Методическая разработка. Конспект урока «Политравмы. Правила и способы переноса пострадавших»
методическая разработка по обж (10 класс)

Конспект урока или внеурочного задания по ОБЖ знакомит обучающихся с понятием политравма и объясняет правила и способы переноса пострадавших при различных травмах. Урок составлен с учетом всех требований ФГОС: планируемые результаты, учебные задания, рефлексия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx72.42 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка. Конспект урока «Политравмы. Правила и способы переноса пострадавших»

Конспект урока или внеурочного задания по ОБЖ знакомит обучающихся с понятием политравма и объясняет правила и способы переноса пострадавших при различных травмах. Урок составлен с учетом всех требований ФГОС: планируемые результаты, учебные задания, рефлексия.

Технологическая карта урока

Организационная информация

Автор

Игнатов Евгений Юрьевич

Предмет

Основы безопасности жизнедеятельности

Класс

10 класс

Методическая информация

Тема урока

«Политравмы. Правила и способы переноса пострадавших.»

Учебник

Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю. Тараканов, Основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс, «Русское слово», 2021 г.

Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующими уроками)

Пятый урок в разделе «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи». Тип урока: усвоение новых знаний. Знания предыдущих тем уроков являются основой для проведения данного урока.

Цель урока

Познакомить с понятием политравма и способами переноса пострадавших

Задачи урока

Образовательные: создать условия для ознакомления с видами травм; научить методам переноса пострадавших.

Развивающие: развивать познавательный интерес; развивать коммуникативные способности; способствовать развитию любознательности, наблюдательности, познавательной активности, связной речи; развивать умения работать самостоятельно, в группе;

Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру обучающихся; развивать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению основ безопасности жизнедеятельности; содействовать воспитанию духовно-богатой, творчески активной личности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Познакомится с основными способами и методами переноски раненых.

Познавательные: активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; использовать знаково-символические средства представления информации (схемы, модели, рисунки) с целью решения учебных  и практических задач; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий поискового характера для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия.

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: воспитывать личность безопасного типа, чувство ответственности за собственную жизнь и жизнь других людей.

Форма урока

Фронтальная, групповая и самостоятельная работы

Методы и методические приемы

Наглядный, практический, исследовательский, проблемно-поисковый, словесный

 

Реализуемая педагогическая технология

Технология активных методов обучения (АМО)

Оборудование

компьютер, мультимедийная доска, презентация, бинты, шины, раздаточный материал для работы в группах, видеофрагмент

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые способы деятельности

I.Организационный момент

2 мин

-Доброе утро, ребята! Очень рад вас сегодня видеть.

Прежде чем нам начать урок, давайте проверим посещаемость.

Провожу проверку посещаемости

.

- Садитесь. Итак, начинаем наш урок.

Объявляю тему и цели занятия.

-Кто желает поделиться своими мыслями по теме занятия?

(ответы детей)

-Я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активной, плодотворной работы.

Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя.

Личностные УУД:

установление личностного контакта между обучающимися.

Коммуникативные УУД:

передача своего настроения, установление связей способствующих взаимодействию

Регулятивные УУД:

умение мобилизоваться, настраиваться на рабочий процесс

II. Актуализация ранее полученных знаний

5 мин

Демонстрация видеофрагмента

Фронтальная работа

-Сейчас я предлагаю вам просмотреть видеоролик о травмах.

Просмотр видеофрагмента о травматизме

-А теперь давайте ответим на вопрос:

1.Что же является причиной получения травм?  

Смотрят фрагмент фильма, слушают учителя, перерабатывают информацию, отвечают на поставленный учителем вопрос.

Личностные УУД: проявлять терпение и доброжелательность к

соучастнику деятельности

Регулятивные УУД: работать по предложенному плану, инструкции

сравнивать результат с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД: формирование грамотных, четких речевых высказываний.

Познавательные УУД:

 проводить анализ учебного материала.

III. Мотивация к усвоению новых знаний.

3 мин

Целепололагание.

Фронтальная работа

-Ребята, подумайте, в каких положениях необходимо переносить раненных, в зависимости от полученных травм?

Транспортная иммобилизация — это обеспечение неподвижности и покоя для органа, части или всего тела на период транспортирования пострадавшего с места происшествия в лечебное учреждение в целях предотвращения дополнительного повреждения тканей и органов, уменьшения опасности возникновения шокового состояния у пострадавшего при транспортировании.

Сущность иммобилизации — обездвиживание соседних с поврежденным участком суставов, что создает более полный покой в зоне повреждения.

Особенно важно правильно выполнить иммобилизацию при переломах костей. При отсутствии или неправильно выполненной иммобилизации острые подвижные концы костных отломков могут повредить расположенные рядом сосуды и нервы, повредить кожу и превратить закрытые переломы в открытые.

Обсуждают примеры травм и способы.

Формулируют тему,  цель урока

Регулятивные УУД:  формирует умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.

Познавательные УУД:

формирует самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, формулирование темы урока.
Коммуникативные УУД:

формирует опыт коллективной деятельности и взаимодействия друг с другом.  

IV. Усвоение новых знаний.

13 мин

Исследовательская работа

Работа в группах

Правила выполнения транспортной иммобилизации при отдельных, часто встречающихся в ЧС видах повреждений следующие.

1. Для сломанных конечностей осуществляется при помощи табельных (выпускаемых предприятиями медицинской промышленности) и импровизированных, приспособленных из подручного материала шин.

2. При повреждениях в области головы и шейного отдела позвоночника осуществляется наложением табельного жесткого шейного воротника. В случае отсутствия табельного воротника изготовлением круговой мягкой повязки на область шеи (повязка типа воротника, внизу опирающегося на надплечья, а вверху достигающего затылочной кости и нижней челюсти) с прокладкой между слоями повязки жесткой пластины из картона

https://spb.academia-moscow.ru/shellserver/content/601819481/01/ebook_04_04/content/resources/images/sap_04_11.png

Транспортная иммобилизация с помощью мягкой повязки — воротника с прокладкой из картонной пластины — при повреждении шейных позвонков

3. При переломах ребер транспортная иммобилизация проводится наложением на грудную клетку тугой спиральной повязки из бинта, полотенца, простыни или куска ткани, которые фиксируют в момент выдоха пострадавшего.

4. При повреждениях позвоночника на месте, где произошла травма, выполняется с применением таких подручных средств, как доски, щиты (дверные полотна, листы из ДСП, толстой фанеры и др.). Пострадавшего осторожно укладывают на спину и фиксируют на щите марлевым бинтом или другими подручными средствами 

https://spb.academia-moscow.ru/shellserver/content/601819481/01/ebook_04_04/content/resources/images/sap_04_12.png

Транспортная иммобилизация с помощью подручных средств при переломах позвоночника:
а — вид снизу; б — вид сверху

Укладывание пострадавшего на импровизированный щит производится либо перекатыванием тела, либо перемещением с поднятием несколькими людьми так, чтобы сохранять равномерность опоры спины пострадавшего на ладони этих людей. Следует помнить, что усаживание пострадавшего, поднятие его в вертикальное положение на ноги или перемещение с поднятием за конечности всегда создает опасность ранения сместившимся позвонком спинного мозга.

Выбор вида и способа транспортирования зависит от многих причин: места происшествия, наличия транспортного средства, состояния пострадавшего (вид травмы и тяжесть состояния), наличия носильщиков и др.

Эвакуация пострадавшего от места происшествия до транспортного средства производится на медицинских или импровизированных носилках с помощью лямки или на руках.

Для импровизированных носилок используют прочные палки, жерди, лестницы, доски, пальто, одеяла, мешки. Переноска пострадавших на носилках на большие расстояния значительно облегчается применением лямок, которые уменьшают нагрузку на руки носильщиков.

В отдельных случаях, когда отсутствуют подручные средства, транспортирование пострадавшего проводится на руках. Такая переноска может быть осуществлена одним или двумя носильщиками; значительно облегчает переноску на руках носилочная лямка

https://spb.academia-moscow.ru/shellserver/content/601819481/01/ebook_04_04/content/resources/images/sap_04_13.png

Переноска пострадавшего одним носильщиком различными способами:
а — на руках впереди; б — на спине; в — на плече

https://spb.academia-moscow.ru/shellserver/content/601819481/01/ebook_04_04/content/resources/images/sap_04_14.png

Переноска пострадавшего двумя носильщиками различными способами:
а — друг за другом; б — на сиденье из трех рук; в — на сиденье из четырех рук

В выборе средств эвакуации пострадавшего с места происшествия играет роль тяжесть травмы. Так, например, транспортирование пострадавших с ранениями головыповреждениями костей черепа и головного мозга следует проводить на носилках в положении «лежа на спине».

Для перевозки пострадавшего с ушибом головы его кладут спиной на щит, а голову на мягкую подушку. Чтобы фиксировать шею и голову, на шею накладывают валик-воротник из мягкой ткани.

Если рана или переломы костей локализуются в затылочной области, то перевозить пострадавшего следует на боку. При такой травме часто наблюдается рвота, и положение на боку является профилактикой асфиксии рвотными массами.

При переломах костей позвоночника и таза появляется сильная боль, исчезает чувствительность, появляется паралич ног. На мягких носилках такого больного переносить нельзя; его можно транспортировать только на твердом гладком щите в положении «лежа на спине».

При переломах шейного отдела позвоночника рекомендуется транспортирование на спине с валиком под шеей, обеспечивающим некоторое отклонение головы назад.

При переломах ребер и ключицы пострадавшего транспортируют в положении «сидя» или на носилках в полусидячем положении.

При переломах костей таза пострадавших транспортируют на носилках в положении «на спине». Под коленные суставы подкладывают тугой валик из подручных средств (одежда, одеяло и др.) высотой 25…30 см, бедра несколько разводят в стороны («поза лягушки»). Для предупреждения соскальзывания ног с валика их связывают друг с другом на уровне коленных суставов (оставляя между ними пространство) бинтами или подручными средствами. Сам пострадавший также фиксируется к носилкам или к щиту на уровне живота.

При повреждении нижних конечностей пострадавшего следует транспортировать на носилках в положении «на спине». Конечность должна быть уложена на что-либо мягкое в несколько приподнятом положении.

При повреждениях верхних конечностей пострадавшего можно транспортировать в положении «сидя».

При носовых кровотечениях транспортирование пострадавшего должно проводиться на носилках в положении «полусидя».

Пострадавших в шоковом состоянии, после значительной кровопотери с острыми заболеваниями органов животапищевыми отравлениямиотравлением угарным газом и ядовитыми веществами следует транспортировать только в положении «лежа».

При транспортировании в холодное время года следует принять все возможные меры для предупреждения переохлаждения пострадавшего. В этом отношении особого внимания требуют пострадавшие с наложенными кровоостанавливающими жгутами, находящиеся в бессознательном состоянии, шоке или с отморожениями.

Делятся на группы.

Знакомятся с новым материалом.

Обсуждают поставленные вопросы и практически выполняют ключевые моменты.

.

Личностные УУД:

формирует мотивационную основу учебной деятельности

управляет проявлениями своих эмоций

Регулятивные УУД: включает действия саморегуляции

сохраняет учебную задачу

формирует понимание инструкций и выполнение действий по инструкции

Познавательные УУД: включает общеучебные и логические представления

формулирует вопросы к взрослому при затруднении

Коммуникативные УУД:

формирует умение работать в группе, договариваться и приходить к общему мнению

соблюдать нормы общения с одноклассником в учебном взаимодействии (объяснять и доказывать свою точку зрения)

V. Первичное закрепление учебного материала.

10 мин.

Фронтальная работа

-Немного попрактиковались, а сейчас продолжим работать устно.

- Назовите основные правила иммобилизации и транспортировки при различных травмах?

Описывают и объясняют, как происходят мероприятия иммобилизации и переноса пострадавших

Познавательные УУД:

умение перерабатывать информацию для получения необходимого результата для создания нового продукта

Коммуникативные УУД

доносить свою позицию до других, владея приёмами речи

понимать другие позиции договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

VII. Итог урока.

3 мин

Фронтальная работа

- Давайте подведём итог нашего урока.

С чем мы познакомились на уроке?

- Что узнали?

- Скажите, где нам могут пригодиться знания, полученные на уроке?

- С кем вы можете поделиться этими заниями?

- Какую работу вам особенно понравилось выполнять?

- Что для вас было трудным? Все ли было понятно?

- Достигли ли мы поставленной цели в начале урока?

Систематизируют полученные знания на уроке, делают выводы.

Делают вывод о том, что обязательно нужно соблюдать меры  безопасности.

Личностные УУД: 

умение устанавливать значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Регулятивные УУД:

умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще принадлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

VIII. Домашнее задание

1 мин

- Дома прочитать параграф 17 с. 139-144, ответить на вопросы 1-4, выполнить задания 1,4.

Записывают в дневники домашнее задание

Регулятивные УУД

Личностные УУД

IX. Рефлексия

3 мин

Самооценка

Фронтальная работа

-Ребята, вы очень хорошо потрудились. Но чтобы полученные вами результаты стали еще более весомыми нам необходимо подвести итоги работы на уроке и выполнить самооценку.


Учитель комментирует высказывания обучающихся, выставляет отметки за работу на уроке.

-Всем спасибо за работу, урок окончен!

Обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность в группе или на уроке

Регулятивные УУД:

соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

Познавательные УУД:

перерабатывать информацию для получения результата и создания нового продукта – оценки своей деятельности

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка серии уроков по праву

Данная методическая разработка представляет собой серию уроков-тренингов, которые могут применяться как на уроках права, так и во внеурочной деятельности....

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.

Тема урока.  Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок  обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...

Конспект урока . "Золотые" правила питания. Способы приготовления пищи"

Конспект урока . "Золотые" правила питания. Способы приготовления пищи" 6 класс...

Методическая разработка: конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока «Вязание крючком»

Вязание крючком для начинающих. Инструменты и материалы. Охрана труда при работе с крючком....

Методическая разработка. Конспект урока по "Основам безопасности жизнедеятельности"_тема урока "Первая помощь пострадавшим и ее значение"_8 класс

Тема урока: Первая помощь пострадавшим и ее значение.Цель урока.Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убежд...