Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс
календарно-тематическое планирование по обж (11 класс) по теме
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г № 1089).
- Примерной программой основного общего образования по ОБЖ.
- Федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г № 1312)
- Методическими рекомендациями авторов учебников: «Основы безопасности жизнедеятельности 11» А.Т. Смирнов; Б.О.Хренников. – М.: Просвещение, 2009 г.
Срок реализации данной программы 1 год. В течении года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами. Курс рассчитан на 35 часов, по 1 часу в неделю.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
ЦЕЛИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
1. Усвоение и закрепление учащимися знаний:
- о роли ЗОЖ для обеспечения демографической безопасности страны:
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности:
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Усвоение учащимися содержания:
- основные положения Конституции РФ и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму;
- нормативно-правовых актов РФ, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму.
3. Усвоение и закрепление учащимися знаний :
- о предназначении, основных функциях и задачах Вооруженных Сил РФ;
- о видах Вооруженных Сил РФ и рода войск;
- о руководстве и управлении Вооруженными Силами РФ;
- об участии Вооруженных Сил России в контртеррористических операциях;
- о государственных и военных символах РФ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
Выпускник должен:
Знать/понимать:
1. Основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
2. Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
3. Способы безопасного поведения в природной среде; ориентирование на местности, подачи сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь:
1. Действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
2. Соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
3. Оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
4. Пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
5. Вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
6. Действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ –сош с.Комсомольское
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. Директора по УВР Директор школы
_______________ /Хижнякова И.М/ ________________ /Грибанова Н.Н/
«_____» __________ 20_____ г «_____» __________ 20_____ г
Рабочая программа учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
11 класс
Учителя ОБЖ
Камкиной О.В
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО ______________ /___________________/
Протокол № ______ от «_______»____________ 20______ г
2013-2014 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г № 1089).
- Примерной программой основного общего образования по ОБЖ.
- Федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г № 1312)
- Методическими рекомендациями авторов учебников: «Основы безопасности жизнедеятельности 11» А.Т. Смирнов; Б.О.Хренников. – М.: Просвещение, 2009 г.
Срок реализации данной программы 1 год. В течении года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами. Курс рассчитан на 35 часов, по 1 часу в неделю.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
ЦЕЛИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- Усвоение и закрепление учащимися знаний:
- о роли ЗОЖ для обеспечения демографической безопасности страны:
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности:
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Усвоение учащимися содержания:
- основные положения Конституции РФ и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму;
- нормативно-правовых актов РФ, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму.
3. Усвоение и закрепление учащимися знаний :
- о предназначении, основных функциях и задачах Вооруженных Сил РФ;
- о видах Вооруженных Сил РФ и рода войск;
- о руководстве и управлении Вооруженными Силами РФ;
- об участии Вооруженных Сил России в контртеррористических операциях;
- о государственных и военных символах РФ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
Выпускник должен:
Знать/понимать:
- Основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- Способы безопасного поведения в природной среде; ориентирование на местности, подачи сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь:
- Действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- Соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- Оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
- Пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- Вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- Действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ДЛЯ 11 КЛАССА
Раздел I.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов)
- Основы здорового образа жизни (6 часов)
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма. Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи. Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), пути передачи, причины способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. ВИЧ – инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ – инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ – инфекцией. «Факторы риска», способные привести к суициду. Психологическая устойчивость – основа предупреждения суицида. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.
- Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (4 часа)
Сердечная недостаточность и причины её возникновения. Общие правила оказания первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки возникновения. Первая медицинская помощь при инсульте. Понятие о ране, разновидность ран. Последовательность оказания первой медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике. Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Основные правила оказания первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. Черепно-мозговая травма, основные причины ее возникновения и возможные последствия. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Травма груди, причины ее возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме груди. Травма живота, причины ее возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме живота. Травма в области таза, причины ее возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме в области таза. Травма позвоночника и спины, основные виды травм позвоночника и спины, их возможные последствия. Правила оказания первой медицинской помощи при травмах позвоночника и спины. Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «из рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.
Раздел II. Основы военной службы (25 часов)
- Воинская обязанность (10 часов)
Определение воинской обязанности и ее содержание. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и похождение военных сборов в период пребывания в запасе. Основное предназначение воинского учета. Государственные органы, осуществляющие воинский учет. Категория граждан, не подлежащая воинскому учету. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учету. Время первоначальной постановки граждан на воинский учет. Состав комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение подготовка по военно-учетным специальностям. Порядок осуществления отбора граждан для подготовки по военно-учетным специальностям. Льготы, предоставляемые гражданину, прошедшему подготовку по военно-учетной специальности, при призыве на военную службу. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Основное предназначение и порядок проведения медицинского освидетельствования граждан, желающих поступить на учебу в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования. Критерии по определению профессиональной пригодности призывника к военной службе. Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы. Пребывание в запасе.
- Особенности военной службы (8 часов)
Общевойсковые уставы – это нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. История создания общевоинских уставов в России. Структура общевоинских уставов, их назначение и содержание. История военной присяги в России. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Условия приведения военнослужащих к военной присяге. Военная присяга. Ее роль и значение для каждого военнослужащего. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Распорядок дня и регламент служебного времени. Воинские звания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Порядок присвоения воинских званий. Предназначение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих, их воспитательное значение. Статус военнослужащего. Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих. Права и свободы военнослужащих. Довольствие военнослужащих. Льготы и компенсации. История контрактной службы. Поступление на военную службу по контракту. Прохождение военной службы по контракту. Особенности прохождения службы по контракту военнослужащими – женщинами. Постановка проблемы. Альтернативная гражданская служба и ее отличие от военной службы. Разрешение проблемы. Сравнение законов и выяснение отличий. Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, граждански-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Уголовная ответственность за преступления против военной службы. Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.
- Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России (7 часов)
Воинская честь и достоинство – неотъёмлемое качество военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации. Гуманность и человеколюбие – это неотъёмлемое качество российского воина во все времена. Чувство глубокой ответственности за защиту Родины, готовность к преодолению трудностей при исполнении воинского долга. Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя. Общие требования воинской деятельности: внимание, быстрота и гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, способность принимать решения. История российского офицерского корпуса. Требования, предъявляемые к офицеру военной службы. Военные образовательные учреждения. Некоторые вопросы международного права войны. Международная миротворческая деятельность Вооруженных сил Российской Федерации.
Критерии оценки знаний и умений учащихся
«ОТЛИЧНО» - ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро). Ответ, оцениваемый отлично, т.е «5»:
- должен быть полный, без наводящих вопросов учителя и учащихся;
- должен называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- должен иметь собственную точку зрения на событие и личность.
«ХОРОШО» - ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно. Ответ, оцениваемый хорошо, т.е «4»:
- должен уметь из большого объема материала делать короткое и содержательное сообщение;
- должен иметь монологичность и правильность речи;
- должен быть полным, с незначительными дополнениями учащихся.
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы. Ответ, оцениваемый удовлетворительно, т.е «3»:
- наличие только знаний фактического материала;
- умение отвечать на вопросы о прочитанном;
- ответ с большим количеством наводящих вопросов учителя, неумение самостоятельно произвести несколько связанных предложений.
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»- ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы..
При оценке знаний нужно учитывать:
- объем знаний по учебному предмету (вопросу),
- понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом,
- степень систематизации и глубины знаний,
- действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.
При оценке навыков и умений учитываются:
- содержание навыков и умений
- точность, прочность, гибкость навыков и умений,
- возможность применять навыки и умения на практике.
УМК
Для учащихся
- Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников (и др); под редакцией Ю.Л.Воробьева – М.: Просвещение. 2009 г
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебник для 11 класса Е.Л.Вишневская, Н.К.Барсукова, Т.И.Широкова, Москва, Русское слово 1995 г.
Для учителя:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Хренников Б.О.,(и др)под редакцией Ю.Л.Воробьева - М.: Просвещение 2009 г.
- Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 11 класс (Текст): к учебнику Т.А.Смирнова (и др) «Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс» под редакцией Ю.Л.Воробьева / Ю.П.Подолян. – М.: АСТ: Аристель, 2008.
Список литературы:
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебник для 11 класса, Е.Л.Вишневская, Н.К.Барсукова, Т.И.Широкова, Москва, Русское слово 1995 г.
- Дидактические материалы «Основы безопасности жизнедеятельности»: 10-11 класс., В.Н.Латчук, В.В.Марков, М.П.Фролов, Дрофа 2000 г.
- Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 9-11 кл. В.Г.Бубнов, Н.В.Бубнова, АСТ – Аристель Москва 2005 г.
- Справочник И.Ф.Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, Санкт-Петербург 2005г
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 11 класс
Номер урока | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | ИКТ | Дата | Примечание | ||
план | Факт | ||||||||
Раздел I.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 | ||||||||
Основы здорового образа жизни | 6 | ||||||||
1 | Правила личной гигиены и здоровье | 1 | УОМН | Презентация | |||||
2 | Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов | 1 | КУ | Устный опрос | |||||
3 | Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики | 1 | УОМН | ||||||
4 | Синдром приобретенного иммунодефицита | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
5 | Профилактика СПИДа | 1 | КУ | Устный опрос | Презентация | ||||
6 | Семья в современном обществе. Законодательство и семья | 1 | КУ | Устный опрос | |||||
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | 4 | ||||||||
7 | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте | 1 | УОМН | Презентация | |||||
8 | Первая медицинская помощь при ранениях | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
9 | Первая медицинская помощь при травмах | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
10 | Первая медицинская помощь при остановке сердца | 1 | КУ | Презентация | |||||
Раздел II. Основы военной службы | 25 | ||||||||
Воинская обязанность | 10 | ||||||||
11 | Основные понятия о воинской обязанности | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
12 | Организация воинского учета и его предназначение | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
13 | Первичная постановка на воинский учет | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
14 | Обязательная подготовка граждан к военной службе | 1 | КУ | ||||||
15 | Вневойсковая подготовка граждан к военной службе в иностранных государствах | 1 | КУ | ||||||
16 | Добровольная подготовка граждан к военной службе | 1 | КУ | ||||||
17 | Организация медицинского освидетельствования | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
18 | Медицинское обследование граждан при постановке на воинский учет | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
19 | УПК и категория годности | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
20 | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе | 1 | Устный опрос | ||||||
Особенности военной службы | 8 | ||||||||
21 | Правовые основы военной службы | 1 | КУ | ||||||
22 | Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – закон воинской жизни | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
23 | Военная присяга – клятва воина на верность Родине - России | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
24 | Прохождение военной службы по призыву | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
25 | Устав и распорядок дня военнослужащего | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
26 | Прохождение военной службы по контракту | 1 | УОМН | ||||||
27 | Права и ответственность военнослужащих | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
28 | Альтернативная гражданская служба | 1 | КУ | ||||||
Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России | 7 | ||||||||
29 | Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества | 1 | КУ | Презентация | |||||
30 | Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
31 | Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально – психологическим и профессиональным качествам гражданина | 1 | УОМН | Презентация | |||||
32 | Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
33 | Как стать офицером Российской амии | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
34 | Порядок поступления в военные вузы | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
35 | Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ | 1 | УОМН | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-А класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов - разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов - разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-г класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов - разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-А класс 2020 - 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-В класс 2020 - 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-г класс 2020 - 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...