Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс
календарно-тематическое планирование по обж (9 класс) на тему
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г № 1089).
- Примерной программой основного общего образования по ОБЖ.
- Федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г № 1312)
- Методическими рекомендациями авторов учебников: «Основы безопасности жизнедеятельности 9» А.Т. Смирнов; Б.О.Хренников. – М.: Просвещение, 2009 г.
Срок реализации данной программы 1 год. В течении года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами. Курс рассчитан на 35 часов, по 1 часу в неделю.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
ЦЕЛИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
Освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ –сош с.Комсомольское
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. Директора по УВР Директор школы
_______________ /Хижнякова И.М/ ________________ /Грибанова Н.Н/
«_____» __________ 20_____ г «_____» __________ 20_____ г
Рабочая программа учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
9 класс
Учителя ОБЖ
Камкиной О.В
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО ______________ /___________________/
Протокол № ______ от «_______»____________ 20______ г
2013-2014 уч.год
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г № 1089).
- Примерной программой основного общего образования по ОБЖ.
- Федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г № 1312)
- Методическими рекомендациями авторов учебников: «Основы безопасности жизнедеятельности 9» А.Т. Смирнов; Б.О.Хренников. – М.: Просвещение, 2009 г.
Срок реализации данной программы 1 год. В течении года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами. Курс рассчитан на 35 часов, по 1 часу в неделю.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
ЦЕЛИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
Освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАСА
- Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства
- Воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому населению России и её государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества
- Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни
- Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЖ
Раздел I. основы безопасности личности, общества и государства
- Национальная безопасность России в мирном сообществе
Россия в мирном сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России. Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
- Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
- Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны. Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Наркобизнес как разновидность появления международного терроризма.
- Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
- Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение поведения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения. Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
- Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности. Законодательная и нормативно – правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов. Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. Правила поведения при угрозе террористического акта. Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к употреблению наркотических средств. Профилактика наркомании.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
- Основы здорового образа жизни
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека. Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
- Факторы разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ – инфекции и СПИДе.
- Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи. Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни. Основные положения Семейного кодекса РФ.
- Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.
- Безопасность дорожного движения
Закон РФ «О безопасности дорожного движения». Административная и уголовная ответственность за нарушение ПДД. Автомобиль. Его технические данные. Значение автомобильного транспорта для экономики страны. Первые навыки управления авто-мото транспортом. Правила движения по улицам и дорогам. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Обязанности пассажира. Безопасность пассажира. Обязанности и правила безопасного поведения водителей. Водитель велосипеда.
Критерии оценки знаний и умений учащихся
«ОТЛИЧНО» - ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро). Ответ, оцениваемый отлично, т.е «5»:
- должен быть полный, без наводящих вопросов учителя и учащихся;
- должен называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- должен иметь собственную точку зрения на событие и личность.
«ХОРОШО» - ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно. Ответ, оцениваемый хорошо, т.е «4»:
- должен уметь из большого объема материала делать короткое и содержательное сообщение;
- должен иметь монологичность и правильность речи;
- должен быть полным, с незначительными дополнениями учащихся.
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы. Ответ, оцениваемый удовлетворительно, т.е «3»:
- наличие только знаний фактического материала;
- умение отвечать на вопросы о прочитанном;
- ответ с большим количеством наводящих вопросов учителя, неумение самостоятельно произвести несколько связанных предложений.
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»- ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы..
При оценке знаний нужно учитывать:
- объем знаний по учебному предмету (вопросу),
- понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом,
- степень систематизации и глубины знаний,
- действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.
При оценке навыков и умений учитываются:
- содержание навыков и умений
- точность, прочность, гибкость навыков и умений,
- возможность применять навыки и умения на практике.
УМК
для учащихся:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Хренников Б.О., М.: Просвещение 2009 г.
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебник для 6-9 кл., Е.Л.Вишневская, Н.К.Барсукова, Т.И.Широкова, Москва, Русское слово 1995 г.
для учителя
- Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Хренников Б.О., М.: Просвещение 2009 г.
- Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8-10 кл. В.Г.Бубнов, Н.В.Бубнова, АСТ –Аристель Москва 2005 г.
Список литературы:
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. М.: ТЦ Сфера 2005г.
- Лачук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс: Методическое пособие – 2 –е издание – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2000г.
- Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебник для 5-9 кл. – 3 –е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2006г.
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебник для 6-9 кл, Е.Л.Вишневская, Н.К.Барсукова, И.И.Широкова, Москва, Русское слово 1995г.
- Проведение занятий по гражданской обороне, Методическое пособие, С.Н.Семёнов, В.П.Лысенко, Москва, Высшая школа 1990 г.
- И.К.Топоров «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебник для учащихся 5-9 кл., общеобразовательных учреждений Москва Посвещение 1996 г.
- Дидактические материалы «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5-9кл, В.Н.Латчук, В.В.Марков, М.П.Фролов, Дрофа 2000 г.
- Справочник И.Ф.Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, Санкт-Петербург 2005 г.
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 9 класс
Номер урока | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | ИКТ | Дата | Примечание | ||
план | Факт | ||||||||
Основы безопасности личности, общества и государства | 19 | ||||||||
Национальная безопасность России в миром сообществе | 4 | ||||||||
1 | Россия в мировом сообществе | 1 | УОМН | ||||||
2 | Национальные интересы России в современном мире. | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | 1 | КУ | Презентация | |||||
4 | Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России | 3 | ||||||||
5 | Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация | 1 | КУ | ||||||
6 | Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
7 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия | 1 | КУ | Устный опрос | |||||
Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России | 2 | ||||||||
8 | Военная угроза национальной безопасности России | 1 | УОМН | ||||||
9 | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России | 1 | КУ | Устный опрос | Презентация | ||||
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 3 | ||||||||
10 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ситуаций (РСЧС) | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
11 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны | 1 | КУ | Презентация | |||||
12 | МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 4 | ||||||||
13 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | УОМН | Устный опрос | Презентация | |||||
14 | Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. | УОМН | |||||||
15 | Эвакуация населения | ||||||||
16 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. | КУ | Устный опрос | Презентация | |||||
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации | 3 | ||||||||
17 | Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
18 | Система борьбы с терроризмом. Правила поведения при угрозе террористического акта. | 1 | КУ | ||||||
19 | Государственная политика противодействия наркотизму. Профилактика наркомании. | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 16 | ||||||||
Основы здорового образа жизни | 2 | ||||||||
20 | Здоровье человека – как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
21 | Репродуктивное здоровье населения – национальная безопасность России | 1 | КУ | Устный опрос | |||||
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье | 3 | ||||||||
22 | Ранние половые связи и их последствия | 1 | КУ | Устный опрос | |||||
23 | Инфекции, передаваемые половым путем | 1 | КУ | ||||||
24 | Понятия о ВИЧ – инфекции и СПИДе | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | 2 | ||||||||
25 | Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
26 | Основы семейного права Российской Федерации | 1 | КУ | ||||||
Оказание первой медицинской помощи | 2 | ||||||||
27 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях | 1 | КУ | ||||||
28 | Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. | 1 | УОМН | Устный опрос | Презентация | ||||
Безопасность дорожного движения | 7 | ||||||||
29 | Закон РФ «О безопасности дорожного движения». Административная и уголовная ответственность за нарушение ПДД | 1 | УОМН | Устный опрос | |||||
30 | Автомобиль. Его технические данные. Значение автомобильного транспорта для экономики страны. | 1 | КУ | Устный опрос | Презентация | ||||
31 | Первые навыки управления авто-мото транспортом | 1 | УОМН | ||||||
32 | Правила движения по улицам и догам | 1 | КУ | ||||||
33 | Пешеход. Безопасность пешехода | 1 | УОМН | ||||||
34 | Пассажир. Обязанности пассажира. Безопасность пассажира. | 1 | КУ | Устный опрос | Презентация | ||||
35 | Обязанности и правила безопасного поведения водителей. Водитель велосипеда. | 1 | УОМН | Устный опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/12/picture-1276285-1602480484.png)
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-А класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов - разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/12/picture-1276285-1602480484.png)
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов - разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/12/picture-1276285-1602480484.png)
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-г класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов - разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/12/picture-1276285-1602480484.png)
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-А класс 2020 - 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/12/picture-1276285-1602480484.png)
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/12/picture-1276285-1602480484.png)
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-В класс 2020 - 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/12/picture-1276285-1602480484.png)
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-г класс 2020 - 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...