Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
рабочая программа по обж (10, 11 класс) на тему

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11  классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10-11_kl_obzh_fgos.docx55.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе совокупных требований, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, которые являются обязательными при разработке основной образовательной программы общего образования для 10 и 11 классов.

Настоящая программа написана с учётом научно теоретических разработок и нормативно-правовых актов в области безопасности жизнедеятельности, действующих в Российской Федерации в настоящее время. В основу разработки программы легли положения Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г.№ 537) и Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р).

Данная программа входит в учебно-методический комплект по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 10—11 классов (под редакцией А.  Т.  Смирнова), который  подготовлен  в  издательстве  «Просвещение» с учётом требований ФГОС и новых государственных подходов в области обеспечения национальной безопасности в современном мире.

Основные особенности рабочей программы:

особое внимание уделено проведению с учащимися (гражданами мужского пола) учебных сборов и методическим рекомендациям по их организации для обеспечения углублённого изучения с обучаемыми отдельных элементов начальной военной подготовки;

приводятся методические рекомендации по организации углублённого изучения (гражданами женского пола) основ медицинских знаний и здорового образа жизни с целью помочь старшеклассницам сформировать более полное представление о здоровье, репродуктивном здоровье, здоровом образе жизни, браке и семье, благополучной и счастливой семейной жизни, о демографической обстановке в стране и личной ответственности каждого гражданина Российской Федерации за состояние демографической безопасности государства.

Кроме того, данная программа имеет ряд особенностей, которые обеспечивают реализацию целей общего образования, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.

При изучении основ безопасности жизнедеятельности в 10—11 классах обеспечивается:

  • формирование у обучаемых современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
  • расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование негативного отношения к  любым  видам  экстремистской и террористической деятельности и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии;
  • совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к военной службе в современных условиях.

С учётом особенностей в организации учебного процесса по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10—11 классах рабочая программа представлена в трёх составных частях:

  • программа «Основы безопасности жизнедеятельности. 10—11 классы»;
  • программа «Основы безопасности жизнедеятельности. Учебные сборы. 10 класс» (для граждан мужского пола);
  • программа «Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 классы» (для граждан женского пола).

Настоящая рабочая программа определяет объём учебного материала по предмету, даёт примерное распределение учебных часов по учебным модулям, разделам и темам предмета и может быть использована в  качестве  основы  для разработки рабочей программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной организации.

При разработке рабочей программы общеобразовательной организации возможны некоторые изменения (в рамках требований ФГОС) структуры и содержания программы, дополнение содержания, изменение числа часов. Отдельные темы изучаются с учётом региональных условий и в зависимости от личного опыта преподавателя, ведущего занятия по предмету.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Цель изучения основ безопасности жизнедеятельности — способствовать завершению формирования ключевых качеств выпускника школы, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.

Ключевые качества характеризуют выпускника как человека XXI века и гражданина Российской Федерации:

  • любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающего и принимающего традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества;
  • креативного и критически мыслящего, активно и целенаправленно познающего мир, осознающего ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  • владеющего основами научных методов познания окружающего мира;
  • мотивированного на творческую и инновационную деятельность;
  • готового к сотрудничеству, способного осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно- познавательную деятельность;
  • осознающего себя социально активной личностью, уважающей закон и правопорядок, осознающего ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
  • уважающего мнение других людей (если оно не носит противоправного характера), умеющего вести конструктивный диалог, способного достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющего и обоснованно пропагандирующего правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  • подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества;
  • мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих учебных задач:

  1. формированием у учащихся экологического мышления, понимания ими влияния социально-экологических процессов на состояние природной и социальной среды обитания человека; воспитанием у них культуры безопасного поведения в условиях неблагоприятной экологической обстановки в местах проживания;
  2. формированием у учащихся духовно-нравственных принципов взаимоотношения полов, способствующих осознанию традиционных ценностей семьи, их готовности к созданию благополучной семьи в современных условиях и обеспечению демографической безопасности государства;
  3. формированием у учащихся индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения уровня их духовного, физического и социального благополучия, а также для обеспечения здорового долголетия граждан Российской Федерации;
  4. формированием у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для повышения их защищённости на индивидуальном уровне от внешних и внутренних угроз в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  5. формированием у учащихся духовных и физических качеств, свойственных гражданину Российской  Федерации и защитнику Отечества; подготовка их к военной службе в современных условиях (граждан мужского пола — обязательно, граждан женского пола — по их желанию).

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в  10—11  классах  реализует  комплексный  подход в формировании у учащихся личностных социальных качеств, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, при модульной структуре содержания предмета.

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершённую часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и семь разделов.

Структура курса

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Учебные модули

М-1

М-2

М-3

Основы безопас- ности личности, общества и госу- дарства

Основы медицин- ских знаний и здорового образа жизни

Обеспечение воен- ной безопасности государства

Разделы

Р-1

Основы ком- плексной без- опасности

Р-4

Основы здо- рового образа жизни

Р-6

Основы обо- роны государ- ства

Р-2

Защита на- селения Российской Федерации от чрезвычай- ных ситуаций

Р-5

Основы меди- цинских зна- ний и оказа- ние первой помощи

Р-7

Основы во- енной службы (в том числе учебные сборы)

Р-3

Основы про- тиводействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Основной акцент учебно-воспитательного процесса в данной программе сделан на:

  • формирование у учащихся индивидуальной системы здорового образа жизни и негативного отношения к курению и употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ;

       формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и негативного отношения к противоправному поведению и любым проявлениям экстремизма и терроризма;

  • формирование у учащихся духовных и физических качеств защитника Отечества и подготовку их к военной службе в современных условиях.

Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:

  • последовательно и логически взаимосвязанно структурировать тематику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
  • повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учётом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам (при поурочном планировании предмета по годам обучения), а также с учётом особенностей обстановки в регионе в области безопасности (при разработке региональных учебных программ);
  • эффективнее использовать межпредметные связи (элементы содержания предмета ОБЖ могут быть использованы в других предметах, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира);
  • обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на третьей ступени образования;
  • более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам;
  • более эффективно организовать систему повышения квалификации и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Реализация содержания учебных целей и задач по основам безопасности жизнедеятельности осуществляется на базовом уровне. Для изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на базовом уровне предусмотрено 140 ч (по два часа в неделю в каждом классе). Кроме того, после окончания занятий в 10 классе с учащимися (гражданами мужского пола, не имеющими  освобождения по состоянию здоровья) предусмотрено проведение учебных сборов в течение 5 дней (35 ч).

В соответствии с положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе раздел 7 «Основы военной службы» изучается в обязательном порядке только с учащимися — гражданами мужского пола. (Подготовка старшеклассниц  по основам военной службы может осуществляться только   в добровольном порядке.) В то время когда юноши-старшеклассники изучают раздел «Основы  военной  службы»,  со старшеклассницами в обязательном порядке  проводятся занятия по углублённому изучению основ медицинских знаний.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются сформированностью у учащихся ключевых понятий, убеждений, качеств и привычек в области безопасности жизнедеятельности.

Личностные  результаты:

  • сформированность целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основных приоритетах национальной безопасности (национальной обороне, государственной и общественной безопасности);
  • выбор направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере будущей профессиональной деятельности  и  в  повседневной  жизни  с учётом индивидуальных возможностей и потребностей;
  • сформированность современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
  • осознание терроризма и экстремизма как социальных явлений, представляющих серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности;
  • сформированность нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской идеологии;
  • сформированность потребностей в соблюдении норм и правил здорового образа жизни;
  • выработка устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков;
  • осознание значения семьи для жизни современного общества и благоприятной демографической ситуации в стране;
  • сформированность убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработки умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях;
  • морально-психологическая и физическая подготовленность к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условиях;
  • воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и её Вооружённым Силам;
  • воспитание потребности в правовой подготовке и освоение основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан;
  • уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области гражданской обороны.

Метапредметные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются  сформированностью  у учащихся современной системы взглядов:

  • на события и явления, происходящие в современном мире в природной, техногенной и социальной сферах обитания, и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
  • на состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства в Российской Федерации от внешних и внутренних угроз.

Метапредметные результаты:

  • умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и национальной безопасности России;
  • умение характеризовать основные направления перехода Российской Федерации к новой государственной политике в области национальной безопасности;
  • поиск в различных информационных источниках и самостоятельный отбор информации о наиболее характерных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, имевших место за последнее время в стране. Анализ причин их возникновения и последствий; систематизация рекомендаций населению по правилам без опасного поведения для минимизации последствий различных чрезвычайных ситуаций;

умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России;

  • умение логически обоснованно доказывать следующие положения:
  • любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания;
  • террористическая деятельность бесцельна;
  • наказание за любую террористическую деятельность наступает неизбежно;
  • умение обосновывать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия;
  • умение подбирать из различных информационных источников убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека, а также умение отстаивать свою точку зрения по этому вопросу при общении в кругу сверстников;
  • умение характеризовать назначение  и  функции  семьи в современном обществе и логично обосновывать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и демографическую безопасность в государстве;
  • умение логично обосновывать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях;
  • умение осмысливать и понимать основные стратегические цели совершенствования национальной обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в целях осуществления стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны;
  • умение характеризовать роль и место Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны;
  • умение доступно излагать содержание основ законодательства Российской Федерации об обороне государства, воинской обязанности и военной службе граждан Российской Федерации;
  • умение обосновывать необходимость обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для успешного выполнения ими конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Предметные результаты:

  • формирование устойчивого интереса и потребности к получению знаний, способствующих безопасному образу жизни;
  • осознание культуры безопасности  жизнедеятельности, в том числе экологической культуры, как жизненно  важной социально-нравственной позиции личности, а также средства, повышающего защищённость личности, общества и государства от отрицательных последствий влияния человеческого фактора и от внешних и внутренних угроз;
  • формирование гражданской патриотической позиции, направленной на повышение мотивации к военной службе    в современных условиях;
  • понимание роли государства, российского законодательства и государственных служб в защите населения от внешних и внутренних угроз;
  • формирование личной гражданской позиции негативного отношения  к   идеологии   экстремизма,   терроризма, а также к асоциальному поведению и другим действиям противоправного характера;
  • ориентацию на здоровый образ жизни и здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни;
  • знание распространённых опасных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • понимание необходимости негативного отношения к наркомании, алкоголизму, токсикомании и необходимости исключения из своей жизни вредных привычек (курения, употребления алкоголя и др.);
  • знание основных мер и правил поведения и защиты в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе в области гражданской обороны;
  • умение оказывать первую помощь пострадавшим;
  • знание основ обороны государства (законодательных актов об обороне государства и воинской обязанности граждан);
  • понимание прав и обязанностей гражданина до призыва и во время прохождения военной службы;
  • знание требований, предъявляемых военной службой к уровню подготовки призывника;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным для них признакам;
  • умение применять полученные знания на практике, действовать с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • умение проектировать модели личного безопасного поведения;
  • понимание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву, по контракту, особенностей увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
  • всестороннее знание основ военной службы, включая правовые, уставные, военно-ритуальные аспекты, размещение и быт военнослужащих, порядок несения службы, строевой, огневой и тактической подготовки;
  • владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим, включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике, а также первой помощи при травмах, отравлениях и различных видах поражений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства

 Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. Способы подготовки человека к автономному существованию.

Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя.

Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре.

Обеспечение личной безопасности на водоёмах в различное время года. Безопасный отдых у воды.  Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице,  в  транспорте,  в  общественном  месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения   в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для минимизации их последствий.

Современный комплекс проблем безопасности военного характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита её независимости, суверенитета, демократического развития государства, обеспечение национальной обороны.

Характер современных войн и вооружённых конфликтов. Военный конфликт, вооружённый конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.

Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.

Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.

Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления террористической и экстремистской деятельности.

Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации

Основные положения Конституции Российской  Федерации, положения Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности», положения  Концепции противодействия  терроризму в Российской Федерации, в которых определены нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом и экстремизмом. Роль государства в обеспечении защиты населения страны от террористической и экстремистской деятельности и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.

Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правовой режим контртеррористической операции.

Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму. Применение Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Участие  Вооружённых Сил Российской Федерации в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

Значение нравственных позиций и личных качеств учащихся в формировании антитеррористического поведения.

Роль культуры безопасности жизнедеятельности в формировании антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления.

Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности

Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за участие в террористической деятельности.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» об ответственности за осуществление экстремистской деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации об уголовной ответственности за экстремистскую деятельность.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта.

Правила оказания само- и взаимопомощи пострадавшим от теракта.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

 Раздел 4. Основы здорового образа жизни        

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки молодёжи к военной службе и трудовой деятельности. Основные требования, предъявляемые к здоровью гражданина при поступлении его на военную службу. Духовные и физические качества человека, способствующие успешному выполнению обязанностей в профессиональной деятельности.

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление его здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни.

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека, их влияние на уровень жизнедеятельности человека, профилактика утомления.

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Необходимость выработки привычки на уровне потребности к систематическим занятиям физической культурой.

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя — разновидности наркомании. Наркомания — это практически неизлечимое заболевание, связанное с зависимостью от потребления наркотика. Профилактика наркомании.

Правила личной гигиены. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

Нравственность и здоровье

Формирование правильного взаимоотношения полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию семейной жизни. Качества, необходимые для создания прочной семьи.

Инфекции, передаваемые половым путём (ИППП), пути их передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики.

ВИЧ-инфекция и СПИД, основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Первая помощь при неотложных состояниях

Сердечная недостаточность и причины её возникновения. Общие правила оказания первой помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, причины его возникновения, признаки возникновения. Первая помощь при инсульте.

Первая помощь при ранениях. Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность оказания первой помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.

Основные правила оказания первой помощи.

Правила остановки артериального кровотечения. Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.

Первая помощь при травме в области таза, при повреждениях позвоночника, спины.

Первая помощь при остановке сердца. Реанимация. Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция лёгких.

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства

 Раздел 6. Основы обороны государства        

Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны

Гражданская оборона как составляющая обороны государства, предназначение и задачи гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основные виды оружия и их поражающие свойства. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.

Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Правила использования средств индивидуальной защиты.

Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.

Организация гражданской обороны в общеобразовательной организации, её предназначение и задачи. План гражданской обороны общеобразовательной организации. Обязанности учащихся.

Вооружённые Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества

История создания Вооружённых Сил Российской Федерации.

Памяти поколений — дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Состав Вооружённых Сил Российской Федерации и управление Вооружёнными Силами Российской Федерации.

Виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации

Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Сухопутных войск.

Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение.     Вооружение и военная техника Военно-воздушных сил.

Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника Военно-морского флота.

Ракетные войска стратегического  назначения  (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения.

Воздушно-десантные войска (ВДВ), их состав и предназначение.

Войска  воздушно-космической обороны.

Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооружённых Сил Российской Федерации.

Боевые традиции Вооружённых Сил России

Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества.

Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений.

Вооружённые силы Российской Федерации — основа обороны государства

Основные задачи современных Вооружённых Сил России. Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации.

Символы воинской чести

Боевое знамя воинской части — официальный символ и воинская реликвия воинской части, олицетворяющая её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывающая на предназначение воинской части и её принадлежность.

Ордена — почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Военная форма одежды и знаки различия, их воспитательное значение.

Воинская обязанность

Основные понятия о воинской обязанности.  Воинский учёт, обязательная  подготовка  к  военной  службе,  призыв  на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Организация воинского учёта, основное предназначение воинского учёта.

Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на учёт.

Обязанности граждан по воинскому учёту до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы. Обязательная подготовка граждан к военной службе, периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение.

Требования к индивидуальным качествам военнослужащих — специалистов по сходным воинским должностям.

Подготовка граждан по военно-учётным специальностям, её предназначение и порядок осуществления.

Добровольная подготовка граждан к военной службе, её основные направления.

Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учёт. Основное предназначение и порядок его проведения.

Профессиональный психологический отбор, его предназначение и критерии определения профессиональной пригодности призывника к военной службе.

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе, предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан.

 Раздел 7. Основы военной службы        

Размещение и быт военнослужащих

Размещение военнослужащих. Содержание помещений, обеспечение пожарной безопасности.

Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих, распорядок дня.

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, обеспечение безопасности воинской службы.

Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда

Суточный наряд, его предназначение, состав суточного наряда. Обязанности дежурного и дневального по роте.

Организация караульной службы

Организация караульной службы. Общие положения. Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового.

Строевая подготовка

Строи и управление ими. Строевые приёмы и движение без оружия. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Строй отделения, развёрнутый строй, походный строй. Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении.

Огневая подготовка

Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Приёмы и правила стрельбы из автомата.

Тактическая подготовка

Современный бой. Обязанности солдата в бою.

Особенности военной службы

Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего. Военные аспекты международного права. Общевоинские уставы.

Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации. Дисциплинарный устав  Вооружённых  Сил Российской Федерации. Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации. Строевой устав Вооружённых Сил Российской Федерации.

Военнослужащий — вооружённый защитник Отечества Основные виды воинской деятельности. Основные особенности воинской деятельности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина.

Военнослужащий — патриот. Честь и достоинство военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации. Военнослужащий — специалист своего дела. Военнослужащий — подчинённый, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Основные обязанности военнослужащих.

Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации

Порядок вручения Боевого знамени воинской части.                 Порядок приведения к Военной присяге (принесение обязательства).

    Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия.

Ритуал подъёма и спуска Государственного флага Российской Федерации.

Прохождение военной службы по призыву

Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы.

Размещение и быт военнослужащих. Прохождение военной службы по контракту Особенности военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс

Пояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общ...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общ...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс

Пояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс базовый уровень, Телевных Елена Александровна - учитель ОБЖ

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс базовый уровень, Телевных Елена Александровна - учитель ОБЖ...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса базовый уровень, Телевных Елена Александровна - учитель ОБЖ

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»   для 10 класса базовый уровень, Телевных Елена Александровна - учитель ОБЖ...

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-9 класс

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об охране окружающей пр...