Процесс формирования крепостного права в России. Задания ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (10, 11 класс)

Нагорная Оксана Сергеевна

На примерах различных заданий с сайта "Решу ЕГЭ" разбирается тема формирования крепостного права в России. В данной статье представлены задания по периоду с XV по  XVII век, то есть когда интенсивно шел процесс закрепощения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Крепостничество. Как раскрывать тему в ЕГЭ

3 октября

Добрый день, дорогие друзья!

ЕГЭ… Аббревиатура, которая вызывает дрожь у многих. Но могу сказать точно, нужно сохранять спокойствие и понимание, что экзамены- не самое главное в жизни, есть много более приоритетных вещей: здоровье, любимые люди, хобби, дружба и т.д. Мир вокруг нас многогранен, и Вы обязательно найдете свое место в нем.

Раз вы заглянули на эту страничку, то впереди у Вас экзамен по истории. Сегодня, продолжая подготовку, мы рассмотрим одну из самых сложных тем в экзамене- «Крепостное право в России». В чем сложность? В том, что это большой исторический период от XV до XIX века, в ходе которого нужно уметь выделять различные этапы формирования крепостного права, понимать экономическую сущность этого явления, причины формирования и причины отмены, давать оценку крепостничеству, как историческую, так и моральную.

Мы рассмотрим различные типы заданий, в которых нужно раскрыть данную тему. Но в этой статье затронем только начало процесса складывания крепостного права.

Этапы закрепощения крестьян

Этапы закрепощения крестьян

Задание 23 с сайта «Решу ЕГЭ»

«К XVI в. в России утвердилось крепостное право. Укажите название документа, на основании которого крепостное право в России было оформлено окончательно. Укажите не менее двух обычных (типичных) условий договора между землевладельцем и пришедшим к нему крестьянином, которые определяли их сотрудничество до конца XVI в.»

Что можно указать в ответе?

1) Документ, утвердивший крепостное право в России окончательно - Соборное Уложение Алексея Михайловича, принятое в 1649г.

2) Важными условиями договора между землевладельцем и крестьянами были:

— размер земельного надела, который землевладелец предоставляет в пользование крестьянам;

— крестьянские платежи, а так же повинности;

— денежная и натуральная помощь крестьянам для обустройства на новом месте;

—отсрочка повинностей в пользу землевладельца;

— условия выхода крестьянина из договора по его окончанию.

Это задание показывает, насколько глубоко необходимо разбираться в теме, что нужно не просто знать ключевые понятия, но и понимать основные условия существования крепостного права.

Крепостное право– это система прикрепления крестьян к участку земли, оформленная государственными законами, которые ставили крестьян в личную и экономическую зависимость от землевладельца. Крестьянин не мог покинуть свой земельный надел, беглецов возвращали обратно.

Надо понимать, что до XV века не практиковался запрет на уход от одного владельца к другому, если отсутствовали долги и выполнялись обязательства договоров. Это право юридически было ограничено впервые на государственном уровне в 1497 году по Судебнику Ивана III. В документе устанавливалась уплата землевладельцу «пожилого» - выплата за прожитое на его землях время. Расчеты между хозяином земли и крестьянином, переход к новому боярину или помещику приурочивались к церковному празднику, Юрьев день 29 ноября, к этому времени как раз завершались осенние полевые работы. Договор можно было расторгнуть за неделю до этого дня, в течении недели после. Историки считают, что Судебник Великого князя Ивана III был первым шагом к формированию крепостного права

При Иване Грозном был принят новый Судебник в 1550 году. В нём были уточнены положения о нормах Юрьева дня. В 1581 году был введен режим «заповедных лет», по которому временно запрещался переход крестьян, то есть фактически отменялся Юрьев день.

В 1597 году уже по указу царя Федора Ивановича были установлены «урочные лета», то есть пятилетний срок поиска беглых крестьян. Была проведена перепись крестьян и составлены «писцовые книги», что еще больше способствовало прикреплению крестьян к землевладельцам.

Соборное уложение 1649 годапринятое на Земском соборе, ввело бессрочный сыск беглых, крепостное состояние крестьян становилось потомственным, право собственности бояр и помещиков на крестьян – наследственным. В законе прописывались и ограничения на землевладельца, так он не имел права отобрать земельный участок или лишить крестьянина жизни. Именно этот документ историки называют окончательным закрепощением крестьян.

В первой части заданий ЕГЭ по истории вопросы, связанные с крепостным правом могут встретиться в задании 4, 6. Например:

Задание 1.

Напишите пропущенное слово. «Исторический процесс, для которого характерны понятия: «Юрьев день», «заповедные года», «урочные лета», называется ______________» (закрепощение крестьян, установление крепостного права)

Задание 2.

Запишите термин, о котором идёт речь. «Запрет на переход крестьян от одного хозяина к другому в Юрьев день, введенный при Иване Грозном» (заповедные года)

Задание 3.

Запишите термин, о котором идёт речь. «При Федоре Ивановиче введен срок сыска беглых крестьян, течение которого они возвращались прежним владельцам» (урочные лета)

Таким образом, можно рекомендовать обязательно разбирать задания второй части, это поможет повторить материал и уже без затруднений выполнить задания первой части.

В следующий раз мы рассмотрим задания по крепостному праву в XVIII веке, когда его усиление достигло пика

Желаю Вам 100 баллов на экзамене!

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отмена крепостного права в России

Презентация к уроку по истории России в 8 классе...

конспект урока "Отмена крепостного права в России" с интерактивными дидактическими материалами

Материал содержит кнспект урока, лист опроса, задания для интерактивной доски, тестирование по теме....

Лекция "Отмена крепостного права в России"

Разработка конспекта лекции на урок в 10 классе по теме "Отмена крепосного права в России"...

тест "Отмена крепостного права в России"

данный тест содержит два варианта, может использоваться как в 8 так и в 10 классе...

Учебный проект по теме "Крепостное право в России"

Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем и...

Отмена крепостного права в России. Выкупная операция (методическая разработка урока истории с элементами формирования финансовой грамотности), 9 класс

Урок ориентирован на детальное изучение процесса отмены крепостного права в России. Особый акцент сделан на формировании финансовой грамотности школьников, изучение теории о вкладах и кредитах, знаком...