«Формирование психологического здоровья современных школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности»
статья по психологии
Активное внедрение информационных технологий в жизнь общества вызвало необходимость в создании современных образовательных технологий, которые имеют огромное значение в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Их применение позволяет повысить эффективность обучения и оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzavkov_d._e._statya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационные технологии в профессиональной деятельности школьного педагога-психолога
Кузавков Д. Е.
МОУ Ермоловская СШ им. П. Д. Дорогойченко
Активное внедрение информационных технологий в жизнь общества вызвало необходимость в создании современных образовательных технологий, которые имеют огромное значение в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Их применение позволяет повысить эффективность обучения и оптимизировать учебно-воспитательный процесс. В профессиональной деятельности школьного педагога-психолога информационные технологии очень актуальны. XXI век называют веком информации. Современные информационные технологии (ИТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. На сегодняшний день, технологии обучения и развития детей позволяют более полно реализовать личностный потенциал каждого ребенка. Использование информационных технологий открывает широкие возможности в практической деятельности педагога-психолога образования, органично дополняет традиционные формы работы школьного педагога-психолога, расширяя возможности взаимодействия педагога-психолога с другими участниками образовательного процесса. Использование информационных технологий становится неотъемлемой частью психологического сопровождения образовательного процесса. Внедрение информационных технологий в школьную психолого-педагогическую практику позволяет сделать работу более продуктивной и эффективной. При этом использование информационных технологий органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса, кроме этого, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов.
В настоящее время под информационной технологией мы понимаем совокупность методов, алгоритмов и средств обработки и передачи документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения.
Информационные технологии позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде (мультимедия, текст, таблица, графика, анимация, звуковую и видео) информацию.
Использование информационных технологий в образовании рассматривается с разных точек зрения:
- как объект изучения, начиная со школьного звена;
- как средство автоматизации учебной, внеучебной, методической, управленческой и научной деятельности [1, с. 15].
С этой точки зрения, к основным информационным технологиям, используемым в учебном процессе, относятся:
- офисные технологии, позволяющие подготовить большинство учебных материалов в Word, Excel, PowerPoint, Access;
- сетевые технологии, осуществляющие доставку учебных материалов в рамках локальной школьной и глобальной интернет-сети и регламентирующих доступ к ним;
- телекоммуникационные технологии, организующие взаимодействие между пользователями в рамках электронной почты, телеконференций, досок BBS, форумов и чатов;
- широкий спектр специализированных прикладных программных средств, обеспечивающих школьный документооборот, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением;
- средства разработки программных комплексов учебного назначения (от HTML документов до виртуальных миров и виртуальных лабораторий) [2, с. 7].
Отметим, что в профессиональной деятельности школьного педагога-психолога, используются следующие, информационные технологии:
– текстовые редакторы и программы верстки (Microsoft Word, Microsoft Publisher и др.);
– компьютерные диски и программы «Энциклопедия психолога;
– мультимедийные презентационные пакеты;
– программы для создания презентаций (Microsoft PowerPoint, OpenOffice Impress);
– компьютерные эпизодические игры;
– развивающая игра «АВС-конструктор»;
– «Интернет-проект».
Примером использования информационных технологий школьным педагогом-психологом в своей профессиональной деятельности, может послужить диагностика интеллекта, проведенная с помощью компьютерных тестов. Для исследования применялись компьютерные тесты интеллекта: «Прогрессивные матрицы Дж. Равена», «Тест способностей Айзенка», «Тест IQ». Недостатком такой диагностики можно считать то, что мы не видим непосредственно самой обработки результатов, по какому принципу она проводится, как подсчитываются правильные - неправильные ответы.
Таким образом, при использовании компьютеризированных тестов для диагностики личности учащегося, можно говорить о том, что он значительно облегчает и ускоряет процесс.
Роль информационных технологий в работе педагога-психолога сложно переоценить. Значение информационных технологий постоянно растет. Расширяется спектр используемого в работе психолога арсенала. Качество работы творческого психолога, без сомнения возрастает.
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что в наше время существует достаточный выбор технических средств, которые мы можем использовать в учебе, работе, творческой деятельности и которые сделают эту учебу, работу, деятельность более интересной и продуктивной.
Список использованных источников
1. Сухарева, О. А. Эффективность использования информационных технологий в работе школьного психолога / О. А. Сухарева // Сборник городской конференции «Современная практика информатизации образования». – 2006. – С. 15.
2. Шипунова, О. А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога / О. А. Шипунова // Вестник психологии. – 2015. – № 5. – С. 6–11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Организация контроля знаний, умений и навыков учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности»
Одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Она всегда находится в зоне пристального внимания учителя, свидетельс...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА)
Выступление на III Московской областной научно-методической конференции "Педагог - исследователь", ноябрь 2011 г....
Формирование ключевых компетенций, направленных на социальную адаптацию обучающихся к окружающим условиям на основе личностно ориентированного подхода посредством уроков основ безопасности жизнедеятельности
применение личностно ориентированного подхода на уроках ОБЖ является неотъемлемой частью процесса социальной адаптации обучающихся и формирования у них необходимых в повседневной жизни практических ум...
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина и защитника Родины
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина ...
Активные приёмы изучения основ пожарной безопасности на уроках основ безопасности жизнедеятельности
Пособие предназначено для использования на уроках ОБЖ в 7-9 классах, при организации творческой деятельности дружин юных пожарных....
« Формирование мотивации к обучению на уроках основ безопасности жизнедеятельности»
Научно - методическое обоснование процесса мотивации учащихся к данному предмету....
"Формирование здорового образа жизни на уроках основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС".
Материалы для выступления на тему: "Формирование здорового образа жизни на уроках основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС"....