Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс
календарно-тематическое планирование по обж (10 класс) по теме
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г № 1089).
- Примерной программой основного общего образования по ОБЖ.
- Федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г № 1312)
- Методическими рекомендациями авторов учебников: «Основы безопасности жизнедеятельности 10» А.Т. Смирнов; Б.О.Хренников. – М.: Просвещение, 2009 г.
Срок реализации данной программы 1 год. В течении года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами. Курс рассчитан на 35 часов, по 1 часу в неделю.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно - тематическое планирование по ОБЖ 10 класс | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ –сош с.Комсомольское
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. Директора по УВР Директор школы
_______________ /Хижнякова И.М/ ________________ /Грибанова Н.Н/
«_____» __________ 20_____ г «_____» __________ 20_____ г
Рабочая программа учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
10 класс
Учителя ОБЖ
Камкиной О.В
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО ______________ /___________________/
Протокол № ______ от «_______»____________ 20______ г
2013-2014 уч.год
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г № 1089).
- Примерной программой основного общего образования по ОБЖ.
- Федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г № 1312)
- Методическими рекомендациями авторов учебников: «Основы безопасности жизнедеятельности 10» А.Т. Смирнов; Б.О.Хренников. – М.: Просвещение, 2009 г.
Срок реализации данной программы 1 год. В течении года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами. Курс рассчитан на 35 часов, по 1 часу в неделю.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
ЦЕЛИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- Усвоение и закрепление учащимися знаний:
- об опасных и ЧС приодного, техногенного и социального характера;
- о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства;
- об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса;
- о государственной системе обеспечения защиты населения страны от ЧС мирного и военного времени;
- об организованных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации;
- об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и ЧС, при угрозе террористического акта;
- о мерах профилактики наркомании;
- о роли ЗОЖ для обеспечения демографической безопасности страны;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Усвоение учащимися содержания:
- основных положений Конституции РФ и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму;
- нормативно – правовых актов РФ, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму.
3. Усвоение и закрепление учащимися знаний:
- о предназначении, основных функций и задач Вооруженных Сил РФ;
- о видах Вооруженных Сил РФ и родах войск;
- о руководстве и управлении Вооруженными Силами РФ;
- об участии Вооруженных Сил России в контртеррористических операциях;
- о государственных и военных символах РФ.
3. Формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином РФ конституционного долга по защите Отечества.
4. Развитие у учащихся:
- личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе пи угрозе террористического акта;
- потребности в соблюдении норм ЗОЖ;
- потребности к выполнению требований, предъявляемых гражданину России в области безопасности жизнедеятельности;
- физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите РФ, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах РФ или других войсках.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
- умение использовать элементы причинно-следственного и структурно- функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и ЧС (природного, техногенного и социального характера);
- умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и ЧС, в том числе при угрозе совершения террористического акта;
-умение вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
- умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
- умение формировать навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях ЧС;
- умение формировать навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
- умение формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина РФ в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите РФ;
- умение формировать ключевые компетенции в осуществлении осознанного своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, и пути продолжения своего образования.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
Знать:
- Основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
- Организацию защиты населения в РФ от ЧС природного и техногенного характера, в том числе организационные основы борьбы с терроризмом;
- Основные принципы здорового образа жизни;
- Правила оказания первой медицинской помощи;
- Основы обороны государства и военной службы;
- Боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы РФ.
Уметь:
- Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
- Грамотно действовать при возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;
- Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
- Выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы;
- Пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ДЛЯ 10 КЛАССА
Раздел I. безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (13 часов)
- Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения (6 часов)
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью. Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная ответственность за захват заложников, за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, за организацию незаконного вооруженного формирования или участия в нем.
- Гражданская оборона – основная часть обороноспособности страны ( 7 часов)
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или в следствии этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной. Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения. Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах ЧС. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, её предназначение. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Обязанности учащихся.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов)
- Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (3 часа)
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья – социальная потребность общества. Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекции. Классификация инфекционных заболеваний.
- Основа здорового образа жизни (7 часов)
Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычки к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия. Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя – разновидность наркомании. Наркомания – это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
Раздел III. Военной службы (12 часов)
- Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества (6 часов)
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV –XV вв. военная реформа Ивана IV Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I Великого, создание регулярной армии, её особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в, создание массовой армии. Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными Силами РФ.
- Боевые традиции Вооруженных Сил России (3 часа)
Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего – защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов – основное содержание патриотизма. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товаищество – боевая традиция Российской армии и флота.
- Символы воинской чести (3 часа)
Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Боевое Знамя воинской части – особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством.
Критерии оценки знаний и умений учащихся
«ОТЛИЧНО» - ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро). Ответ, оцениваемый отлично, т.е «5»:
- должен быть полный, без наводящих вопросов учителя и учащихся;
- должен называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- должен иметь собственную точку зрения на событие и личность.
«ХОРОШО» - ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно. Ответ, оцениваемый хорошо, т.е «4»:
- должен уметь из большого объема материала делать короткое и содержательное сообщение;
- должен иметь монологичность и правильность речи;
- должен быть полным, с незначительными дополнениями учащихся.
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы. Ответ, оцениваемый удовлетворительно, т.е «3»:
- наличие только знаний фактического материала;
- умение отвечать на вопросы о прочитанном;
- ответ с большим количеством наводящих вопросов учителя, неумение самостоятельно произвести несколько связанных предложений.
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»- ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы..
При оценке знаний нужно учитывать:
- объем знаний по учебному предмету (вопросу),
- понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом,
- степень систематизации и глубины знаний,
- действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.
При оценке навыков и умений учитываются:
- содержание навыков и умений
- точность, прочность, гибкость навыков и умений,
- возможность применять навыки и умения на практике.
УМК
Для учащихся
- Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников (и др); под редакцией Ю.Л.Воробьева – М.: Просвещение. 2009 г
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебник для 10 класса Е.Л.Вишневская, Н.К.Барсукова, Т.И.Широкова, Москва, Русское слово 1995 г.
Для учителя:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Хренников Б.О.,(и др)под редакцией Ю.Л.Воробьева - М.: Просвещение 2009 г.
- Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 10 класс (Текст): к учебнику Т.А.Смирнова (и др) «Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс» под редакцией Ю.Л.Воробьева / Ю.П.Подолян. – М.: АСТ: Аристель, 2008.
Список литературы:
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебник для 10 класса, Е.Л.Вишневская, Н.К.Барсукова, Т.И.Широкова, Москва, Русское слово 1995 г.
- Дидактические материалы «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5-9 класс., В.Н.Латчук, В.В.Марков, М.П.Фролов, Дрофа 2000 г.
- Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8-10 кл. В.Г.Бубнов, Н.В.Бубнова, АСТ – Аристель Москва 2005 г.
- Справочник И.Ф.Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, Санкт-Петербург 2005г
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 10 класс
Номер урока | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | ИКТ | Дата | Примечание | ||
план | Факт | ||||||||
Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | 13 | ||||||||
Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения | 6 | ||||||||
1 | Правила поведения в условиях автономного существования. | 1 | УОМН | Презентация | |||||
2 | Правила поведения в ситуациях криминогенного характера | 1 | КУ | Устный опрос | |||||
3 | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций | 1 | УОМН | ||||||
4 | Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
5 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, ее структура и задачи | 1 | КУ | Устный опрос | |||||
6 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | 1 | УОМН | ||||||
Гражданская оборона – основная часть обороноспособности страны | 7 | ||||||||
7 | Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
8 | Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
9 | Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени | 1 | КУ | Презентация | |||||
10 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
11 | Средства индивидуальной защиты | 1 | КУ | ||||||
12 | Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применении современных средств поражения | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
13 | Организация гражданской обороны в образовательном учреждении | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 | ||||||||
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | 3 | ||||||||
14 | Сохранение и укрепление здоровья – важная забота каждого человека и всего общества | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
15 | Инфекционные заболевания, их классификация | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
16 | Основные инфекционные заболевания, их профилактика | 1 | УОМН | ||||||
Основы здорового образа жизни | 7 | ||||||||
17 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
18 | Культура питания | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
19 | Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
20 | Режим труда и отдыха, хороший сон – составляющие здорового образа жизни | 1 | УОМН | Презентация | |||||
21 | Значение двигательной активности и закаливание организма для здоровья человека | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
22 | Вредные привычки, их влияние на здоровье | 1 | КУ | ||||||
23 | Профилактика вредных привычек | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
Раздел III. Военной службы | 12 | ||||||||
Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества | 6 | ||||||||
24 | Родина и ее национальная безопасность | 1 | УОМН | ||||||
25 | История создания Вооруженных Сил России | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
26 | Состав Вооруженных Сил РФ | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
27 | Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение. | 1 | УОМН | Презентация | |||||
28 | Отдельные рода войск Вооруженных Сил и их предназначение | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
29 | Другие войска, их состав и предназначение | 1 | КУ | ||||||
Боевые традиции Вооруженных Сил России | 3 | ||||||||
30 | Патриотизм и верность воинскому долгу – неотъёмлемые качества русского воина, основа героизма. | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
31 | Память поколений – дни воинской славы России | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
32 | Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности войск | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
Символы воинской чести | 3 | ||||||||
33 | Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
34 | Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе | 1 | КУ | Устный опрос | Презентация | ||||
35 | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | 1 | КУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-А класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов - разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов - разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-г класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов - разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-А класс 2020 - 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-В класс 2020 - 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-г класс 2020 - 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...