Рабочая программа по курсу "Право" для предпрофильного и профильного обучения
рабочая программа по праву (10 класс) по теме
В рабочей программе дана концепция правового воспитания и образования, даны рекомендации для углубленного изучения права.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiyskiy_fond_pravovyh_reform.doc | 369.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНЦЕПЦИЯ правового образования в МОУ СОШ № 20
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования.
Актуальность разработки соответствующего современным образовательным целям правового курса и возвращения его в школу, как самостоятельного учебного предмета, объясняется в самом общем виде несколькими хорошо известными причинами.
С одной стороны, в 90-е годы правовая система России, провозглашенной демократическим правовым государством, претерпела значительные изменения. В рамках правовой реформы на принципах верховенства права и закона произошло демократическое обновление законодательства, права и свободы человека и гражданина утверждаются как высшая ценность в обществе, усиливается роль суда, как независимого гаранта соблюдения прав человека.
В обществе пробуждается практический интерес к праву и правовым институтам, укрепляется отношение к праву как механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном мире, право приобретает конкретные черты и значение для каждого. На уровне массового сознания это выражается в резком повышении престижа юридических специальностей, спроса на юридическую литературу, общем возрастании интереса людей к правовым знаниям, правовой информации.
С другой стороны, современная социокультурная ситуация в России такова, что эти процессы не подкреплены правовой традицией, в массовом сознании право не является безусловной ценностью. По мере обновления законодательства и накопления соответствующей правоприменительной практики все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правосознания населения. Это тревожный фактор, ставящий проблему формирования правового сознания и правовой культуры в ранг приоритетов государственной политики.
Как показывает мировая практика, ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит системе образования. В одобренных Правительством Российской Федерации "Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу" подчеркивается, что в современном обществе приоритетными ориентирами для образования личности становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.
На сегодняшний день выделилось два основных подхода: первый из них связан с созданием "граждановедческих" курсов ситуативно-воспитательного характера, второй предполагает сохранение сложившейся в 90-е годы практики преподавания основ социально-гуманитарных наук в форме интегрированного курса обществоведения.
Однако анализ имеющегося опыта свидетельствует о том, что эти курсы, позволяя получить некоторые фрагментарные знания об основных правовых институтах общества, правах и обязанностях гражданина, не обеспечивают формирование навыков правового поведения и культуры школьников. Фактически без учета и использования возможностей, предоставляемых образованием в сфере права, ни тот, ни другой подходы не могут в целом решить задачу подготовки взрослеющего человека к жизни и деятельности в обществе, самостоятельному принятию решений относительно своего будущего, способного действовать свободно и ответственно в изменяющемся мире.
Таким образом, решение актуальных задач современного этапа развития, переживаемого Россией, в том числе: построение правового государства как задача государства, построение гражданского общества как задача социального развития, воспитание социально ответственного гражданина как задача реформирования школьного образования оказывается тесно связанным с обновлением целей, задач, форм и содержания правового образования в школе.
Психолого-педагогические основы преподавания права в школе
Изменения, происходящие в мире и в России, современная социокультурная ситуация активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров.
Приоритетной задачей образования становится создание такой совокупности условий развития обучающегося, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей. В педагогическом плане это означает, что основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор современных ключевых компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах.
Выпускник современной школы должен обладать не только определенной суммой знаний, развитым формальным интеллектом (формируемым, например, средствами математики), но и иными способностями - "критическим" мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Праву в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере. Уникальность права как специфической формы общественного сознания и общественной практики, обусловливает также значительный воспитательный потенциал правовых курсов.
Как известно, ситуации, возникающие в правовой сфере, определяются позицией самого действующего. От его целей, ценностных установок, личных пристрастий зависит выбор того или иного способа действия. Знакомство в рамках образовательного процесса с правовыми ситуациями как ситуациями выбора, анализ позиции и действий человека, являющегося их субъектом, создает условия для личностного самоопределения - для поиска ответа на вопрос "Кто я, чего я хочу?".
Правовое регулирование охватывает все сферы общественной жизни. Действующий в обществе человек оказывается субъектом многих типов правовых отношений - гражданских, административных, трудовых, семейных и т.д. Использование в обучении соответствующего правового материала способствует формированию сложного многомерного представления о себе. Необходимость действовать с учетом позиции других людей, с учетом правовых норм становится условием для развития "Я" ребенка как сложноорганизованного относительно "Я" других людей.
Таким образом, право как учебное содержание задает условия для развития способностей, существенным образом отличающихся от способностей, формирующихся на научном содержании, в том числе на материалах других курсов социально-гуманитарного цикла - это развитие представления о себе и Я-концепции.
Кроме того, работа с правовым содержанием создает условия для формирования ряда способностей, связанных с развитием мышления и речи.
С одной стороны, в праве, как и в большинстве учебных курсов, задача, упражнение позволяют практиковаться в применении правила. С другой - анализ и разрешение каждого отдельного правового случая требует многомерного его рассмотрения, учета многообразия законодательных актов, различных норм, интересов и позиций сторон. При применении правовых норм к каждому конкретному случаю реализует себя диалектика всеобщего и единичного.
Способность проецировать норму на конкретную ситуацию и видеть конкретное через призму нормы - совершенно уникальная способность, возникающая именно в сфере права и базирующаяся на особом типе мышления (критическое мышление). Этот тип мышления обеспечивает анализ ситуаций открытого типа: в них нет эталонного решения, они связаны не только с традиционными мыслительными операциями, но и с ценностным выбором, с признанием множественности правильных решений. Работа детей с правовым материалом становится условием развития особых языковых средств выражения собственных мыслей. Развитие речи - особая задача школы, она решается при работе с любым учебным материалом, если он оформлен вербально. Но в сфере права требуется развернутая аргументация своих мыслей, использование особых речевых средств для усиления воздействия на слушателя, выстраивание и вербальное оформление сложных многоуровневых логических заключений.
Правовое образование: цели, структура, содержание
Под правовым образованием в школе понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у детей:
- уважения к праву,
- собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества,
- компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.
Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования в образовательном процессе:
- способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;
- коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;
- систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков;
- конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.
Таким образом, правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.
Это предполагает создание особых учебных курсов, построенных в форме социальной практики, включающей в себя правовое знание.
При этом общие образовательные цели, а именно развитие перечисленных выше способностей, знаний, умений и навыков, должны обеспечиваться на всех ступенях образования, соединяя общую логику возрастного развития, реальности социального функционирования, прежде всего в его правовом аспекте, и содержание правового образования. В то же время общие задачи развития должны конкретизироваться применительно к каждой возрастной ступени на материале содержания соответствующих курсов права.
Соблюдение этого принципа позволит обеспечить непрерывность и преемственность правового образования.
В зависимости от программы развития, профиля, реальных возможностей образовательного учреждения, индивидуальных потребностей обучающегося курс права с 1 по 11 классы может строиться как:
систематический (сквозной) курс;
модульный курс наряду с другими социально-гуманитарными курсами или интегрированным курсом обществоведения;
часть интегрированного курса.
Достижение общих целей правового образования может быть обеспечено при условии выделения права в самостоятельный предмет в рамках учебного плана в основной и старшей школе.
Менее эффективным с точки зрения современных целей образования и использования особых возможностей правового материала как учебного содержания является преподавание права в основной школе как одной из содержательных составляющих интегрированного курса обществоведение.
Наиболее предпочтительно использование различных "форматов" построения курса на каждой ступени общего образования, например:
в начальной школе - часть интегрированного курса или небольшой модульный курс (практические правила поведения и действия);
в 5-6 классах - интегрированный курс пропедевтического характера, закладывающий основы для изучения в последующие годы не только правового, но и остальных курсов обществоведческого цикла (поведение человека, интересы и ценности, формирование способов регулирования отношений "человек - человек" и "человек - общество" в различные исторические эпохи, в различных культурах в современном мире, в России);
7 класс - вводный правовой курс (мораль, право, справедливость, равенство, права человека, права несовершеннолетних, способы действия и возможности защиты своих прав в типичных (актуальных для подростка) ситуациях);
8-9 классы - систематический курс "Основы правовых знаний",
10-11 классы - в зависимости от профиля школы, класса, индивидуального учебного плана обучающегося право может быть представлено курсами различного объема и уровня сложности: самостоятельный курс "Правоведение", набор специализированных (модульных) курсов "Право и экономика", "Право и демократия" и т.п., часть интегрированного курса "Человек, общество, право", а также их комбинациями.
Начальная школа
Образовательной задачей ступени начального образования в сфере права является приобретение детьми:
- основ конфликтной компетенции применительно к реальным детским конфликтам; практического опыта действия в реальных жизненных ситуациях, регулируемых правилами и нормами, в том числе формирование способности к смене позиции наряду со способностью к удерживанию своей позиции; представления о себе и другом как особых мирах;
- представлений о праве как об особой форме регулирования отношений в человеческом обществе;
- знаний конкретных правил и норм поведения.
Эта образовательная задача может быть решена за счет разделов интегрированного или небольшого модульного курса, в которых на материале реальных жизненных ситуаций противопоставляются и обнаруживаются позиции их участников, дети получают представление о праве как особой сфере жизни общества, осваивают конкретные правила и нормы поведения.
Изучение указанных курсов в начальной школе осуществляется на уроках в форме групповых занятий с использованием разнообразных форм и приемов активного обучения. Оно может быть организовано в рамках базового курса либо за счет школьного или ученического компонентов учебного плана. Желательно также использование различных видов внеурочной работы.
Основная школа
На протяжении основной школы возрастное развитие учащихся проходит два этапа - предподростковый и подростковый. В соответствии с этим содержание правового образования, а также условия его освоения разбиваются на два курса основной школы.
5-6 классы школы.
Образовательная задача на этом этапе состоит в:
- развитии конфликтной компетенции, в том числе в формировании способности формулировать правила для урегулирования ситуаций, возникающих при столкновении интересов, представлений, традиций, обычаев, и соблюдения этих правил;
- приобретении способности вычленять правовое содержание жизненной ситуации (выявление ситуаций, регулируемых правом, этикой, моралью, различение этих ситуаций и т.п.);
- приобретении общих представлений (знаний) о праве, обществе, российском государстве.
Условием решения образовательной задачи являются:
- образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая возможность реальной пробы себя в квазиправовых ситуациях и анализа различных позиций участников реальных ситуаций;
- учебные мероприятия 2-х типов:
- учебно-информационный блок (право как необходимое условие существования и развития человеческого общества);
- практикумы, в которых моделируются наиболее типичные правовые ситуации.
В начале основной школы занятия по праву предпочтительно организовывать в деятельностной форме. Допустимо сужение учебно-информационного блока при сохранении правового практикума, который обеспечивает формирование особой чувствительности к ситуациям правовой сферы и тем самым закладывает основы последующего систематического курса права в основной школе.
Правовой курс, как и в начальной школе, может включаться в базисный и/или вариативный компонент учебного плана. Возможно и желательно использование разнообразных форм внеурочной работы, однако необходимо, чтобы все учащиеся в той или иной форме получили первичные правовые представления на уроке.
7-9 (10) классы школы.
На протяжении этого этапа обучения решается задачи:
- приобретения базовых навыков, обеспечивающих успешное действование подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях,
- передачи детям основ правовых знаний, в том числе о правовой системе России и международном праве;
- формирования способности к анализу ситуаций, регулируемых правовыми нормами, и способности к реальным действиям в таких ситуациях.
Условием решения образовательных задач является
- образовательная среда (уклад школы), обеспечивающие детям умение отстаивать свои права, участвовать в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе; возможность реальной пробы себя в социально-правовых ситуациях;
- учебные мероприятия двух типов:
- учебный курс, включающий элементы теории права, обеспечивающие представление о праве как особой предметно-практической области, сведения об основных правах и свободах человека, о различных отраслях права, способах реализации и защиты своих прав;
- практикумы, обеспечивающие формирование практических навыков поведения в правовой сфере в реальной жизни.
Основная школа составляет образовательное пространство, которое в полной мере реализует задачи правового образования. На этот отрезок школьной жизни приходится основное изучение права, поскольку выпускник основной школы должен стать полноценным субъектом социально-правовых отношений.
С учетом этого наиболее адекватным решению образовательных задач основной школы является выделение права в самостоятельный учебный предмет.
Старшая школа
Старшая школа, имея сегодня тенденцию к превращению в профильную, должна обеспечить всем учащимся приобретение:
- способности строить собственное правосообразное поведение в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей;
- углубленного уровня правовых знаний (различных отраслей права, отдельных законодательных актов, в области сравнительного правоведения и т.п.);
- способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;
- навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.
Условием решения образовательных задач в старшей школе является
- образовательная среда (уклад школы), обеспечивающие участие в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе, создании и деятельности общественных организаций, различных социальных проектах;
- учебные курсы, обеспечивающие, соответственно профилям, расширение и углубление представлений о праве как особом социальном институте, феномене культуры, его принципах, различных отраслях права, особенностях регулирования различных форм общественных отношений, особенно в политической и экономической сферах и др.
Для обеспечения вариативного подхода к изучению права в старшей школе необходима разработка как минимум трех типов программ курса права: общеобразовательной, для гуманитарных профиля, для социально-экономического профиля.
Соответственно, курс права займет различное место в этих программах: для общеобразовательного профиля право может быть представлено отдельным модульным курсом или разделом внутри интегрированного курса обществоведческого характера, для гуманитарного - самостоятельным учебным курсом или несколькими учебными курсами модульного типа, для социально-экономического профиля - самостоятельным учебным курсом или несколькими учебными курсами модульного типа.
Перспективным подходом является также разработка курсов различного уровня сложности, обеспечивающих возможность самостоятельного выбора обучающимися соответствующего их интересам уровня изучения права.
Образовательные условия решения задач правового образования
Достижение целей правового образования может быть обеспечено в рамках системы правового образования в школе, основывающейся на единстве:
- учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
- системы практических занятий, позволяющих на специально разработанных модельных ситуациях получить опыт экспериментально-проектной деятельности на материале права;
- уклада школы, обеспечивающего учащимся приобретение опыта действия в ситуациях, регулируемых правом.
Эти три элемента системы правового образования строятся и реализуются применительно к возрасту учащихся и в зависимости от ступени образования приобретают различное значение.
В пропедевтическом курсе начальной школы основное значение приобретает учебный, а также практический компоненты. Правовые аспекты уклада школы являются на этом этапе фоновым условием развития правосознания.
В первые два года основной школы (5-6 классы) детям открывается смысл и значение правовых отношений в школе, они знакомятся с органами самоуправления школы, получают доступ к дополнительному образованию (кружки, факультативы, курсы по выбору). На этом этапе деятельность детей организуется преимущественно как классно-групповая, она планируется учителем, овладение навыками действия в правовой сфере происходит преимущественно на материале практических занятий.
В основной школе (7-9(10) классы) перед ребенком полностью раскрываются все составляющие правового образования. Учащиеся приобретают основы правовых знаний, реализуют проектную форму деятельности в индивидуально-групповой форме, участвуют в школьном самоуправлении и т.п.
В старшей школе учащиеся получают (в зависимости от избранного профиля) систематические (углубленные) знания в области права, разрабатывают и реализуют различные социальные проекты, связанные с деятельностью внутри школы и за ее пределами, расширяется сфера их действия и ответственности в школьном правовом пространстве.
Таким образом, решение задач правового образования в рамках системы правового образования предполагает, что в школе будет создано особое культурно-образовательное пространство.
Компонентами культурно-образовательного пространства школы в контексте правового образования становятся:
- содержание и формы правового образования, адекватные возрастному развитию и уровням образования, включающие в себя, наряду с традиционным перечнем основных тем, различного рода активные формы работы детей;
- уклад школы - особая среда школы - традиции и нормы взаимодействия и взаимоотношений учащихся и педагогов в системах "учитель-ученик", "учитель - родители", "ученик-ученик", "ученик-группа сверстников";
- содержание внеклассной и внешкольной работы, построенной на принципах самоуправления и соуправления, творческого и нормированного правом взаимодействия детей и взрослых;
- открытость образовательной системы школы внешнему социуму и прямое взаимодействие педагогов и учеников школы с ним;
- социально-педагогическое и деятельностное взаимодействие школы с родителями, ориентированное на включение родителей в реализацию правового образования.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПРАВА (7-11 классы)
Пояснительная записка
Рабочая программа по праву составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы по курсу права для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов (авторы-составители – В.В.Спасская, С.И.Володина, ЕА Певцова.-М., Новый учебник, 2009).
Рабочая программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Цели курса исходят из самой жизненной действительности: развитие правовой культуры, воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения — одни из самых действенных и надежных средств стабилизации общественной жизни, создания разумных условий для духовного и физического существования и совершенствования отдельных людей и народов.
Определенное внимание уделяется в программе истории отечественного государства и права. Представляется, что этот материал (отчасти напоминающий и расширяющий сведения по всеобщей и отечественной истории, полученные учащимися ранее) послужит хорошим импульсом для освоения содержания всего курса. Вместе с тем представлен значительный объем актуальных в современных социально-экономических и политических условиях знаний, касающихся прав человека, в том числе избирательного, гражданского, налогового и уголовного права и др.
Цели для 7 класса:
Особенности курса для 7 класса – его пропедевтическая и практико-ориентированная направленность, а не подробное изложение норм права.
Целью курса «Основы правовых знаний» в 7 классе является предупреждение антисоциального поведения учащихся средствами урочной работы; предупреждение об опасности необдуманных действий, которые могут привести к совершению преступления; защита прав человека; развитие самостоятельного и критичного суждения об основных сферах жизни общества.
Основная задача курса – способствовать формированию у школьников основ правовой культуры, мировоззрения гражданина демократического, правового государства.
Назначение курса – помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения; увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека; научиться разрешать споры и конфликты правовыми способами.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Цели для 8-9 классов:
Предлагаемая программа воплощает содержание курса «Основы правовых знаний», предназначенного для учащихся 8-9 классов.
Цель курса – помочь учащимся разобраться во всем многообразии гражданских, трудовых, семейных, уголовных и других отношений, урегулированных правом, научиться уважать законы и бороться за свои права.
Данный курс дает выпускнику основной средней школы тот объем правовых знаний, который позволит ему в дальнейшем реализовать себя как полноправного и законопослушного гражданина правового государства.
Это относительно полный правовой курс, в нем содержится информация обо всех основных отраслях права, хотя преимущественное внимание уделяется нормам, которые регулируют имущественные, хозяйственные отношения в стране. Курс содержит актуальные сведения о законах, регулирующих отношения между покупателем и продавцом, заемщиком и кредитором, арендатором и арендодателем, знакомит учащихся с правовыми способами разрешения споров и конфликтов.
Школьники узнают также о разновидностях профессии юриста, что поможет им в профессиональной ориентации.
Изучение курса рассчитано на 68 часов учебного времени (по одному часу в неделю в 8 и 9 классах). Этот временной расклад обусловлен разнообразием учебных форм, материалов, видов деятельности… Содержание некоторых параграфов может быть основой для двух часов учебной работы (учитель вправе самостоятельно распределять часы на те или иные темы).
Цели курса права для 10-11 классов:
Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задачасв социально-правовой сфере, а также учебных задачасв образовательном процессе;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в Х или Х1 классах, из расчета 1 час в неделю.
Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов.
Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в Х и Х1 классах, из расчета 2 часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 20 учебных часов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Методологической основой рабочей программы является концепция дифференцированного обучения, направленная на:
удовлетворение запросов учащихся, проявляющих повышенный интерес и склонности к изучению права;
создание условий реализации индивидуальных образовательных программ по интересам;
реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.
Преподавание права предполагает активное использование практикумов, работу с источниками правовой информации, оптимальное сочетание лекций с семинарскими занятиями, осуществление исследований по правовым темам, организацию учебных дискуссий, выход на защиту проектов. Целесообразно использовать и такой метод работы, как деловая игра, которая является важным элементом учебной правовой ситуации. Игра обеспечивает не только интеллектуальное, но и эмоциональное усвоение правовых понятий и идей, создаёт условия для развития правовых чувств. Приоритетными видами деятельности являются:
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
работа с источниками права, в т.ч. новыми нормативными актами;
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
решение отдельных правовых споров с учётом социального опыта ученика.
Методы и приемы преподавания и учения
Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.
Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов.
Методы критического мышления.
Методы информационно-коммуникативной технологии.
Интересным приемом использования проблемного метода можно назвать дидактические игры.
Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса и потребности этого вида деятельности.
Так же заслуживает внимание такой прием как мысленный эксперимент, который проводится с воображаемыми образами и моделями, оперирует ими в воображаемых условиях. При проведении мысленного эксперимента совершенствуются навыки познавательных учебных умений учащихся.
Использование сослагательного наклонения в заданиях творческого характера позволяет применять метод моделирования. Он позволяет создать совершенно новую ситуацию, проследить пути выхода из нее, по–иному оценить изучаемое событие.
Формы учебных занятий
Успешность учебного процесса зависит не только от выбранных учителем методов и приемов обучения, но и от формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. При организации учебного занятия используются различные формы организации учебной деятельности:
фронтальная;
индивидуальная;
групповая и парная.
Парная и групповая формы деятельности позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, осуществлять дифференцированный подход в обучении. К тому же создается атмосфера взаимной ответственности, внимательности, повышается интерес к работе друг друга, т.е. создаются реальные условия реализации на практике основополагающих элементов педагогики сотрудничества.
Формы контроля за уровнем достижений учащихся
Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:
текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач);
итоговый (написание эссе, подготовка проекта-презентации).
разноуровневые тестовые задания;
творческие задания;
правовая игра;
реферативные работы;
презентации;
анкетирование;
собеседование по предлагаемой теме.
Виды деятельности учащихся:
- работа с источниками права, в том числе нормативными актами;
- анализ норм закона с точками зрения конкретных условий их реализации;
- выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
- изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
- решение отдельных правовых споров с учётом социального опыта ученика.
Ведущими технологиями в преподавании курса являются личностно ориентированные технологии контекстного обучения: проблемное обучение, интегрированное обучение, технология критического мышления, кейс-стади, интерактивные технологии, технология критического мышления. В преподавании курса применяются как традиционные на старшей ступени формы (информационные, диалогические, проблемные, обзорные лекции, беседы), так и активные и интерактивные формы (круглый стол, дебаты, дискуссии, организационно-деятельностные игры (ОДИ), ролевые и деловые игры т.д.) в целях содействия старшеклассникам в овладении ключевыми компетентностями.
Основное содержание
В данном разделе установлена возможная, примерная последовательность изучения разделов и тем курса права на базовом и профильном уровне средней и старшей школы. В скобках указано учебное время, рекомендуемое на освоение разделов обязательного содержания. К темам прописаны варианты самостоятельных и практических работ. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Право и государство
Происхождение права и государства. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Эффективность права.
Система и структура права
Право и основные теории его понимания. Нормы права. Источники (формы) права. Закон и подзаконный акт. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Основные отрасли права.
Правотворчество и правоприменение
Правотворчество. Общие правила применения права. Толкование права. Правоприменительная практика. Правопорядок.
Правоотношения
Понятие правоотношений. Структура правоотношений и их виды. Юридические факты. Юридический конфликт.
Правонарушения и юридическая ответственность
Понятие правонарушения. Виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
Право и личность
Понятие прав и свобод человека. Законные интересы. Правосознание и правовая культура. Правомерное поведение.
Основные правовые системы современности
Англо-саксонская, романо-германская, мусульманская правовые системы. Особенности российской системы права.
ОТРАСЛИ ПРАВА
Конституционное право
Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Избирательная система и избирательный процесс. Конституционные обязанности. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщиков.
Федеративное устройство Российской Федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание Российской Федерации. Органы исполнительной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Судебная система Российской Федерации.
Гражданское право
Субъекты и объекты гражданского права. Понятие предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Имущественные и неимущественные права. Право собственности. Право собственности на землю. Право интеллектуальной собственности. Наследование по закону и по завещанию.
Сделки. Виды гражданско-правовых договоров (оказание услуг, купля-продажа, аренда, подряд). Гражданско-правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав.
Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.
Семейное право
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.
Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.
Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство.
Трудовое право
Трудоустройство и занятость. Трудовые правоотношения. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание. Порядок заключения и расторжения трудовых договоров. Рабочее время и время отдыха. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия.
Налоговое право
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.
Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность.
Административное право
Административные правоотношения. Административные правонарушения. Административная ответственность, ее основания. Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров.
Уголовное право
Понятие преступления. Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности, её основания. Ответственность несовершеннолетних. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.
Экологическое право
Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде.
Международное право
Международные правоотношения. Субъекты международного права. Международный договор. Международные документы о правах человека. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Европейский суд по правам человека.
ПРАВОСУДИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правосудие
Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Основания и порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе.
Правовая культура
Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования правовой культуры.
ПРОФЕССИЯ И ПРАВО
Юридическая деятельность
Профессиональное юридическое образование. Основные юридические профессии. Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика.
В результате изучения права ученик должен
7 класс
знать/понимать: Что такое фундаментальные свободы и права человека. Традиции и обычаи в жизни человека. Правила на каждый день.Что такое порядок, закон. Историю правовых систем.Общие правила применения права. Органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии.
уметь:
Характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина.
объяснять:
Происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правонарушений.
различать:
Формы (источники) права, субъекты права; виды судопроизводства.
приводить примеры:
Собственные примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использовании правовой информации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом.
8-9 классы
знать/понимать:
Систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии.
уметь:
Характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательные и законодательные процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров.
объяснять:
Происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правонарушений; особенности правонарушений, регулируемых публичным и частным правом.
различать:
Формы (источники) права, субъекты права; виды судопроизводства; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, анализа, интерпретации и использовании правовой информации; анализа текстов законодательных актов, норм права; изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; обращения в надлежащие органы за квалификационной юридической помощью.
10-11 классы:
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
В результате изучения курса права на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основы теории государства и права;
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений;
механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (право, юриспруденция, правовая норма, система права, санкция, институт права, отрасль права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность, частное право, публичное право, материальное право, процессуальное право, юридические факты, субъект правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность, правовая культура, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство, конституция и др.);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, правовой статус человека и гражданина в РФ;
объяснять: взаимосвязь и различия права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства;
различать: полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
В работе будет использоваться электронное учебное пособие «Основы правовых знаний. 10-11 класс» (современный интерактивный курс).
Певцова Е.А., Козленко И.В. Право. Основы правовой культуры: программа курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10 класса. Базовый и профильный уровни: В 2 ч.-М.: ООО «ТИД « Русское слово - РС», 2005.
Программа. В.В.Спасская, С.И.Володина, Е.А.Певцова. Программы по курсу права для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. – М.: «Новый учебник», 2009
Кашанина Т.В. Право: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования. – В 2-х кн. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
Володина С.И., Спасская В.В., Полиевктова А.М. основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. В 2-х кН. –М., Новый учебник, 20010
Василенкова О. Основы правовых знаний: учебник для 7 кл.- М., Новый учебник, 2009
Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл., 10-11-х кл./С.Н. Ловягин, С.И. Володина и др.; Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе»-М.: Вита-Пресс, 1999.
Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 7 класс. – М., Новый учебник, 2008
Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 8-9 кл. – М., Новый учебник, 2009
Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», - М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2004
Литература для учителя:
Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя.— М.,2002.
Алексеев С. С. Философия права.— М., 2002;
Исаев И. А. История государства и права России.— М., 2004.
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Право и экономика: 10—11 кл.— М., 2009.
Коваленко А. Я. Правоведение: 10—11 кл.— М., 2003.
Мушинский В. О. Основы правоведения: 10—11 кл.— М., 2004.
Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.— М., 2003.
Основы российского права.— М., 2007.
Права человека. История, теория, практика.— М., 2005.
Сборник кодексов РФ.— М., 2010.
Юридическая энциклопедия.— М., 2004.
Основные кодексы и законы РФ.-СПб.: ИД «Весь», 2002.
Право в школе. АНО «Центр правового образования», 2004-2005 гг.
Тематическое планирование 7 класс
№№ п/п | Тема урока (раздела) | Общее число по разде-лу | Кол-во часов по теме | Дата |
| 1 полугодие |
Тема 1. Право и справедливость | 9 |
1. | Обычное право. | 1 |
2. | От обычая к праву. | 1 |
3. | Современное понятие права | 1 |
4. | Право и мораль. | 1 |
5. | Права человека. | 1 |
6. | Право на жизнь. | 1 |
7. | Свобода и закон. | 1 |
8. | Юридическое равенство. | 1 |
9. | ПОУ: Зачем изучать законы. | 1 |
Тема 2. Основной закон государства. | 4 |
10. | О чем говорит Конституция. | 1 |
11. | Как устроено наше государство. | 1 |
12. | Государственные символы. | 1 |
13. | Гражданин и государство. | 1 |
Тема 3. Права детей. | 1 |
14. | Международное право и ваши права. | 6 |
15. | Ваши гражданские права. | 1 |
16. | Ваше право на заботу государства. | 1 |
17. | Ваши права в семье. | 1 |
18. | 2 полугодие Ваше право на труд. | 1 |
19. | Ваши тайны. | 1 |
Тема 4. «Ловушка» для подростка | 1 |
20. | Вовлечение детей в преступную деятельность. | 4 |
21. | Осторожно: наркотики! | 1 |
22. | Преступить закон. | 1 |
23. | Если вы попали в милицию. | 1 |
Тема 5. Они охраняют закон | 4 |
24. | Суд. | 1 |
25. | Адвокат. Нотариус. | 1 |
26. | Прокурор. | 1 |
27. | Милиция. | 1 |
Тема 6. Готовы ли вы защищать свои права? | 2 |
28. | Ваш выбор: право или бесправие. | 1 |
29. | ПОУ: Ваше личное участие в создании справедливого государства. | 1 |
Тема 7. Из истории права (только для любознательных). | 6 |
30. | Право Древней Руси. Русская Правда. | 1 |
31. | Право русского централизованного государства. | 1 |
32. | Право в российской империи. | 1 |
33. | Советское право. | 1 |
34. | ПОУ: Основные обязанности человека и гражданина | 1 |
35. | Резерв. | 1 |
Тематическое планирование 8 класс
№№ п/п | Тема урока (раздела) | Общее число по разделу | Кол-во часов по теме | Дата |
1. | 1 полугодие Вводный. Что такое право | 1 |
Тема 1. Право | 5 |
2. | Формы (источники) права. | 1 |
3. | Система законодательства | 1 |
4-5. | Правовая норма. | 2 |
6. | Как найти нужный закон. | 1 |
Тема 2. Правоотношения | 8 |
7. | Как возникают правовые отношения. Субъекты права. | 1 |
8. | Правоспособность. Дееспособность. | 1 |
9. | Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. | 1 |
10. | Виды правоотношений. | 1 |
11-12. | Правонарушения. | 2 |
13-14. | Юридическая ответственность. | 2 |
Тема 3. Права и человек | 4 |
15. | Права человека. | 1 |
16-17. | Основы правового статуса гражданина РФ. | 2 |
18. | 2 полугодие Права несовершеннолетних. | 1 |
Тема 4. Право и государство | 10 |
19. | Демократическое правовое государство. | 1 |
20. | Международные нормы и принципы в правовой системе России. | 1 |
21. | Конституция РФ – Основной закон государства. | 1 |
22-23. | Основы государственного строя. | 2 |
24. | Как принимаются законы. | 1 |
25. | Органы государственной власти. | 1 |
26. | Органы местного самоуправления. | 1 |
27-28. | Какие органы называют правоохранительными. | 2 |
Тема 5. Человек и государство | 5 |
29-30. | Правовое государство и гражданское общество. | 2 |
31. | Общественные объединения. | 1 |
32. | Право избирать и быть избранным. | 1 |
33. | ПОУ: Право и человек | 1 |
34. | Итоговый урок по курсу | 1 |
Тематическое планирование 9 класс
№№ п/п | Тема урока (раздела) | Общее число по разделу | Кол-во часов по теме | Дата |
| 1 полугодие |
Тема 1. Человек и государство | 8 |
1 | Налоги | 1 |
2 | Права и обязанности налогоплательщика | 1 |
3 | Воинская обязанность | 1 |
4 | Правовые основы взаимоотношений граждан и органов государственного управления | 1 |
5 | Административная и дисциплинарная ответственность | 1 |
6 | Уголовная ответственность | 1 |
7. | Уголовная ответственность несовершеннолетних | 1 |
8. | ПОУ: Человек и государство | 1 |
Тема 2. Семья, родители, дети | 2 |
9. | Понятие брака. Права и обязанности супругов. | 1 |
10. | Права и обязанности родителей и детей. | 1 |
Тема 3. Общая характеристика гражданских правоотношений | 3 |
11 | Какие правоотношения называют гражданскими | 1 |
12 | Субъекты гражданского права. | 1 |
13 | Осуществление и защита гражданских прав | 1 |
Тема 4. Право собственности | 3 |
14. | Что такое собственность | 1 |
15. | Кто может стать собственником | 1 |
16. | Защита права собственности. | 1 |
2 полугодие Тема 5. Договор | 5 |
17. | Что такое сделка? | 1 |
18. | Виды гражданско-правовых договоров. | 1 |
19-20. | Соблюдение договоров. Ответственность за неисполнение обязательств по договору. | 2 |
21. | Договоры. | 2 |
Тема 6. Отдельные виды гражданских правоотношений | 3 |
22. | Наследование. | 1 |
23. | Жилищные правоотношения. | 1 |
24. | Права потребителей | 1 |
25. | Тема 7. Правовое регулирование трудовых отношений | 3 |
26. | Трудовой договор (контракт). | 1 |
27. | Права несовершеннолетних по трудовому законодательству. | 1 |
28. | Правовое регулирование трудовых отношений. | 1 |
Тема 8. Раздел для любознательных | 8 |
29. | Отношения с банками. | 1 |
30. | Страхование. | 1 |
31 | Права акционеров. | 1 |
32 | Экологическое законодательство. | 1 |
33 | Таможенные правоотношения. | 1 |
34 | Земельные правоотношения. | 1 |
35 | Итоговый урок «Основы правовых знаний» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (русский язык, 10 класс, профильное обучение)
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые определяют достижения выпускника во всех областях жизни, которые сп...
Рабочая программа по биологии 11 класс(профильное обучение)
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) и Программы среднего (п...
Рабочая программа по обществознанию 10-11классы(профильное обучение)
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень)...
Рабочая программа по обществознанию (10 класс – профильное обучение предмета)
1. Пояснительная запискаРабочая программа по обществознанию (10 класс – профильное изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта об...
Рабочая программа по русскому языку для профильного обучения (авторы С.И.Львова, О.М.Александрова)
Рабочая программа последовательно реализует дифференцированный подход к обучению русскому языку в 10—11-м классах. ...
Рабочая программа по химии 11 класс профильное обучение
Рабочая программа по химии 11 класс профильное обучение...
Рабочая программа по русскому языку для профильного обучения 11 класс (автор И.В. Гусарова), 2018-19 учебный год
Рабочая программа последовательно реализует дифференцированный подход к обучению русскому языку в 10-11 классах....