Приёмы оптимизации процесса формирования правильного звукопроизношения у детей-логопатов
статья по теме
Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют стойкий характер. Иногда проходит довольной большой период времени, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Это происходит в силу того что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. Как активизировать ребенка и побудить его к более качественному процессу усвоения материала?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogu_na_zametku.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогу на заметку
Приёмы оптимизации процесса формирования правильного звукопроизношения у детей-логопатов
Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют стойкий характер. Иногда проходит довольной большой период времени, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Это происходит в силу того что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. Как активизировать ребенка и побудить его к более качественному процессу усвоения материала?
Предлагаемые приемы помогают разнообразить коррекционную работу. Они не требуют времени на подготовку, сложного оборудования и наглядного материала. Материал позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка. Соблюдена последовательность в системе - переход от более простых к более сложным формам речи. Почти все задания – многоцелевые. Следовательно, педагог может неоднократно возвращаться к ним, помогая детям усваивать новый материал и закреплять пройденный. Данный вид работы может совмещаться с любой деятельностью ребенка: на индивидуальных занятиях с логопедом, на вечерних занятиях с воспитателем («Логочас»), в самостоятельной деятельности детей, при выполнении домашних заданий дома по рекомендации специалиста.
- Четкое и правильное называние предметных картинок. (Педагог отбирает нужные картинки и кладет их на стол изображением вниз. Затем он предлагает ребенку поочередно открывать картинки и громко и четко проговаривать их названия. Затем класть обратно на стол. Затем педагог предлагает припомнить названные картинки и переворачивает лишь те, что вспомнил ребенок.)
- Предметные картинки выкладываются на столе или выставляются на наборном полотне. (По выбору педагога ребенок называет ту или иную картинку. При правильном произнесении слова, картинку отдают ребенку.)
- «Пирамида». (Ребенок достает картинку из ящика и называет её. Для детей подготовительной к школе группы предлагают выделить позицию заданного звука в слове, определить количество слогов.)
- «Подбери пару» (Педагог один комплект картинок отдает ребенку (6-8 картинок), второй остается у педагога. Если ребенок называет картинку показанную педагогом правильно, то получает пару. Надо набрать наибольшее количество пар.)
- «Передай дальше» (Перед подгруппой детей лежит стопка предметных картинок. Первый ребенок открывает первую картинку, называет ее и отдает следующему игроку. Тот называет ее и открывает еще одну картинку, так же называя ее. Затем передает следующему игроку две картинки и так дальше. Педагог следит затем, чтобы не было ошибок в произнесении звуков в словах.)
- «Цепочка» (Педагог на наборном полотне выставляет предметные картинки. Ребенок запоминает ряд и закрывает глаза. Педагог убирает картинки. Ребенок должен восстановить ряд в том же порядке, правильно произнося каждое слово.)
- «Жадина» (Педагог выставляет картинки на заданный звук на наборном полотне. Ребенок произносит их названия сочетая с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ.)
- «Копилка» (Педагог предлагает ребенку назвать картинки, изменяя единственное число на множественное.)
- «Собери предложение» (Педагог раскладывает картинки и предлагает ребенку назвать их четко и правильно и подобрать к ним слово-действие.)
- «Памятка» (Педагог раскладывает подобранные картинки и мнемотаблицы. Затем предлагает ребенку, опираясь на картинки и подсказки (мнемотаблицы) составить предложения)
- «Цветные картинки» (На наборном полотне размещены картинки с изображением предметов разного цвета на заданный звук. Ребенок называет предмет, согласовывая его с цветом.)
- «Великан и мальчик-с-пальчик» (Педагог предлагает назвать предметы, изображенные на картинках как будто он маленький.)
- «Магазин» (Педагог предлагает ребенку купить как можно больше предметов с заданным звуком.)
- «Придумай предложение» (Педагог предлагает ребенку придумать предложения, используя уже знакомые картинки на заданный звук.)
- «Веер» (Педагог предлагает ребенку назвать первую картинку, а затем, постепенно раскрывая веер, составить рассказ из предложенных предметных картинок.)
- «Бесконечная история» (На столе по кругу разложены предметные картинки и волчок. Ребенок составляет рассказ, используя слова указанные волчком.)
- «Сыщик» (На сюжетной картинке найти как можно больше предметов на заданный звук.)
- «Занятные истории» (Педагог, подобрав картинки на заданный звук, знакомые ребенку, предлагает придумать историю с опорой на картинки, то есть составление творческого рассказа)
- По зеленому лесу идет … (Зина).
- Зина идет по … (зеленой земле).
- Зина несет … (зеленую корзину).
- В зеленой травке она видит … (зеленого кузнечика).
- На зеленой ветке сидит и поет … (зеленый зяблик).
- Под зеленым кустом лежит … (зеленая змея).
- В зеленом лесу Зина наберет … (зеленой земляники).
- «Истории» придуманные детьми совместно с родителями.
УДАЧИ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игры для формирования правильного звукопроизношения
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ...
Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения
Советы родителям по правильному выполнению артикуляционных упражнений....
«Формирование правильного звукопроизношения у детей»
Формирование правильного произношения у детей это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспри...
Формирование правильного звукопроизношения: звук [С].
Представлен примерный индивидуальный план по постановке звука [С]....
Формирование правильного звукопроизношения: звук [Ш].
Представлен примерный индивидуальный план по постановке, автоматизации и дифференциации звука [Ш]....
Выступление на семинаре-практикуме - "Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов"
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов...
Использование нетрадиционных приёмов работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ
Консультация для учителей-логопедов...