Информационное пространство современного учебника русского языка
материал на тему
Информационное пространство современного учебника русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnoe_prostranstvo_sovremennogo_uchebnika_po_russkomu_yazyku.docx | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационное пространство современного учебника русского языка
Изменение целей образования приводит к изменению принципов отбора и содержания образования, в частности к изменениям требований к информационному пространству учебника, способам организации и представления материала.
Рассмотрим как организованно информационное пространство в новом учебном комплекте по русскому языку, подготовленном в издательстве «Вентанта-Граф», который входит в систему учебников «Алгоритм успеха». Его авторы Шмелев А.Д., Флоренская, Габович, Шмелева.
Система учебников «Алгоритм успеха» представляет собой целостную информационно-образовательную среду основной школы, построенную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, направленных на реализацию требований ФГОС. В основе создания всех компонентов системы учебников лежат единые принципы построения предметного содержания и методического аппарата учебников, направленные на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, отраженные во ФГОС.
Целостность системы учебников «Алгоритм успеха» обеспечена единой методологической основой построения всех линий УМК и единством методических принципов построения всех элементов, включенных в систему.
Основным принципом построения методического аппарата учебников всех линий, входящих в систему «Алгоритм успеха», является обеспечение возможности применения в практике учителя широкого спектра современных технологий, методов, форм, приемов организации учебно-воспитательной работы в процессе урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Линия учебников по русскому языку Шмелева разработана в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения курса русского языка на этапе основного общего образования.
Содержание учебников для основного общего образования и обеспечивает формирование и постепенное развитие следующих компетенций:
- коммуникативной;
- лингвистической и языковой;
- культуроведческой.
Учебник отражает оригинальный авторский подход к структурированию учебного материала, к определению последовательности его обучения и организации учебной деятельности учащихся.
Учебники строятся по модульному принципу. Модуль – единица организации учебного материала, направленная на комплексное достижение метапредметных и предметных целей обучения на отдельном этапе.
В модулях-главах по единому принципу повторяются разделы, отражающие три основные содержательные линии программы.
Два раздела каждого модуля – «Язык и речь» и «Текст» – посвящены сознательному формированию коммуникативных навыков речевого общения. Они включают теоретические сведения, материалы для наблюдения, тренировочные и коммуникативные задания. Особенностью учебников линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы, что обеспечивается аудиоприложением к учебнику, включающем материалы к разным типам заданиям.
Разделы «Система языка» и «Правописание» формируют языковую и лингвистическую компетенцию на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
В разделе «Язык и культура. Культура речи» ставится задача формирования функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции. В учебниках линии сделан акцент на национально-культурной специфике русского языка, его функциях в современной России и в мире.
Значительное внимание уделяется воспитанию речевой культуры, необходимой для овладения языком как эффективным средством общения, что способствует адаптации учащихся в обществе. Наличие аудиоприложения позволяет демонстрировать учащимся образцовую речь, что очень важно в условиях быстрого изменения литературного языка под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы.
Завершается каждый модуль учебника блоком повторения, где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов, есть лингвистические задания игрового характера.
В учебник включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.
УМК Шмелева - это современная дидактическая система, которая отличается необычным подходом в методике преподавания языка; задания высокого уровня сложности способствуют развитию критического мышления, формируют коммуникативную компетенцию обучающихся. Неоспоримое достоинство учебника – наличие системы проектной деятельности. Учебник отличает большое количество иллюстраций к заданиям по развитию речи; различное цветовое оформление разных тем. Содержание направлено на реализацию мета- и межпредметных подходов в обучении. Прослеживаются связи с физической культурой, правилами дорожного движения, языкознанием, литературой, МХК.
В конце книги размещен раздел «Приложение»: долгосрочные проекты (создание словаря, составление словарных карточек, проект «История письменности», сочинение лингвистической сказки), учебные инструкции (как составить план, подготовиться к написанию изложения и пр.), учебные словари.
Работая по новым учебникам, школьники не только научатся грамотно писать на родном языке, правильно и уместно говорить в самых разнообразных жизненных ситуациях, но и овладеют умениями верно понимать мысли других людей, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, выбирать различные стратегии чтения в зависимости от той цели, которую они перед собой ставят, наконец, научатся продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Другими словами, новые учебники обеспечивают существенное продвижение ученика в овладении умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам, и средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Все учебники линии включены в Федеральный перечень учебников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. Под информационными технологиями понимаются проекты конструирования, процессов накопления, обработки, представления...
Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности
Научно-методическое сопровождение эксперимента «Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современно...
Организация информационного пространства современной школы в условиях Smart education
В основе концепции smart education лежит идея личностно-ориентрованного обучения, индивидуализации обучения.Эта идея может воплотиться с помощью создания преподавателям контента, направленного на ...
Рабочая программа пок учебнику русский язык 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т./ 5-е издание -М. Просвещение 2018 к учебнику русский язык 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /.Тростенцова Л.А , Ла
Рабочая программа к учебнику русский язык 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т./ 5-е издание -М. Просвещение 2018к учебнику русский язык 8 кл.: учебник для о...