Правотворчество и процесс формирования права
план-конспект урока по праву (10 класс) по теме

Милованова Татьяна Петровна

План- конспект урока права по теме "Правотворчество и процесс формирования права" по учебнику Певцовой Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс М., "Русское слово" 2007

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 5. Правотворчество и процесс формирования права

Цели:  сформировать представление о правотворчестве; рассмотреть основные виды правотворческой деятельности и определить их содержание; охарактеризовать этапы законодательного процесса; познакомить с юридической техникой;

          способствовать формированию у учащихся умений и навыков анализа содержания деятельности правотворческих органов государства, систематизации полученных знаний, моделирования ситуации в процессе дискуссии, аргументирования собственных суждений.

Основные понятия и термины: правотворчество, законотворчество, законодательная инициатива, парламентские слушания, юридическая техника, реквизиты документов.

     I. Проверка домашнего задания.

1) Тестовые задания. Выберите один правильный вариант ответа.

1. Элементом структуры нормы права является: а) коллизия; б) дефиниция; в) статья;

г) санкция.

2. На содержание правила поведения указывает элемент нормы права: а) диспозиция;

б) санкция; в) гипотеза; г) дефиниция.

3. Элементом структуры нормы права не является: а) санкция; б) гипотеза; в) дефиниция;

г) диспозиция.

4. Элемент нормы права, указывающий на правовые последствия для лица, не соблюдающего норму права, называется: а) диспозиция; б) санкция; в) гипотеза;

г) дефиниция.

5. Элемент нормы права, указывающий на конкретные обстоятельства, при наличии которых действует правовая норма: а) диспозиция; б) санкция; в) гипотеза; г) дефиниция.

6. Под структурой правовой нормы понимается: а) правило поведения, которому должны следовать участники общественных отношений; б) обстоятельства, при наличии которых норма будет действовать; в) диспозиция; г) ее характерное внутреннее строение.

7. Под гипотезой подразумевается: а) правило поведения, указывающее на жизненное обстоятельство, при наличии которого реализуется норма; б) часть юридической нормы, указывающая на фактические жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых она реализуется; в) часть юридической нормы, содержащая правило поведения,

которому должны следовать участники общественных отношений; г) часть юридической нормы, предусматривающая ответственность за нарушение требований закона.

Ответы: 1 — г; 2 — а; 3 — в; 4 — б; 5 — в; 6 — г; 7 — б.

 2) Проведение словарного диктанта: норма права, элементы структуры нормы права, гипотеза, диспозиция, санкция. (http://www.pravo-shkola.ru/content/Sapogov_10_Prof_F.pdf)

II. Изучение нового материала.

План.

1. Понятие и виды правотворчества.

2. Стадии законодательного процесса.

3. Сроки вступления законов в силу.

4. Юридическая техника.

1. Понятие и виды правотворчества.

Правотворчество – деятельность по созданию, изменению или отмене правовых норм.

Принципы правотворчества: научность, профессионализм, законность, демократизм, гласность.

Субъекты правотворчества: государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления или народ (на референдуме).

   Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения, субъекты Федерации в лице их представительных органов.

Виды правотворчества:

- законотворчество (принятие законов представительными органами государства);

-  подзаконное правотворчество (принятие исполнительными органами актов в пределах своей компетенции);

- непосредственное правотворчество (от народа)

- договорное правотворчество (при разработке договоров нормативного содержания);

- чрезвычайное правотворчество (в условиях кризисных, экстремальных ситуаций);

- локальное правотворчество (издание нормативных правовых актов отдельными учреждениями).

2. Основные стадии законодательного процесса (регламентируется Конституцией РФ):

1) Выявление потребностей в создании правовых норм.

2) Внесение предложений об издании закона в законодательный орган страны (законодательная инициатива).

3) Рассмотрение и обсуждение законопроекта (обычно в трёх чтениях).

4) Принятие и утверждение закона.

5) Официальное опубликование закона

3. Сроки вступления законов в силу.

Сроки начала действия законов

1). Указан в самом законе.

2). По истечении10 дней после официального опубликования.  

3). Указан в специальном законе о введении в действие.

4. Юридическая техника.

        Юридическая техника - совокупность правил, приемов, средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов, документов.

 Принципы: - краткость и четкость написания;

                      - недопустимость дублирования и противоречивости;

                      - употребление понятных без эмоциональной окраски слов.

Способы изложения норм права в нормативных актах:

Прямой способ изложения (норма права фактически полностью излагается в законе).

Отсылочный (статья нормативного акта отсылает к другой статье закона).

Бланкетный (статья нормативного акта отсылает к законодательству вообще).

III. Закрепление.

Вопросы:

1) Что понимается под правотворчеством?

2) Какой правовой акт регламентирует законодательный процесс в России?

3) Перечислите основные стадии законодательного процесса.

4) Кто обладает правом законодательной инициативы?

5) Какие органы государственной власти участвуют в законодательном процессе?

6) Какие установлены сроки для вступления закона в силу?

7) Что понимается под юридической техникой?

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры  10 класс. М, «Русское слово», 2007.

http://wВ.М. Сапогов Поурочные методические разработки

ww.pravo-shkola.ru/content/Sapogov_10_Prof_F.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в процессе формирования информационной компетентности учащихся на уроках физики.

Использование ИКТ в школьном курсе естествознания эффективно способствует развитию у учащихся информационной компетентности...

Доклад на тему: "Роль игры в процессе формирования детей среднего дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете в дошкольном образовательном учереждении....

Приёмы оптимизации процесса формирования правильного звукопроизношения у детей-логопатов

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют стойкий характер. Иногда проходит довольной большой период времени, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной ар...

Презентация - проект по теме: "Избирательный процесс. Избирательное право"

Презентацию - проект по теме :"Избирательный процесс. Избирательное право ", удобно использовать для сопровождения урока по Праву. Чтобы сформировать у студентов осознанное понимание необходимост...

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Процесс формирования крепостного права в России. Задания ЕГЭ

На примерах различных заданий с сайта "Решу ЕГЭ" разбирается тема формирования крепостного права в России. В данной статье представлены задания по периоду с XV по  XVII век, то есть ког...