Статья."Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса. Варианты её решения в современных учебниках русского языка".
статья (русский язык) на тему
Н.А. Перепелкина. (Г.Черноголовка).
Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса.
Варианты её решения в современных учебниках русского языка.
В 2011году выходит 19 – е издание учебно – методического комплекта «Русский язык» для 5 – 9 классов под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, получившего премию Правительства Российской Федерации, а также комплект «Русский язык» под редакцией Г.Г. Граник -они из серии учебников, завершающих предметную линию учебников (для удобства обозначим условно первый комплект учебников - 1, второй – 2).
Оба комплекта [Разумовская 2011, Граник 2011] прошли экспертизу и соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту образования второй ступени, обеспечивают возможность формирования предметных и универсальных способов действия, а также опорной системы знаний, специфических для русского языка и обеспечивающих возможность продолжения образования на следующей ступени. В статье мы будем опираться на учебники 5 класса как стартовые в образовании второй ступени.
Актуальная проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса успешно решается в этих учебниках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya__perepyolkinoy.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ Перепёлкиной
Н.А.Перепёлкина
(Г.Черноголовка)
Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов
курса. Варианты её решения в современных учебниках
русского языка.
В 2011году выходит 19 – е издание учебно – методического комплекта «Русский язык» для 5 – 9 классов под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, получившего премию Правительства Российской Федерации, а также комплект «Русский язык» под редакцией Г.Г. Граник -они из серии учебников, завершающих предметную линию учебников (для удобства обозначим условно первый комплект учебников - 1, второй – 2).
Оба комплекта [Разумовская 2011, Граник 2011] прошли экспертизу и соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту образования второй ступени, обеспечивают возможность формирования предметных и универсальных способов действия, а также опорной системы знаний, специфических для русского языка и обеспечивающих возможность продолжения образования на следующей ступени. В статье мы будем опираться на учебники 5 класса как стартовые в образовании второй ступени.
Актуальная проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса успешно решается в этих учебниках. Например, в учебниках – 1 речевой аспект отражён в темах и объёме речевого материала: это 65 параграфов из 298.
В обоих учебниках освещается актуальная проблема интегрирования языкового и речевого развития курса, предложены варианты её решения (рубрики в учебниках - 2: - «Учимся понимать художественный текст», «Творческое задание», «Поработайте над культурой речи» и др.)
Содержание учебников и специальные задания направлены на формирование языка науки данной предметной области – этому способствуют образцы рассуждений, лингвистические тексты, предлагаемые для чтения, анализа, пересказа; специальные задания по информационно – смысловой обработке текстов лингвистического содержания, схем, таблиц, инструкций (упр. 66, 743 - 1; упр. 171 – рассказать по плану, упр. 321 – текст о Демосфене, стр. 19 - «Попробуйте сказать своими словами», стр.16 - «Запишите продолжение этой сказочной истории» - 2). Учебники ориентированы также на развитие языкового чутья, на работу с обобщающими понятиями («язык» и «речь» - упр.9, - 1; стр. 6 – «В книжном лабиритне или как работать с оглавлением», стр. 7 – «О видах чтения», стр. 9 – «О пересказе» - 2).
Учебники содержат задания, направленные на освоение обучающимися видов деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания в учебных, в учебно – проектных и социально – проектных ситуациях (упр. 276, - 1; упр. 200, упр. 89 – о речевых ситуациях - 2). Особое внимание уделяется усвоению системы знаний о языке и речи, способов опрерирования ими, формированию и совершенствованию основных видов компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой (в учебнике - 2 использованы тексты Р. Киплинга, Б. Заходера, Л. Квитко, С Маршака, В. Крапивина, И. Токмаковой, Э. Успенского, П. Ершова, Н. Носова, А. Линдгрен, Р. Распе, Л. Кэролла, А. Айтматова, К Булычёва, Саши Чёрного и др.)
Обучение направлено на формирование научного типа мышления и научных представлений. В учебниках для 5 класса особое внимание уделено выработке осознанного, беглого, выразительного чтения, грамотного письма, осмысленного и точного понимания речи, правильного выражения собственных мыслей в устной и письменной речи. Например, после выполнения упр. № 2 - 1 предложено, прочитав последний абзац, доказать справедливость этой мысли, ответив на вопрос: «Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык?» Стр. 21 – «Поговорим о плане», стр. 40 – «Докажите, что слово относится именно к данной части речи», - 2).
Учебники учитывают возможность достижения межпредметных результатов обучения и универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных (в них использованы отрывки из произведений, изучаемых на уроках литературы в 5 классе: «Иван – крестьянский сын…» - упр. 14, «Васюткино озеро» В. Астафьева, загадки – 1; упр.11 – сказочная история, стр. 18 – басня Л. Толстого, стр. 45 – 47, упр. 132, 133 – пословицы, стр. 195 – загадка - 2).
Вместо правила в обоих учебниках предлагается научный способ действия – это образец рассуждения, схема, таблица и пр. Ученик постепенно овладевает способом осмысления теории и механизмом действия (упр. 240, 241 - 1; упр. 92 - 2). Разрыв между теорией и практикой обучения преодолевается с помощью ориентира на усвоение ключевых умений (упр. 58, 322 – 1; стр. 62 – написать отзыв о рассказе, стр.65 - «Какова главная мысль? Выражена она прямо или её надо найти?» Запишите главную мысль», - 2), применяются оптимальные способы формирования важнейших общеучебных умений и навыков. Например, опора на обобщающие понятия и соответствующие ключевые умения (понятие орфограммы в 5 классе, ключевое умение – обнаруживать её).
Работа по этим учебникам помогает развитию универсальных учебных действий школьников. Система предъявления зданий отражает направленность курса на усвоение не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Например, с 5 по 9 классы в учебниках – 1 повторяется несколько серий упражнений, обеспечивающих преемственность и перспективность в работе, нацеленность на формирование важных умений на каждом этапе обучения. В 5 классе - 1 это два блока упражнений: первый - «Учимся читать лингвистический текст», второй – «Учимся говорить на лингвистическую тему»». В учебниках - 2 действует пиктограмма «Обращаемся к другим наукам и предметам»: к истории - сведения о возникновении летописей на Руси, о берестяных грамотах, о мальчике Онфиме, глава «Дорога к письменности»; к психологии - задание «Включите воображение», стр. 5 – о видах памяти; параграфы о развитии внимания, орфографической зоркости; к информатике - подготовка презентации проектов; упр.20, 243 – связь с географией; с театром – упр. 24, 170; к иностранному языку – сведения о транскрипции, ударении и интонации в других языках.
Учебники содержат упражнения на развитие способностей учеников и их использование в учебной, познавательной и социальной практике (задание найти на рисунке – схеме три условия речевого общения – упр.11 - 1; упр. 85 о марках страны Гонделупы, упр.86 – рассказ Т. Крюковой «Воля к победе» - 2). В комплекте учебников – 1 усилено внимание к устной речи: систематически проверяется усвоение норм орфоэпии и формирование навыков выразительной устной речи (упражнения на интонацию, логическое ударение, темп и тембр речи – упр. 51; предлагается наблюдать за произношением дикторов телевидения).
Учебники содержат задания, направленные на формирование и развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии (упр. 29, - 1, § «Что такое диалог, монолог, полилог» - 2); классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения («Объясните, как вы понимаете высказывание А. Толстого» – упр. 16. - 1, стр. 75, задание 2: «Одинаково ли ставятся знаки препинания…?», «Распределите… на группы…, по колонкам» - 2) и делать выводы (упр. 38 - 1: «Наблюдаем и делаем выводы»). Этому способствует систематическое проведение разнообразных видов языкового анализа (орфографического, лексического, морфологического - упр. 186 - сделать фонетический разбор слова - 2). Ученик приобретает способность осуществлять разные виды деятельности и самостоятельно получать новые знания, применяя их в учебной деятельности (§ 39 «Можно ли писать так, как слышишь?» - 2)
Содержание и методика обучения направлены на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в сотрудничестве с педагогами и сверстниками. Формулировка заданий предлагает совместную деятельность (рубрики: «Учимся читать…», «Учимся проводить анализ…», «Учимся понимать…», «Создаём текст…», «Пробуем редактировать…», «Совершенствуем текст…»), работу в парах - упр. 63, ЗСП - 3, 4 - 1., формулировка заданий предполагает совместную деятельность: § «Вспоминаем окончания глаголов», упр. 234: «работайте вдвоём», действует рубрика «Работайте в паре»; стр. 29, 36, 3: «У вас в руках учебник, который будет разговаривать с вами…»; помощь песенок – напоминалок – стр. 5, 9,19, 43 и т. д. – 2.
Обучение направлено на развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей. Три группы понятий составляют в учебниках теоретическую основу обучения связной речи: текст, стили речи, типы речи. Ученикам предложены различные виды речевой деятельности: чтение, восприятие и анализ высказывания, его воспроизведение и создание, а также совершенствование собственного высказывания.
Содержание и методика обучения по данным учебникам направлены на формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий в процессе изучения русского языка: по мультимедийным пособиям (1), на формирование экологического мышления (тексты о природе, репродукции картин и фотографии - 1; тексты о природе и Родине: Г. Скребицкий, упр.151 – стихи И Никитина «Утро», упр. 199, 229, 277 и др.).
Учебники - 2 содержат ссылки на электронные образовательные ресурсы (более 15 ссылок), а при работе с Интернет – ресурсами (стр. 50) предлагается использовать электронные словари, информацию о лингвистах и лингвистике (упр. 218) - о Бодуэне де Куртене, стр. 201- об Р.И. Аванесове и В.Н. Сидорове), дополнительный тренинг по правописанию, знакомство с книгами и писателями, с сайтами общекультурного содержания (систематически даются рекомендации книг, отрывки из которых предложены для работы – стр. 51). Учебник предоставляет возможность учащимся в течение года выполнить 5 – 6 небольших проектов (упр. 60, 215, 200, 246 и т. д.). Примеры проектных заданий: «Подготовьте устный лингвистический журнал…»
Работа по учебникам направлена на формирование ответственности учеников, способности к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, к потребности обращаться к словарно – справочной литературе (в том числе и к словарям учебников), Интернет – справочникам, мультимедийному приложению (1).
С первых уроков учебники помогают ученикам подготовиться к экзаменам по русскому языку - ГИА и ЕГЭ. Уже в 5 классе (1) предложено взять на вооружение высказывание Л. Толстого о языке (упр. 4), Н. Карамзина и К. Паустовского – упр. 7. Регулярны задания (1): найти в тексте главную мысль, ответ – доказательство; дано понятие о микротеме, строении абзаца, орфоэпии и пр. Каждый речевой блок (1), включённый в учебники, направлен на развитие навыков самопроверки, умение редактировать тексты – упр. 784, совершенствовать их – упр. 789. Стр. 40: «Любую часть речи узнаю при встрече», стр. 51 - проект: «Как человек создаёт свою речь», упр. 74 – И. Бунин «Слово», пословицы – упр. 74, стр. 67 – структура рассуждения, стр. 75 – сочинение – рассуждение «Сейчас без языка нельзя», упр. 137 – изложение, упр. 139, 156 – о звукописи, § 38 – об орфоэпии, упр.196 – выборочное изложение, упр. 197 – сочинение – описание, стр. 155 – рекомендация книги М. Панова об орфографии, упр. 215 – проект об истории письменности – 2.
Работа по учебникам способствует реализации деятельностного подхода: параграфы строятся так, чтобы учащиеся самостоятельно извлекали знания из учебного текста (2 – упражнение 123: «Соберите предложения, чтобы получился текст», стр. 133 – работа с таблицей, стр. 136 – обращение к сайту «Магия языка», стр. 188 – краткий пересказ пройденного). С помощью художественных текстов, написанных современными писателями Р. Коваленко, Т. Крюковой, С. Козловым, решается проблема нравственности. Тексты учебников содержат обращение к личному опыту учащихся, способствуют установлению связей изучаемого материала с жизнью (стр. 55 – «Как вы думаете, каким было сердце у этого мальчика?» - 2).
Содержание и методика обучения в учебниках направлены на формирование готовности и способности учеников к саморазвитию и личностному самоопределению, способствуют выработке способности в самооценке, развитию познавательных интересов, направлены на всестороннее развитие личности учеников средствами русского языка: развивают мышление и речь, эмоционально – волевую сферу, логическое мышление.
Содержание учебников позволяет формировать социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Этому способствует формирование у учеников культуроведческой компетенции (1) - с помощью сведений об истории языка, этимологии, анализа произведений искусства, текстов о национально - культурных традициях русского народа и о русских учёных - лингвистах (о М. Ломоносове, Гроте, Аванесове, В. Дале, В. Виноградове, Пешковском - 1); даётся понятие о старославянизмах, изучаются устаревшие слова (отрывок из словаря В. Даля – упр. 322, текст о деревенской избе – упр. 335, - 1); стр. 60 – о летописях, тексты «Священные знаки», «Берестяные грамоты», о Кирилле и Мефодии, этимологии, о русских учёных – лингвистах, о Д. Хармсе, Гомере, С Есенине и т. д. - 2. Предложены темы для сочинений – рассуждений; учебник знакомит учащихся со списком познавательных книг для самостоятельного чтения, на стр. 14 и др. дана самоинструкция, на стр. 52 – вопрос: « Какой урок можно извлечь из рассказа внука Л.Толстого?» - 2.
Всё это способствует выработке ценностных ориентаций и воспитанию любви к русскому языку и литературе (анализ пословиц и поговорок, прибауток, считалок, загадок – упр. 622, 626, 656, 638, 631- 1: Упр. 198, рассказы Р. Коваленко «Летописец», «Ожидание», «Коричневая роза» -2). Интериоризация знаний происходит с помощью такого лично обращённого к ученику задания, как в § «Как находить родственные слова» - 2). Обучение идёт на текстах Крылова, Пушкина, Лермонтова, Фета, Тургенева, Толстого, Бунина, Есенина, Чехова, Блока, Ахматовой, Пришвина, Рубцова, Друниной, Ошанина и др. (1).
Учебники содержат большой воспитательный потенциал, обладают социально – гуманитарной направленностью, что способствует утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика, его успешной социализации (предложено составить устный отзыв на фильм в разговоре с другом – упр. 15, обучение с помощью вопросов отзыву о фотографии – упр. 50, обучение оценке действительности - § 69 -1). Тексты способствуют повышению настроения учеников, выработке оптимизма (весёлые истории рубрики «Перемена», весёлые названия – стр. 25: «гуси» и «матрёшки», «синтаксические карлики и великаны» - стр.31, шутливые стихотворения Р. Мухи, «Задания для любопытных», упр. 90 – весёлые диалоги, § 25 – лингвистическая сказка, параграф «Буквы – актёры» и т. д. - 2).
Работа по 16 цветным репродукциям учебников каждого класса (1) – картины природы (Шишкин, Васнецов, Юон, Грабарь, Левитан, Герсимов и др.), дополнительные задания и задания повышенной сложности, подсказки, рисунки помогают ученикам в постижении родного языка и речи. Текст учебников - 2 написан с помощью «устной речи» в её письменной форме»; помогают обучению самоинструкции « Знаки препинания в простом и сложном предложении», «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями», «Правописание корней с чередующимися гласными», «Правописание приставок» -2.
В учебниках учтена ведущая деятельность, характерная для учеников 5 – 9 классов – общение: с учебником, с учителем, со сверстниками (изучается речевой этикет).
В основу методической системы учебников положена идея синтеза языкового и речевого развития учащихся, усиление коммуникативного аспекта в изучении русского языка.
Авторы учебников ставят целью курса русского языка усвоение системы знаний о языке и речи, способов оперирования ими и совершенствование на этой основе важнейших видов речевой деятельности. Прекрасным подспорьем являются справочные материалы с планами языкового разбора и мультимедийное пособие в приложении.
Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. Ученики приобретают опыт использования речевых средств в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Литература.
1.Граник Г.Г., С.М. Бондаренко, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская – М.: Мнемозина, 2011.
2.Разумовская М. М., Львова С.И., Капинос В.И., Богданова Г.А., Тронина Т.С., Львов В.В., Сергеева Н.Н. Русский язык 5 класс. – М..: Дрофа, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса русского языка в комплекте учебников под редакцией М.М. Разумовской.
Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса русского языка в комплекте уче...
Концепция современных учебников английского языка: актуальность и возможные проблемы реализации
Статья, посвящённая анализу положительных и отрицательных сторон современного учебника английского языка...
Информационное пространство современного учебника русского языка
Информационное пространство современного учебника русского языка...
Русский язык. ФГОС. «Предложение – основная единица речевого общения». 5 класс. Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Конспект урока. ФГОС. "Предложение - основнаяединица речевого общения". 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В.]. - 3-е. изд. - М.: ...
"Современный урок русского языка в аспекте требований ФГОС»
Разработка контрольно-диагностических заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 7 классе по теме «Морфология.Предлог»...
Статья "Какой учебник русского языка нужен современному учителю?"
В данной статье представлены предложения из практики работы учителя для разработчиков учебника русского языка. Автор статьи анализирует материал по теме "Имя существительное", представ...