Технологическая карта урока ОБЖ в 6 классе «Обеспечение бытовых потребностей»
план-конспект урока по обж (6 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Костин И.Е. | Предмет: ОБЖ | Класс: 6 | Автор УМК: |
Тема урока:«Обеспечение бытовых потребностей в условиях автономного выживания».
Тип урока:Урок «открытия» нового знания (формирование).
Деятельностная цель:Формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний (понятий, способов действий).
Содержательная цель:Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Цель урока:научить учащихся приемам обеспечения бытовых потребностей в условиях автономного выживания.
Задачи урока:
образовательные:сформировать понятие предметы бытовой необходимости; продолжить формирование понятий экстремальная ситуация в природе, автономное выживание; дать знания по изготовлению предметов бытовой необходимости: нож, ложка, посуда;
развивающие:развитие умений и навыков по изготовлению предметов бытовой необходимости, ориентирования на местности, познавательного интереса, интеллекта, обобщения работы с учебником и подручным материалом.
воспитательные:формирование научного мировоззрения на основе знаний о природных явлениях; осуществление санитарно-гигиенического, медицинского, экологического, патриотического, морально-нравственного, физического и трудового воспитания;
Планируемые образовательные результаты:
предметные:знание правил выживания в природной среде
личностные:формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
метапредметные:умение понимать назначение и смысл поставленной задачи, актуализировать ее и интуитивно представлять алгоритм ее решения.
Основные понятия темы:Изготовление ножа, ложка и посуду для приготовления пищи, самодельные веревки, иглы для шитья
Межпредметные связи:география.
Технологии:обучение в сотрудничестве.
Ресурсы:раздаточный материал.
Организационная структура урока
Деятельность | Формируемые универсальные учебные действия | ФОУД | Развивающий контроль | ||||
учителя | учащихся | личностные | познавательные | коммуникативные | регулятивные | ||
Этап урока:Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | |||||||
Цель этапа:Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности | |||||||
Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»). Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы с вами изучили типы костров. Перед вами изображения костров. Вопрос: Назовите типы этих костров. Ответ. колодец; таежный; шалаш; звездный; нодья. Вопрос. Объясните, почему при разжигании костра крупные поленья подкладываются во вторую очередь (после лучины, щепок, бумаги)? | Настраиваются на предстоящую совместную деятельность; знакомятся с учебными задачами, содержанием и формами предстоящей деятельности. Ответ: Крупные поленья очень трудно, а иногда практически невозможно разжечь, поэтому сначала разжигают лучину, щепки или бумагу, а затем, когда хорошо разгорится растопка, подкладывают крупные поленья. | - самоопределение; - осмысление; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; | - установление причинно-следственных связей; | - планирование учебного сотрудничества с учителем; | - волевая саморегуляция; | Выбор ФОУД | Выбор развивающего контроля |
Этап урока: Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | |||||||
Цель этапа: Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности | |||||||
Создает проблемную ситуацию (ситуацию затруднения), предлагая многофункциональные задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке. Организует взаимопроверку и взаимооценку учащихся домашнего задания с выявлением и устранением ошибок. Вопрос. Какие меры для предупреждения лесного пожара вам известны? | Пытаются самостоятельно выполнить задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; фиксируют возникшее затруднение в выполнении пробного действия. Осуществляют взаимопроверку домашнего задания и озвучивают результаты (оценку) этой работы. Ответ. Разводя костер, не следует забывать о строгом соблюдении противопожарных правил, чтобы избежать опасного загорания деревьев, сухостоя, кустарников: нельзя разводить костер на корнях живых деревьев; костер должен быть защищен от ветра, например, склоном оврага, холма, обрыва, лесом; использовать старое кострище, чтобы лишний раз не наносить вреда природе; на сухих почвах костер следует разводить в неглубоких ямах, где он будет укрыт от ветра; после ухода с бивака обязательно нужно разгрести костер, залить водой и засыпать землей. | - осмысление; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - эмпатия; - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения; | - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - построение логической цепи рассуждений; | - формулирование собственного мнения (позиции); - умение договариваться и приходить к общему решению; - использование речи для регуляции своего действия; | - волевая саморегуляция; - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; - принятие и сохранение учебной задачи; | Выбор ФОУД | Выбор развивающего контроля |
Этап урока:Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания) | |||||||
Цель этапа: Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий | |||||||
Хорошо. А теперь представим, что мы с вами отправились в поход и заблудились. Вот такие мы оказались нерадивые туристы. Да еще плюс к этому у нас не оказалось ни ножа, ни ложки, ни котелка. А уже приближается вечер и нужно приготовить еду. Как же нам выйти из этой ситуации? Для того, чтобы решить эту проблему, мы рассмотрим новую тему: «Обеспечение бытовых потребностей». | Фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); соотносят свои действия с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса вообще (причина затруднения). | - формирование границ собственного знания и «незнания»; - формирование мотивов достижения и социального признания; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - осмысление; | - построение логической цепи рассуждений; - подведение под понятие; - формулирование проблемы; | - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - использование речи для регуляции своего действия; | - волевая саморегуляция; - целеполагание; - выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; | Выбор ФОУД | Выбор развивающего контроля |
Этап урока: Построение проекта выхода из затруднения | |||||||
Цель этапа: Постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации | |||||||
Организовывает коллективный анализ учебной задачи. Направляет выбор учащимися способа (метод дополнения) и средства (изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.) построения нового знания. Изготовление ножа. Безусловно, наличие хотя бы маленького перочинного ножа снимет много проблем. А если его нет? И в этом случае не надо отчаиваться. Всегда можно найти выход: все зависит от того, в какой природной зоне и конкретной местности вы находитесь. Если в горах, то в качестве ножа могут быть использованы острые обломки и осколки скальной породы, сколы кварца и кремния с их твердой режущей поверхностью граней. В зоне лесотундры и тайги с таким же успехом можно применять сколы-щепки (отщепы) с крупных хвойных деревьев, упавших на землю. Их древесина сама по себе прочна, а если еще ее обжечь на костре, то получится пусть не очень долговечный, но примитивный режущий инструмент, способный на время решить все проблемы. В реках следует поискать раковины беззубки. Половинка такой раковины — тоже режущий предмет. В зоне пустынь и полупустынь для этих целей подойдет скол саксаула и пластинки панциря черепах. Для того чтобы почистить гриб или какое-либо съедобное растение, можно использовать и острый режущий край листа осоки. Ложка и ее заменители, посуда и приспособления для приготовления пищи. При наличии ножа сделать ложку нетрудно. Не имея ножа, ее можно выжечь угольками, подобрав подходящий по форме кусок деревяшки с последующим выскабливанием обгоревшей части щепкой или плоским камнем. Не сложно сделать и черпак из бересты. Можно изготовить китайские палочки и научиться ими пользоваться. Немного терпения, и палочки заменят вам вилку, избавив от необходимости есть руками. Для кипячения воды можно изготовить берестяной казанок, который при заполнении его водой не горит, даже если его подвесить над раскаленными углями костра. Для этого с бересты снимается пластом кусок коры. Размер пласта зависит от размера бересты, но желательно, чтобы он был не менее 0,6х1,0 метра. Внутренняя сторона бересты зачищается от коричневой подкорки, а наружняя — до получения гладкого однородного слоя. Предварительно береста хорошо вымачивается и распаривается над костром, чтобы соединение ее частей было максимально плотным и «посуда» хорошо удерживала воду. Соединять борта можно по-разному. При наличии ножа — так, как показано на слайде, без ножа — используя для протыкания иглы ежа, острые щепки, пропуская затем в эти отверстия берестяную полоску. Для хранения воды кроме берестяных емкостей можно использовать крупные морские раковины и дикую тыкву. Таким образом, даже не имея ножа, ложки, вилки, кружки, миски и посуды для варки пищи, вы обеспечиваете себя даже в экстремальных условиях неким подобием комфорта, что немаловажно для поддержания психологического состояния, особенно если автономное существование в природе затягивается. Готовить пищу над костром можно, применяя разные способы подвешивания котелка, установки его над очагом. Это вы можете увидеть на слайде. Для приготовления мучных изделий и яичницы используют плоские камни. Снять посуду с огня также помогут нехитрые приспособления в виде рогачей и ухватов. Самодельные веревки. Веревки и нитки нужны для самых разнообразных целей: ремонт одежды, изготовление лески для ловли рыбы, посуды, матраса, приспособлений для переноски груза и многого другого. Самым распространенным прядильным растением считается крапива. Сухие стебли крапивы кладут на наклонно поставленное бревно и острым краем раковины, камня, щепы обтирают волокна. Чтобы не обжечься, руки следует обмотать одеждой. Волокна промывают в воде и развешивают сушить. Затем их них делают нитки, обладающие большой прочностью. Их можно употреблять для ремонта одежды и обуви. Из таких ниток можно сплести и веревки разной толщины. Плетут их как косы. Подобное волокно можно получить и из стеблей иван-чая и белого донника. Для шитья вместо игл можно использовать использовать заостренную и отшлифованную еловую палочку, иглы ежа, дикобраза, колючие иглы белой акации, колючки разных кустарников. Ими, как шилом, протыкают ткань или берестяную полоску. А как же литературные герои вели себя в таких ситуациях? Герой Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» Алексей Мересьев сделал следующее. Когда у него закончились жалкие остатки консервов, «он наполнил банку снегом, разгреб седой пепел затухавшего костра, поставил банку в тлевшие угли, а потом с наслаждением, маленькими глотками выпил эту горячую, чуть-чуть пахнущую мясом воду». Банку он сунул в карман, решил кипятить в ней чай. Герои романа Ж.Верна «Таинственный остров» охотились с помощью палок с заостренными концами, а для птиц они приготовили удочки. «Лески Пикроф сделал длиною 15-20 футов из тонких сухих лиан, связав их между собой. Крючками послужили очень крепкие шипы с загнутым концом, которые он обломал с куста карликовой акации. Пенкроф привязал их к своим лескам и насадил на эти крючки приманку — толстых красных червяков, ползавших по земле.» А во время осмотра острова путешественники нашли полезные ископаемые: железную руду, пирит, глину, известняк, уголь. Из глины и песка они сделали кирпичи, а из кирпичей сложили печь. В этой печи обжигали гончарные изделия, изготовленные из глины, извести и кварца. Всем известный Робинзон Крузо прожил на острове 28 лет 2 месяца и 19 дней. Пищу его составляли запасы с корабля и дичь, которую он приносил с охрты, а шкуры козлов использовал для шитья одежды. Посуду Робинзон научился делать из глины, лопаты — из деревьев, свечи — из жира коз. Неплохи были его успехи и в земледелии: он сеял ячмень и рис, научился молоть зерно и придумал способ печь настоящий хлеб. А проявив смекалку, он приручил диких коз и занялся разведением домашних животных. | В коммуникативной форме формулируют цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения; предлагают и согласовывают тему урока; выбирают способ и средства построения нового знания; формируют план своих действий. | - формирование мотивов достижения и социального признания; - установка на здоровый образ жизни; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; | - осуществление поиска необходимой информации; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - выдвижение гипотез и их обоснование; - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; | - планирование учебного сотрудничества со сверстниками; - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - умение договариваться и приходить к общему решению; - владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; | - познавательная инициатива; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - прогнозирование; - целеполагание; | Выбор ФОУД | Выбор развивающего контроля |
Этап урока: Реализация построенного проекта выхода из затруднения | |||||||
Цель этапа: Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий | |||||||
Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение; направляет проектную деятельность учащихся в соответствии с планом. Ребята, мы еще раз убедились, что человек может выжить в любых экстремальных ситуациях, стоит только проявить немного смекалки и терпения. А для того , чтобы на практике вы проверили свои умения и навыки, будет следующее домашнее задание: попробуйте самостоятельно изготовить ложку, нож, китайские палочки и принести на следующий урок, прочесть параграф 17. Итак, сегодня мы с вами узнали, что нож можно сделать из обломков скальной породы, кварца, кремня, отщепов древесины, раковины беззубки, пластинки панциря черепахи, листа осоки; ложку — выжечь из куска деревяшки; черпак — из куска бересты, а также и берестяной казанок; китайские палочки - из щепочек, веревки — из стеблей крапивы, иван-чая и белого донника. | На основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы; при построении нового знания используют предметные действия с моделями, схемами и т.д.; фиксируют (вербально и знаково) и применяют новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение. | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; - осознание ответственности за общее дело; - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - оценка своих поступков в соответствии с нормами нравственности; - установка на здоровый образ жизни; | - осуществление поиска необходимой информации; - моделирование; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; | - ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников; - построение понятных для партнёра высказываний; - умение задавать вопросы; - контроль действий партнёра; - использование речи для регуляции своего действия; | - волевая саморегуляция; - познавательная инициатива; - осуществление итогового и пошагового контроля по результату; - внесение необходимых дополнений и корректив в план и действия; | Выбор ФОУД | Выбор развивающего контроля |
Этап урока: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | |||||||
Цель этапа: Закрепление способов действий, вызвавших затруднения | |||||||
Организовывает деятельность учащихся (фронтально, в группах, в парах) по применению новых знаний так, чтобы каждый из них проговорил во внешней речи это новое знание. | Решают несколько типовых заданий на новый способ действия, при этом проговаривая вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д. Страница из тетради ученика. Тема: Обеспечение бытовых потребностей. Изготовление ножа. Можно использовать следующие материалы: старые обломки и осколки скальной породы; отщепы с крупных хвойных деревьев; раковины беззубки; скол саксаула; пластинки панциря черепахи; края листа осоки. Ложку и посуду для приготовления пищи можно сделать из: куска деревяшки; куска бересты. Самодельные веревки из стеблей: крапивы; иван-чая; белого донника. Иглы для шитья из: еловой палочки; иголок ежа; игл белой акации; колючек кустарников. | - осознание возможностей самореализации коммуникативными средствами; - осуществление гражданской идентификации личности; - формирование мотивов достижения и социального признания; | - доказательство; - использование общих приемов решения задач; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - формулирование проблемы; | - построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; - использование речи для регуляции своего действия; - контроль действий партнёра; | - сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона; - выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме; - волевая саморегуляция; | Выбор ФОУД | Выбор развивающего контроля |
Этап урока: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | |||||||
Цель этапа: Интериоризация нового или скорректированного знания и способов действий, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха | |||||||
Организовывает самостоятельное выполнение с самопроверкой по эталону учащимися типовых заданий на новый способ действия; предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправление; создает ситуацию успеха. | Применяют новый способ для самостоятельного выполнения с самопроверкой и взаимопроверкой по эталону типовых заданий; отрабатывают операции, в которых допущены ошибки. | - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; - осуществление гражданской идентификации личности; | - сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; - доказательство; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - использование общих приемов решения задач; - моделирование; - установление причинно-следственных связей; | - формулирование собственного мнения (позиции); - построение понятных для партнёра высказываний; | - самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале; - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; - сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона; | Выбор ФОУД | Выбор развивающего контроля |
Этап урока:Включение в систему знаний и повторение | |||||||
Цель этапа:Применение способов действий, определение границ применимости нового знания, повторение и закрепление ранее изученного, и подготовка к изучению следующих разделов курса | |||||||
Организовывает выполнение заданий, в которых новое обобщенное знание связывается с ранее изученным; организовывает подготовку к изучению следующих разделов курса. | Выполняют тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки и доведения до нового уровня; выявляют и фиксируют границы применимости нового знания. | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; - формирование картины мира, культуры, как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; | - сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; - структурирование знания; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - использование общих приемов решения задач; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; | - ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулирование собственного мнения (позиции); - построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; | - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; | Выбор ФОУД | Выбор развивающего контроля |
Этап урока:Рефлексия учебной деятельности на уроке | |||||||
Цель этапа:Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной самостоятельной деятельности, согласование домашнего задания | |||||||
Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; дает краткую качественную характеристику работы класса; намечает цели дальнейшей деятельности и определяет задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). | Осуществляют пошаговый контроль по результату; соотносят результаты своей учебной деятельности с целью урока и фиксируют степень их соответствия; высказывают свои впечатления от урока, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | - самооценка на основе критериев успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; | - рефлексия способов и условий действия; - формулирование проблемы; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулирование собственного мнения (позиции); - контроль действий партнёра; | - осознание качества усвоения; - определение уровня усвоения; - адекватное восприятие оценки учителя; | Выбор ФОУД | Выбор развивающего контроля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»
Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...
Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»
Планируемые результаты:· Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...
Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...