Технологическая карта урока по предмету Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
план-конспект урока по обж (5 класс)

Тема - Правильное поведение во время еды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

                                         педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Гребенькова Олега Михайловича

Предмет: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности.

                                                                     Тема: «Правильное поведение во время еды»

                                                                     Дата: 25.02.2020 г.

                                       Интернет ресурсы: https://vospitanie.guru/povedenie/za-stolom-dlya-detej, https://goodetiket.ru/etiket-dlya-detej/etiket-za-stolom-dlya-detej , https://www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-u-detei-kultury-povedenija-za-stolom.html.

                                                                  МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

Цель урока

Расширить знания учащихся о способах правильного употребления продуктов питания и правилах безопасного поведения во время приема пищи.

Задачи урока

Коррекционно-образовательные:

1. Расширение и уточнение представлений о правилах приема пищи и безопасного поведения за столом.

2. Изучение и закрепление умений учащихся правильно располагать на столе и пользоваться столовыми приборами во время приема пищи.

3. Актуализация и обогащение представлений обучающихся о столовых приборах.

Коррекционно-развивающие:

1. Коррекция зрительной памяти и внимания.

2. Коррекция зрительного и слухового восприятия.

3.  Коррекция мышления.

4. Развитие связной речи.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитание у школьников стремления соблюдать правила поведения за столом.

2. Воспитание интереса к предмету, к красивой и правильной сервировке стола.

3. Формирование культуры поведения за столом.

 БУД –  учебные действия

Личностные: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Учащийся осознаёт для чего нужна учёба, понимает свою ответственность за будущий результат, умеет делать правильный выбор.

Предметные: Выявлять положительные последствия соблюдения правил поведения во время приёма пищи.

Коммуникативные: Формулировать свои мысли и излагать их в понятной для собеседника форме.

Педагогические технологии

Интегрированное, развивающее обучение; информационные, здоровьесберегающие, коммуникативные.

Методы, методические приемы

Словесные, наглядные, практические.


                                                                                                                      СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Содержание

Введение в урок

Организационный момент. Проверка подготовленности учащихся к уроку, наличия учебных принадлежностей.

Основная часть

1) Знакомство с темой урока и актуализация знаний обучающихся.

- Мы с Вами продолжаем говорить о правилах поведения в различных ситуациях. Поговорили о правилах поведения в музее, в библиотеке, а сегодня поговорим о правилах поведения за столом во время приема пищи.

- Вы на уроках «Окружающий мир» уже проходили эту тему и поэтому сегодня начнем урок с тех правил поведения за столом во время приема пищи, которые вы уже знаете. Назовите каждый по 1 – 2 правила.

Примерные ответы детей

- Сидеть надо прямо, но свободно, слегка опираясь на спинку стула.

- На столе должны быть только кисти рук, но не локти.

- Не стоит вставать и тянуться самому за чем-либо через весь стол. Лучше попросить сидящего поблизости передать его.

- Есть и пить спокойно, бесшумно, не гримасничая.

- Не набивать рот слишком большими кусками.

- Жевать нужно с закрытым ртом.

- Некрасиво во время еды разговаривать с полным ртом и смейтесь.

-Не ронять еду на стол, колени и пол.

Задание

 Теперь найдите эти правила в стихотворении:

Медвежонок хлеб жевал -
Крошки хлебные ронял.
Говорил с набитым ртом -
Что? Не мог понять никто.
После взялся за компот -
Стол облил и свой живот!
Все над ним хохочут звонко,
Застыдили медвежонка:
- Ты не знаешь? За столом
Надо есть с закрытым ртом,
Не спешить, не говорить,
Крошки на пол не сорить.
После встать из-за стола
В шубке чистой, как была

Вопрос от учителя: Вы стараетесь соблюдать эти правила, когда приходите в школьную столовую? А дома?

2)Погружение в тему урока.

- Но это еще не все правила, которые мы с вами должны знать.

- Сегодня поговорим о столовых приборах и правилах безопасного пользования ими.

- Какие столовые приборы вы знаете? (ложка, вилка, нож, палочки, щипцы, лопаточка)

Работа с реальными столовыми приборами и с их рельефными изображениями

- Возьмите в руки нож, вилку, ложку. (реальные предметы)

- Покажите мне изображения этих приборов.

Отгадывание загадок

- Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, про какие столовые приборы они.

По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка)

При виде еды

Не считают ворон

Бросаются дружно

С обеих сторон:

Один – разрезает,

Другая цепляет,

Обеим в тарелке работы хватает (Вилка, нож)

Беседа с учащимися о столовых приборах и их безопасном испрользовании.

- Как вы поняли, для чего нам нужна ложка (зачерпывать жидкую и не очень густую пищу), вилка (подцеплять твердую пищу), а нож (разрезать крупные куски твердой пищи на мелкие)?

- Что нужно есть ложкой (суп, бульон, кашу, варенье), вилкой (макароны, котлеты, омлет, рыбу), режут ножом (мясо, блины, колбасу, огурцы и помидоры, сыр)?

- Какие столовые приборы есть на ваших столах в школьной столовой? (ложки, вилки)

- Кто-то из вас пробовал кушать при помощи ножа?

- Теперь поговорим о самих правилах, которые мы с Вами должны соблюдать, принимая пищу:

Почему нельзя смеяться и разговаривать с набитым ртом?

Почему нельзя размахивать столовыми приборами во время приёма пищи?

Почему пищу нужно пережевывать тщательно?

Физминутка.

 Игра «Данетка»

 Давайте встанем из-за парт немного отдохнем и поиграем в игру «Данетка»: встаем в круг, кому попадает в руки мяч, тот должен ответить на мой вопрос словами «да» или «нет». Итак, начинаем:

  • Подносят ко рту вилку (или ложку), а не наоборот? (да)
  • Когда несем вилку с едой или ложку ко рту, ее можно наклонять или переворачивать? (нет).
  • Не надо жадничать и наполнять ложку супом до краев? (да) Почему? (можно расплескать, заляпать скатерть или даже кого-то из соседей)
  • Если ложка или вилка упала на пол, ее нужно сразу же поднять и продолжить ей кушать? (нет) А что нужно сделать? (взять чистый прибор, а после приема пищи поднять упавший)
  • Ложку держат в левой руке? (нет)
  • Вилкой зачерпывают жидкую пищу, например суп? (нет).

Основная часть.

Работа с реальными столовыми приборами (продолжение)

- Садитесь на свои места и послушайте важные правила, которые также необходимо соблюдать:

  1. Правильно расположить и умело пользоваться предметами сервировки — это в первую очередь использовать их только по назначению (не играть, не махать, не стучать ими).
  2. Все приборы, расположенные справа от тарелки, берут и держат во время еды правой рукой, а все те, что расположены слева (вилки) — левой рукой (сервировка без ножа и с ножом).

- У вас на столах лежат приборы. Расскажите, какие приборы лежат слева, а какие справа? Какие из них мы будем держать во время еды в левой, а какие в правой руке? (ножи и ложки – правой, вилки – в левой)

- Возьмите в руки ложку и покажите мне, как вы держите ее (смотрю у каждого ребенка).

- Кто может объяснить, как вы ее правильно нужно держать?

Если дети не отвечают, то учитель объясняет сам, как правильно держать ложку.

- Столовую ложку следует держать между большим и указательным пальцами правой руки так, чтобы ее ручка слегка опиралась на средний палец. Ко рту ее подносят не острым концом и не боком, а наискось.

- Теперь возьмите в руки вилку.

- Если вы будете пользоваться только вилкой (без ножа), то в какой руке ее нужно держать? А если ножом и вилкой – то в какой?

- Расскажите, как правильно держать вилку и нож.

Если дети не отвечают, то учитель объясняет сам, как правильно держать вилку.

- Нож держат в правой руке, а вилку — в левой, зубцами вниз. При пользовании только вилкой ее следует держать в правой руке. Ручки ножа и вилки нужно держать большим, указательным и средним пальцами, при этом концы ручек должны упираться в ладонь.

- Сначала возьмите вилку в правую руку, а затем попробуйте ее взять так же в левую. Нож возьмите правой рукой. Получилось? Молодцы?

Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика, релаксационная пауза.

Мониторинг

Обобщение и систематизация знаний.

Рефлексия

Закрепление полученных знаний. 

- И в завершении нашего урока хочу вас попросить помочь мне накрыть стол к завтраку. Поможете?

- Для этого каждый из вас возьмет тарелку, ложку, вилку и нож, лежащие на ваших партах, принесет и положит также на большой стол. Не забудьте, что приборы лежат со стороны той руки, которая их будет брать.

Учащиеся переносят свои тарелки и приборы на общий стол

- Какой красивый стол у нас с вами получился! Молодцы!  

Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? (о столовых приборах и правилах их использования)

- Какие правила вы запомнили?

Заключение

Итог урока: Итак, сегодня на уроке мы закрепили знания о правилах безопасного и культурного поведения за столом, познакомились со столовыми приборами и узнали, почему так важно соблюдать правила приема пищи. А также вспомнили, что здоровье нашего организма зависит от того, насколько тщательно мы пережевываем пищу.

                                                                                                       АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Цель и задачи урока выполнены. Урок имеет коррекционно – образовательное, коррекционно – развивающее, коррекционно – воспитательное значение.  На уроке сформированы необходимые знания, умения, навыки, использовались доступные средства обучения: закусочные тарелки, столовые приборы – ложки (столовые и чайные), вилки, ножи (реальные предметы), рельефные изображения вышеуказанных столовых приборов, обеденный стол, чайные пары, чайные ложки, заварочный чайник, сахарница, звучащий мяч, которые позволили достичь положительных результатов в формировании БУД. Осуществлялась работа по активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию навыков разговорной и письменной речи учащихся с использованием глаголов и имён существительных. Расширялись и уточнялись представления о правилах поведения за столом при приеме пищи. Знания, полученные на уроке, будут применены учащимися при социализации и адаптации их в обществе. Учащиеся также получили положительный эмоциональный настрой от урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Тема: «Азбука дорожного движения» 5 класс

Цель урока: закреплять элементарные правила безопасного поведения на улице, на дороге, в процессе сюжетных подвижных игр....

Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 9 класса (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренные интеллектуальные нарушения)

В основу предмета положен комплексный подход, который предполагает ознакомление обучающихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилам поведения в различных ситуациях, исходя из треб...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет:  Здоровье и основы безопасности жизнедеятельностиВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...

Презентация к уроку "Знакомство с понятием "чай" по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 7 класс (II вариант) для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Презентация  к уроку "Знакомство с понятием "чай"  по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 7 класс  (II вариант) для обучающихся ...

Конспект урока на тему "Профилактика простудных заболеваний" по предмету "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности"

Конспект урока на тему "Профилактика простудных заболеваний" по предмету "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" можно использовать для обучения детей с умеренной и тяже...

"Игра-путешествие по станциям для учеников 6 классов по предмету: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» на тему: «Кладовая здоровья»

Игра по станциям на тему «Здоровье» предполагает путешествие в город Здоровейск и выполнение заданий на станциях: «Приветственная», «Спортивная», «Мойдодыр&ra...