляет собой страх?  Страх –это состояние ожидания какой –либо грозящей опасности (запись в тетрадях)

Страх перед чем-либо не проходит бесследно для нашего здоровья. Он может спровоцировать головокружение, тошноту, учащенное сердцебиение. Тревога увеличивает уровень гормона стресса, который влияет на работу нашей иммунной системы. Организму становится сложнее бороться с вирусами и бактериями, мы рискуем заболеть, не только простудой, но и чем-нибудь более серьезным.

С детства нас учат, что страх- это признак слабости. На протяжении многих столетий это чувство считалось недостойным уважаемого человека, но у страха есть и положительное назначение.

Работа с текстом учебника стр.93

Докажите, что страх – это не только вредное чувство, но и полезное.

(служит предупреждением об опасности;  позволяет сосредоточить внимание на источнике тревоги, требует осторожности;не будь страха, человечество было бы беспечно и могло бы погибнуть)(слайд 9)

Каждый человек испытывает страх, потому что это врожденная защитная реакция. Но страх можно преодолеть, поняв его причину.

- Как сделать так, чтобы страх не брал верх над человеком?  (важно постараться понять, в чем его причина)

2  Смелость города берет

- Как вы думаете, ребята, смелость – это врожденное качество?

( слайд 10)Смелыми люди не рождаются. Смелость воспитывается. Умение владеть собой перед лицом страха – вот главное свойство смелого человека.

Задание: подберите синонимы к слову «смелость» (храбрость, мужество, отвага, бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность.)

Какие же качества должен воспитывать в себе человек, чтобы назвать себя смелым?

                           храбрость                            жизнестойкость

Смелость

                                   цельность                             настойчивость

В словаре В. Даля говорится, что смелый – это неустрашимый, безбоязненный, отважный, храбрый и решительный человек.

Задание: прочтите материал   рубрики  «Жил на свете человек» настр.94 учебника и ответьте на вопросы

- Почему  Чернышева Евгения Николаевича можно назвать смелым человеком?

- Назовите профессии связанные с риском, для которых смелость необходимое качество.

Смелость является необходимым качеством для любого человека в критической ситуации.

Физкультминутка (слайд11)

3 Имей смелость сказать злу «нет»

Учитель: Кто же будет спорить с тем, что страх надо уметь преодолевать? Хорошо героям сказок. Даже в самых страшных сказках им на помощь приходят волшебники, Конек-горбунок, Серый Волк. А в жизни чаще всего приходится надеяться только на самого себя. Особенно важно проявить смелость перед лицом зла. Часто от этого зависит, можно ли считать себя настоящим человеком. Зло проявляется не только в войнах, драках, оскорблениях, но и в мелких проступках: кто-то обидел малыша, отказался помочь ближнему, сказал обидные слова. Только честный человек смело вступает в борьбу со злом.

Многое зависит от внутреннего настроя. Тот, кто все время твердит: «Я боюсь», скорее всего, струсит в непростой ситуации. Если же себе говорить: Мне нечего бояться, я храбрый», то в подходящий момент храбрость проявится. Многие люди, совершившие смелый поступок, говорят, что все произошло само собой. На самом деле внутренний приказ помог стать смелым

 Турист обратился к горцу: «Послушай, почему ты так легко ходишь по узким, скользким тропинкам над пропастью, тогда как я, двигаясь по ним, буквально трясусь от страха и чувствую, что мое сердце вот-вот выпрыгнет?» Горец усмехнулся: «Все очень просто: когда я иду на ту сторону, я иду за водой, без нее моя семья и я погибнем от жажды, а когда возвращаюсь, я так хочу видеть мою семью, что даже не думаю о пропасти внизу»

-Почему горец не боится ходить над пропастью?

Один древний мудрец сказал, что храбрость – это умение различать, что беда, а что нет. Если беда грозит тебе или твоим близким, как тут не стать храбрецом? А если беда грозит твоей Родине? В годы ВОВ героизм был массовым.

Учитель:  (слайд 12)Одним из верных способов победить страх является смех. Чтобы убедиться в том, что смешное уже не является страшным, прослушать запись песни В. Высоцкого «Страшно, аж жуть» в авторском исполнении. Для того чтобы вам было легче на слух воспринимать строки В. Высоцкого перед вами  на столах лежит   текст этой песни.      

1. Почему когда смешно, то не страшно?
      2. Как ты думаешь, каково настроение этого стихотворения?
      3. Что оно вызывает у тебя: страх, улыбку, иронию?

IV Закрепление

 
Игра «Верю  -  не верю»

  1. Сына греческой богини Афродиты, чье имя в переводе на русский язык звали Фобос.
  2. Постоянную боязнь чего-либо называют отчаяние.
  3. Смелым называют человека, который умеет владеть собой перед лицом страха.
  4. Чувство страха можно преодолеть и сохранить человеческое достоинство.
  5.  Полезное свойство страха в том, что чувство страха сближает человека с животным миром
  6. Перед лицом опасности люди ведут себя одинаково
  7. Воспитывая в себе смелость, ты противостоишь злу.
  8. Страх  не позволяет сосредоточить внимание на источнике тревоги
  9. Одним из способов преодоления страха является смех.

Творческое задание:  Перед вами на столах лежат карандаши и листы бумаги. Разделите лист пополам и  на одной стороне нарисуйте страх, а на другой – смелость. Презентуйте свою работу.

 

(слайд 13)

V Рефлексия 

- Зачем нам был нужен это урок?

-За что вы можете себя похвалить?

-За что вы можете похвалить одноклассников?

- За что вы можете похвалить учителя?

VI Подведение итогов  урока

(слайд14) Домашнее задание

Прочитать пар.11 учебника.

В классе и дома: задание 1, на выбор- задание 2 или 3.

  

  В заключение урока рекомендуем предложить сыграть в игру «Скульптор и глина» (с. 214 в учебнике).
      Тому, кто не захочет лепить скульптуру страха, следует предложить придумать свой вариант скульптуры по теме данного урока.

Дополнительный материал

      Карл Павлович Брюллов (1799—1852) учился живописи с раннего детства: сначала дома (несколько поколений семьи Брюлло или Брилло — так звучала эта фамилия, позднее переделанная на русский лад — были художниками), а с 1809 по 1821 год — в Петербургской академии художеств.
      В 1827 году Брюллов посетил раскопки античного города Помпеи, который был погребен под толстым слоем лавы и пепла во время извержения вулкана Везувий в 79 году до нашей эры. Картина «Последний день Помпеи» (1830—1833) стала самым известным произведением мастера. Мотив катастрофы, неистовства сил природы, эффектное грозовое освещение — все это характерно для романтической идеи господства рока и стихии над человеком. В картине нет главного героя. Все персонажи написаны в академическом духе: их позы красивы и величественны, они похожи на античные статуи, волнение и ужас отражаются лишь на лицах. Среди многочисленных охваченных паникой героев картины выделяется фигура художника, несущего ящик с красками, — это автопортрет Брюллова, который изобразил себя в роли участника трагедии.
      Во время работы Брюллов тщательно изучил свидетельства современников катастрофы и открытия археологов. Для некоторых персонажей (мать с дочерью, лежащие в центре на первом плане) художник использовал слепки, сделанные во время раскопок (в пустоты, образованные в пепле телами погибших, заливался гипс, который, застывая, воссоздавал их предсмертные позы).
      
Пословицы о страхе и смелости
      Смелость силе воевода.
      Отвага — половина спасения.
      Смелый приступ не хуже (половина) победы.
      Двух смертей не бывать, одной не миновать.
      Волков бояться — в лес не ходить.
      Семь бед — один ответ.
      У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки...
      Глаза страшатся, а руки делают.
      Либо пан, либо пропал.
      Риск — благородное дело.
      На всякую беду страху не напасешься.
      На смелого собака лает, а трусливого рвет.
      Один со страху помер, другой ожил.
      Кто смел, тот два съел — да и подавился.

В заповедных и дремучих,
страшных Муромских лесах
Всяка нечисть бродит тучей
и в проезжих сеет страх:
Воет воем, что твои упокойники,
Если есть там соловьи - то разбойники.

Страшно, аж жуть!

В заколдованных болотах
там кикиморы живут, -
Защекочут до икоты
и на дно уволокут.
Будь ты пеший, будь ты конный -
заграбастают,
А уж лешие - так по лесу и шастают.

Страшно, аж жуть!

А мужик, купец и воин -
попадал в дремучий лес, -
Кто зачем: кто с перепою,
а кто сдуру в чащу лез.
По причине пропадали, без причины ли, -
Только всех их и видали - словно сгинули.

Страшно, аж жуть!

Из заморского из лесу
где и вовсе сущий ад,
Где такие злые бесы -
чуть друг друга не едят, -
Чтоб творить им совместное зло потом,
Поделиться приехали опытом.

Страшно, аж жуть!

Соловей-разбойник главный
им устроил буйный пир,
А от них был Змей трехглавый
и слуга его - Вампир, -
Пили зелье в черепах, ели бульники,
Танцевали на гробах, богохульники!

Страшно, аж жуть!

Змей Горыныч взмыл на дерево,
ну - раскачивать его:
"Выводи, Разбойник, девок, -
пусть покажут кой-чего!
Пусть нам лешие попляшут, попоют!
А не то я, матерь вашу, всех сгною!"

Страшно, аж жуть!

Все взревели, как медведи:
"Натерпелись - сколько лет!
Ведьмы мы али не ведьмы,
Патриоты али нет?!
Налил бельма, ишь ты, клещ, - отоварился!
А еще на наших женщин позарился!.."

Страшно, аж жуть!

Соловей-разбойник тоже
был не только лыком шит, -
Гикнул, свистнул, крикнул: "Рожа,
ты, заморский, паразит!
Убирайся без боя, уматывай
И Вампира с собою прихватывай!"

Страшно, аж жуть!

...А теперь седые люди
помнят прежние дела:
Билась нечисть грудью в груди
и друг друга извела, -
Прекратилося навек безобразие -
Ходит в лес человек безбоязненно,

И не страшно ничуть!

Верю  -  не верю

  1. Сына греческой богини Афродиты, чье имя в переводе на русский язык звали Фобос.
  2. Постоянную боязнь чего-либо называют отчаяние.
  3. Смелым называют человека, который умеет владеть собой перед лицом страха.
  4. Чувство страха можно преодолеть и сохранить человеческое достоинство.
  5.  Полезное свойство страха в том, что чувство страха сближает человека с животным миром
  6. Перед лицом опасности люди ведут себя одинаково
  7. Воспитывая в себе смелость, ты противостоишь злу.
  8. Страх  не позволяет сосредоточить внимание на источнике тревоги
  9. Одним из способов преодоления страха является смех.

Тест по обществознанию по теме: «Будь смелым»

1 вариант

А1. Как звали сына греческой богини Афродиты, чьё имя в переводе на русский означает «страх»?

1) Арес 2) Деймос 3) Марс 4) Фобос

А2. Постоянную боязнь чего-либо называют:

1) реакция 2) фобия 3) отчаяние 4) война

А3. Кого можно назвать смелым человеком?

1) того, кто умеет владеть собой перед лицом страха

2) того, кто пытается уклониться от встречи с опасностью

3) того, кто пытается показать всем свою смелость

4) того, кто предупреждает всех, что он не смельчак

А4. Верны ли суждения о смелости:

А) смелость на глазах многих людей проявить бывает иногда легче, чем в одиночку;

Б) смелость требуется и в самых простых житейских ситуациях.

1) верно только А 3) оба ответа верны

2) верно только Б 4) нет верного ответа

А5. Чувство страха:

А) знакомо только людям и некоторым животным;

Б) можно преодолеть и сохранить человеческое достоинство.

1) верно только А 3) оба ответа верны

2) верно только Б 4) нет верного ответа

В1.Все термины, приведённые ниже, за исключением одного, связаны с понятием «страх». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1) Ужас 2) Фобия 3) Испуг 4) Аккуратность 5) Тревога 6) Боязнь

В2. Все термины, приведённые ниже, за исключением одного, связаны с понятием «смелость». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1) Мужество 2) Безволие 3) Отвага 4) Героизм 5) Храбрость

В3. Заполните пропуск в предложении.

Воспитывая в себе…., ты противостоишь злу.

Тест по обществознанию по теме: «Будь смелым»

2 вариант

А1. Полезное свойство страха в том, что:

1) чувство страха сближает человека с животным миром

2) страх позволяет сосредоточить внимание на источнике тревоги

3) страх парализует волю человека

4) страх затмевает истину

А2. Матерью Деймоса и Фобоса была греческая богиня:

1) Афродита 2) Афина 3) Артемида 4) Гера

А3. Чем смелый человек отличается от остальных людей?

1) вступает в борьбу со злом

2) честно признаётся, что боится

3) ничего не боится

4) отличает добро от зла

А4. Верны ли следующие суждения о страхе:

А) страх – чувство, присущее только человеку;

Б) чувство страха может быть полезным.

1) верно только А 3) оба ответа верны

2) верно только Б 4) нет верного ответа

А5. Верно ли, что:

А) знаменитый полководец А.В. Суворов не проиграл ни одного сражения;

Б) перед лицом опасности люди ведут себя по-разному.

1) верно только А 3) оба ответа верны

2) верно только Б 4) нет верного ответа

В1. Все термины, приведённые ниже, за исключением одного, связаны с понятием «страх». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1) Ужас 2) Фобия 3) Испуг 4) Аккуратность 5) Тревога 6) Боязнь

В2. Все термины, приведённые ниже, за исключением одного, связаны с понятием «смелость». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1) Мужество 2) Безволие 3) Отвага 4) Героизм 5) Храбрость

В3. Заполните пропуск в предложении.

….. города берёт.

Ключ.

1 вариант: А1- 4, А2 – 2, А3 – 1, А4 – 3, А5 – 2, В1 – 4, В2 – 2, В3 – смелость.

2 вариант: А1- 2, А2 – 1, А3 – 1, А4 – 2, А5 – 3, В1 – 4, В2 – 2, В3 – смелость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"

Тема  урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...

Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"

В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС  были выбраны и физические упраж...

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок по информатике "Клавиша точных построений" на тему "Точные построения графических объектов". Разработка урока для 5-х классов

Оборудование: компьютерный класс, на компьютерах операционная система Linux, мультимедийный проектор, Приложение 1 (презентация по данной теме) раздаточный материал « Мои достижения на уроке» Приложен...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...