Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОП.12 Безопасности жизнедеятельности
план-конспект урока по обж

Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОП.12 Безопасность жизнедеятельности по теме: "Чрезвычайные ситуации природного и техногенного хпрпктера".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chs_prirodnogo_i_tehnogennogo_haraktera.docx861.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ МО «Павлово-Посадский техникум»

Технологическая карта (план) занятия

Дисциплина  __ОП.12 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ___

                                                                       наименование

Ф.И.О. преподавателя   Астапова Т.Ю.

Тема занятия _ Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. ____________________________________________________ 

Вид занятия (тип урока)  ___________Комбинированное______________

Цель занятия, формируемые компетенции

1. УЧЕБНАЯ

Получить знания о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

2. РАЗВИВАЮЩАЯ

Развитие умений ориентироваться в законодательной базе в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. ВОСПИТЫВАЮЩАЯ

Воспитание понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Физика, химия, биология, обществоведение, физическая культура.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

А. Наглядные пособия

-

Б. Раздаточный материал

-

В. Технические средства обучения

Мультимедийный проектор, ноутбук или стационарный компьютер.

Г. Литература основная

Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник  для студ. учреждений сред.проф. образования/ Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л.Побежимова. – 3-е изд., стер. –  М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 288с.

Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: Практикум: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. –  М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 144с.

Д. Дополнительная литература

Опорная схема занятия.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: 

классифицировать чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.

МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

зачастую последствия чрезвычайных ситуаций возрастают из-за отсутствия достаточных знаний и умений для минимизации числа пострадавших людей и наносимого ущерба.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.)

Приветствие.

Проверка обучающихся,

готовность их к занятию

Проверка посещаемости и подготовленности к занятию.

Ознакомление студентов с темой, планом и целями занятия

Делают записи в рабочих тетрадях.

2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЫ (6 мин.)

Входной контроль в форме тестирования

Выполняют задания входного контроля

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ (25 мин.)

Изложение первого учебного вопроса занятия:

Цели и задачи курса основ безопасности жизнедеятельности в учебном году.

Курс безопасности жизнедеятельности опирается на концепцию национальной безопасности, которая определяет систему взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Курс состоит из разделов:

- безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- основы медицинских знаний и здорового образа жизни;

- основы военной службы.

Безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (Закон РФ от 5.03.1992г. №2446-1 «О безопасности»)

Субъект безопасности:

- природа;

- техногенная сфера;

- экология.

Объект безопасности:

- социум;

- среда обитания.

Неблагоприятные условия жизнедеятельности (вызовы, риск, угроза, опасность).

Классификация опасностей:

- по степени вероятностей возникновения (реальные, потенциальные);

- по направленности (против антропогенных и природных объектов);

- по отношению к объектам воздействования (внешние, внутренние);

- по масштабам возможных последствий (глобальные, международные, региональные, локальные, частные);

- по сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности (социальные, экономические, политические, военные, требующие защитного реагирования);

- по способам и формам проявления (заявления, конкретные действия или совокупность обстоятельств);

- по ожиданию воздействия на объект (- внезапные;

- ожидаемые с малым или большим  временем задержки).

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

СФЕРЫ   ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Геополитическая безопасность направлена на защиту геополитических интересов страны (территории, политического и информационного пространства в системе глобальных политических отношений). Объектами безопасности    являются территориальная целостность государства, информационное, экономическое и политическое пространство.

Военная безопасность основывается на способности защитить суверенитет, территориальную целостность и население страны от внешних военных угроз.

Социальная безопасность   включает совокупность мер по защите интересов страны и общества в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения.

Экологическая безопасность  –   это обеспечение устойчивого и оптимального на длительных отрезках времени равновесия между природными и антропогенными экосистемами, техносферой и населением.

Демографическая безопасность  определяется состоянием защищенности количества и этнического состава населения страны от внешних и внутренних угроз.

Информационная безопасность –  это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее формирование и развитие в интересах граждан, организаций, государств.

Культурологическая безопасность – это создание условий нормального развития общества, защита культурного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранности своего высокого культурного достояния, своей самобытности.

Продовольственная безопасность – это способность отечественных производителей обеспечить население страны питанием по объему и калорийности, соответствующим минимальным медицинским нормам.

Принципы обеспечения безопасности

Законность (перечень нормативно-правовой базы).

Соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства.

Взаимная ответственность личности, общества, государства по обеспечению безопасности.

Обретение знаний в области личной безопасности в различных условиях.

Безопасность личная, общества, государства в ЧСПТХ.

Применение знаний и умений действовать по шумовым, световым и речевым сигналам о ЧС

Делают записи в рабочих тетрадях.

Вычерчивают схему с элементами классификации опасностей в рабочую тетрадь.

Заполняют таблицу с элементами национальной безопасности в рабочую тетрадь.

Изложение второго учебного вопроса занятия:

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определённой территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей

ЧСПХ

ЧСТХ

Геофизические опасные явления (землетрясения, извержения вулканов)

Транспортные аварии и катастрофы

Геологические опасные явления (оползни. обвалы, сели, лавины)

Пожары, взрывы и угрозы взрывов

Метеорологические и агрометеорологические опасные явления (бури, ураганы, смерчи, засухи, заморозки)

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно-химически опасных  веществ

Морские гидрологические опасные явления (тайфуны, цунами)

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ

Гидрологические опасные явления (наводнения, запоры, зажоры)

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ

Гидрогеологические опасные явления (низкие и высокие уровни грунтовых вод)

Внезапное обрушение зданий и сооружений

Природные пожары (лесные, степные, торфяные, в местах добычи полезных ископаемых)

Аварии на электроэнергетических системах

Инфекционная заболеваемость людей

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных

Аварии на очистных сооружениях

Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями

Гидродинамические аварии

Заполняют таблицу с элементами классификации опасностей в рабочую тетрадь (учебник БЖД, с. 11, 12)

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

 (ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИЛА) (7 мин.)

1. Перечислите виды ЧС природного характера.

2. Какие ЧС характеризуются как ЧС техногенного характера?

Отвечают на поставленные вопросы.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (3 мин.)

1. Прочитать §§ 1.1 - 1.4;

2. Заполнить схему: "Критерии чрезвычайных ситуаций":

Критерии чрезвычайных ситуаций

локальная

Местная

Территориальная

Региональная

Федеральная

трансграничная

Записывают домашнее задание в рабочие тетради.

6. ИТОГИ ЗАНЯТИЯ (2 мин.)

Россия. имеющая чрезвычайно большое разнообразие геологических, климатических и ландшафтных условий, подвержена воздействию более 30 видов опасных природных явлений.

Выставление и комментирование оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно измерительные средства по общепрофессиональной учебной дисциплине ОП.05 Безопасность жизнедеятельности

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной дисциплине  ОП. 05 Безопасность жизнедеятельности...

Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОП.12 Безопасности жизнедеятельности. Тема: "Виды и характеристики средств индивидуальной защиты".

Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОП.12 Безопасность жизнедеятельности. Тема: "Виды и характеристика средств индивидуальной защиты"....

Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОП.12 Безопасности жизнедеятельности. Тема: "Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации".

Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОП.12 Безопасности жизнедеятельности. Тема: "Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации"....

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...