ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В РАЗДЕЛЕ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
статья по биологии (8 класс)
Одной из жизненных вопросов современного общества и образования является формирование здорового образа жизни, связанного с загрязнением окружающей нас среды и продуктов питания, пьянством , наркоманией. В школьные годы закладывается основа фундаментального здоровья человека.Очень огромной становится значение курса анатомии, физиологии и гигиены человека в образовании и воспитании школьников.Расписаны какие лабораторные работы и темы уроков формируют у школьников ЗОЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В РАЗДЕЛЕ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
Одной из жизненных вопросов современного общества и образования является формирование здорового образа жизни, связанного с загрязнением окружающей нас среды и продуктов питания, пьянством , наркоманией.
Общественные и экономические проблемы, нагрузки, стресс, нездоровые привычки современного бытия - все это сказывается на состояние здоровья, не только великовозрастных людей, но и растущего поколения.
О проблемах ухудшения здоровья молодого поколения в современном мире , медики заявляют давно. Но многое зависит от типа жизненного состояния самого учащегося . В школьные годы закладывается основа фундаментального здоровья человека и повышается роль школьной общеобразовательной организации в укреплении здоровья, в пропаганде здорового образа жизни. Поэтому очень огромной становится значение курса анатомии, физиологии и гигиены человека в образовании и воспитании школьников.
При формировании мировоззрения о здоровом образе жизни (ЗОЖ) необходимы знания о функции клеток, строения тканей, анатомии органов, систем органов и организма человека в целом, так же основы медицинских знаний и применение их на практике.
Одной из задач предмета анатомии человека – расширение и углубление знаний учащихся о сохранения здоровья. В связи с этим учитель биологии должен давать ученикам знания, обучать навыкам общения и поведения, формировать у учащихся основные принципы здорового образа жизни и использовать различные методы и подходы к решению проблемы оздоровления школьников. Особо необходимо уделять внимание вопросам профилактики и предупреждения заболеваний всех систем организма, рассматриваются приёмы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. В соответствии со школьной программой немаловажную роль играют проведение лабораторных работ . Таких как: «Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия», «Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления», «Дыхательные движения», « Изучение строения и работы органа зрения». На уроках биологии темы из раздела «Человек и его здоровье» близки с основами здорового образа жизни.
Например такие уроки как:
-Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета
- Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц
- Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата
- Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний
- Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях
-Гигиена дыхания. Вред табакокурения.
-Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма
- Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом
- Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний
- Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика
- Заболевания органов мочевыделительной системы и меры предупреждения
- Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа
- Нарушения зрения и их предупреждение
- Гигиена слуха
- Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья
В конце учебного года учащиеся по желанию готовят проекты по темам связанным со здоровым образом жизни.
Такие работы как:
- Влияние алкоголя на организм подростка
- ГМО: пища будущего или риск для здоровья
- Влияние электронных сигарет на организм человека
- Влияние алкоголя на организм человека
- Фас-фуд-вред или польза
- Влияние гаджетов на организм человека
- Недельный мониторинг пищевого статуса моей семьи по нутрициологическим показателям
- Различные виды курения и его влияние на здоровье человека
- Акустический шум и его влияние на человека
Ценность работ над проектом заключалась в том,что ученики в знакомстве с материалом, выходили за пределы школьной программы. Каждый развивал умение анализировать и сравнивать объекты, делать выводы. При изучении научно-популярной литературы и материалов школьной программы связанные с ситуациями из жизни позволяют убедить школьников в огромной роли самого человека для сохранения собственного здоровья. Выработать навыки негативного отношения к вредным привычкам. Конечно же для сохранения здоровья каждому современному подростку необходимы полноценные как теоретические так и практические знания, ставшие повседневной нормой жизни для каждого: физические упражнения, упражнения для глаз, закаливание организма, избавление от вредных привычек. Ведь все эти экологические факторы окружающей среды, в которой человек находится: живет, растет, работает, проводит досуг, влияют на его здоровье, понижая иммунитет и на его восприимчивость к различным болезням. Они же позволят определять , в какой мере каждый из нас способен, стараясь пересмотреть привычное поведение и приспособиться к каким-либо труднопереносимым условиям среды.
Гарифуллина Э.Ф, учитель биологии, МБОУ «СОШ№33» Набережные Челны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование здорового образа жизни на уроках биологии".
Изучение теоретической литературы по теме работы привело к выводу о существующем противоречии между необходимостью организации в учебном процессе пропаганды здорового обр...

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла....

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида (из опыта работы).
Пример выступление на педагогическом совете по данной теме....
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей с нарушениями слуха. «Основные понятия о здоровом образе жизни».
Проектпо формированию основ здорового образа жизниу детей с нарушениями слуха.«Основные понятия о здоровом образе жизни»....

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии и во внеклассной работе
Данная презентация посвящена формированию здорового образа жизни на уроках биологии и во внеклассной работе....

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии и во внеурочное время
Пропаганда здорового образа жизни является актуальной для формирования эколого-нравственных компонентов подрастающего поколения.Необходимо создавать соответствующие мотивации и правильное отношение к ...