Рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасность жизнедеятельности» для 7 классов
рабочая программа по обж (7 класс)

Аверина Лидия Васильевна

Программа внеурочной деятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» адаптирована для обучающихся с ОВЗ: задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи (далее – ЗПР, ТНР). Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

Программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_zhiznedeyatelnosti_7_kl._averina_1.docx60.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 59

Приморского района Санкт– Петербурга

«Рекомендована к использованию»

  на заседании методического

 совета

  Протокол № 5 от  «  11 » июня 2019 г.

   ____________ Руководитель    

   методического совета

  Копанева Галина Анатольевна

                                  «Согласовано»

                             Зам. директора по УВР

                         __________            Андреева

                                   Любовь Владимировна

                                   «12» июня  2019 г.

                         «Утверждаю»

                   Директор ГБОУ №59

                     _______ Морозова

                                   Татьяна Аркадьевна

                         Приказ от 14.06.2019 № 40

 Рабочая программа внеурочной деятельности

«Безопасность жизнедеятельности»

для 7 классов

Направление деятельности: спортивно- оздоровительное.

Срок реализации программы – 1 год

Составитель: Аверина Лидия Васильевна (учитель технологии- высшая квалификационная категория.)

Санкт - Петербург

2019- 2020г.

1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» адаптирована для обучающихся с ОВЗ: задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи (далее – ЗПР, ТНР). Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

Программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Нормативные документы, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).
  • постановлением Главного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (далее СанПиН 2.4.2.3286-15).
  • Учебный план ГБОУ школы № 59 Приморского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год (утвержден приказом директора от 21.05.2018 № 42/1);
  • Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ школы №59 Приморского района Санкт-Петербурга, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (по ФГОС в новой редакции) (приказ от 21.05.2018 №42);
  • Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС (приказ от 20.05.2016 №38/3).
  • Авторская программа “Основы безопасности жизнедеятельности” для основного общего и среднего образования 5-9 классы. Программы к предметной линии учебников М.П. Фролова, под редакцией Ю.Л. Воробьева. Методическое пособие для учителей Б.И. Мишин, М.В. Юрьева – Москва: АСТ: Астрель, 2014.

2. Специфика программы

Обоснованность (актуальность, новизна и значимость):

 Изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе обусловлено необходимостью выполнения социального заказа. В последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального и бытового характера, опасных для человека. К природным чрезвычайным ситуациям относятся стихийные бедствия (ураганы, штормы, сели, землетрясения, извержения вулканов и проч.); к техногенным — аварии или опасные техногенные происшествия; к социальным — экстраординарные ситуации, связанные с террористической угрозой, асоциальным поведением людей; к бытовым — ситуации, вызванные нарушением правил техники безопасности в быту (пожары, замыкания в электросети, утечка газа, воды); к дорожным — ситуации, связанные с поведением на дороге, в транспорте.

Практическая направленность курса. Этот принцип обеспечивает формирование конкретных умений в процессе практических занятий во внеурочной деятельности. Особое внимание уделяется реализации краеведческого принципа, учет которого позволяет подростку обучаться в процессе непосредственных наблюдений, а затем воплощать знания в продуктивной деятельности — речи, рисунках, схемах, презентациях и прочее

- Данная программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса составлена на основе авторской программы М.П. Фролова, Б.И Мишина. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год на основе учебного плана образовательного учреждения.

- Изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учитывает традиции петербургского образования, рекомендующего с 5 по 9 классах использовать учебные часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. По учебному плану ОУ изучение курса проводится:

- 5, 8 классы - в урочную деятельность;

- 6, 7 классы – во внеурочное время

- 9 классы – модульно, при изучении предметов: физика, химия, география, биология, физическая культура.

Цель: усвоение обучающими правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности.

Основные задачами по внеурочной деятельности являются:

Дидактические:

  • освоение обучающими знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  • обучение обучающихся умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;
  • развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • Воспитательные:
  • воспитание учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
  • Коррекционные:
  • коррекция познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности;
  • совершенствовать связную речь обучающихся и грамматический строй речи, коммуникативную культуру;
  • формировать правильные предметные и пространственные представления;
  •  развивать зрительное, слуховое и осязательное восприятие; внимание память, мышление и воображение;
  • обучать работе с натуральными объектами;
  • овладевать способностью применения понятийного аппарата биологического знания;
  • уточнять предметные и пространственные представления.

3.Организация внеурочной деятельности

Основные принципы реализации программы – научная обоснованность, доступность, учет возрастных особенностей школьников, практическая целесообразность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность.

Целевая аудитория: 7 классы

Реализация программы опирается на содержание следующих предметов: -биология -физическая культура –литература –ОБЖ.

Программа предусматривает проведение занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, на пришкольном участке. Деятельность включает проведение лекций, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д.

Деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители,

увлеченные люди, а также другие дети.

Особенностями обучающихся с задержкой психического развития являются:

Познавательные, эмоционально-волевые, поведенческие и личностные особенности обучающихся с ЗПР приводят к тому, что содержание и методы обучения, темп работы и требования общеобразовательной школы оказываются для них непосильными. Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности; трудности словесно-логических операций; недостаточная форсированность слухового, зрительного восприятия, пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти; отсутствие умения использовать вспомогательные средства для запоминания; более длительный период для приема и переработки информации – всё это может серьезно тормозить обучение и развитие детей с ЗПР.

Период работоспособности обучающихся с ЗПР, во время которого они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи, краток. Дети способны работать на уроке всего 15–20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается. В состоянии утомления у них резко снижается внимание, возникают импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется множество ошибок и исправлений. Объем знаний, который обучающимся удается приобрести в период нормальной работоспособности, не связывается с последующим материалом, недостаточно закрепляется. Знания во многих случаях остаются неполными, отрывистыми, не систематизируются. В целом обучающиеся с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий: заполнение готовых форм, составление задач по образцу с изменением лишь предметных и числовых данных. Они тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой: выполнив пример на деление, нередко осуществляют эту же операцию и в следующем задании, хотя оно на умножение: они не удерживают в памяти условия задачи, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах; нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами; оказываются неспособными оценить результаты своих действий.

Особенностями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи являются:

У обучающихся с тяжелыми нарушениями речи страдают не только вербальный интеллект, вербально- логическое мышление, но и многие неречевые высшие психические функции, в частности, зрительное восприятие, пространственные представления, слуховое восприятие, а также обобщенное, абстрактное восприятие, способность анализировать образ, вычленять общее, существенное. Эти нарушения в сочетании с недоразвитием лексики, грамматического строя речи приводят к трудностям овладения многими предметами, в частности математикой. В связи, с выше изложенным для изучения базового курса в речевой школе отводится дополнительный год обучения, что позволяет, учитывая особенности познавательной деятельности обучающихся с нарушениями речи, предусмотреть создание условий для восприятия нового материала, углубление, систематизацию, обобщение ранее пройденного. Каждому, из таких обучающихся, требуется оказать индивидуальную помощь: выявить пробелы в их знаниях и восполнить их теми или иными способами – объяснить заново учебный материал и дать дополнительные упражнения, использовать наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие обучающемуся сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме. Необходимо разными путями организовывать внимание таких детей и привлекать их к работе.

Поиск эффективных средств обучения необходимо вести не только в связи с разработкой приемов и методов работы, адекватных особенностям развития таких обучающихся, но и само содержание обучения должно приобрести коррекционную направленность.

Режим занятий. Внеурочная деятельность рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год на основе учебного плана образовательного учреждения.

4. Примерное содержание программы

Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека – 24 часа.

Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий.

1. ЧС природного характера и защита населения от их последствий – 1 час.

- ЧС природного происхождения, их источники, классификация.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

2. Наводнения – 3 часа.

- Понятие наводнения.

Классификация наводнений по причинам возникновения и масштабу.

- Поражающие факторы наводнений. Мероприятия по защите населения от наводнения.

- Действия населения при угрозе и во время наводнения.

3. Ураганы, бури, смерчи – 4 часа.

- Понятие и классификация ураганов, бурь, смерчей.

Причины возникновения ураганов, бурь, смерчей.

- Поражающие факторы и последствия ураганов, бурь, смерчей.

- Меры по защите и снижению последствий от ураганов, бурь, смерчей. - Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурь, смерчей.

4. Землетрясения – 3 часа.

- Понятие, причины возникновения и классификация землетрясений.

- Основные характеристики землетрясений. Последствия землетрясений. Меры по снижению потерь и ущерба от землетрясений.

- Правила безопасного поведения во время землетрясения.

5. Цунами (моретрясения) – 3 часа.

- Понятие цунами (моретрясения). Причины его возникновения и основные характеристики.

- Основные поражающие факторы цунами, меры по снижению последствий от него.

- Действия населения при угрозе и во время цунами.

6. Обвалы, оползни, сели – 5 часов.

- Обвалы. Понятие. Параметры. Причины возникновения. Оползни. Понятие. Параметры. Причины возникновения. Сели. Понятие. Параметры.

Причины возникновения. - Поражающие факторы обвалов, оползней, селей.

- Мероприятия по предупреждению обвалов, оползней, селей и меры по снижению ущерба от них. Правила безопасного поведения при

возникновении обвалов, оползней, селей.

7. Лесные и торфяные пожары – 4 часа.

- Лесные и торфяные пожары. Их классификация. Причины возникновения. - Поражающие факторы и возможные последствия лесных и

торфяных пожаров.

- Мероприятия по защите от природных пожаров. Тушение лесных пожаров. Действия населения при угрозе и во время возникновения пожаров.

Глава 2. Опасные экстремальные ситуации социального характера и безопасность человека – 2 часа

Основы безопасности поведения в толпе.

Паника – 1 час.

- Основные закономерности поведения в толпе. Паника. Как вести себя в толпе. Терроризм и безопасность человека. – 1 час.

Глава 3. Дорожное движение и безопасность человека – 3 часа

- Дорога и её элементы.

-Участники дорожного движения. Дорожно-транспортное происшествие.

-Движение во дворах и жилых зонах.

Раздел 2. Оказание первой помощи. Основы здорового образа жизни. 9 часов.

Глава 4. Оказание первой помощи – 4 часа

Первая помощь при ранениях и травмах – 2 часа.

- Понятие о ранах. Виды ран. Первая помощь при ранениях. Правила наложения повязок.

- Переломы. Их виды. Первая помощь при переломах.

- Тепловые и солнечные удары. Обморожения.

Глава 5. Основы здорового образа жизни – 2 часа.

- Человек и его здоровье.

- Факторы, разрушающие здоровье.

5. Предполагаемые результаты реализации внеурочной деятельности

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

 сформировать основы культуры личной и коллективной безопасности, нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего

заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания.

К этому периоду человек должен научиться рассматривать в качестве приоритетавопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

2. Результаты второго  уровня  (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к

социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, к личной безопасности и безопасности окружающих. Принятие правил поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание

огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия; правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного  и техногенного характера; формирование основ здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): Создание

поведенческой модели, направленной на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, оказывать посильную первую помощь, ориентироваться в окружающем пространстве. Воспитание ответственности у обучающихся за своё поведение.

Умение применять полученные знания о безопасном поведении человека в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера.

Реализовывать знания о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства. Ориентироваться в дорожных ситуациях. Оценивать своё поведение на дорогах. Воспитание у обучающихся сформированного чувства ответственного отношения к правилам личной и общественной безопасности.

• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях; • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей; действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для: • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; • соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте; • пользования бытовыми приборами и инструментами; • проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта; • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Оценка полученных знаний в области безопасности жизнедеятельности осуществляется во время проведения игр и бесед, при судействе конкурсов и викторин, просмотре сценического и художественно-декоративного творчества детей. Одним из критериев усвоения вопросов безопасности является успешное участие детей в соревнованиях межшкольного, районного и последующих уровней.

Система внеурочной деятельности не подразумевает оценку деятельности воспитанников, но широко применяет поощрения в различных формах: призы, грамоты, благодарность и др.

Формы и средства контроля. Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные

проверки, письменные контрольные работы, тестирование, а также практические работы (индивидуальные и групповые), которые позволяют вырабатывать у обучающихся необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций

Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют обучающихся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы.

Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание (последовательное, логическое описание объекта или явления, раскрывающее их существенные признаки и свойства) и рассказ-рассуждение (проверяет умение обучающегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации).

Практические самостоятельные работы имеют огромное значение при проверке знаний и умений обучающихся использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации.

Методическое обеспечение программы

Формы занятий:групповая работа, экскурсии, беседы, викторины, коллективные творческие дела, трудовые дела.

Формы контроля:

1.Наблюдение

2.Тестирование

3.Беседа

Проектная деятельность

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

• вести устный диалог на заданную тему;

• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

• участвовать в работе конференций, чтений.

Значение внеурочной деятельности по курсу: “Основы безопасности жизнедеятельности” для обучения обучающихся с ЗПР и для

обучения обучающихся с тяжелыми нарушениями ТНР речи:

В ходе изучения ОБЖ у обучающихся с задержкой психического развития и с тяжелыми нарушениями речи происходит формирование либо коррекция уже имеющихся представлений о процессах, имеющих место в окружающем человека мире. В процессе формирования у обучающихся

с ОВЗ на наглядной и наглядно-действенной основе представления о предмете, развивается наглядно-действенное, образное, а затем абстрактное мышление. Средства внеурочной деятельности позволяют эффективно вести целенаправленную работу по развитию внимания, памяти и мышления – основных составляющих познавательной деятельности, так как познавательная деятельность у обучающихся с ОВЗ имеет свои особенности и тоже нуждается в коррекции. Также при изучении ОБЖ у обучающихся развивается пространственное воображение и умение

ориентироваться в малом пространстве; развиваются зрительное восприятие и мелкая моторика, совершенствуются коммуникативные навыки.

При выполнении самостоятельных работ происходит укрепление воли обучающихся, целеполагание, достижение конечного результата.

Внеурочная деятельность адаптирована для преподавания в классах ЗПР и ТНР за счёт усиления внутрипредметной и межпредметной интеграции знаний и умений, фундаментализации курса, функциональности теоретических знаний с одной стороны и увеличением прикладных вопросов содержания, усилением их методологической, и практической направленности — с другой. Адаптации программы способствовало также отведение значительного места систематизации, обобщениям и компактной подаче сущностного содержания с помощью символико-графических и информационно - ёмких форм его выражения. В содержание учебного предмета включён ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.

Программа, сохраняя обязательный минимум содержания, отличается своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Большинство вопросов тем трактуются с точки зрения практико- ориентированного и личностно ориентированного подходов и направлены главным образом на овладение обучающимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.

6. Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и темы занятия

Количество часов

Текущий, промежуточный

контроль.

Формы контроля

По

программе

По

плану

I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

1.

Чрезвычайные ситуации природного происхождения и защита населения от их последствий.

3

3

2.

Землетрясения и моретрясения.

4

4

Творческая работа

3.

Обвалы, оползни, сели.

2

2

Творческая работа

4.

Бури, смерчи, ураганы.

2

2

Творческая работа

5.

Наводнения.

4

4

Творческая работа

6.

Лесные пожары

2

2

Творческая работа

7

Основы ПДД

7

7

Творческая работа

II раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

8

Основы ПМП.

7

7

Практическая работа

9

Повторение изученного в 7-м классе.

2

2

Творческая работа

Резервное время

1

1

Практическая работа

Всего:

34

34

 Календарно-тематический план внеурочной деятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

№№

п/п

Тема занятия

Кол-

во

часов

Из них

Планируемы результаты обучения

Форма

организации

занятий

Форма контроля

7

В аудитории

Вне

аудитории

Тема 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека 25 часов

11

Опасные ситуации и

единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

1

11

Личностные: проявление познавательных интересов и активности при изучении темы; формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни;  осознанно выполнять правила безопасности и жизнедеятельности,

организации умственного и физического труда; воспитания ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды; развитие личностных, в том числе и физических качеств;

Метапредметные - овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать

последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;  овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; выбирать средства реализации поставленных целей; оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные:

- в познавательной сфере: знания об опасных и

 чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни;

об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области БЖ.

- в ценностно-ориентационной сфере: умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

- в  коммуникативной сфере: умения

информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

- в эстетической сфере: умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

- в трудовой сфере: знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;

- в сфере физической культуры: формирование установки на здоровый образ жизни; развитие

необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;

Экскурсия

Наблюдения

22

Наводнения и причины

их возникновения

1

11

Экскурсия

Наблюдения

33

Поражающие факторы наводнений

1

11

Экскурсия

Наблюдения

44

Мероприятия по защите от наводнений, действия населения при угрозе и во время наводнения

1

11

Экскурсия

Наблюдения

45

Ураганы, бури, смерчи

и причины их возникновения.

1

11

Беседа

Самоконтроль

66

Поражающие факторы

опасных метеорологических

явлений и их последствия.

1

11

Лекция

Самоконтроль

77

Мероприятия по защите от опасных метеорологических

явлений. Действие населения при угрозе и во время ураганов ,бурь и смерчей.

1

11

Экскурсия

Наблюдения

88

Землетрясения и причины их

возникновения

1

11

Беседа

Самоконтроль

99

Поражающие факторы

землетрясения и их

последствия

1

11

Работа в группе.

Самоконтроль

110

Мероприятия по защите от

землетрясений, действия населения при угрозе и во время землетрясения..

1

11

1

Работа в группе.

Наблюдения

111

Цунами и причины их

возникновения

1

11

Лекция

Самоконтроль

112

Поражающие факторы

цунами и их последствия

1

11

Лекция

Самоконтроль

113

Мероприятия по защите от цунами, действия населения

при угрозе и во время цунами

1

11

1

Работа в группе.

Наблюдения

114

Обвалы, оползни, сели

и причины их возникновения.

1

11

Лекция, беседа

Самоконтроль

115

Поражающие факторы опасных геологических явлений.

1

11

Лекция, беседа

Самоконтроль

116

Мероприятия по защите от опасных геологических явлений. Действия населения

при угрозе возникновений

обвалов, оползней и селей и во время их проявления

1

1

1

Работа в группе.

Наблюдения

117

Лесные и торфяные пожары и причины их возникновения

1

11

Лекция, беседа

Самоконтроль

118

Поражающие факторы

лесных и торфяных пожаров

1

11

Лекция, беседа

Самоконтроль

119

Мероприятия по защите от природных пожаров, действия

населения при угрозе и

пи возникновении пожаров

1

11

1

Работа в группе.

Наблюдение

220

Общие рекомендации обучающимся о поведении при опасных явлениях природы.

1

11

Лекция, беседа

Самоконтроль

221

Основы безопасного поведения в толпе. Паника.

1

11

Лекция, беседа

Самоконтроль

222

Терроризм и безопасность человека

1

11

Лекция, беседа

Самоконтроль

223

Дорога и ее элементы

1

11

Лекция, беседа

Самоконтроль

224

Участники дорожного движения, дорожно - транспортные

происшествия.

1

11

Лекция, беседа

Самоконтроль

225

Движения во дворах и жилых зонах

1

11

Лекция, беседа

Самоконтроль

Тема 2. Основы здорового образа жизни. Оказание первой помощи. Оказание первой медицинской помощи 9 часов

226

Первоначальная обработка раны, правила наложения

повязок

1

11

Личностные: проявление познавательных интересов и активности при изучении тем связанных с основами здорового образа жизни;

формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно  выполнять правила безопасности и жизнедеятельности;

бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, профилактика вредных привычек; развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств;

Метапредметные - овладения умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим при различных ЧС;  овладение обучающимися навыками самостоятельно определять

цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;  формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;  приобретение опыта при остановке кровотечения, при переломах, ушибах, вывихах;  формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; правильно планировать свой режим дня.

Предметные:

- в познавательной сфере: знания о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

 - в ценностно- ориентационной сфере:  умения оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах; умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

- в коммуникативной сфере: умения информировать о результатах своих наблюдений,

участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

- в эстетической сфере: умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

- в трудовой сфере: знания о действии различных медицинских препаратов, о дозировке, как и где применить их в повседневной жизни;

- в сфере физической культуры: формирование установки на здоровый образ жизни; развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;

Лекция

Самоконтроль

227

Первая помощь при переломах

1

11

Беседа

Самоконтроль

228

Тепловые, солнечные удары, обморожения.

1

11

Беседа

Самоконтроль

229

Человек и его здоровье

1

11

Лекция

Самоконтроль

330

Факторы разрушающие здоровье.

1

11

Работа в группе.

Взаимоконтроль

331- 34

Повторение изученного материала. Основы здорового образа жизни. Оказание

первой помощи. Оказание первой медицинской помощи.

4

44

Работа в группе.

Взаимоконтроль

3

Всего

34

29

5

7. Список учебно-методической литературы

Для ученика:

М.П. Фролов, М.В. Юрьева, В.П. Шолохов, Б.И. Мишин ОБЖ:7 класс: для общеобразовательных учреждений М.:

Астрель2013.

Для учителя:

М.П. Фролов, М.В. Юрьева, В.П. Шолохов, Б.И. Мишин ОБЖ:7 класс: для общеобразовательных учреждений М.:

Астрель2013.

Дополнительная литература для учителя

1) А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин, В.А. Васнев «ОБЖ 5-9 классы» - М: Просвещение, 2010

2) «Методическое пособие по ПДД 8 кл.» - СПб: Лики России, 2008

3) В.Н. Латчук, С.К.Миронов, Б.И. Мишин « Планирование и организация занятий в школе по ОБЖ» - М: Дрофа, 2002

4) И.К.Топоров « Основы БЖ» -М.: Просвещение, 1996

5) Ю.П. Засядько «Поурочное планирование по ОБЖ» Волгоград: Экстркмум, 2005

6) А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин «Методические материалы и документы» - М: Просвещение, 2001

7) Е.А. Лукьянов, С.П. Данченко «Сборник вопросов и задач по ОБЖ 5-9 классы» - СПб: ГУПМ, 1998

8) В.Л. Мардельфельд « Тесты по ОБЖ» - СПб: ГУПМ, 2001

9) Е.А. Лукьянов «Материалы к курсу ОБЖ» - СПб: Симпозиум, 1999г.

8. Лист корректировки внеурочной деятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7 кл.

№№

п/п

Тема занятия

Кол-

во

часов

Из них

Планируемы результаты обучения

Форма

организации

занятий

Форма контроля

7

В аудитории

Вне

аудитории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 8 класс

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.Пре...

Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 10 класс

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.Разработа...

Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 11 класс

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса составлена на основе комплексной программы  «Основы безопасности жизнедеятельности»/ Смирнов А.Т, Хренников ...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 7 класса (базовый уровень)

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (7 класс)  составлена на основе  Программы:   «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под общей...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии  с федеральным компонентом  Государственно...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии  с федеральным компонентом  Государственно...