Методическая разработка. Конспект урока по "Основам безопасности жизнедеятельности"_тема урока "Первая помощь пострадавшим и ее значение"_8 класс
методическая разработка по обж (8 класс)
Тема урока: Первая помощь пострадавшим и ее значение.
Цель урока.Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убеждение в том, что каждый человек должен владеть приемами оказания первой помощи пострадавшим.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черноморская средняя школа № 3»
муниципального образования Черноморский район Республики Крым
КОНСПЕКТ УРОКА
Название учебного предмета____________ | Основы безопасности жизнедеятельности |
Класс________________________________ | 8 |
Уровень общего образования____________ | основное общее |
Уровень изучения предмета_____________ | базовый |
Модуль 2____________________________ | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
Раздел 4_____________________________ | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи |
Тема урока___________________________ | Первая помощь пострадавшим и ее значение |
Ф.И.О. учителя_______________________ | Луценко Татьяна Петровна |
Год составления конспекта урока________ | 2018 |
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
8 КЛАСС
Тема урока: Первая помощь пострадавшим и ее значение.
Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убеждение в том, что каждый человек должен владеть приемами оказания первой помощи пострадавшим.
Целевые установки урока
Предметные результаты:
- знать общие правила оказания первой помощи пострадавшим и уметь ее оказать;
- уметь принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации, если жизнь и здоровье пострадавшего находятся в опасности, с учетом реально складывающегося обстановки и индивидуальных возможностей;
- знать, какие табельные и подручные средства необходимы при оказании первой помощи;
Метапредметные результаты:
- понимать учебную задачу урока и стремится ее выполнить;
- выдвигать предположения и доказывать их;
- уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника и электронного приложения;
- усвоить общие правила оказания первой помощи пострадавшим;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
- понимать ценность навыков оказания первой помощи для здорового и безопасного образа жизни.
Оборудование
- ОБЖ: комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями: 5 – 11 кл.: Основы медицинских знаний.
- Мультимедийное оборудование.
- Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи.
- Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7м* 14 см.
- Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7м* 10 см.
- Вата медицинская компрессная.
- Косынка медицинская (перевязочная).
- Повязка медицинская большая стерильная.
- Повязка медицинская малая стерильная.
- Булавка безопасная.
- Шина проволочная (лестничная) для ног.
- Шина проволочная (лестничная) для рук.
- Шина фанерная длинной 1 м.
- Жгут кровоостанавливающий эластичный.
- Шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная).
- Носилки санитарные.
Ход урока
- Организационный момент.
- Изложение учебного материала. Постановка и обсуждение проблемных ситуаций.
Учитель:
Первая помощь – это меры, которые необходимо предпринимать на месте происшествия, чтобы уберечь жизнь пострадавшего, уменьшить степень ущерба его здоровью. Это помощь, которая оказывается до прибытия квалифицированных специалистов, до отправки пострадавшего в медицинское учреждение.
Травмы, полученные в результате ДТП, сложнейшие и опаснейшие травмы. Как правило, это многочисленные ушибы, переломы, порезы, раны с повреждениями сосудов, разрывы внутренних органов и т.п.
Даже тогда, когда видимых повреждений нет, когда поначалу все вроде бы хорошо, нужно опасаться худшего. Дорожно – транспортные происшествия сопровождаются обычно сильным ударом. При столкновении на пустяковой, на первый взгляд, скорости 20 км,час сила удара в 6-7 раз превышает силу тяжести, действующую на тело человека. Человек не может своими силами справиться с последствиями такого удара. На месте происшествия обычно мало что можно сделать, поэтому чрезвычайно важно, чтобы то немногое, что предпринимается, было сделано верно. Главное – не навредить пострадавшему.
Чтобы выполнить эти важнейшие условия, надо иметь определенные знания и, главное, опыт по оказанию первой медицинской помощи. Поэтому очень важно научится понимать, что надо делать в тех или иных случаях, если придется быть участником ДТП или помогать специалистом, которые будут оказывать непосредственную помощь пострадавшим. Ваша задача - познакомится с необходимыми мерами по оказанию первой медицинской помощи, запомнить их, а на практических занятиях – отработать некоторые доступные для вас действия.
Вопрос:
Как вы думаете, почему в результате ДТП так много погибших? (Ответы детей)
Число погибших на дорогах могло бы быть значительно меньше, если бы при оказании первой помощи на месте происшествия не допускались грубые ошибки и просчеты.
За частую несчастные случаи в результате ДТП заканчиваются смертью пострадавшего не столько из – за тяжести повреждений, сколько из – за безграмотности действий оказавшихся рядом людей.
Основные причины смерти на дорогах:
- несовместимые с жизнью повреждения – 15 %;
- несвоевременное прибытие «Скорой помощи» - 15%;
- безучастность и безграмотность очевидцев – 70%.
Вопрос:
На ваших глазах сбили человека. Ваши действия?
Психология человека в толпе хорошо известна: «Все стоят и ждут – и я жду. Чем это я хуже других? Почему именно я? Ведь есть же полиция и Скорая помощь», которые обязаны этим заниматься». Это страшная психология.
А ведь те же люди, что побоялись или просто не захотели сделать хоть один шаг к пострадавшему, будут осуждать и оговаривать даже профессиональные действия специалистов. Более того, их нелепые советы очень часто отвлекают медиков и мешают им работать.
Первыми бросаются на помощь те, кто обладает большим личным мужеством и человеколюбием. Но, к сожалению, у этих людей не всегда оказывается достаточно опыта и знаний, и их действия зачастую приносят больше вреда, чем пользы.
Важно помнить, если вы стали очевидцем или участником ДТП, необходимо четко соблюдать правила оказания первой медицинской помощи при ДТП.
Вернемся к нашему примеру:
Молодой человек сбит автомобилем, он неподвижно лежит на дороге; его переворачивают на спину, выясняют, что он еще дышит, видят окровавленное лицо…
Такой информации достаточно для безошибочного вывода: он не пытается подняться и не реагирует на вопросы и реплики окружающих.
Это дает основания заподозрить черепно – мозговую травму. Как правило, черепно – мозговая травма сопровождается потерей сознания, или так называемой мозговой комой.
Внешне кома напоминает глубокий сон. Но вот беда – разбудить такого спящего практически невозможно: он не реагирует на сильные звуковые и болевые раздражители. В положении лежа на спине происходит западание языка, который полностью блокирует доступ воздуха в легкие. Наступает механическая асфексия (удушение)ю
Вывод. В подавляющем большинстве случаев пострадавшие погибают в большинстве случаев; для человека в состоянии комы положение лежа на спине крайне опасно.
И наконец, о самом досадном. Если бы наш пострадавший остался лежать лицом вниз в дорожной грязи. Даже без всякой помощи, то кровь, мокрота и содержимое желудка, стекая вниз, удалились бы естественным путем. Под собственной тяжестью язык самопроизвольно отошел бы от задней стенки глотки и высвободил просвет дыхательных путей.
Итак:
В каких случаях можно предположить состояние комы?
- при потере сознания более чем на 4 минуты, но сохраненном пульсе на сонной артерии;
- при появлении захрапывающего дыхания с сипом на вдохе.
Основные причины смерти в первые минуты комы?
- удушение собственным языком (западание языка);
- аспирация (вдыхание) слюны, крови и содержимого желудка.
Экстренная помощь пострадавшему в состоянии комы:
- убедиться в наличии пульса на сонной артерии;
- повернуть пострадавшего на живот.
Ни в коем случае не следует терять времени ни на вызов «Скорой помощи», ни на выяснение обстоятельств случившегося.
Пострадавший может погибнуть уже через 1 – 2 минуты, а бригада «Скорой помощи» прибудет на место происшествия в лучшем случае только через 10 – 15 минут, не говоря уже о том, сколько времени уйдет на попытку дозвониться.
Кстати, дозвониться по номеру экстренного вызова (112) можно по мобильному телефону даже при отрицательном балансе!
Итак, первое, что следует сделать как можно скорее, - это повернуть пострадавшего на живот.
Как правильно повернуть пострадавшего на живот:
- ни в коем случае нельзя поворачивать на бок только голову пострадавшего;
- взять пострадавшего за дальнее от себя плечо;
- поворачивать его плечевой пояс.
Уложи пострадавшего на живот так, чтобы его лицо было повернуто к тебе, руки свободно лежали вдоль туловища, а ноги – параллельно друг другу.
Только после того как была обеспечена проходимость дыхательных путей, можно приступить к дальнейшему осмотру и оказанию помощи (более подробно данный материал мы будем изучать в 10 классе).
Наша сегодняшняя задача – составить схему оказания первой помощи, если пострадавший находится без сознания.
Алгоритм (используется демонстрационная таблица)
- Убедиться в наличии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет;
- Быстрее повернуть пострадавшего на живот;
- Очистить с помощью платка или салфетки ротовую полость;
- При кровотечении наложить кровоостанавливающие жгуты;
- На раны наложить стерильные повязки;
- При подозрении на переломы костей и конечностей наложить шины;
- Вызвать скорую помощь.
Если вы будете придерживаться указанных рекомендаций, вам удастся благополучно доставить пострадавшего в больницу и жизнь человека будет спасена.
Четыре заповеди «Как сохранить жизнь пострадавшему до прибытия спасательных служб»
Заповедь первая | |
Самое главное – не суетись! Вдохни поглубже и вспомни очередность действий (непродуманные и спонтанные поступки ведут к непоправимым ошибкам). | |
Заповедь вторая | |
Прежде чем начать действовать, обязательно оцени состояние пострадавшего, находящегося без сознания (только при наличии пульса на сонной артерии пострадавшего можно повернуть на живот). | |
Заповедь третья | |
Только твои уверенные действия и четкие команды помощникам позволят взять ситуацию под контроль (это даст возможность быстро найти помощников и оперативно скоординировать их действия). | |
Заповедь четвертая | |
Если ты остался один на один с пострадавшим – не отчаивайся! Главное – повернуть его на живот (по крайней мере, в этой ситуации вы сделали самое необходимое) |
Ежегодно на дорогах России ДТП уносят тысячи жизней, большую часть которых можно было бы спасти, окажись на месте происшествия хотя бы один человек, владеющий навыками реанимации.
Учитель:
Информация о средствах используемых при оказании первой помощи (показ демонстрационных таблиц для 5 – 11 классов «Основы медицинских знаний»).
- Закрепление изученного материала.
- Просмотр презентаций «Первая доврачебная помощь при ДТП» http://www.myshared.ru/slide/1004024/ ;
- Работа с учебником (параграф 9.1; ответить на вопросы «Проверьте себя»).
- Контроль и оценка достижений учащихся.
Задание 1. Решение ситуационной задачи.
Ситуационная задача
На твоих глазах грузовой машиной сбит пешеход. Он без сознания лежит на спине. Его лицо в крови, правая нога и вокруг нее растекается лужа крови. Дыхание шумное, с характерным сипом на вдохе. Твои действия?
Выбери правильные ответы и расположи их в порядке, соответствующем очередности выполнения действий.
Действия:
- Наложить импровизированную шину на правую ногу.
- Вытереть лицо от крови и подложить под голову подушку.
- Повернуть пострадавшего на живот.
- Очистить ротовую полость от слизи и крови.
- Убедиться в наличии пульса на сонной артерии.
- Наложить стерильную повязку на кровоточащую рану.
- Оттащить пострадавшего с проезжей части на безопасное место
- Вызвать скорую помощь.
- Оставить пострадавшего на месте и ждать прибытия скорой помощи.
- Наложить кровоостанавливающие жгуты.
Ответ: 5,3,4,10,1,8,9 (для учителя)
Задание 2. Ответьте на поставленные вопросы.
- Каково основное предназначение первой помощи и кто ее может оказать?
- Какие подручные средства могут использоваться при оказании первой помощи?
Задание 3. Вставьте пропущенные в тексте слова в предложениях – выводах:
Первая помощь – это___________, которые необходимо предпринять на ___________ происшествия, чтобы уберечь жизнь пострадавшего, уменьшить___________ его здоровью.
Ответ: действия, месте, ущерб (для учителя)
Для спасения жизни наибольшее значение имеет ______________ оказания помощи, а не степень технического оснащения. Необходимо лишь успеть применить свои _________.
Ответ: своевременность, знания (для учителя)
- Домашнее задание
- Изучить параграф;
- Ответить на вопросы (стр. 223 - 224) устно;
- Выполнить задания «Практикума» письменно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка цикла уроков основ безопасности жизнедеятельности по теме «Раны» для 9 класса
Данная разработка состоит из 3 уроков по 40 мин, а также:Пояснительная записка к разработке.Ход урока.План - карта обучающего.Презентация к разработке - "Раны".По окончанию изучения темы учащиеся долж...
Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов.
Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничеств...
Методическая разработка открытого урока по математике по теме "Сложение чисел с разными знаками" для 6 класса
Цель открытого урока по математике по теме "Сложение чисел с разными знаками" для 6 класса - формирование у учащихся навыков оперирования алгоритмом сложения чисел с разными знаками.Учебник: Математик...
Методическая разработка конспекта урока по СБО «Напитки. Приготовление чая» с использованием ЭОР для учащихся 5 класса школ VIII вида Учитель: Ефимова Г.Л.
Методическая разработка конспекта урока по СБО «Напитки. Приготовление чая»с использованием ЭОР для учащихся 5 класса школ VIII вида...
Методическая разработка - конспект урока по информатике по теме "Хранение данных"
Урок применим в 11 классе* при изучении темы "Хранение данных".Тип урока: урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы.Цель урока: познакомить школьников со структурой рел...
Методическая разработка-конспект урока по биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс
Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца..........
Методическая разработка - Конспект урока английского языка по теме: «My happy family» Учебник: ‘Spotlight 3’
Тема урока: «Моя счастливая семья».Цель: закрепить знания учащихся по теме «Семья», навыки употребления форм глагола “tobe” (am, is, are)в насто...