Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОП.12 Безопасности жизнедеятельности. Тема: "Виды и характеристики средств индивидуальной защиты".
план-конспект урока по обж
Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОП.12 Безопасность жизнедеятельности. Тема: "Виды и характеристика средств индивидуальной защиты".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
siz.docx | 30.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ МО «Павлово-Посадский техникум»
Технологическая карта (план) занятия |
Дисциплина __ОП.12 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ___ наименование Ф.И.О. преподавателя Астапова Т.Ю. Тема занятия _ Виды и характеристики средств индивидуальной защиты Вид занятия (тип урока) _____Практическое__________ |
Цель занятия, формируемые компетенции | 1. УЧЕБНАЯ | Развитие умения совершенствования ранее полученных знаний о средствах индивидуальной защиты. |
2. РАЗВИВАЮЩАЯ | Развитие умений владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты | |
3. ВОСПИТЫВАЮЩАЯ | Способствовать формированию таких психологических качеств как способность противостоять страху и панике, быстрота реакции, готовность к осознанным, уверенным и расчетливым действиям в любых критических ситуациях. |
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ | Физика, химия, биология. |
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
А. Наглядные пособия | - |
Б. Раздаточный материал | Задание на практическое занятие |
В. Технические средства обучения | Мультимедийный проектор, ноутбук или стационарный компьютер. |
Г. Литература основная | Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования/ Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л.Побежимова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 288с. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: Практикум: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 144с. |
Д. Дополнительная литература | Опорная схема занятия. |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
знать основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики.
СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, в т.ч. домашней медицинской аптечкой).
МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
обеспечение безопасности жизни и здоровья подчинённых - залог успеха и безопасности производства;
гражданская оборона является составной частью обороноспособности страны, а защита Отечества является почётной обязанностью гражданина Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА |
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.) | |
Приветствие. | Проверка обучающихся, готовность их к занятию |
Проверка посещаемости и подготовленности к занятию. | |
2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЫ (8 мин.) | |
Проверка отчётов по предыдущей практической работе | Предъявляют отчёты |
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ (25 мин.) | |
Цель: Закрепление теоретических знаний о СИЗ кожи, СИЗОД, о медицинских средствах защиты и приобретение практических умений изготавливать и использовать индивидуальные средства защиты. | |
Задачи: 1. Закрепить знания о СИЗ, СИЗОД, о медицинских средствах защиты. 2. Научиться изготавливать ватно-марлевую повязку (ВМП). 3. Научиться использовать СИЗОД (противогаз, ВМП). 4. Научиться одевать ОЗК. I. Общие положения 1. Средства защиты органов дыхания Гражданские противогазы Фильтрующие противогазы предназначен для защиты человека от попадания в органы дыхания, на глаза и лицо РП, ОВ и БА (радиоактивной пыли, отравляющих веществ и биологических агентов). Принцип защитного действия основан на предварительной фильтрации вдыхаемого воздуха от вредных примесей. Перед применением противогаз необходимо проверить на исправность и герметичность. Гражданский противогаз ГП-7 одна из последних и самых совершенных моделей. Он надежно защищает от ОВ и многих АХОВ, радиоактивной пыли и бактериальных средств. Подбор лицевой части необходимого типоразмера ГП-7 осуществляется на основании измерения мягкой сантиметровой лентой горизонтального и вертикального обхвата головы. Затем по специальным таблицам подбирается лицевая маска противогаза. ГП-7 состоит из фильтрующе-поглощающей коробки ГП-7к, лицевой части МГП, незапотевающих пленок (6 шт.), утеплительных манжет (2 шт.), защитного трикотажного чехла и сумки. Противогазы шланговые. Используются при очистке резервуаров и других емкостей от нефте- продуктов, при сварочных работах закрытых и полузакрытых объёмах (ямах, колодцах). · ПШ-1 предназначен для защиты органов дыхания от любого вредного газа, пара, дыма и пыли в любых концентрациях в атмосфере с недостатком кислорода. · ПШ-2 предназначен для тех же условий, что и ПШ-1. Однако в нем воздух под шлем-маску нагнетается вентилятором, в связи с чем отсутствует сопротивление дыханию. Установка для подачи свежего воздуха имеет электрический и ручной приводы. Электропривод позволяет подавать под шлем-маску до 50 л/мин свежего воздуха. Респираторы и химические респираторы. Респираторы представляют собой облегченное средство защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли. Респираторы получили широкое распространение. В шахтах, на рудниках, на химически вредных и запыленных предприятиях при работе с удобрениями и ядохимикатами в сельском хозяйстве. Очистка вдыхаемого воздуха от парогазообразных примесей осуществляется за счет физико-химических процессов (адсорбции, хемосорбции, катализа), а от аэрозольных примесей - путем фильтрации через волокнистые материалы. Респираторы делятся на два типа: 1. Первый - это респираторы, у которых полумаска и фильтрующий элемент одновременно служат и лицевой частью. 2. Второй очищает вдыхаемый воздух в фильтрующих патронах, присоединенных к полумаске. По назначению респираторы подразделяются на: 1. Противопылевые защищают органы дыхания от аэрозолей различных видов. В качестве фильтров в противопылевых респираторах используют тонковолокнистые фильтровальные материалы. Наибольшее распространение получили полимерные фильтровальные материалы типа ФП (фильтр Петрянова), благодаря их высокой эластичности, механической прочности, большой пылеемкости, а, главное, из-за высоких фильтрующих свойств. 2. Противогазовые - от вредных паров и газов. 3. Газо-пылезащитные - от газов, паров и аэрозолей при одновременном их присутствии в воздухе. Важной отличительной способностью материалов ФП, изготовленных из перхлорвинила и других полимеров, обладающих изоляционными свойствами, является то, что они несут электростатические заряды, которые резко повышают эффективность улавливания аэрозолей и пыли. В зависимости от срока службы респираторы могут быть: 1. Одноразового применения (ШБ-1«Лепесток», «Кама», У-2К Р-2), которые после отработки непригодны для дальнейшего использования. Одноразовые респираторы обычно противопылевые. 2. Многоразового использования (РПГ-67) предусмотрена смена фильтров, обычно газо-пылезащитные. РПГ-67 имеет несколько марок, которые соответствуют марке фильтрующего патрона. В свою очередь патроны различаются по составу поглотителей. В центре крышки патрона нанесена маркировка. Газо-пылезащитные респираторы надежно защищают органы дыхания, если они правильно подобраны, удобно надеты и оголовье подогнано по голове. В системе гражданской обороны наибольшее применение имеет респиратор Р-2. Р-2 предназначен для защиты органов дыхания от радиоактивной и грунтовой пыли. Так как Р-2 не обогащает воздух, то он может применятся лишь при концентрации кислорода в воздухе не менее 17 %. Также он не защищает от токсичных газов и паров. При накоплении влаги внутри респиратора рекомендуется (по возможности) на 1-2 минуты снять его и протереть внутреннюю поверхность, а затем снова надеть. Респиратор Р-2 представляет собой фильтрующую подмаску, снабженную двумя клапанами вдоха, одним клапаном выдоха с предохранительным экраном, оголовьем и носовым зажимом. Легкий, компактный, почти не затрудняет дыхание, хорошо защищает от пыли. Не защищает от паров и газов ядовитых веществ. Забивается пылью. Ватно-марлевая повязка. Защищает основную часть лица от подбородка до глаз, изготавливается из ваты и марли (или только из ваты). Ватно-марлевая повязка может защищать от хлора, для этого она пропитывается 2% раствором питьевой соды, а пропитанная 5% раствором лимонной или уксусной кислоты защищает от аммиака. Она одноразового употребления, после применения ее сжигают. Обычно ватно-марлевую повязку используют вместе с очками. 2. Средства защиты кожи. Изолирующие средства защиты кожи изготавливают из прорезиненной ткани и применяют при длительном нахождении людей на зараженной территории, при выполнении дегазационных и дезинфекционных работ в очагах поражения и зонах заражения. К изолирующим средствам защиты относятся: легкий защитный костюм Л-1, защитный комбинезон и общевойсковой защитный комплект (ОЗК) . Предназначены для защиты бойцов газоспасательных отрядов, аварийно-спасательных формирований и войск ГО при выполнении работ в условиях воздействия высоких концентраций газообразных СДЯВ, азотной и серной кислот, а также жидкого аммиака. Комплект изолирующий химический КИХ-4,5. В состав комплекта входит защитный костюм, резиновые и хлопчатобумажные перчатки. Для надевания и снимания костюма на спинке комбинезона имеется лаз, герметизирующийся закручиванием костюмной ткани. Герметизация швов костюма осуществляется с лицевой стороны путем использования проклеечной ленты. КИХ-4,5 используется в сочетании с одной из дыхательных систем типа АСВ-2, КИП-8, которая размещается в подкостюмном пространстве. Выдыхаемый воздух попадает под костюм и через клапан сброса избыточного давления сбрасывается в атмосферу. КИХ-4,5 надевается поверх обычной одежды. После использования комплект подвергается дегазации. Изготавливается трех размеров 49,53,57. Легкий защитный костюм Л-1. Состоит из рубахи с капюшоном, брюк с чулками, двупалых перчаток, и подшлемника. Размеры Л-1 аналогичны размерам КИХ. Масса Л-1 3 килограмма. Л-1 обычно используется при ведении радиационной химической и бактериологической разведки. Общевойсковой защитный комплект. Состоит из рубахи с капюшоном, брюк, чулок, перчаток. Размеры ОЗК аналогичны размерам КИХ. Масса 5 килограмма. Обычно используется при ведении радиационной химической и бактериологической разведки, а также для защиты личного состава в условиях химической и бактериологической атаки. Комплект защитной фильтрующей одежды ЗФО-МП. Защита кожных покровов человека от воздействия различных АХОВ, находящихся в паро-капельном состоянии. Он состоит из куртки с капюшоном и брюк, двухслойный; верхний слой изготавливается из хлопколавсановой ткани с кислотозащитной пропиткой, внутренний слой из хлопчатобумажной ткани с химзащитной пропиткой, связывающей пары действующего вещества. В состав комплекта входит: бельевой слой из бязи, перчатки комбинированные, ботинки резинотекстильные. Конструкция комплекта исключает попадание паров АХОВ на кожные покровы. Простейшие средства защиты кожи. К простейшим средствам защиты кожи относят одежду и обувь из грубой ткани. Они защищают от радиоактивной пыли и бактериальных средств, а также могут защитить, в течении небольшого времени от АХОВ и ОВ. При отсутствии промышленных образцов средств защиты, а также в экстренных ситуациях могут оказаться очень полезными. Не голышом же по зараженной местности ходить. Носят вспомогательный характер, могут использоваться лишь кратковременно, не защищают от высоких концентраций АХОВ. Обеспечение личного состава и населения СИЗ и практическое обучение правильному применению и пользованию этими средствами является важным этапом в комплексе защитных мероприятий .Весь комплекс этих мероприятий направлен на то, чтобы максимально снизить вероятность потерь и поражения при возможных авариях и ЧС мирного и военного времени .Изучение использования и правильного применения приборов ДК, РХР, а также проведение с их помощью дозиметрического контроля и разведки необходимы для своевременного предотвращения аварий и ЧС на химически- и радиационно-опасных объектах. 3. Медицинские средства защиты. Применение медицинских средств индивидуальной защиты в сочетании с СИЗ органов дыхания и кожи – один из основных способов защиты людей в условиях применения противником оружия массового поражения, а также в условиях ЧС мирного времени. К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся: 1. Универсальная аптечка бытовая для населения, проживающего на радиационно-опасных территориях; 2. Индивидуальные противохимические пакеты - ИПП-8,ИПП-10; 3. Пакет перевязочный медицинский - ППМ. Индивидуальный противохимический пакет. ИПП-8 содержит полидегазирующую рецептуру, находящуюся во флаконе, и набор салфеток. Предназначен для обеззараживания участков кожи, прилегающей к ним одежды и СИЗ, населения старше 7-летнего возраста от боевых ОВ и БС. Необходимо избегать попадания жидкости в глаза. Последовательность обработки: смоченным тампоном протереть открытые участки кожи (шея, кисти рук) , а также наружную поверхность маски противогаза, который был надет. Другим тампоном протереть воротничок и края манжет одежды, прилегающие к открытым участкам кожи. Дегазирующую жидкость можно использовать при дезактивации кожных покровов, загрязненных РВ, когда не удается водой и мылом снизить наличие РВ до допустимых пределов. Пакет перевязочный медицинский. Применяется ППМ для перевязки ран, ожогов и остановки некоторых видов кровотечения. Представляет собой стерильный бинт с двумя ватно–марлевыми подушечками, заключенными в непроницаемую герметическую упаковку. Порядок пользования ППМ: разорвать по надрезу наружную оболочку и снять ее; развернуть внутреннюю оболочку; одной рукой взять конец, а другой – скатку бинта и развернуть повязку; на раневую поверхность накладывать так, чтобы их поверхности, прошитые цветной ниткой, оказались наверху. Задание: 1. Описать СИЗ, СИЗОД, медицинские средства защиты. 2. Надеть противогаз, ОЗК. 3. Надеть ВМП. 4. Письменно ответить на контрольные вопросы. 5. Зарисовать схему: Классификация СИЗ. Контрольные вопросы: 1. СИЗ - что это? 2. СИЗОД - что это? 3. Перечислите СИЗОД. 4. Перечислите СИЗ кожи. 5. Перечислите медицинские средства защиты? 6. Опишите порядок изготовления ВМП. | Выполнение практической работы: 1. После выполнения работы студент обязан продемонстрировать преподавателю выполненные задания. 2. Представить отчёт о выполненной работе, содержащей: - порядковый номер и наименование практической работы; - цель практической работы; - ход выполнения работы; - ответы на контрольные вопросы; - вывод о выполненном задании. |
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИЛА) (6 мин.) | |
1. Для чего предназначены средства индивидуальной защиты? 2. Что из ваших вещей можно использовать в качестве простейших средств защиты кожи при радиационной опасности? Продумайте и обоснуйте свой ответ. 3. Какие средства индивидуальной защиты можно попробовать использовать в домашних условиях в случае радиоактивного загрязнения местности? | Отвечают на заданные вопросы. |
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 мин.) | |
Составить отчёт по практическому занятию | Записывают домашнее задание в рабочие тетради. |
6. ИТОГИ ЗАНЯТИЯ (2 мин.) | |
Альтернативы имеющимся на сегодняшний день средствам индивидуальной защиты нет. Возможно только их совершенствование. Поэтому обучающимися они должны быть изучены досконально, практически отработано пользование ими на тренировочных занятиях. Выставление и комментирование оценок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план по учебной дисциплине ОП.12 Безопасность жизнедеятельности. Специальность 250110 "Лесное и лесопарковое хозяйство"
Темы учебных занятий...
Контрольно измерительные средства по общепрофессиональной учебной дисциплине ОП.05 Безопасность жизнедеятельности
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной дисциплине ОП. 05 Безопасность жизнедеятельности...
Технологическая карта урока по предмету Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
Тема - Правильное поведение во время еды....
Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОП.12 Безопасности жизнедеятельности
Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОП.12 Безопасность жизнедеятельности по теме: "Чрезвычайные ситуации природного и техногенного хпрпктера"....
Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОП.12 Безопасности жизнедеятельности. Тема: "Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации".
Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОП.12 Безопасности жизнедеятельности. Тема: "Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации"....
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ОП.10. Безопасность жизнедеятельности
Фонд оценочных средств разработан для использования в работе по предмету Безопасность жизнедеятельности изучаемому на 2 курсе СПО с учетом особенностей обучения по специальности физическая культ...
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...