"Формирование здорового образа жизни на уроках основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС".
статья по обж
Материалы для выступления на тему: "Формирование здорового образа жизни на уроках основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zozh_na_urokah_obzh_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная)
ради которой действительно стоит не только не жалеть
времени, сил, трудов и всяческих благ,
но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,
поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.
М. Монтень.
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.
Школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»..
Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860) так сказал о здоровье: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствие».
В уставе Всемирной организации здравоохранения дано определение: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Условиями полноценного здоровья являются: здоровый образ жизни ( это физическое здоровье); любовь, творчество, общение, чувство юмора, позитивность мышления (психическое здоровье); эмоционально-волевое и ценностное отношение к себе, человеку, жизни, природе, труду, обществу, познанию и другим высшим ценностям (духовно-нравственное здоровье).
Следует различать два аспекта понятия здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как система мер по сохранению, укреплению и улучшению физического здоровья. И здоровый образ как совокупность мероприятий по организации всех сторон своего бытия, позволяющих увеличить продолжительность жизни и повысить ее качество.
Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению, статистика говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождается практически здоровыми. Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до 18 %, с нарушениями осанки до 45 % (по данным Института возрастной физиологии). Более 60% школьников имеют хронические заболевания и только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у обучающихся культуры здоровья.
Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех уроков ОБЖ по формированию культуры здоровья. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном) учитель стремится создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использует учебный материал для популяризации здорового образа.
Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
учет возрастно-половых особенностей;
учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности обучающихся (вводная часть, основная и заключительная);
использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма обучающихся.
Целевые установки здоровьесберегающей технологии на уроках ОБЖ следующие:
- стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;
- учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;
- показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.
Организация уроков ОБЖ по формированию здорового образа жизни осуществляется с учетом основных направлений формирования культуры здоровья:
- выработка установки на сохранение, поддержание и укрепление собственного здоровья; определение своего отношения к собственному здоровью ,
- формирование «здорового» мышления; мотивации ведения здорового образа жизни воспитание, ответственности за свою жизнедеятельность;
- выработка активной жизненной позиции, позитивного мышления, навыка саморегуляции и рефлексивной деятельности и др.;
- формирование коммуникативной культуры личности; культуры выражения эмоций; культуры профилактики и преодоления факторов, разрушающих здоровье; культуры самообразования в вопросах здоровья как составные части системы мер по воспитанию общей культуры здоровья.
Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы он стал здоровым?
Необходимо организовать ЗОЖ, опираясь на следующие принципы:
1. Принцип ответственности за свое здоровье. Только разумное отношение к нему позволяет человеку долгие годы сохранять бодрость, высокую работоспособность, социальную активность и достичь долголетия.
2. Принцип комплексности: нельзя сохранять здоровье по частям. Здоровье означает согласованное действие всех систем организма и личности. Чтобы обеспечить их гармоничное взаимодействие, необходимо уделять внимание всему комплексу обстоятельств, формирующих образ жизни человека.
3. Принцип индивидуализации обусловлен тем, что каждый человек уникален как с точки зрения биологической (генотипической), так и психологической, и социальной. Поэтому у каждого из нас должна быть своя индивидуальная программа здорового образа жизни, учитывающая следующие особенности: генотипические факторы, психологические факторы, социальные факторы, семейно-бытовой статус, уровень культуры.
4. Принцип умеренности означает, что для тренировки функциональных систем должны использоваться умеренные нагрузки, вызывающие среднюю степень утомления.
5. Принцип рационального чередования нагрузки и отдыха. «Люди устают не потому, что работают много, а потому, что работают неправильно».
6. Принцип рациональной организации жизнедеятельности.
Необходимо научиться правильно работать и правильно отдыхать. Планирование позволяет придать жизнедеятельности определенную систему. В этом отношение актуальны слова : «Имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для года, для месяца, для недели и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высокими».
7. Принцип «сегодня и всю жизнь».
Здоровье не дается человеку впрок, оно требует постоянных и упорных усилий.
Таким образом, обеспечение ЗОЖ возможно только при условии, что человек сам захочет быть здоровым.
Цель обучения учащихся здоровому образу жизни на уроках ОБЖ - это формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества; формирование в детях социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.
Наибольший эффект в формировании здорового образа жизни учащихся обеспечивается многообразием видов работ, средств и методов, используемых во время проведения уроков. Разнообразие форм работы делает процесс обучения более творческим и позволяет добиться того, чтобы полученные учащимися знания прочно вошли в их повседневную жизнь. Поэтому на своих уроках ОБЖ по формированию здорового образа жизни чаще всего я использую такие формы работы, которые являются результативными и одновременно интересными для детей:
-решение ситуативных задач, постановка проблемных вопросов с последующим нахождением ответов и обсуждением; составление кластеров, разгадка ребусов, проведение интеллектуальных игр;
-выполнение творческих заданий (напиши эссе, , нарисуй плакат, рисунок, сочини правдивую рекламу, подготовь проект);
- проведение тестирования, социологических опросов, анкетирование.
Одной из современных эффективных форм работы по формированию ЗОЖ на уроках ОБЖ считаю проектную деятельность обучающихся. Ученик, в ходе работы над учебном проектом, обучается реальным принципам сохранения здоровья, познает собственный потенциал здоровья, учится правильно использовать собственные ресурсы здоровья, обучается навыкам здорового образа жизни, формирует активную позицию ценности здоровья собственного, здоровья близких, нации.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ предполагает, что учитель своими действиями не наносит вред здоровью обучающихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частичку своего здоровья. Учитель может и должен помочь школьнику в использовании полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.
В программе общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Смирнова на изучение раздела 3 «Основы здорового образа жизни» в 5-11 классах, отведено 43 часа. В содержание программы заложены темы, пропагандирующие здоровый образ жизни.
На мой взгляд, этого количества часов явно недостаточно. Но спасают положение проводимые в школе акций, мероприятий, связанные с формированием ЗОЖ, Дни здоровья.
Учитель должен содействовать сохранению здоровья всеми возможными способами, такими как строгим соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения, нормированием учебных нагрузок, применять образовательные технологии с учетом физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий.
На уроках необходимо проводить физминутки. Физкультминуты можно проводить как учитель, так и ребенок. В физкультминутку нужно включать простейшие упражнения для глаз, так как они служат не только профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
На первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Упражнение «перчатки».
Обязательны упражнения на релаксацию. Например, игра «Роняем руки» расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется 4-6 раз.
Практика работы по здоровьесбережению на уроках ОБЖ показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.
Нужно внушить ребёнку необходимость заботы о своём здоровье. Каким должен быть стимул, побуждающий его вести здоровый образ жизни? «Это нужно мне» - только такой мотив может побудить к действию, стать смыслом и целью для формирования здоровой личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амосов по преодолению старости. – М.: АСТ, 2003.
2. , . Формирование здорового образа жизни российских подростков - М.: Владос, 2003.
3. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности.- Основы безопасности жизнедеятельности, 2009, №3.
4. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии.- Основы безопасности жизнедеятельности, 2010, №1.
5. Дрибинский П. Воспитание ценностного отношения к здоровью. - Воспитание школьников. – 2008, №8.
6. Ощепкова потребности в ЗОЖ у школьников.- Народное образование. – 2006, №8.
7. Смирнов общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности». Комплексная программа 5 – 11 классы. М., Просвещение, 2010.
8. Ступницкая деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся. - М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование мотивации к обучению на уроках основ безопасности жизнедеятельности»
Научно - методическое обоснование процесса мотивации учащихся к данному предмету....
« Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни на уроках английского языка»
Современные стандарты и программы Министерства образования Российской Федерации, а также общих тенденций модернизации образования в начальной и средней школе подразумевают единство образования и...
Формирование здорового образа жизни через привитие основ здорового питания
формирование понятий о ведении здорового образа жизни через принятие правил здорового питания на уроках физической культуры...
"Современные методики преподавания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в условиях реализации ФГОС ООО"
Современные тенденции развития системы образования требуют строить модель деятельности преподавателя в многовариантном образовательном пространстве. От этого напрямую зависит эффективность реализации ...
«Формирование психологического здоровья современных школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности»
Активное внедрение информационных технологий в жизнь общества вызвало необходимость в создании современных образовательных технологий, которые имеют огромное значение в совершенствовании учебно-воспит...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В РАЗДЕЛЕ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
Одной из жизненных вопросов современного общества и образования является формирование здорового образа жизни, связанного с загрязнением окружающей нас среды и продуктов питания...
Мастер – класс «Формирование здорового образа жизни на уроках основы социальной жизни средствами современных педагогических технологий на уроках «Основы социальной жизни» по разделу «Здоровое питание»
Данный материал предназначен для уроков основы социальной жизни....