Разработка урока по обществознанию для 9-10 классов На тему: «Коррупция. Виды коррупции и способы борьбы с ней» Автор: Шишкина Ю.А.
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Шишкина Юлия Александровна

 

Конкурс методических разработок

по использованию учебно-методических пособий

антикоррупционной направленности в образовательной практике

 

Разработка урока по обществознанию для 9-10 классов

На тему: «Коррупция. Виды коррупции и способы борьбы с ней»

Автор: Шишкина Ю.А.

 

Цель урока: сформировать у учащихся  антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции.

Задачи урока:

 1. Образовательная:  дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность;

2. Развивающая:  расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, развитие антикоррупционного сознания;

 3. Воспитательная:  воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подростков.

Тип урока: урок - дебаты.                                                           Материальное обеспечение: Уголовный кодекс РФ, интерактивная доска, мультимедийный проектор, Интернет ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shishkina_yu.a.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания для  9-10-х  классов

МБОУ «Лицей №2 г. Мамадыш» РТ

Учитель истории Ю.А. Шишкина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №2 г.Мамадыш»

Конкурс методических разработок

по использованию учебно-методических пособий

антикоррупционной направленности в образовательной практике

Разработка урока по обществознанию для 9-10 классов

На тему: «Коррупция. Виды коррупции и способы борьбы с ней»

Автор: Шишкина Ю.А.

Мамадыш - 2012

Урок обществознания для  9-10-х  классов

на тему «Коррупция».

Цель урока: сформировать у учащихся  антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции.

Задачи урока:

 1. Образовательная:  дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность;

2. Развивающая:  расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, развитие антикоррупционного сознания;

 3. Воспитательная:  воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подростков.

Тип урока: урок - дебаты.                                                         Материальное обеспечение: Уголовный кодекс, интерактивная доска, мультимедийный проектор, Интернет ресурсы.

          Ход урока                                                           

   1. Организационный момент.                                                        Учитель акцентирует внимание на теме урока, цели  и объясняет план работы. «Сегодня мы повторим основные понятия темы «Коррупция» и попробуем  обобщить ранее полученные знания о коррупции и борьбы с ней в форме дебатов, а также  попытаемся установить  тесную связь коррупции с уголовным кодексом, с правами и свободами граждан на примере Конституции РФ и состоянии дел в современной России».          

        План урока                                                                                                                           1. «Мозговой штурм».                                                                                                                           2. Экспресс - дебаты.  Тезис «Можно ли победить коррупцию?»  Ст. 291 УК РФ (дача взятки). Ст. 290 УК РФ (получение взятки).                                                                                                        

I. Мозговой штурм.  Работа ведётся в быстром темпе – 5 минут.                        Класс разделен на пять групп по 5 человек (смешанная группа: юноши и девушки по желанию).  На середине стола ватман и фломастеры для каждой группы, в середине ватмана круг с темой урока.                                                                                         1)этап - кто больше по кругу напишет понятий данной темы (учащиеся в каждой группе вспоминают лекцию, а один под диктовку прописывает на ватмане) - 1 минута;                                                                                        2) этап – игра в ассоциации. Учитель по очереди показывает ватманы классу и говорит любое понятие. В группе должны быстро ответить: с чем ассоциируется  данное понятие, исходя из знаний и личного опыта. И так по цепочке – 4 минуты.                                                                  Оценивается: 1. кто больше вспомнил понятий;                                                               2.кто больше назвал ассоциаций.      

II. Экспресс–дебаты – 35 минут. Осуществляется в форме «модифицированные» дебаты.                                                                         Цель: закрепление учебного материала и приведение его в систему.                                                                                      Класс предварительно делится на следующие группы:                                                              - 1  группа -  «группа экспертов» - 5 учеников, они  выполняют судейские функции и подводят итог игры, анализируя аргументацию команд и демонстрируя столкновение позиций, т.е. фактически осуществляют функции 3 спикера, сравнивая позиции команд.                                Учитель сам назначает составы команд. Данная группа формируется из наиболее критически мыслящих учащихся.                                                Роль для выработки компромиссного решения оставляет за собой учитель в случае  напряженного столкновения мнений.                                                                                                2  группа - это группа  поддержки из  трех  человек, к помощи которых могут обращаться команды во время таймаутов;                                                                                                                    -две команды по 3 человека - это спикеры                                                                                         - остальные учащиеся являются слушателями.  Их цель: внимательно слушать, делать письменные критические записи и в конечном результате представить письменную рецензию на выступления обеих команд.                                                                                  Таким образом, все учащиеся будут оценены на уроке.                                                                          

Ход дебатов

  Задание. Найти и сформулировать аргументы «за» и «против» следующего тезиса «Можно ли победить коррупцию?»                         Задание дается заранее, спикеры составляют речь, весь класс изучает  ст. 290 и ст. 291 УК РФ, дополнительную литературу, а также формулирует аргументы  и мнения в свою поддержку. Спикеры подтверждают свои аргументы: приводят цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта. Поддержка должна быть объективна, т. е. содержать высказывания специалистов в той сфере, области, которая рассматривается в данный момент, иметь ссылку на конкретный источник (книгу, журнальную или газетную статью, материалы сети Интернет), отражать известные и реальные факты, быть лаконичной.        Побеждает  команда, которая сумеет логично и убедительно отстоять свою точку зрения, работает в рамках регламента, ведет себя корректно.

                                                 РОЛИ СПИКЕРОВ

Деятельность

Команда «ЗА»

Команда «ПРОТИВ»

Спикер - Представляет команду; показывает актуальность темы; заявляет позицию своей команды; выдвигает в организованной форме все аргументы команды.

Мы считаем, что данная тема актуальна: в последнее время государство принимает серьезные меры по борьбе с коррупцией во всех ее проявлениях, усиливается уголовная ответственность за данный вид преступления – это позволит победить коррупцию в стране.

Мы считаем, что данная тема действительно актуальна, но коррупция стала набирать обороты. Коррупция имеет место быть во всех сферах жизни общества, все это приводит к регрессу общества. С коррупцией боролись еще в древней Руси, однако до сих пор победить ее не смогли.

Спикер отрицающей команды задает вопросы спикеру утверждающей команды

О чем гласит ст.290 и ст.291 УК РФ и какова их цель?


Для борьбы с коррупцией был создан МОО Комитет по борьбе с коррупцией, какова его деятельность?


Какое значение имеют законы, направленные на борьбу с теми лицами, которые дают и получают взятки?

Почему на протяжении  нескольких столетий в России не удалось победить коррупцию?


Угрожает ли коррупция национальной безопасности страны?


Нужно ли антикоррупционное воспитание?

Спикеры приводят статистику подтверждающую свое утверждение.

Приводят результаты борьбы с коррупцией в России за первое полугодие 2012 года, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.

С помощью цифр и фактов показывают, какой урон нанесла коррупция экономике страны за 2011-2012 гг.

Деятельность группы-поддержки

Готовят схемы, графики, диаграммы, подбирают афоризмы, цитаты, пословицы, которые иллюстрируют доказательность тезиса или антитезиса.

Деятельность экспертов

Отмечает слабые места аргументации команды оппонентов и ошибки в ходе дебатов. Сравнивают аргументацию команд и пытаются обосновать большую логичность, достоверность, объективность  аргументов  и контраргументов команд. Делают краткое резюме.

Подготовка обеих команд к подведению итогов

 Доказательство своих преимуществ - финальная речь «мы победили, т.к……….». Порядок выступлений определяется по жребию.

От четкости структурирования аргументов зависит продуктивность беседы, ведь чем лучше мы проанализируем недостатки и достоинства разных позиций, тем сильнее будет влияние, оказанное на воспитанников. В ходе выступления учитель может тактично похвалить или покритиковать аргументы учащихся.                                                                Предложенная методическая рекомендация является одним из первых шагов для создания системы воспитательной работы в образовательных учреждениях. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.

Литература

1. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10 -11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 11 кл./ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой.- 4-е изд.- М.: Просвещение,2005.                                   2.  Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. – М., 2001.                   3. Гладких В.И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь. –  2001. – № 3.                                  4. Павел Кабанов. Коррупция и антикоррупционная политика. Словарь-справочник. Издательство: МедиаПресс  2008 г.                                                   5. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

Бинарный урок По русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...

Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...

Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...

Разработка урока по обществознанию в 8 классе на тему "Сущность и структура экономики"

Представлена разработка вводного урока по разделу "Экономическая сфера"...

Разработка урока по обществознанию в 9 классе по теме "Право, его сущность и особенности"

Цель: Охарактеризовать экономическую сферу общества, выявить значение экономики  в жизни общества. Задачи:  рассмотреть  значения понятия «экономика»;-охарактеризовать факторы прои...