Самоизоляция - современный учебник ОБЖ
статья по обж
«Мыслю, следовательно, существую».
Такие актуальные слова сказал почти четыреста лет назад французский учёный Рене Декарт. Когда мы связываем между собой образы (рисунки, предметы) и символы (цифры, буквы, знаки), то следуем идее Декарта. Начало 2020 года поменяло обычный ритм работы и обучения в условиях пандемии. Находясь на самоизоляции из-за коронавируса, отмечаем высокую сплочённость всех участников образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._samoizolyatsiya-sovremennyy_uchebnik_obzh.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Жиденкова Елена Николаевна,
преподаватель-организатор ОБЖ
МОУ «Увельская СОШ № 2»
Увельского района Челябинской области
Статья «Самоизоляция – современный учебник ОБЖ»
«Мыслю, следовательно, существую».
Такие актуальные слова сказал почти четыреста лет назад французский учёный Рене Декарт. Когда мы связываем между собой образы (рисунки, предметы) и символы (цифры, буквы, знаки), то следуем идее Декарта. Начало 2020 года поменяло обычный ритм работы и обучения в условиях пандемии. Находясь на самоизоляции из-за коронавируса, отмечаем высокую сплочённость всех участников образовательной деятельности.
Видим, что безопасность МОУ «Увельская СОШ № 2» – это совокупность мер и мероприятий, осуществляемых во взаимодействии со всеми ветвями власти, органами местного самоуправления, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечение его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников, обучающихся и родителей к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.
Основная функция работы школы – формирование безопасных и комфортных условий труда, отдыха и обучения. Для выполнения и достижения цели определены следующие ключевые направления:
- Мероприятия по обеспечению безопасности
- Охрана труда
- Противодействие терроризму
- Пожарная безопасность
- Профилактика ДДТТ
- Военно-патриотическое воспитание
- Организация допризывной подготовки обучающихся и учёта военнообязанных
- Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
- Мониторинг достижений в конкурсах разного уровня
В современных условиях мы убедились, что и традиционное, и электронное обучение с использованием дистанционных технологий направлено на формирование сильной личности. Чтобы жить и работать в непрерывно меняющемся мире, необходимо разрабатывать собственную стратегию поведения и нести за неё ответственность. Поиск новых форм и методов изучения основ безопасности жизнедеятельности - явление не только закономерное, но и актуальное. О чём подчёркивает Ю.С.Шойгу - директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России.
В школе важное место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную компетенцию школьников за результаты учебного труда.
В соответствии с требованиями Федеральных законов, правил и рекомендаций разработана, скорректирована и выполняется программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а именно: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 24 апреля 2020 года), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «Готов к труду и обороне (ГТО)», Санитарно-эпидемиологические правила Роспотребнадзора, Рекомендации психологической службы МЧС России по борьбе с коронавирусом в период самоизоляции.
В школе разработан и утверждён Паспорт безопасности МОУ «Увельская СОШ № 2», который включает важные аспекты функционирования. Согласно Паспорту выполняются все требования по обеспечению безопасности жизнедеятельности школы.
Мы в своей работе используем все средства воспитания и обучения. Ресурсы Интернет - пространства и телевидения позволили обеспечить качественное общение с внешним миром. Районная библиотека, ЦДОД и краеведческий музей стали центром проведения дистанционных мероприятий.
Общественно-политическая газета Увельского района «Настроение» является информационным вестником по вопросам безопасности среди населения. Постановления администрации Увельского муниципального района, статьи, памятки разных служб -основные направления взаимодействия со СМИ в период самоизоляции на территории Челябинской области.
В конце учебного года с обучающимися и их родителями (законными представителями) классные руководители провели онлайн - беседы по безопасному поведению во время лета. Все записи имеются в отчётах на странице электронного журнала «Школа безопасности». Оформлены и постоянно обновляются стенды по безопасности (пожарной, антитеррористической, дорожной). В условиях использования педагогического потенциала воспитательного пространства продолжалось сотрудничество с работниками ГИБДД, РЭС, полиции, воинской и пожарной частей, в том числе в режиме онлайн.
Система работы по ОТ и обеспечению безопасности школы была направлена на соблюдение норм охраны труда и здоровья работников и обучающихся в процессе их трудовой и образовательной деятельности, профилактику травматизма, профессиональной заболеваемости и несчастных случаев. Деятельность работников школы регламентировалась законодательными и нормативными правовыми актами РФ, их должностными обязанностями по ОТ. Все нормативные документы имеются.
На начало учебного года во всех школьных кабинетах имеются акты-разрешения на работу, первичные средства пожаротушения, кабинеты повышенной опасности укомплектованы аптечками первой медицинской помощи. Для сохранения жизни и здоровья обучающихся на уроке в кабинетах повышенной опасности разработаны все необходимые инструкции, регулярно проводятся инструктажи.
В школе разработан Паспорт антитеррористической защищённости и техногенной безопасности МОУ «Увельская СОШ № 2», изданы приказы «Об организации работы по противодействию терроризму и экстремизму», «О создании комиссии по антитеррористической защищённости», «Об утверждении Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме». Ведётся постоянная работа по противодействию терроризму, оформлен информационный стенд «Терроризм – угроза обществу».
Согласно графику проводится инструктаж с сотрудниками и обучающимися по теме «Действия при угрозе совершения террористического акта», а также ежедневный осмотр здания и территории на наличие посторонних предметов. В здании школы осуществляется пропускной режим, имеются камеры видеонаблюдения, тревожная сигнализация. Организованно и чётко проводятся тренировки по эвакуации детей и работников школы в случае возникновения ГО, ЧС и пожара. Оформлены планы и справки. Замечаний нет. Норматив по времени эвакуации детей и сотрудников из здания школы выполняется.
В условиях современной социально-политической обстановки и угрозе террористических актов особо актуальной становится работа по действиям в чрезвычайных ситуациях, гражданской обороне и пожарной безопасности.
С целью соблюдения противопожарного режима в школе изданы приказы «О соблюдении противопожарного режима» и «О создании добровольной пожарной дружины». По результатам обследования имеется заключение «объект соответствует требованиям пожарной безопасности».
Учебно-материальная база по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям – это комплекс учебных объектов, оснащённых средствами обеспечения учебного процесса, предназначенных для эффективной реализации программ обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании нормативно-правовой базы, рекомендуемой районным штабом ГО и ЧС, разработаны и утверждены локальные акты по всем направлениям безопасности жизнедеятельности учащихся и сотрудников школы, а именно: проведение практических занятий и тренировок по действиям обучающихся и работников учреждения в экстремальных ситуациях. Учащиеся регулярно на уроках ОБЖ, классных часах, внеурочных занятиях знакомятся с планом эвакуации школы при пожаре и угрозе террористического акта, а также правилам поведения в области ГО и защиты от ЧС «От предмета ОБЖ к безопасной жизни!»
На регулярной основе проводятся беседы о норме поведения в зимних и летних условиях на водоёмах, о правилах обращения с пиротехническими устройствами на новогодних праздниках и в домашних условиях, о действиях при ЧС. В связи с этим проводились очные и в формате онлайн-мероприятия.
В начале учебного года директором школы утверждается план организационно– технических мероприятий по улучшению условий безопасности жизнедеятельности. Со всеми вновь поступившими лицами, а также с учащимися проводятся вводные инструктажи, инструктажи на рабочем месте, с обязательной регистрацией в журналах по технике безопасности и охране труда. В школе осуществляется систематический контроль деятельности работников и обучающихся по соблюдению законодательных актов, ведётся работа по предупреждению травматизма и других несчастных случаев: «Месячник безопасности детей» с приглашением работников МЧС, урок-практикум по ОБЖ. Обучающимся представлены буклеты по теме «Электробезопасность». Работники РЭС рассказывают детям о соблюдении правил «ОБЖ - урок для всех!». Одним из самых важных мероприятий являются ежегодные тренировочные эвакуации по пожарной безопасности, которые в обязательном порядке проводятся один раз в полугодие. В течение учебного года проводится работа с текущей документацией: корректировка, сверка и проверка документов. Оказывается методическая помощь учителям и классным руководителям по вопросам безопасности.
С целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма разработан Паспорт дорожной безопасности образовательной организации (типовой) МБОУ «Увельская СОШ № 2», издан приказ «О назначении ответственного за работу по профилактике ДДТТ», создан и действует отряд ЮИД.
Вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ отражены в различных документах школы. Ежегодно организуется познавательная и профилактическая деятельность с социальными партнёрами: прокуратура, полиция, ГИБДД, больница, районная библиотека.
Классные часы, экскурсии, тематические беседы, викторины, конкурсы рисунков и рефератов, тестирование - массовые мероприятия, через которые осуществляется пропаганда безопасного образа жизни. Разработан план по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, составлена тематика единых классных часов по ПДД. Традиционно распространяются информационные материалы для оформления Уголков по изучению правил дорожного движения. На уроках ОБЖ проводятся беседы с учащимися по правилам безопасного поведения на дороге, на велосипеде, в общественном транспорте. Приглашение сотрудников ГИБДД – одно из главных направлений сотрудничества с партнёрами.
Совместный алгоритм взаимодействия способствует воспитанию чувства долга, ответственности, культуры поведения участников дорожного движения.
Школа обеспечена современным автобусом на 22 посадочных места. Согласно Инструкции, утверждённому маршруту и графику организован подвоз и отвоз для учащихся, которые проживают в отдалённых микрорайонах. Большая ответственность возложена на водителя и на сопровождающих. Подробная информация выложена на школьном Сайте.
Одним из ключевых направлений в деятельности преподавателя-организатора ОБЖ является организация работы по военно - патриотическому воспитанию школьников. Поэтому совместные воспитательные планы позволяют обучающимся участвовать в различных мероприятиях, посвящённых 75-летию Великой Победы, а именно:
-волонтёрское движение «Твори добро другим во благо...»;
-уроки Мужества и Славы;
-День защитника Отечества;
-акция «Бессмертный полк» в формате онлайн;
-конкурс «Окно Победы» в режиме онлайн;
- возложение цветов к Памятнику павшим в Великой Отечественной войне.
В течение учебного года учащиеся школы встречаются с ветеранами, с участниками боевых действий, с работниками МЧС, с активистами «Молодой гвардии», районного волонтёрского движения. Школьники знакомятся с интересными историческими событиями.
На уроках ОБЖ большое внимание уделяется профориентационной работе. Старшеклассники через рекламные буклеты знакомятся с правилами поступления в военные учебные заведения. Проводятся экскурсии в воинскую часть «ВВС России. Упрун», в ходе которых ребята приобретают виртуальные практические навыки за штурвалом поисково-спасательной техники.
Отмечено, что в период летней оздоровительной кампании мы также продолжаем работу в области безопасности.
Все мероприятия нацелены воспитанию патриотизма, привитию чувства взаимопомощи, заботе о старшем поколении, уважения к истории государства и её культурным традициям и ценностям.
С целью организации допризывной подготовки обучающихся и учёта военнообязанных издан приказ «Об организации воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе». Замечаний со стороны представителей военно – учётного стола и военного комиссариата нет, потому что проводится совместная работа с администрацией школы, классными руководителями и родителями. Обучающиеся успешно сочетают теоретические знания с практическими навыками, участвуя в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, в районных соревнованиях «Школа безопасности» по плаванию, стрельбе и сдаче нормативов ГТО. Старшеклассники занимают призовые места в Открытом первенстве района по пулевой стрельбе и плаванию. Имеют знаки отличия ГТО.
Отмечена плановая работа по учёту военнообязанных граждан: оформлена карта учёта, проведена сверка документации, проверка документов воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе. Военно-учётный стол оценил работу на «хорошо».
«Слово – это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы»,- писал В.Г.Короленко. Заметим, что слово - это главный инструмент педагога, поэтому оно должно быть эталоном грамотности, образцом высокой культуры речи.
В настоящее время в России идёт становление новой системы просвещения, ориентированной на вхождение в мировое информационно – образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями педагогической теории, практики учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, адекватных современным техническим возможностям, что способствует гармоничному вхождению ребёнка в информационное общество. Сегодня, помимо технических навыков работы с мультимедийными комплектами, интерактивными досками, планшетами и иными средствами обучения, учитель должен уметь участвовать в электронном документообороте, работать с сайтом своего образовательного учреждения, информационным пространством района, региона, страны, самостоятельно конструировать цифровые средства обучения, использовать и создавать тестовые системы контроля знаний и делать многое другое. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)- это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статистические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы (электронные приложения), необходимые для организации учебного процесса. Работа на «удалёнке», дистанционное обучение, проведение и проверка заданий в режиме онлайн – всё смогли и выдержали наши учителя, учащиеся и родители.
Приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни способствуют обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.
Результативность усвоения обучающимися предмета ОБЖ во многом зависит от того, как организован и осуществляется образовательный процесс. В изучении курса важное место занимает учебно-материальная база и современные средства обучения: вербальные, визуальные, технические, информационные. Качество усвоения изучаемого материала существенно возрастает, если в учебном процессе в полном объёме использовать наличие учебно - материальных и технических средств обучения. В кабинете имеется: ПК, мультимедийный проектор, доска, принтер, колонки, видеотека, стенды - всё это активно используется на уроках и внеурочной деятельности. Во время приёмки школы районной комиссией отмечено пополнение учебно-методической базы по ГО и ЧС. Ведущая роль в этом вопросе принадлежит директору школы. Проведение занятий с использованием информационных технологий – это стимул в обучении. Уроки, на которых используются презентации, видеофильмы и аудиовизуальные материалы, активизируютпсихические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит развитие познавательного интереса. В школе функционирует площадка ПДД. Оформленные стенды несут дополнительную информационную нагрузку, а в учебном процессе – основную. Это существенный плюс в развитие материально-технической базы кабинета ОБЖ.
В этом учебном году на основании требований ФГОС ООО продолжается выполнение программы внеурочной деятельности «Азбука безопасности», которая позволяет учащимся 5-9 классов расширить знания предметной линии. В кабинете оформлен уголок индивидуальных проектов – экспонатов, выполненных учениками.
В марте проводится диагностическая работа. Индивидуальный проект - самостоятельная работа, осуществляемая обучающимися 7 классов. Решение практических задач обучения достигнуто через создание общественно значимого продукта. Таким образом, семиклассники успешно защитили информационно-познавательный проект «Собаки на службе МЧС», информационно-познавательный проект «Профессия: спасатель» и творческий проект «Собери рюкзак к походу». Сбор информации оформлен с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Авторам удалось подобрать интересные факты и хронологические события для привлечения внимания и повышения познавательной мотивации к изучаемым вопросам безопасности и профессиональной ориентации. Проектные работы реализованы в виде презентационных материалов. Комиссия отметила активность и подготовленность детей. Также учебную копилку школы пополняет список победителей и призёров муниципальных конкурсов, всероссийских олимпиад и викторин по Основам безопасности жизнедеятельности. Рейтинг успешности подтверждает хорошие знания обучающихся по предмету.
Школа – лаборатория инноваций.
Распространение опыта, публикации статей Жиденковой Е.Н.
Мониторинг успешности программы «Одарённые дети - будущее России»
Название | Уровень |
Всероссийский конкурс СМИ «Слово Педагога». Благодарственное письмо №106592 от 03.06.2019 За активное участие в работе издания, а также личный вклад по внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс | Редакция Всероссийского издания СМИ «Слово Педагога» https://slovopedagoga.ru г. Москва Июнь,2019 |
Всероссийское тестирование «СанПиН для общеобразовательных учреждений: соблюдать, нельзя нарушать!» - Диплом за I место | Всероссийское издание СМИ «Слово Педагога». Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77- 67160 https://slovopedagoga.ru г. Москва. Июнь,2019 |
Международное тестирование «ИКТ-компетентность педагога в условиях ФГОС» - Диплом за I место | Всероссийское издание СМИ «Слово Педагога». Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77- 67160 https://slovopedagoga.ru г. Москва. Июнь,2019 |
Всероссийское тестирование. Успешно прошла обучение и итоговое тестирование по курсу «Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации, осуществляющей учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС» - Сертификат (Серия ФК №823 от 14.06.2019) | Всероссийское издание СМИ «Слово Педагога». Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77- 67160 https://slovopedagoga.ru г. Москва Июнь,2019 |
Всероссийское тестирование. Успешно прошла обучение и итоговое тестирование по курсу «Современные методики преподавания музыки в условиях реализации ФГОС ООО» - Сертификат (Серия ФК №824 от 14.06.2019) | Всероссийское издание СМИ «Слово Педагога». Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77- 67160 https://slovopedagoga.ru г. Москва. Июнь,2019 |
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ - 2 победителя и 5 призёров | Управление образования администрации Увельского муниципального района. Олимпиады. Протоколы u.74332.edusite. ru п. Увельский Октябрь, 2019 |
Международное тестирование по знанию медицинских основ - Диплом № ДВ 42436 от 30.10.2019 за 1 место | Международный образовательно-просветительский портал «ФГОС онлайн». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77- 72602 https://slovopedagoga.ru г. Москва. Октябрь, 2019 |
Международное тестирование «Здоровый образ жизни» - Грамота № ДВ 42429 от 30.10.2019 за 1 место | Международный образовательно-просветительский портал «ФГОС онлайн». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77- 72602 https://slovopedagoga.ru г. Москва. Октябрь, 2019 |
Международная олимпиада по ОБЖ Диплом № ДВ 42446 от 30.10.2019 за 1 место | Международный образовательно-просветительский портал «ФГОС онлайн». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77- 72602 https://slovopedagoga.ru г. Москва. Октябрь, 2019 |
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ – лучший результат | Управление образования администрации Увельского муниципального района. Олимпиады. Протоколы u.74332.edusite. ru п. Увельский. Ноябрь, 2019 |
Успешность - основной принцип обучения и воспитания обучающихся в условиях введения ФГОС ООО. Работа с одарёнными и перспективными детьми-приоритетное направление для каждого учителя. Поэтому администрация нашей школы отслеживает достижения учащихся и их наставников. Директором школы налажена система поощрения талантливых обучающихся и педагогов. Заметно появилась заинтересованность учителей, учащихся и родителей к участию в конкурсах по основам безопасности жизнедеятельности, о чём свидетельствует мониторинг.
Таким образом, в течение учебного года активно сопровождалась деятельность в информационном поле. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс помогло школе во время карантина. Директор школы и заместители руководителя имеют документы о повышении квалификации в области безопасности.
Преподаватель-организатор ОБЖ систематически совершенствует свой профессиональный уровень (наличие удостоверений), распространяет опыт работы, участвует в областных мероприятиях, в составе районного объединения учителей ОБЖ и муниципальной предметной комиссии олимпиадного движения. Имеет Благодарственные письма за подготовку победителей и Сертификаты за профессионализм во всероссийских конкурсах по ОБЖ. Присвоена Высшая квалификационная категория по должности преподаватель-организатор ОБЖ.
Благодаря совместной работе с администрацией школы, родительской общественностью и социальными партнёрами мы смогли донести до всех категорий образовательного процесса культуру безопасности при соблюдении ограничительных мер в период самоизоляции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Визуальные источники в современных учебниках по средневековой истории
В статье исследуется проблема корректного использования визуальных источников в учебниках истории....
СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Анализ учебника " География материков и океанов" под редакцией В.А. Коринской и И.В. Душиной. В статье рассмотрены различные формв работы с учебником....
Концепция современных учебников английского языка: актуальность и возможные проблемы реализации
Статья, посвящённая анализу положительных и отрицательных сторон современного учебника английского языка...
Современный учебник
повысить мотивацию учащихся при изучении языка (в прошлом те времена, когда «заставляли»), сегодняшний школьник изучает предметы с удовольствием и только при наличии удовольствия может усваивать...
Информационное пространство современного учебника русского языка
Информационное пространство современного учебника русского языка...