Формирование здорового образа жизни через привитие основ здорового питания
статья по физкультуре
формирование понятий о ведении здорового образа жизни через принятие правил здорового питания на уроках физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_material.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Андреев Вячеслав Вячеславович,
учитель физической культуры ГБОУ школа №482
Урок по физической культуре
Тема: «Формирование здорового образа жизни через привитие основ здорового питания»
Раздел: Основы знаний
Цель урока: формирование понятий о ведении здорового образа жизни через принятие правил здорового питания.
Задачи урока:
- Изучить основы правильного здорового питания
- Ознакомить учащихся с понятием и значением правильного питания
- Исследовать и обозначить реальную картину по данному вопросу в классе, школе
- Сформировать у учащихся потребность в ведении здорового образа жизни
Инвентарь и оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
В начале урока всем учащимся предлагается анкета, на вопросы которой нужно ответить. В процессе урока учащиеся делают пометки, записи в соответствии с вопросами анкеты и материалом урока.
Мы много говорим и читаем о здоровом образе жизни. Практически все авторы книг говорят о том, что “Рациональное питание и физическая тренировка – это те слагаемые в формуле здоровья, без которых быть здоровым, оставаться здоровым человек просто не может. Это те необходимые условия, без которых здоровья не сохранить”. Специфической чертой работ русских исследователей, в отличие от книг американских ученых, обязательным фактом является компонент закаливания. Заметной же чертой зарубежной работы является упор именно на отказ от вредных привычек.
Мы же сегодня, как вы уже поняли из вопросов анкеты, осветим вопрос питания.
№ Текстовое сопровождение
слайда
Забота о физическом состоянии человека приобретает особую значимость в наше, тяжелое с экологической точки зрения, время. Все большее количество людей начинает бережно относиться к сохранению собственного здоровья, к его улучшению. Средством для выполнения такой задачи является ведение здорового образа жизни. | |
Составляющие здорового образа жизни: правильное питание; эмоциональное, духовное, интеллектуальное самочувствие; физически активная жизнь; гигиена организма; Окружающая среда и отказ от вредных привычек. | |
Сегодня мы затронем один из компонентов здорового образа жизни – здоровое питание. Эта тему актуальна потому, что малое количество учеников нашей школы, подростков и взрослых придают должное внимание значению именно данного компонента применительно к ведению здорового образа жизни. А ведь именно здоровье и питание зависят друг от друга напрямую. Здоровая еда - основа общего здоровья, потому что из-за недостаточного и некачественного питания у нас развиваются многие болезни. | |
И тема урока: «Формирование здорового образа жизни через привитие основ здорового питания» | |
Цель: формирование понятий о ведении здорового образа жизни через принятие правил здорового питания. Исходя из поставленной цели, мы обозначаем задачи:
| |
И эпиграфом сегодняшнего занятия нам послужат слова Мигеля де Серванте «Здоровье тела куётся в кузнице желудка» | |
Здоровое питание подразумевает под собой питание 1)рациональное и 2)сбалансированное. 1) Рациональное питание детей основывается не только на научно обоснованном употреблении молочных, мясных, рыбных и других продуктов, но и на обязательном использовании овощей, фруктов и ягод в питании растущего организма. | |
Рациональное питание детей и подростков строится с учетом общих физиологических и гигиенических требований к пище. | |
Многие наши учащиеся не соотносят питание со своим здоровьем, и считают, что улучшить своё здоровье с помощью питания не возможно. Хотя специалисты в области детского питания уже давно доказали, что продолжительность жизни можно увеличить с помощью пищи, содержащей все необходимые элементы и профилактика многих заболеваний, возникающих у взрослых (артериальная гипертония, сахарный диабет, ожирение), должна вестись не с подросткового или юношеского периодов, а с раннего детства. | |
Так же большое значение имеет вопрос зависимости роста организма и успешности в учёбе от питания. Учащиеся считают, что питание никак не влияет на способность к усвоению знаний, к усталости и общей утомляемости. Некоторые уверены, что на рост и развитие организма питание так же не оказывает влияния. Между тем именно в детском возрасте отмечается повышенная потребность в правильном соотношении белков, жиров, углеводов, обильное наличие витаминов и минералов, обеспечивающих нормальное течение процессов, связанных с интенсивным ростом и развитием ребенка. | |
По вопросу рационального питания ученики и родители говорят о том, что питаются они от трёх до пяти раз в день (как и должно быть по всем правилам), но небольшой процент учащихся отказывается от домашних завтраков, либо съедает бутерброд с чаем. А ведь известно, что завтрак должен состоять из углеводов, причём правильных. Таким образом, у ребят рано наступает усталость, ведь для успешной работы всем нужна энергия, но, к сожалению, организму негде её брать. А рис, гречу, пшено половина детей практически не едят. Так же не радостно обстоит дело и с обедом. Многие старшеклассники вместо горячего обеда предпочитают просто перекусить в школьной столовой. В то время как на ужин как раз и едят пищу, тяжёлую для переваривания. | |
У детей и подростков из всех пищевых веществ наиболее остро ощущается потребность в белках, которые необходимы для роста и развития организма. Чем меньше ребенок, тем больше у него потребность в белке. А ведь мало кто знает, что больше всего белка не в мясе, как принято считать, а в сыре твёрдом, сыре плавленом, горохе, твороге, фасоле, и только потом в мясе (но опять же в мясе кролика и куры). Известно, что белки обеспечивают иммунитет к инфекциям! | |
Минеральные вещества, как и белки, являются строительным материалом. Они необходимы в питании детей для роста и развития. Они влияют также на защитные функции организма и его иммунитет. Натрий, например, способствует улучшению нервно-мышечной деятельности. Калий нам нужен для работы всех мышц, и особенно для мышцы сердца. Кальций необходим всем костям, его необходимость можно сравнить с необходимостью корня для дерева. | |
Дети более чувствительны к недостатку любых витаминов, чем взрослые. С процессами роста потребность в них повышается. Кроме специфических болезненных проявлений, связанных с авитаминозом, у детей отмечаются некоторая вялость, бледность, быстрая утомляемость, иногда боли в коленях, понижение аппетита. То, что витамины и минералы нужны всем без исключения людям, подтверждают 100% и взрослых и детей. | |
Наши ребята употребляют в пищу свежие овощи и фрукты редко, только во вкусных салатах. Лук и чеснок ребята едят только тогда, когда их заставляют. Кисломолочные продукты в пищу употребляют всего лишь 1-2 раза в неделю. Но ведь такое количество крайне мало. Не потому-ли у ребят часто случаются травмы, связанные с переломами, трещинами костей и вывихами? Так же и рыбные блюда идут в пищу крайне редко. А ведь это – лучшая пища для улучшения памяти! Из напитков наши ребята отдают предпочтение: чаю; кофе; газированным напиткам; компоту; и только - соку. А ведь известен факт, что дети и подростки чувствительны к недостаточности витамина С. Он должен регулярно поступать с пищей, так как необходим для очень важных процессов жизнедеятельности. Основной источник витамина С — овощи, фрукты, ягоды. Эти растительные продукты рекомендуется ежедневно включать в рационы детского питания. Так, для учащихся 9—10-х классов свежие овощи, плоды и их соки должны составлять не менее 900 г в сутки. Особенно полезны фруктовые соки в смеси с молоком (коктейли), так как они улучшают все виды обмена веществ. | |
Ребята больше всего любят жареную пищу, маринованную и копчёную. А ведь известно, что избыток жира в пище детей нежелателен, так как это нарушает процесс обмена веществ, понижает аппетит, расстраивает пищеварение и ведет к ожирению. Так же при избытке жира нарушается усвоение белков. | |
Многие ребята часто и с удовольствием употребляют пирожные и печенье, даже не задумываясь о том, что пользы от этих продуктов – никакой. Избыточное количество таких углеводов угнетает рост и развитие детей, приводит к снижению иммунитета. Научно-практические исследования показывают, что у детей, получающих пищу с большим преобладанием углеводов, наблюдаются понижение мышечного тонуса, бледность кожных покровов и слизистых оболочек, избыточная масса тела и даже ожирение. Такие дети чаще болеют, заболевания протекают тяжелее и часто сопровождаются осложнениями. | |
«Что нужно делать, чтобы вести здоровый образ жизни?» Необходимо соблюдать все правила ведения здорового образа жизни, и здесь не обойтись без сбалансированного и рационального питания. | |
Сложность в переходе к правильному питанию скорее даже не собственно физиологическая, а психологическая. “Мы привыкли питаться так, как питаемся, а привычки, складывающиеся в течение всей жизни, сразу не изменить” | |
Тема, которую мы сегодня затронули, особо актуальна, так как далеко не все ребята и их родители понимают и осознают необходимость здорового питания. Необходимо как можно чаще поднимать этот вопрос, и администрация школы делает для этого очень много: у нас в школе есть и горячие завтраки, и горячие обеды. Постоянно проводятся проверки питания, контроль за питанием учеников. Хочется, чтобы в помощь к школе присоединились и родители учеников. Ведь ни для кого не секрет, что здоровье проще поддерживать, чем исправлять. А некоторые диагнозы очень трудноизлечимы. Я призываю всех заниматься самообразованием и пропагандой здорового питания. | |
И закончить сегодняшнее занятие надо словами французского писателя Брилья-Саварена: «Раз уж человек навечно осужден постоянно есть, значит, питаться надо хорошо!» |
Гипотеза данного исследования состоит в том, что формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма, так же как и то, что от питания напрямую зависит и наша учёба, и наши заболевания (и их разнообразие, и их продолжительность), и общее самочувствие.
Практическое значение данной работы:
- полученные данные можно использовать для информирования учащихся о влиянии питания на здоровый образ жизни,
- данный материал можно использовать на уроках природоведения, биологии, ОБЖ, как дополнительный материал для самостоятельного ознакомления.
- данный материал можно использовать на родительских собраниях для всеобуча.
Анкета учащегося
«Едим ли мы то, что следует есть?»
Как питаетесь Вы? Попробуйте узнать о себе больше, выполнив задания анкеты. Отвечайте на вопросы теста индивидуально. Внимательно прочитав каждый вопрос, выберите один из трёх (двух) ответов, который характерен для Вас. Поставьте галочку рядом с выбранным ответом.
1. Сколько раз в день ты ешь?
- 3-5 раз,
- 1-2 раза,
- 7-8 раз, сколько захочу.
2. Завтракаешь ли ты дома перед уходом в школу?
- да, каждый день,
- иногда не успеваю,
- не завтракаю.
3. Твой завтрак чаще всего состоит из:
- овсяной каши
- творога со сметаной, кефира, молока
- бутербродов с чаем
- чашечки кофе
- иное (напиши что)__________________________________
4. Что ты выберешь из ассортимента в буфете для быстрого завтрака на перемене?
- булочку с компотом,
- сосиску, запеченную в тесте,
- кириешки или чипсы.
5. Ешь ли ты на ночь?
1) стакан кефира или молока,
2) молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),
3) мясо (колбасу) с гарниром.
- иное (напиши что)____________________________________
6. Употребляешь ли ты в пищу свежие овощи?
- всегда, постоянно,
- редко, во вкусных салатах,
- не употребляю.
7. Как часто на вашем столе бывают фрукты?
- каждый день,
- 2 – 3 раза в неделю,
- редко.
8. Употребляешь ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
- всё употребляю ежедневно в небольшом количестве,
- ем иногда, когда заставляют,
- лук и чеснок не ем никогда.
9. Употребляешь ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?
- ежедневно,
- 1- 2 раза в неделю,
- не употребляю.
10. Какой хлеб предпочитаешь?
- хлеб ржаной или с отрубями,
- серый хлеб,
- хлебобулочные изделия из муки в/с.
11. Рыбные блюда в рацион входят:
- 2 и более раз в неделю,
- 1-2 раза в месяц,
- не употребляю.
12. Какие напитки ты предпочитаешь?
- сок,
- компот,
- кисель;
- чай
- кофе;
- газированные: фанта, лимонад, пепси-кола
- иное (напиши что)___________________________________
13. Часто ли ты употребляешь рис, гречу, пшено, горох, фасоль?
— практически ежедневно
— пару раз в неделю
— раз в неделю
— я их почти не ем
14. Любишь ли сладости?
- все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,
- пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,
- могу сразу съесть 0,5 кг конфет.
15. Отдаёшь чаще предпочтение:
- постной, варёной или паровой пище,
- жареной и жирной пище,
- маринованной, копчёной.
17. В каких продуктах, по твоему мнению, содержится наибольшее содержание витаминов?
- молочные продукты,
- овощи
- фрукты
- рыба
- конфеты
- печенье
- пепси-кола
- сухарики
- чипсы
- сосиски
18. В каких продуктах, по твоему мнению, содержится наибольшее количество минералов?
- фрукты
- овощи
- крупы
- морепродукты, рыба
- мясо
20. Может ли человек сам узнать, хватает ему витаминов и минералов или нет?
- да - нет
21. Как вы считаете, витамины и минералы нужны только больным людям?
- да - нет
22. Выбери верное утверждение:
- здоровое питание – залог здоровья
- чем больше ешь, тем здоровее будешь
- для радости нужно кушать сладости
23. Напиши 3 твоих любимых блюда ____________________
______________________________________________________
24. Знаешь ли ты, что такое здоровое питание?
Да Нет
Если ДА, то напиши – что это такое? _____________________
25. Сможешь ли ты улучшить своё здоровье с помощью питания? Да Нет Не знаю
26. На твой взгляд – правильное питание относится к здоровому образу жизни?
Да Нет Не знаю
27. Какие ты знаешь правила питания (потребления пищи)? ____________________________________________________
28. Как ты думаешь – ты здоровый человек? _________________________________________
29. Что (на твой взгляд - самое главное) нужно делать, чтобы вести здоровый образ жизни?
______________________________________________________
30. Как ты думаешь – зависит ли от твоего питания
- то, как ты учишься? Да нет
- то, как ты растёшь? Да нет
Список используемой литературы:
- Лисицын Ю.П., Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н. Лосева. Книга о здоровье. Сборник - М.: Медицина, 1988.
- Лифляндский В. Г., Энциклопедия здорового питания. Издательство: Олма Медиа Групп Серия: Жизнь и здоровье; 2012 г.
- Михайлов В., Палько А.. Выбираем здоровье! - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1987.
- Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни. Энциклопедия социологии. — Минск: Книжный Дом, 2003.
- Изображение «Правильное питание» http://getway.info/uploads/eda1.png
- Изображение «Рациональное питание» http://news.astv.ru/files/news/imagecache/one_new/front/shkolnoe_pitanie.gif
- Изображение «Здоровое питание» http://img-fotki.yandex.ru/get/5313/135204812.0/0_64859_e53d08a1_XL
- Изображение «Правильное питание» http://momfamilychild-help.typepad.com/.a/6a010536ead653970b01127944bdff28a4-320wi
- Изображение «Витамины» http://img-fotki.yandex.ru/get/5801/ia-zdesi.5/0_4b051_5697e360_L
- Изображение «Добавь здоровья» http://collegium.com.ua/assets/images/fotos/globus.jpg
- Изображение «Школа – территория здоровья» http://www.edu.cap.ru/home/1212/doc/2012/baner/zog.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла (из опыта работы).
Обобщён опыт работы по формированию здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла....
Формирование здорового образа жизни через народные традиции.
Проект " Формирование здорового образа жизни через народные традиции" предназначен для детей старшего школьного возраста. Проект нацелен на формирование у детей мотивации навыков здорового...
Формирование здорового образа жизни через проектную деятельность
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить ребенка со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то...
Формирование здорового образа жизни через уроки биологии.
методическая разработка...
"Формирование здорового образа жизни на уроках основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС".
Материалы для выступления на тему: "Формирование здорового образа жизни на уроках основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС"....
"Формирование здорового образа жизни через культуру питания"
В нашей школе учатся дети с различными сочетанными нарушениями опорно-двигательного аппарата: гиперкинезы, различные степени порезов правой или левой стороны; многочисленные аутоподобные синдром...
Укрепление и сохранение физического здоровья обучающихся , формирование здорового образа жизни через оптимизацию двигательного режима и физической подготовки школьников
Сущность педагогической системы, по которой работаю,заключается в личностно - ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой,...