Рабочая программа по биологии 11 класс(профильное обучение)
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 - 11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_11_kl_profil_3chas.doc | 360.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39»
города Дзержинска Нижегородской области
Принята на педагогическом совете от 29.08.2014 года протокол № 10 | Утверждена приказом директора МБОУ СОШ № 39 от29. 08.2014 года №342п |
Рабочая программа
по биологии
11 класс (профильное обучение)
Разработала
учитель биологии
Фурычева Е. Г.
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по изучению биологии
в 11-х классах общеобразовательных учреждений
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 - 11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
2. Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»»;
4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования профильного уровня: ?
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:
знать и понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза) ; учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека) ;
- строение биологических объектов : клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
- современную биологическую терминологию и символику;
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен уметь:
- объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
- устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
- решать задачи разной сложности по биологии;
- составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
- описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
- исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
- сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макроэволюцию и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для грамотного оформления результатов биологических исследований ; обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 7
Эволюционное учение(40 часов)
Тема 7.1. Развитие представлений об эволюции живой природы. (7 часов)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы Карла Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематике. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент- Илера. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка
Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей.Жизнь и деятельность Жана Батиста Франсуа де Ламарка.
Тема7.2. Дарвинизм. (7 часов)
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина.
Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид -элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальна изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Лабораторные и практические работы.
Изучение изменчивости.
Вид и его критерии.
Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений
Тема 7.3.Синтетитческая теория эволюции. Микроэволюция. (14 часов)
Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Генофонд популяции. Идеальные и реальные популяции (закон Харди -Вайнберга). Генетические процессы резерв наследственной изменчивости Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании. (С.С.Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.
Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Показ живых растений и животных; гербариев и коллекций, демонстирирующих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Лабораторная работа
Изучение приспособленности организмов к среде обитания
Тема 7.4 Основные закономерности эволюции. Макроэволюция. (12 часов)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс( А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов – макроэволюция. Аллогенез -прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции; дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов. Их строение и происхождение в процессе онтогененза.Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Характеристика предстпвтиелей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
.
Основные понятия. Эволюция. Вид. Популяция. Их критерии Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существовании .в конкретных условиях среды обитания.. Движущий отбор. Волны жизни; их причины; пути и скорость видообразования, Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса; ароморфоз, идиоадаптации. общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.
Умения. На основе знания движущих сил эволюции ,их биологической сущности, объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленности к условиям окружающей среды.
Межпредметные связи. История. Культура Древней Греции и Древнего Рима. Культура Западной Европы конца XV – первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия. Экономическая география. Население мира. География населения мира. Экологией. Редкие и исчезающие виды, их охрана. Физическая география. История континентов.
РАЗДЕЛ 8
Развитите органического мира (20 часов)
Тема 8.1. Основные черты эволюции животного и растительного мира (10 часов)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры.. Первые следы жизни на Земле. Появление всех типов беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. .Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру.. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся.Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.
Развитие жизни в мезозое. Появление и распространение покрытосеменных .Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
Развитие жизни в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых, многообразие насекомых(параллельная эволюция).. Развитие плацентарных млекопитающих появление, хищных. Возникновение приматов, появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период; эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезъян.
Демонстрация. Репродукция картин З. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.
Межпредметные связи. История. Великие географические открытия. Экономическая география. Население мира. География населения мира. Физическая география. История континентов. Неорганическая химия. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Свойства неорганических соединений. Органическая химия. Получение и химические свойства аминокислот и белков. Астрономия. Организация планетарных систем. Солнечная система, ее структура. Место планеты Земля в солнечной системе.
Тема 8.2 Происхождение и эволюция человека( 10 часов).
Место человека в системе животного мира. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек,первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.
Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Энгельс о роли труда. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и « расизма». Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.
Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования. Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезъяны в человека., человеческие расы ,их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».
Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма.
Межпредметные связи. Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира. Физическая география. История континентов.
РАЗДЕЛ 9
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии(30 часов)
Тема 9.1. Понятие о биосфере( 6 часов)
Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы(В.И.Вернадский).Круговорот веществ в природе.
Демонстрация. Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе.
Тема 9.2. Жизнь в сообществах (7 часов)
История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши Мирового океана. Биогеографические области.
Демонстрация Карты ,отражающие геологическую историю материков; распространенность основных биомов суши.
Тема 9.3. Взаимоотношения организмов и среды. (11 часов)
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы. Роль температуры, освещенности, влажности и других фа коров в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.
Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел, биомассы и энергии. Смена биоценозов .причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Демонстрация и обсуждение диафильмов и кинофильма «Биосфера»
Тема 9..4. Взаимоотношения межу организмами (6 часов)
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартиранство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, Конкуренция, собственно антибиоз Конкуренция, собственно антибиоз(антибиотики, фитонциды) . Нейтральные отношения – нейтрализм.
Демонстрация. Примеры симбиоза представителей различных царств живой природы.
Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность..Живое вещество и его функции Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы .Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция ,смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые цепи в конкретных условиях обитания.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, азот, фосфор, углерод, сера и их химические свойства.
Физическая география. Климат Земли. Климатическая зональность. Природные зоны.
РАЗДЕЛ 10
Биосфера и человек(14 часов)
Тема 10.1. Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы (12 часов)
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы.(роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы., обеспечение природными ресурсами населения планеты .Меры по образованию экологических комплексов. Экологическое образование.
Демонстрация .Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Карты заповедных территорий нашей страны и зарубежья.
Тема 10.2. Бионика (2 часа)
Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги(строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.
Демонстрация. Примеры структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов(просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).
Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парк; Красная книга. Бионика. Генная инженерия., биотехнология..
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от вредного воздействия отходов химических производств.
Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 ЧАС)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов |
РАЗДЕЛ 7 Эволюционное учение | |
Тема 7.1. Развитие представлений об эволюции живой природы | 7 |
Тема7.2. Дарвинизм | 7 |
Тема 7.3.Синтетитческая теория эволюции. Микроэволюция. | 14 |
Тема 7.4 Основные закономерности эволюции. Макроэволюция. | 12 |
Всего | 40 |
РАЗДЕЛ 8 Развитие органического мира | |
Тема 8.1. Основные черты эволюции животного и растительного мира | 10 |
Тема 8.2 Происхождение и эволюция человека | 10 |
Всего | 20 |
РАЗДЕЛ 9 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | |
Тема 9.1. Понятие о биосфере | 6 |
Тема 9.2. Жизнь в сообществах | 7 |
Тема 9.3. Взаимоотношения организмов и среды | 11 |
Тема 9..4. Взаимоотношения между организмами | 6 |
Всего | 30 |
РАЗДЕЛ 10 Биосфера и человек | |
Тема 10.1. Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы | 12 |
Тема 10.2. Бионика | 2 |
Всего | 14 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 1 |
Итого | 105 |
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характер деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Виды контроля | Домашнее задание | Дата | ||||||||||
факт | корректировка | |||||||||||||||||
Р.7 | Эволюционное учение | 40 | ||||||||||||||||
Тема7.1 | Развитие представлений об эволюции живой природы | 7 | ||||||||||||||||
1. | Развитие биологии в додарвиновский период. Господство представлений об «изначальной целесообразности». | 1 | Обобщения и систематизации знаний | Лекция Беседа | Объяснять сущность эволюционных преобразований | С.7 Подготовить сообщение | 3.09 | |||||||||||
2. | Работы Карла Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематике. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Доклад Работа с учебником Записи в тетради | Давать определение ключевому понятию – креационизм. Описывать представления о живой природе в древнем мире Отличать научную точку зрения от ненаучной. Характеризовать научные представления об эволюции живой природы | Устный опрос | П. 1.1.1 | 3.09 | ||||||||||
3. | Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент- Илера. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Составление опорного конспекта | Определять характер мировоззрения К. Линнея. Характеризовать значение работ К. Линнея | Вопрос 2 с.18 учебника | П. 1.1.2 | 5.09 | ||||||||||
4.-5 | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка | 2 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Лекция Записи в тетради | Давать определение ключевому понятию. Излагать основные положения эволюционного учения Ж.Б.Ламарка. Характеризовать значение эволюционного учения Ламарка. Давать оценку эволюционным взглядам Ж.Б.Ламарка | Вопрос 4 с 20 учебника, карточка-задание №1 с.8 (3) | П.1.1.3, подготовить сообщения по теме семинара | 10.09, 10.09 | ||||||||||
6-7 | Первые русские эволюционисты. Семинар по теме «Развитие представлений об эволюции живой природы» | 2 | Обобщения и систематизации знаний | Выступления с сообщениями по теме семинара | Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Фронтальный опрос | Повторить п.1, зад.1,3 | 12.09, 17.09 | ||||||||||
Тема7.2 | Дарвинизм | 7 | ||||||||||||||||
1 (8) | Естественно-научные предпосылки теории Ч.Дарвина, экспедиционный материал | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с тетрадью и учебником | Называть наблюдения в ходе экспедиции, повлиявшие на мировоззрение Ч.Дарвина. Выделять предпосылки эволюционной теории. Характеризовать естественно-научные предпосылки формирования эволюционных взглядов | Вопросы 1 – 3 с.25 учебника | П.1.2.1 – 1.2.2, | 17.09 | ||||||||||
2 (9) | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Л.Р.№1 Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Лекция Беседа | Давать определение ключевому понятию. Составлять схемы происхождения домашних животных и культурных растений от дикого предка. Описывать механизм искусственного отбора | Вопрос 3 с.32 учебника, рис.1.3 с.27, рис.1.4. с.29 | П.1.3.1 | 19.09 | ||||||||||
3 (10) | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Составление сравнительной таблицы | Давать определение ключевому понятию. Называть формы борьбы за существование. Выделять наиболее напряженную форму борьбы за существование. Доказывать на конкретных примерах способность живых организмов к размножению в геометрической прогрессии. Объяснять причины борьбы за существование | Вопрос 2-3 с.39 | П.1.3.2 с.32 - 35 | 24.09 | ||||||||||
4 (11) | Вид-элементарная эволюционная единица. Л.р №2 Вид и его критерии. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Доклады беседа | Давать определение ключевому понятию. Описывать действие естественного отбора на конкретных примерах. Характеризовать положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе | тестирование | П.1.3.2 с.36 – 39, | 24.09 | ||||||||||
5 (12) | Всеобщая индивидуальна изменчивость и избыточная численность потомства. Л .р №3 Изучение изменчивости. | 1 | Изучения нового материала | Сравнивать определения ключевых понятий. Давать сравнительную характеристику естественному и искусственному отборам. * Сравнивать формы искусственного отбора | Фронтальный опрос | П 1.3.3-1.3.4 | 26.09 | |||||||||||
6-7 (13-14) | Борьба за существование и естественный отбор. | 2 | Урок изучения нового материала | Работа с учебником | Давать определения ключевым понятиям, объяснять творческую роль естественного отбора, знать формы борьбы за существование | Беседа по вопросам учебника | П 1.3.5 | 1.10, 1.10 | ||||||||||
Тема7.3 | Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция | 14 | ||||||||||||||||
15 (1) | Генетика и эволюционная теория | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Составление опорного конспекта | Характеризовать значение эволюционного учения Ч.Дарвина на развитие биологических наук. Давать оценку эволюционным взглядам различных ученых в последарвиновский период | Ответы на вопросы | Записи в тетрадях | 3.10 | ||||||||||
16(2) | Эволюционная роль мутаций. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа составление опорного конспекта | Формулировать популяционно-генетические закономерности, выявленные С.С.Четвериковым. Характеризовать эволюционную роль мутаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы | Вопрос 1 с.45, вопрос 2 с 50, | П.1.4.2 – 1.4.3 | 810 | ||||||||||
17 (3) | Генофонд популяции. Идеальные и реальные популяции (закон Харди-Вайнберга) | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Лекция Работа в тетради | Давать определения ключевым понятиям. Называть процессы, изменяющие частоты встречаемости генов в популяциях. Доказывать, что популяция – элементарная единица эволюции | Вопросы 2, 4 с.49 Вопрос 4 с.50 | П.1.4.4., | 8.10 | ||||||||||
18 (4) | Генетические процессы резерв наследственной изменчивости | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Просмотр презентации Составление таблицы | Называть условия действия форм естественного отбора. Объяснять причины существования в природе естественного отбора. Доказывать, что естественный отбор –движущая сила эволюции. Обосновывать влияние факторов, определяющих интенсивность действия отбора | Вопросы для повторения и задания с.55 Вопросы для обсуждения с 74 | П.1.4.5 зад.1,2 | 10.10 | ||||||||||
19 (5) | Формы естественного отбора | 1 | Изучение нового материала | Беседа Заполнить в тетрадях табл. и сделать выводы, | Характеризовать формы естественного отбора. Обосновывать действие на популяции форм естественного отбора. Выделять критерии для сравнения. Сравнивать формы естественного отбора | Фронтальный опрос | подготовиться к семинару | 15.10 | ||||||||||
20 (6) | Семинар по теме «Движущие силы эволюции» | 1 | Обобщения и систематизации знаний | Беседа дискуссия | Характеризовать роль в эволюции движущих сил. Объяснять причины эволюции видов. | Задания со свободным ответом по выбору учителя | Повт. Уровни организации жизни | 15.10 | ||||||||||
21 (7) | Адаптация организмов к среде обитания и их относительность Л.р.№4 Изучение приспособленности организмов к среде обитания | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Работа с учебником Выполнение лабораторной работы «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры приспособлений организмов на разных уровнях организации. Доказывать относительный характер приспособлений. Объяснять возникновение физиологических адаптаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Вопросы на с.69, 72 учебника | П.1.4.6 зад.2,3 с. | 17.10 | ||||||||||
22 (8) | Микроэволюция | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа, составление опорного конспекта | Давать определение ключевому понятию. Называть критерии вида и обосновывать важность критериев для определения вида. Доказывать, что вид объективно существует в природе. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы и наблюдений за биологическими объектами | Биологические задачи | П.1.4.1, задание 2 на с.126 | 22.10 | ||||||||||
23 (9) | Современные представления о видообразовании. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа просмотр презентации | Давать определения ключевым понятиям. Называть эволюционно значимые результаты видообразования. Описывать генетические механизмы, лежащие в основе симпатрического видообразования. Приводить примеры способов видообразования и доказывать реальное их существование. Объяснять роль эволюционных факторов в процессе видообразования | Вопросы на с. 74, 77 | тестирование | 22.10 | ||||||||||
24-25 (10-11) | Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое | 2 | Изучение нового материала | Составление сравнительной таблицы | Давать определение ключевому понятию. Определять последовательность этапов экологического и географического видообразования. Выделять критерии для сравнения. Сравнивать способы видообразования | Вопросы со свободным ответом по выбору | Повторить тему, сообщения к семинару | 24.10 29.10 | ||||||||||
26 (12) | Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации Темпы эволюции | 1 | Изучение нового материала | Беседа Круглый стол | Давать сравнительную характеристику движущим силам эволюции с точки зрения теории Ламарка, учения Дарвина и синтетической теории эволюции. Объяснять роль синтетической теории эволюции в формировании естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения. | Задания со свободным ответом по выбору учителя Выступления по теме семинара | Подготовиться к зачёту, | 29.10 | ||||||||||
27-28 (13-14) | Семинар по теме: « Синтетическая теория эволюции» | 2 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Защита рефератов | Зачет по теме №1 «Эволюционное учение» | 31.10 12.11, | ||||||||||||
Тема 7.4 | Основные закономерности эволюции. Макроэволюция | 12 | ||||||||||||||||
29 (1 | Макроэволюция. Направления эволюции. Биологический прогресс и регресс( А.Н. Северцов) | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Выполнения практической работы составление плана-конспекта | Давать определения ключевым понятиям Выявлять критерии для сравнения ключевых понятий. Характеризовать основные направления органической эволюции. Сравнивать процессы микроэволюции и макроэволюции | Задания со свободным ответом по выбору учителя | С. 79, выводы по практической работе,. | 12.11 | ||||||||||
30(2) | Пути достижения биологического прогресса | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником Составление конспекта | Давать определения ключевым понятиям Объяснять роль в эволюции ароморфозов и идиоадаптаций Различать понятия морфофизиологический прогресс и биологический прогресс Характеризовать основные пути эволюции Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Вопросы на с.86 | П.2.1 | 14.11 | ||||||||||
31-32 (3-4) | Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. макроэволюция | 2 | Изучение нового материала | Работа с учебником, заполнение таблицы | Выделять отличительные особенности основных направлений эволюции Объяснять взаимосвязь главных направлений эволюции Обосновывать характер изменений в строении организмов при переходе к паразитизму Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Фронтальный опрос | Повт. П.2.1. | 19.11, 19.11 | ||||||||||
33-34 (5-6) | Аллогенез-прогрессивное приспособление к определенным условиям существования | 2 | Урок изучения нового материала | Работа с учебником, составление кластера | Приводить примеры идиоадаптаций у растений Характеризовать ароморфозы у растений | Вопрос 4 с.86 | Составить характеристику одного из ароморфозов у растений и идиоадаптаций | 21.11, 26.11 | ||||||||||
35 (7) | Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с учебником, рисунками, схемами | Приводить примеры и описывать дегенераций у растений Объяснять значение дегенерации | Задания со свободным ответом по выбору учителя, Гербарий, комнатные растения | Составить характеристику катагенеза у растений и животных | 26.11 | ||||||||||
36-37 (8-9) | Основные закономерности эволюции; дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов | 2 | Урок изучения нового материала | Беседа, составление опорного конспекта | Давать ключевым понятиям Приводить примеры гомологов и аналогов Отличать проявления дивергенции и конвергенции Выделять отличительные особенности параллелизма, конвергенции | Вопросы 1-2 с.93 раздела «Вопросы для повторения и задания» | П2.2.1 | 28.11 3.12 | ||||||||||
38 (10) | Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Лекция Работа в тетради | Давать определение ключевому понятию Называть правила эволюции Раскрывать сущность правил эволюции Приводить доказательства необратимости эволюции | Вопрос 4 с.95, вопрос 3 с.97 | П2.2.2 | 3.12 | ||||||||||
39 (11) | Семинар по теме: «Синтетическая теория эволюции» | 1 | Урок закрепления новых знаний | Выступления обучающихся | Давать определения ключевым понятиям Приводить примеры гомологов и аналогов Отличать проявления дивергенции и конвергенции Выделять отличительные особенности параллелизма, конвергенции и дивергенции | Вопросы 1-2 с.93 раздела «Вопросы для повторения и задания» | П. 2.2.1, | 5.12 | ||||||||||
40 (12) | Зачет по теме: «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся |
тестирование | 10.12 | |||||||||||||
Р.8 | Развитие органического мира | 20 | ||||||||||||||||
Тема 8.1 | Основные черты эволюции животного и растительного мира | 10 | ||||||||||||||||
41 (1) | Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах Первые следы жизни на Земле. Появление всех типов беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Просмотр презентации Составление сравнительной таблицы | Описывать живой мир в архейскую и протерозойскую эру Объяснять значение для развития живой природы перехода от гаплоидности к диплоидности Характеризовать развитие живых организмов а архее и протерозое | Вопрос 3 с.107 Вопрос 2 с. 126 | П.3.1, | 10.12 | ||||||||||
42 (2) | Развитие жизни в раннем палеозое. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Продолжение заполнение таблицы | Называть период появления наземных растений Описывать климатические изменения в раннем палеозое Выделять отличительные особенности строения первых наземных растений Характеризовать эволюцию животных в раннем палеозое Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Устный опрос | П.3.2. | 12.12 | ||||||||||
43 (3) | Развитие жизни в позднем палеозое. Первые хордовые. Возникновение позвоночных. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика амниот и анамний | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником Продолжение заполнение таблицы | Называть период появления наземных позвоночных животных Описывать климатические измерения в позднем палеозое Выделять эволюцион-ные преимущества пе-рехода растений к се-менному размножению. Объяснять причины расцвета земноводных в каменноугольном периоде Обосновывать причины появления голосемен-ных растений Характеризовать эволюцию животных в позднем палеозое | Ответы на вопросы | П.3.2. | 17.12 | ||||||||||
44-45 (4-5) | Развитие жизни в мезозое. Появление и распространение покрытосеменных. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных | 2 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником Продолжение заполнение таблицы | Называть период возникновения цветковых растений. Называть период возникновения млекопитающих и птиц. Описывать климатические изменения в мезозое. Выделять преимущества цветковых растений. Характеризовать эволюцию животных в мезозое. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Вопросы 2, 3 с.118 | П. 3.3., | 17.12, 19.12 | ||||||||||
46-47 (6-7) | Развитие жизни в кайнозое. Развитие цветковых, многообразие насекомых. Развитие плацентарных, хищных. Возникновение приматов, появление первых людей. Эволюция млекопитающих. | 2 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Работа с учебником Продолжение заполнение таблицы | Описывать климатические изменения в кайнозое. Объяснять влияние на развитие животных и растений оледенения. Характеризовать эволюцию животных в кайнозое. Обосновывать причины господства цветковых растений | тестирование | П. 3.4., Подготовиться к семинару, | 24.12, 24.12 | ||||||||||
48-49 (8-9) | Семинар по теме «Основные черты эволюции животного и растительного мира» | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Защита рефератов | Называть основные ароморфозы в эволюции животных и вымирания животных и растений. Обосновывать причины возникновения и вымирания живых организмов. Характеризовать основные направления эволюции растений на Земле | Вопросы со свободным ответом по выбору учителя | Подготовиться к зачёту | 26.12 14.01 | ||||||||||
50 (10 | Зачёт по теме: «Развитие органического мира на Земле» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | тестирование | 14.01 | |||||||||||||
Тема 8.2 | Происхождение и эволюция человека | 10 | ||||||||||||||||
51(1) | Положение человека в системе животного мира. Место человека в живой природе. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Составление опорного конспекта | Давать определения ключевым понятиям. Называть признаки, доказывающие принадлежность человека к подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие. Доказывать с позиций биогенетического закона животное происхождение человека. Сравнивать человека и человекообразных обезьян. Характеризовать систематическое положение человека. | Вопрос 1-2 с. 132 | 16.01 | |||||||||||
52 (2) | Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам. | 1 | Изучение и закрепление первичных знаний. | Беседа, работа с таблицей | Давать систематическое положение человека, доказывать принадлежность к различным систематическим категориям | Ответы на вопросы | П 4.1 | 21.01 | ||||||||||
53 (3) | Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Составление сравнительной характеристики | Называть группу млекопитающих, от которых произошёл отряд Приматы. Перечислять биологические особенности человека, связанные с прямохождением. Выделять черты строения и образа жизни обезьяноподобных предков, предопределивших развитие признаков вида Человек разумный. Характеризовать особенность направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности. * Объяснять, почему не все группы австралопитеков можно считать предками человека. | Ответы на вопросы | П. 4.2. Подготовить презентацию
| 21.01 | ||||||||||
54 (4) | Стадии эволюции человека. Древнейшие люди | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентаций Работа в тетрадях | Называть представителей древнейших людей. Описывать образ жизни древнейших людей. Характеризовать прогрессивные черты эволюции древнейших людей. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. | Фронтальный опрос | П. 4.3. с. 135 - 136 заполнить табл | 23.01 | ||||||||||
55 (5) | Стадии эволюции человека. Древние люди | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентаций | Описывать образ жизни неандертальцев. Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древних людей. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | тестирование | П. 4.3. с. 136 – 137 Подготовить презентацию | 28.01 | ||||||||||
56 (6) | Стадии эволюции человека. Первые современные люди | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентаций дискуссия | Давать определение ключевому понятию. Описывать образ жизни кроманьонцев. Выделять ведущие факторы, по мнению Ф. Энгельса, в эволюции современного человека. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации | Задания со свободным ответом по выбору учителя Вопрос 4 с. 145 | П. 4.3. с. 137 - 138 | 28.01 | ||||||||||
57 (7) | Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Человек разумный | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Просмотр презентации Обсуждение-дискуссия | Называть основные факторы эволюции современного человека. Характеризовать роль генетической и социальной наследственности в эволюции человека. | Задания со свободным ответом по выбору учителя | Повт. П.4.3. , записи в тетрадях, Подготовиться к семинару (сообщения, презента-ции) | 30.01 | ||||||||||
58 (8) | Человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас | 1 | Урок Изучения нового материала | Просмотр презентаций, дискуссия | Характеризовать влияние биологических и социальных факторов в эволюции человека. Доказывать, что человек – биологическое и социальное существо. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. | тестирование | П 4.4 | 4.02 | ||||||||||
59 (9) | Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Энгельс о роли труда. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений | 1 | Урок изучения нового материала | Беседа, работа с учебником | Характеризовать свойства человека как биосоциального существа | Вопросы к параграфу | П 4.4 | 4.02 | ||||||||||
60 (10) | Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и « расизма». Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Свойства человеческого общества. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Лекция Работа в тетради | Называть основные расы внутри вида Человек разумный. Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий. Характеризовать современный этап эволюции человека | Вопросы 3, 5 с.143 | П. 4.4. | 6.02 | ||||||||||
Р.9 | Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | 30 | ||||||||||||||||
Тема 9.1 | Понятие о биосфере | 6 | ||||||||||||||||
61(1) | Биосфера – живая оболочка планеты | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником Сравнительная характеристика | Давать определения ключевым понятиям. Описывать компоненты биосферы. Характеризовать верхние и нижние пределы распространения жизни в биосфере | Вопрос 3 с. 163 | П. 5.1.1. | 11.02 | ||||||||||
62(2) | Структура биосферы. Атмосфера, гидросфера, литосфера | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Заполнение таблицы | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры проявления функций живого вещества. Характеризовать компоненты биосферы | Задания со свободным ответом по выбору учителя | П. 5.1.2, Подготовить презентацию | 11.02 | ||||||||||
63(3) | Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, и вклад в биомассу.; биокосное, косное и биогенное вещество, | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентации дискуссия | Описывать круговорот воды в природе. Объяснять роль живых организмов в круговороте воды. Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот воды. | Вопрос 2 с.160 Вопросы 1, 2 с. 163 | П. 5.2. с. 155 – 156 Подготовить презентацию | 13.02 | ||||||||||
64 (4) | Круговорот углерода, воды | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентации Работа в тетради | Описывать круговорот углерода. Объяснять роль живых организмов в круговороте углерода. Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот углерода | Вопрос 1, 2 с.163 | П. 5.2. с. 156 Подготовить презентацию | 18.02 | ||||||||||
65 (5) | Круговорот фосфора и серы | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентации Обсуждение проблемы | Описывать круговорот серы и фосфора. Объяснять роль живых организмов в круговороте фосфора и серы. Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот фосфора и серы. | Вопрос 1, 2 с. 163 Вопрос 6, 7 с. 160 | П. 5.2. с. 157 - 158 Подготовить презентацию | 18.02 | ||||||||||
66 (6) | Круговорот азота | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентации | Описывать круговорот азота в природе. Объяснять роль живых организмов в круговороте азота. Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот азота | тестирование | П. 5.2. | 20.02 | ||||||||||
Тема 9.2 | Жизнь в сообществах | 7 | ||||||||||||||||
67-68 (1-2) | История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков, изоляция, климатические условия. Биогеография. | 2 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Составление хронологической таблицы | Давать определение ключевому понятию. Приводить примеры, доказывающие, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных | Ответы на вопросы | П. 6.1 | 25.02, 25.02 | ||||||||||
69-70 (3-4) | Основные биомы суши | 2 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником Составление опорного конспекта | Описывать биомы суши палеоарктической области. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Фронтальный опрос | П.6.2., принести атлас, «Географическое краеведение» | 27.02 4.03 | ||||||||||
71-72 (5-6) | Основные биомы Мирового океана. Биогеографические области | 2 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником. Составление опорного конспекта | Описывать биомы Мирового океана Объяснять влияние климатических условий. Описывать смену биомов в зависимости от климатических условий | Устный | Составить описание экосистемы подготовиться к семинару | 4.03, 6.03 | ||||||||||
73 (7) | Семинар по теме «Основные биомы суши» | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Беседа дискуссия | Характеризовать биомы суши различных биогеографических областей. | тестирование | П.6.2. зад.2,3 | 11.03 | ||||||||||
Тема 9.3 | Взаимоотношения организма и среды | 11 | ||||||||||||||||
74 (1) | Естественные сообщества. Структура естественных сообществ. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Работа в тетради | Давать определения ключевым понятиям. Сравнивать количество биомассы, образующейся в различных климатических условиях. Характеризовать морфологическую структуру биогеоценоза. | Решение биологических задач | П.6.3.1 | 11.03 | ||||||||||
75 (2) | Абиотические факторы. Температура, ее роль | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Составление Сравнительной таблицы | Давать определения ключевым понятиям. Описывать приспособления у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Вопрос 1,2 на с.192 учебника | П.6.3.2, с.183 – 185 . | 13.03 | ||||||||||
76 (3) | Абиотические факторы. Освещенность. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Продолжение заполнение таблицы | Давать определение ключевому понятию. Описывать влияние суточных и сезонных ритмов на растения и животных. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | тестирование | П.6.3.2. с. 185 - 186 | 18.03 | ||||||||||
77 (4) | Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Работа с учебником Продолжение заполнение таблицы | Описывать приспособления у растений и животных к недостатку влаги. Характеризовать вредное влияние ионизирующего излучения на животный и растительный мир. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. | Вопросы 4, 5 на с.193 учебника | П.6.3.2 с. 187 – 190 | 18.03 | ||||||||||
78 (5) | Интенсивность действия фактора. Ограничивающий фактор. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Составление опорного конспекта | Давать определение ключевому понятию. Называть типы изменений факторов среды. Характеризовать интенсивность действия абиотических факторов. | Фронтальный опрос | П.6.3.2. с. 191 - 192 | 20.03 | ||||||||||
79 (6) | Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентации | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры ограничивающего воздействия экологических факторов. Объяснять проявление правила Либиха. | Вопросы на с. 198 «Вопросы для обсуждения» учебника | П.6.3.3. | 1.04 | ||||||||||
80 (7) | Семинар по теме «Воздействие абиотических факторов на организмы» | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Защита рефератов | Обосновывать условия оптимального и ограничивающего воздействия экологических факторов. Характеризовать приспособления организмов к сезонному ритму. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. | Фронтальный опрос | Повт.п.6.3.2. – 6.3.3., зад.3 с.161 | 1.04 | ||||||||||
81 (8) | Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе, экологические ниши | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Лекция Работа в тетради | Давать определение ключевым понятиям. Приводить примеры видового многообразия биоценозов. Описывать пространственную структуру сообщества и его видовое разнообразие. Характеризовать биотические факторы среды | Решение биологических задач | П.6.3.4 с. 199- 200 | 3.04 | ||||||||||
82 (9) | Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел, биомассы и энергии. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентации обсуждение темы | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры пастбищной и детритной цепи питания. Отличать понятия пищевая цепь и сеть питания. Описывать пищевые цепи. Объяснять проявление правила пирамиды биомассы. | Составление цепей питания | П.6.3.4., | 8.04 | ||||||||||
83 (10) | Смена биогеоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником Работа с тетрадью | Давать определения ключевым понятиям. Описывать механизм сукцессии. Объяснять причины смены экосистем. | тест | П. 6.3.5 | 8.04 | ||||||||||
84 (11) | Зачёт по теме: «Взаимоотношения организма и среды» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | 10.04 | ||||||||||||||
Тема 9.4 | Взаимоотношения между организмами | 6 | ||||||||||||||||
85 (1) | Формы взаимоотношений. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартиранство. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентации Составление сравнительной таблицы | Давать определение ключевому понятию. Называть формы симбиоза и выделять их особенности. Объяснять эволюционное значение симбиоза. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Вопрос 1 – 3 с. 215 «Вопросы для повторения и задания» | П.6.4.1. | 15.04 | ||||||||||
86 (2) | Антибиотические отношения. Хищничество | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Продолжить заполнение таблицы | Давать определение ключевому понятию. Приводить примеры хищничества у различных групп организмов. Объяснять биологическую роль хищничества. Обосновывать проявление математической модели системы «Хищник-жертва». Характеризовать проявление хищничества. | Вопрос 1 на с. 215 «Вопросы для повторения и задания» учебника | П.6.4.2 с. 215 – 221 Повт. Вирусы | 15.04 | ||||||||||
87 (3) | Паразитизм. Происхождение и эволюция паразитизма. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Просмотр презентации Обсуждение темы Записи в тетради | Давать определение ключевому понятию. Отличать хищничество от паразитизма. Характеризовать проявление паразитизма. | Вопрос 1 на с.215, вопрос 2 на 232 | П.6.4.2. с. 221 - 229 | 17.04 | ||||||||||
88 (4) | Конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды) . Нейтральные отношения – нейтрализм. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Доклады дискуссия | Давать определение ключевому понятию. Объяснять влияние конкуренции на интенсивность жизнедеятельности соперничающих видов. Характеризовать проявление конкуренции | Вопрос 3 на с.232 «Вопросы для повторения и задания» учебника | П.6.4.2. с. 229 – 231, сообще-ния к семинару | 22.04 | ||||||||||
89 (5) | Семинар по теме «Взаимоотношения между организмами» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Сообщения уч-ся | Решать задачи по теме «Взаимоотношения между организмами» Объяснять роль взаимоотношений между организмами в обеспечении биологического равновесия в экосистеме | Биологические задачи, | Повт.гл.6, подготовиться к зачёту | 22.04 | ||||||||||
90 (6) | Зачёт по теме: «Взаимоотношения между организмами» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Тестирование | 24.04 | |||||||||||||
Р.10 | Биосфера и человек | 14 | ||||||||||||||||
Тема 10.1 | Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы | 12 | ||||||||||||||||
91-92 (1-2) | Воздействие человека на природу в процессе становления общества | 2 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа дискуссия | Давать определения ключевым понятиям. Объяснять влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека. Характеризовать развитие учения о ноосфере В.И.Вернадским | Вопрос 1, 3 на с. 238-239 «Вопросы для повторения» учебника | П.7.1. | 29.04, 29.04 | ||||||||||
93-94 (3-4) | Проблемы рационального природопользования | 2 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником Записи в тетради | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры природных ресурсов различных групп | Вопросы 3 – 5 на с.242 «Вопросы для повторения» учебника | П.7.2. | 6.05 (объединить 1 мая) | ||||||||||
95-96 (5-6) | Охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы. | 2 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Просмотр презентации Обсуждение проблемы | Давать определение ключевому понятию Описывать влияние загрязнения воздуха, природных вод на биоценоз. Объяснять причины и последствия загрязнения атмосферы, пресных и морских вод, почвы. Приводить примеры истощения водных ресурсов. Характеризовать способы уменьшения вредных последствий от различных сельскохозяйственных загрязнений. | Фронтальный опрос | П. 7.3.1 – 7.3.4 | 8.05 | ||||||||||
97-98 (7-8) | Обеспечение природными ресурсами населения планеты | 2 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Дискуссия | Называть растения и животных, находящихся под угрозой исчезновения. Объяснять последствия уничтожения лесов. Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своего региона. Характеризовать влияние человека на растительный и животный мир Земли | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | П.7.3.5. Подготовить доклад | 13.05, 13.05 | ||||||||||
99 (9) | Меры по образованию экологических комплексов | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа доклад | Называть источники радиоактивного загрязнения биосферы. Объяснять причины и последствия радиоактивного загрязнения | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | П.7.3.6., | 15.05, | ||||||||||
100 (10) | Экологическое образование | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | » | Давать определение ключевому понятию. Формулировать принципы рационального природопользования. Обосновывать необходимость бережного отношения к природе и её охраны. Объяснять значение рационального, научно обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы | Фронтальный опрос | П.7.4.,. | 20.05 | ||||||||||
Тема 10.2 | Бионика | 2 | ||||||||||||||||
101-102 (1-2) | Бионика как научное обоснование использование биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники Заключение | 2 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Лекция Составление в тетради опорного конспекта | Давать определения ключевым понятиям. Называть особенности строения и приспособления животных и растений, используемых человеком в строительстве, промышленности. Приводить примеры эхолокации и электролокации. Объяснять значение изучения биологии для научно-технического прогресса. Обосновывать использование в строительстве принципов организации живых организмов. Анализировать этические аспекты современных исследований в области биологии | Задания со свободным ответом по выбору учителя Итоговая контрольная работа №4 | С.260 - 269 | 20.05 22.05 22.05 |
Лабораторных работ – 4;
Семинарских занятий -6; Зачетов: -3
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс. Профильный уровень. Ч.2/ Под ред.проф. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2013;
Рабочие тетради: Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 кл 2010г.: рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Дрофа, 2010.
Методические пособия для учителя:
- Сборника нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004.- 174с;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010. – 139 с;
- Козлова Т.А. Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина «Общая биология». – М.: Дрофа, 2001.
Литература, используемая в качестве измерителей:
- Мухамеджанов И.Р. Тесты, блицопросы по общей биологии: 10 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 224 с.
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.
- Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 175с.
MULTIMEDIA – поддержка курса:
- КМ-школа;
- Интернет – ресурсы;
- Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ:
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 11 класса профильный уровень
программа для 11 профильного класса...
Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)
Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...
Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)
Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС). Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...
Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)
Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...
Рабочая программа по биологии на ступень обучения (ФГОС, 5-9 классы).
Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС по УМК Пасечника (линия "Вертикаль")....
Рабочая программа по биологии (6 класс, обучение на дому, уч. Н.И.Сонин)
Рабочая программа разработана на основе:Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);Примерной образовательной программы основного общего образования, созданной на основе стандарта...