« Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни на уроках английского языка»
статья по английскому языку на тему
Современные стандарты и программы Министерства образования Российской Федерации, а также общих тенденций модернизации образования в начальной и средней школе подразумевают единство образования и воспитания на занятиях английским языком , усиление вовлеченности учащихся, их активности и инициативы в процессе индивидуализации обучения; творческий подход учеников к изучению английского языка в процессе решения проблемных заданий и обсуждения жизненных ситуаций; установление межпредметных связей; формирование навыков самостоятельной оценки достигнутых результатов, уделяя большое внимание укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни.
Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. В последние годы понятие «здоровье» применительно к школьникам чаще звучит в отрицательном значении (нет здоровья). Между тем здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования. Как же связаны между собой понятия образование и здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Можно ли представить образование ребенка как процесс, отстраненный от жизни... | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные стандарты и программы Министерства образования Российской Федерации, а также общих тенденций модернизации образования в начальной и средней школе подразумевают единство образования и воспитания на занятиях английским языком , усиление вовлеченности учащихся, их активности и инициативы в процессе индивидуализации обучения; творческий подход учеников к изучению английского языка в процессе решения проблемных заданий и обсуждения жизненных ситуаций; установление межпредметных связей; формирование навыков самостоятельной оценки достигнутых результатов, уделяя большое внимание укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни.
Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. В последние годы понятие «здоровье» применительно к школьникам чаще звучит в отрицательном значении (нет здоровья). Между тем здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования. Как же связаны между собой понятия образование и здоровье
Слово «образование», если отказаться от бюрократического значения этого понятия как системы организации обучения, происходит от слова «образ». В этом смысле слово «образование» очевидно, означает приведение человека к некоему идеальному состоянию, заданному высшими образцами современной культуры, в которой этот человек существует. Не случайно иконы — это образа. Можно ли представить образование ребенка как процесс, отстраненный от его телесных ощущений, эмоциональных переживаний, опыта коммуникаций? Можно ли представить осознанное приведение человека к состоянию соответствия с высоким образом только посредством большого количества передаваемой им информации, игнорируя эмоциональные и телесные переживания. Очевидно, нет. Образование — процесс гармоничный. Здоровье в широком смысле этого слова выступает и как одна из целей в процессе получения образования, и как средство достижения высокой гармонии и к тому же, как индикатор правильности выбора пути. При такой постановке вопроса необходимо рассматривать фактор здоровья в проектном контексте, поверяя им все стороны жизни ребенка.
Забота о здоровье ребенка - это не просто соблюдение целого комплекса санитарно-гигиенических норм, требований к режиму, питанию, труду и учебе. Это - прежде всего забота о гармоничном развитии человека, духовных и физических ресурсах. Основная цель - показать учащимся необходимость заботы о своем здоровье на примерах, опыте, накопленном людьми, и достижениях человеческой цивилизации средствами обучения английскому языку. Прогресс и развитие современной цивилизации позволяют нам не только бороться за существование, но и задуматься над гармоничным развитием человеческой личности. Нужно показать учащимся ценность здоровья личности, как относятся к нему в разных странах. Содержание некоторых уроков может быть несколько идеализировано с целью, чтобы выявить позитивные стороны человеческого поведения и на их примере показать то лучшее, что может способствовать гармоничному развитию ребенка.
Разработанные уроки будут более эффективны в том случае, если преподаются в комплексе с иными формами реализации междисциплинарной программы "Здоровье".
Как мы видим из представленных в приложении тем программы ЗДОРОВЬЕ темы тесно перекликаются с тематикой общения на английском языке.
Наши задачи найти такие дополнительные упражнения и задания языкового и речевого характера к каждому из блоков, а также дополнительные тексты и задания к ним, которые бы соответствовали и задачам обучения иностранному языку и задачам сохранения и укрепления здоровья.
Ниже приведённые методы обучения иностранному языку не противоречат а помогают нам решать задачи укрепления здоровья.
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
Раздел 1
САМОПОЗНАНИЕ
ЗНАНИЕ СВОЕГО ТЕЛА
Части тела, их функциональное предназначение.
Внутренние органы и их предназначение. “Язык” тела. Рост и развитие человека, периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.
САМОПОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ОЩУЩЕНИЕ, ЧУВСТВО И ОБРАЗ
Эмоциональная сфера личности: чувства, настроение, эмоциональные переживания, ощущения. Способы проявления эмоций и выражения чувств.
Раздел 2
Я И ДРУГИЕ
Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.
Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтиых ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми.
Родственные связи — семья. Правила семейного общения. Права ребенка в семье. Правила групповой деятельности.
Раздел З
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
ГИГИЕНА ТЕЛА
Кожа и ее придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.
ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА
Общее представление о строении ротовой полости, временные и постоянные зубы. Прикус и вредные привычки, нарушающие его.
Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами.
ГИГИЕНА ТРУДА И ОТДЫХА
Периоды изменения работоспособности. Режим дня.
Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых.
Гигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению.
Профилактика инфекционных заболеваний.
Микромир: микробы, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с микро миром. “Хорошие” и “плохие” микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д.
Представление об «активной» защите – иммунитете.
Раздел 4
ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
Питание – основа жизни.
Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Непероносимомть отдельных продуктов и блюд. Традиции приема пищи в разных странах.
Правила поведения за столом.
Раздел 5
ОСНОВЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПА СНОС ТИ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГАХ
Тематика устно-речевого и письменного общения на английском языке
- Страны изучаемого языка. Моя страна. Социальные и культурные контакты.
- О себе (имя, возраст, адрес и т. д.).
- Семья. Взаимоотношения в семье (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
- Дом. Квартира (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
- Школа. Любимые предметы.
Взаимоотношения с учителями и одноклассниками (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
- Досуг. Увлечения (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
- Спорт. Здоровье (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
- Города. Достопримечательности. Проблемы современного города (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
- Путешествие. Туризм (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
- Выбор профессии (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
- Природа и экология (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
- Достижения культуры (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
- Великие люди (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
- Национальные праздники и традиции (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Методы обучения иностранному языку
- Приоритет коммуникативной цели обучения
- Личностно-ориентированный характер обучения
- Соблюдение деятельностного характера обучения
- Социокультурная направленность процесса обучения
- Сбалансированное обучение устным и письменным видам речевой деятельности
- Учёт опыта учащихся в родном языке
и развитие когнитивных способностей учащихся - Широкое использование эффективных современных технологий обучения
- Особенно интересно и эффективно использование игр, физминуток, направленных на формирование и развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи учитывая особенности детской и подростковой психологии общения.
- Видеоматериалы предоставляют целый ряд уникальных возможностей для формирования всех составляющих коммуникативной компетенции, особенно умения, сравнивать культурные особенности разных стран.
- Тестовые материалы могут значительно помочь учителю в проведении как текущего, так и итогового контроля языковых и речевых навыков и умений, а также знаний, полученных в ходе изучения учебных тем.
Требования к уровню подготовки выпускников по иностранному языку
Основной целью обучения иностранным языкам является овладение иноязычным общением на базовом уровне.
Исходя из этого, в качестве требований к оканчивающим девятилетнюю (основную) школу выдвигаются
требования овладения именно коммуникативными умениями.
Учащиеся по окончании 9 класса должны уметь:
Чтение
— понять основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров, выделяя основную мысль (идею) и существенные факты, опуская второстепенную информацию (значение части незнакомых слов, содержащихся в тексте, раскрывается на основе догадки по контексту, по сходству с родным языком, с опорой на словообразование, а часть слов,
не мешающих пониманию основного содержания, игнорируется);
— понять полностью содержание несложных аутентичных текстов (публицистических, научно-популярных, художественных, а также инструкций, проспектов), используя для этого все известные приемы смысловой переработки текста (догадку, анализ, выборочный перевод), обращаясь в случае необходимости к словарю;
— просмотреть несложный аутентичный текст типа расписания поездов, автобусов, меню и т. п., а также нескольких текстов (например, из газет) и выбрать нужную или запрашиваемую информацию.
Говорение
— вести диалог этикетного характера в стандартных ситуациях общения (уметь поздороваться, представиться, обратиться
и т. д.), используя соответствующие формулы речевого этикета;
— вести диалог-расспрос, попеременно переходя с позиции сообщающего на позицию спрашивающего;
— вести диалог-обмен мнениями, используя также оценочные суждения, выражать просьбу, совет, приглашение к совместному действию;
— рассказать о себе, своем друге, школе; о стране изучаемого языка;
— давать характеристику отдельным лицам (друг, учитель, действующие лица текста);
— описывать природу, город, село и т. д.
Аудирование
— воспринимать на слух и понимать в целом аутентичные высказывания в самых распространенных, стандартных ситуациях общения, пользуясь переспросом, уточнением и т.д.;
— понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных текстов и выделять для себя отдельную значимую информацию (прогноз погоды, объявления, программы радио- и телепередач), догадываясь о значении части незнакомых слов по контексту, сходству с родным языком и обходя слова, не мешающие извлечению этой значимой информации.
Письмо
— написать простое письмо, поздравительную открытку зарубежному другу (с опорой на образец);
— заполнить анкету, формуляр (например, в гостинице)
— сделать выписки из текста.
Обязательный минимум содержания образовательных программ по иностранному языку
- Ведущая цель обучения иностранному языку — овладение иноязычным общением на базовом уровне.
В связи с этим в содержание обучения входят: языковые, речевые, социокультурные знания, навыки и умения, обеспечивающие формирование элементарной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия в типичных ситуациях устного и письменного общения (говорение, аудирование, чтение, письмо).
- 1. Языковые знания
- Произносительная сторона речи: допустима относительная правильность произношения, не нарушающая коммуникацию; достаточно четкое произнесение и различение на слух всех звуков английского языка; соблюдение долготы и краткости гласных; соблюдение звонкости согласных в конце слов; отсутствие смягчения согласных (палатализации); слитное произношение служебных слов со знаменательными; произнесение предложений с соблюдением основных типов интонации английского языка, адекватных целям высказывания; соблюдение ударения в словах; правильное членение предложений на смысловые группы; соблюдение ударения во фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, предлогах, союзах, некоторых местоимениях).
- Графическая сторона речи: буквы алфавита; графика (полупечатный шрифт); основные правила орфографии; правила чтения.
- Лексическая сторона речи: 2300 слов для рецептивного усвоения. Из них 800 слов предназначаются для продуктивного усвоения.
Словообразовательные средства для овладения и расширения потенциального словаря учащихся:
а) производные слова (аффиксация): суффиксы существительных: -er, -or, -ity, -ing, -ness, -tion, -sion,-ism,
-ment; приставки и суффиксы прилагательных: -ful, -less,in -, un-, dis-, -y, -al, -ic, -аЫе (-ible); приставки и суффиксы глаголов mis--, ге-, dis-, оvег-, ize (isе), -en; суффикс наречий -lу; суффикс порядковых числительных –th
б) словосложение: существительное + существительное: snowball;;
в) конверсия: образование имен существительных от глаголов: to work- his work, to offer- an offer.
- Грамматическая сторона речи
Материал для двустороннего (продуктивного и рецептивного) усвоения
- Синтаксис. Простые нераспространенные предложения с глагольным, составным именным и составным глагольным сказуемым (с инфинитивом, модальными глаголами, их эквивалентами); простые предложения, распространённые за счёт однородных членов предложения и/или второстепенных членов предложения; предложения утвердительные, вопросительные, отрицательные, побудительные и порядок слов в них; безличные предложения; предложения с оборотом there is/ аге; сложносочиненные предложения: бессоюзные и с союзами and, but; сложноподчиненные предложения с союзами because,so, if, when, that, that is why; понятие согласования времен и косвенная речь.
- Морфология
- Имя существительное: его основные функции в предложении; имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения.
- Артикль: определенный, неопределенный, нулевой. Основные случаи употребления определенного и неопределенного артикля. Употребление существительных без артикля.
- Местоимения: указательные (this/these, that/those) с существительными и без них, личные, притяжательные, вопросительные, объектные. Неопределенные местоимения, производные от some, any, every.
- Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, а также исключения.
- Наречия в сравнительной и превосходных степенях. Неопределенные наречия, производные от some, any, no, every .
- Глагол. Понятие глагола-связки. Модальные глаголы, их эквиваленты. Образование и употребление глаголов в Present, Past, Future Simple (Indefinite) Present Continuous, Present Perfect;глаголов в Present Simple (Indefinite Present, Past, Future Simple (Indefinite) Present Continuous, Present Perfect; глаголов в Present Simple (Indefinite) для выражения действий в будущем после союзов if, when.
- Материал для рецептивного усвоения
- Синтаксис
- Предложения со сложным дополнением типа I want you to come here; сложноподчиненные предложения с союзами for, as, till, until, as) though; сложноподчиненные предложения с придаточными типа If I were you I would do English instead of French. Предложения с союзами.
Текст как речевое произведение. Разные типы текстов для чтения и аудирования (прагматические, художественные, общественно-политические, научно-популярные), разные типы текстов в качестве продуктов говорения и письма (монологические: сообщение, описание, рассказ, рассуждение; диалогические: интервью, обмен мнениями и т. д.).
- Морфология
- Дифференциальные признаки глаголов вPast Perfect, Past Continuous, Future-in-the-Past. Глаголы в страдательном залоге, преимущественно в Indefinite Passive.
- Признаки инфинитива и инфинитивных оборотов и способы передачи их значений на родном языке.
- Признаки и значения слов и словосочетаний с формами на -ing без обязательного различения их функций (герундий, отглагольное существительное, причастие настоящего времени).
- 2. Социокультурные знания, умения и навыки
- 2.1. Страноведческие знания
- Географические и природные условия стран изучаемого языка.
- Общие сведения о государственном устройстве стран изучаемого языка.
- Сведения о культуре стран изучаемого языка и их вкладе в мировую культуру.
- Организация быта и досуга в странах изучаемого языка.
- Общие сведения об образовательных учреждениях стран изучаемого языка.
- Праздники и знаменательные даты в странах изучаемого языка.
- Особенности речевого поведения и этикета.
- 2.2. Лингвострановедческие знания
- Интернационализмы, заимствования в изучаемых языках; безэквивалентная иноязычная лексика и способы передачи ее на родном языке.
- Фоновая лексика, культуроведческая направленность аутентичных текстов.
Оценка выполнения заданий
- Оценка выполнения заданий по чтению и аудированию осуществляется с помощью заданий закрытого типа, т. е. таких заданий, в которых учащимся предлагается выбрать один из нескольких вариантов ответа. Оценка в письме и говорении производится с помощью заданий, предполагающих ответы, формулируемые самими учащимися. Оценку производят специально подготовленные экзаменаторы согласно заранее оговоренным критериям.
- Оценка выполнения заданий по письму может осуществляться по следующим параметрам:
1) решение коммуникативной задачи (насколько полно и точно она выполнена);
2) относительная грамматическая корректность (морфологическая и синтаксическая грамотность, допускающая некоторое количество не нарушающих общения ошибок);
3) корректность употребления лексического материала и связность текста (обоснованность употребления лексики, ее разнообразие, обеспечение связности текста за счет внутрифразовых и межфразовых связей).
- Оценка навыков и умений устной речи учащихся может происходить по таким параметрам:
1) решение коммуникативной задачи;
2) связность речи;
3) лексико-грамматическое оформление речи;
4) фонетическое оформление речи (произношение на уровнях слова и фраз, интонация).
- Каждый из указанных параметров может оцениваться по шкале от 1 до 5 баллов. (От 1 — полностью неприемлемое выполнение критерия до 5 — отсутствие значимых, затрудняющих процесс коммуникации, ошибок.)
- Курс предполагает поэтапное развитие коммуникативной компетенции учащихся в устной и письменной речи в пределах порогового уровня (имеется в виду развитие собственно коммуникативных, учебно-коммуникативных, информационных и социальных навыков общения). Это достигается следующим образом:
- 1) отбор тематики и проблематики курса построен в соответствии с программами разных школьных предметов и в соответствии с реальными интересами и потребностями учащихся данных возрастных групп;
- 2) курс ориентирован на комплексное формирование социокультурных знаний, навыков и умений; он также помогает учащимся представлять русскую культуру в процессе иноязычного общения;
- 3) у учащихся формируется развитие стратегий изучения языка и культуры и последующего самообучения;
- 4) ряд уроков курса на каждом уровне содержит обсуждение проблемных ситуаций морально-этического характера, с которыми часто сталкиваются подростки данного возраста.
- Структура курса
- Каждый из пяти уровней данного курса имеет следующую структуру организации учебного материала.
- Каждый уровень делится на темы (от 5 до 7). Каждая тема, в свою очередь, включает:
- 1) собственно тематический блок (или два тематических блока), где определяется основное содержание данной темы; устанавливаются прочные междисциплинарные связи с другими учебными предметами (биология, физика, химия, история, астрономия и т. д.); вводится и отрабатывается новая лексика; формируются базовые коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме;
- 2) языковой и речевой раздел, в котором предлагаются дополнительные задания на отработку как языковых (лексических, грамматических, фонетических) навыков, так и речевых умений в различных ситуациях общения, главным образом в форме диалогической речи по широкому спектру проблем, характерных для учащихся данного возраста;
- 3) раздел культуроведения, который помогает учащимся получить дополнительную информацию об англоязычных странах и о мире в целом, сравнить культурные особенности различных стран и народов и научиться представлять родную страну и ее культуру;
- 4) самоконтроль, который используется не столько для проверки усвоенного, сколько для выявления проблемных областей для дополнительных занятий;
- 5) проектная работа, которую учащиеся выполняют индивидуально или в группах, используя навыки и умения как речевого, так и неречевого характера.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕТЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
КОЧЕНЁВСКИЙ РАЙОН НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая копилка
по самообразованию
и работе на уроках английского языка
преподавателя Старковой Т.Н.
Тема самообразования:
« Укрепление здоровья и формирование здорового
образа жизни на уроках английского языка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии ________________________________________
Урок — зона психологического комфорта, в результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и д...
Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.Ухудшение здоровья детей ...
Презентация по теме "Здоровый образ жизни" для урока английского языка
Эта презентация была выполнена для обобщающего урока английского языка в 9 классе по теме «Здоровый образ жизни» (учебник Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.). Данный материал может быть исполь...
Статья "Формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни на уроках английского языка"
Формирование у учащихся представлений о здоровом образе жизни является одной из важнейших задач современной школы. Важно так же не только давать детям информацию, но и формировать положит...
Формирование культуры здорового образа жизни на уроках английского языка
Конспект открытого урока...
Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка
По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык прих...
Классный руководитель как организатор работы по формированию ЗОЖ. О здоровом образе жизни на уроках английского языка
Работа классного руководителя имеет своеобразный характер. Он всецело отвечает и за учебный процесс, и за всю воспитательную работу с учащимися. Для детей, впервые переступивших порог школы, учитель с...