Рабочая программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
рабочая программа по обж на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e-11.doc | 226.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ВО «ОСТРОГОЖСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Разработчик: Боровлев С.И., преподаватель физической культуры и ОБЖ
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
1.1. Область применения программы 4
1.2. Место учебной дисциплины в образовательной программе среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих 4
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины 4
1.4. Количество часов, отведенное на освоение рабочей программы учебной дисциплины 5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению 11
3.2. Информационное обеспечение обучения. 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в состав цикла общеобразовательных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны уметь:
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- владеть навыками в области гражданской обороны.
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать / понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
- репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- порядок первоначальной постановки на воинский учёт, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывание в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
1.4. Количество часов, отведенное на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 104 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 69 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 35 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 104 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 69 |
в том числе: | |
практические занятия | 32 |
Самостоятельная работа обучающегося | 35 |
выполнение домашних заданий | 30 |
изучение материалов учебника | |
внеаудиторная самостоятельная работа, направленная на углубление и расширение знаний, приобретение новых знаний. | 5 |
подготовка докладов | |
Форма промежуточной аттестации: 2 полугодие - экзамен. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности | 36 |
| |||
Тема 1.1 Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности | Содержание учебного материала | 10 | |||
1. | Здоровье, общие понятия. Здоровый образ жизни и его составляющие. Факторы, влияющие на здоровье и благополучие. Индивидуальное и общественное здоровье | 2 | |||
2. | Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма | 2 | |||
3. | Факторы, разрушающие здоровье | 2 | |||
4. | Репродуктивное здоровье, правила личной гигиены | 2 | |||
5. | Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах, поражение электрическим током, переломах, кровотечениях. Навыки проведения искусственного дыхания и не прямого массажа сердца | 2 | |||
Практические занятия | 14 | ||||
1. | Алкоголь и его влияние на здоровье человека | ||||
2. | Активное и пассивное курение. Табачный дым и его составные части | ||||
3. | Наркомания. Общие понятия, профилактика | ||||
4. | Основные инфекционные заболевания, классификация, механизмы передачи | ||||
5. | Общие принципы оказания первой помощи пострадавшим при травмах и ранениях. Классификация ожогов, отличительные особенности первой медицинской помощи | ||||
6. | Первая доврачебная помощь при ранениях и травматизме. Классификация ран, особенности проникающих ранений | ||||
7. | Виды кровотечений, отличительные признаки, способы остановки. Правила наложения кровоостанавливающего жгута. Опасность венозного и артериального кровотечения. | ||||
Самостоятельная работа студента | 12 | ||||
Выполнение домашних заданий | 10 2 | ||||
Изучение материалов учебника: « Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России»; «Влияние вредных привычек и их профилактика»; «Виды наркомании ,наркотические вещества растительного и синтетического происхождения»; « Некротические изменения при обескровливании конечности» | |||||
Подготовка докладов | |||||
«Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека»; «Первая доврачебная помощь при травмах позвоночника» | |||||
Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности | 24 | ||||
Тема 2.1 Государственная система обеспечения безопасности. | Содержание учебного материала | 10 | |||
1. | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). История создания. Задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств РФ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 2 | |||
2. | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера. Прогноз, мониторинг, защита, эвакуация, обучение населения | 2 | |||
3. | Гражданская оборона, основные понятия, задачи. История создания и развития гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороны. Основные функции гражданской обороны. Руководство гражданской обороны | 2 | |||
4. | Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения | 2 | |||
5. | Организация гражданской обороны в учебных заведениях и её предназначение. Федеральный закон «О гражданской обороне». Объектовые комиссии, их задачи при чрезвычайных ситуациях. Планирование мероприятий по защите обучаемых и персонала | 2 | |||
Практические занятия | 6 | ||||
1. | Ознакомление с современными средствами поражения, их поражающими факторами, изучение мероприятий по защите населения: оповещение, информирование, эвакуация. | ||||
2. | Ознакомление с инженерными защитными сооружениями гражданской обороны, правила поведения в них. Виды защитных сооружений (убежище, противорадиационное укрытие, простейшие укрытие.) | ||||
3. | Изучение нормативно-правовой базы РФ по обеспечению безопасности населения. | ||||
Самостоятельная работа студента | 8 | ||||
Выполнение домашних заданий | 6 | ||||
Изучение материалов учебников: «Эвакуация населения из зон поражения. Сборные пункту, способы эвакуации, приемные эвакуационные пункты»; «Обычные средства поражения, применяемые при ведении боевых действий. Осколочные, фугасные, кумулятивные, и зажигательные боеприпасы» | |||||
Подготовка докладов | 2 | ||||
«Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Фильтрующие и изолирующие противогазы,ОЗК,Л-1»; «Правила поведения в очаге бактериологического заражения. Способы применения бактериологического оружия (аэрозольный, трансмиссивный, диверсионный)» | |||||
Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность | 33 | ||||
Тема 3.1 Основы обороны государства и воинская обязанность
| Содержание учебного материала | 10 | |||
1. | Защита Отечества – долг и обязанность граждан России. Основы законодательства РФ об обороне государства и воинской обязанности граждан | 2 | |||
2. | Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Работа с допризывниками, подготовка к службе граждан призывного возраста | 2 | |||
3. | Воинский учёт, его предназначение, обязанности граждан, состоящих на воинском учёте. История развития комплектования войск. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Медицинское освидетельствование при постановке на воинский учёт. Категории годности к военной службе. | 2 | |||
4. | Виды ответственности, установленной для военнослужащих: дисциплинарная, материальная, административная, гражданско- правовая, уголовная. Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против порядка правил прохождения военной службы | 2 | |||
5. | Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации | 2 | |||
Практические занятия | 12 | ||||
1. | Правовые основы военной службы. Федеральный закон «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе» | ||||
2. | Общие права и обязанности военнослужащих по призыву. Военнослужащие, как граждане РФ. Ограничение прав и свобод особенностями военной службы. Дополнительные права военнослужащих | ||||
3. | Воинская дисциплина её сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на военнослужащих по призыву. Роль дисциплины в современном бою | ||||
4. | Воинские звания, знаки различия, форма одежды. Роль военных училищ в формировании офицерского корпуса. Значимость формы одежды при выполнении служебных обязанностей | ||||
5. | Ритуалы Вооружённых Сил РФ: ритуал приведения к военной присяге, ритуал вручения Боевого знамени воинской части, ритуал вручения личному составу боевого оружия и военной техники | ||||
6. | Отличительные особенности военной службы в Вооружённых Силах РФ | ||||
Самостоятельная работа студент | 11 | ||||
Выполнение домашних заданий | 10 | ||||
Изучение материалов учебника: «Основные предпосылки проведения военной реформы современных вооруженных сил РФ. Социально – экономическая обстановка при проведении реформирования»; «Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ- закон воинской жизни»; «Устав внутренней службы»; «Устав гарнизонной и караульной службы»; «Строевой устав» | |||||
Подготовка докладов | 1 | ||||
«Военные реформы России по созданию регулярной армии. Рекрутская система комплектования армии и флота при Петре 1. Милютинская военная реформа» | |||||
Раздел 4. Основы медицинских знаний | 11 | ||||
Тема 4. Основы медицинских знаний | Содержание учебного материала | 7 | |||
1. | Закаливание и его влияние на здоровье. Значение личной гигиены в повседневной жизни человека. Правила личной гигиены. | 2 | |||
2. | Режим дня, труда и отдыха, рациональное питание и его значение для здоровья. Психологическая уравновешенность | 2 | |||
3. | Инфекции, передаваемые половым путем и их профилактика | 2 | |||
4. | Семейное законодательство. Права и обязанности родителей. Законодательство о семье, Семейный кодекс от 1.03.1996. Условия и порядок заключения брака. Права и обязанности супругов. Права несовершеннолетних родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка» | 2 | |||
Самостоятельная работа студента | 4 | ||||
Выполнение домашних заданий | |||||
Изучение материалов учебника: «Первая доврачебная помощь при тепловом и химическом ударе. Понятие теплового удара, признаки, меры профилактики. Психологическая уравновешенность и ее значение»; «Первая помощь при поражении электрическим током. Меры безопасности при обращении с электричеством. Особенности последствий при поражении электрическим током»; «Виды повязок и правила их наложения. Перевязочный материал. Понятие фиксирующего тура» | |||||
Всего: | 104 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» требует наличия учебного кабинета безопасности жизнедеятельности и охраны труда
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
- мультипроектор;
- компьютер;
- телевизор
Наглядные пособия:
- плакаты по тематике занятий;
- стенды;
- информационные бюллетени;
- раздаточный материал.
Специальное оборудование:
- пневматические винтовки;
- макеты автоматов;
- макеты различного вида мин;
- макеты убежища и противорадиационного укрытия;
- средства индивидуальной защиты;
- медицинские средства;
- приборы химической и радиационной разведки;
- индикаторные трубки
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий. Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов. – М.: Просвещение, 2010. -223с.
2. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов. – М.: Просвещение, 2013. -320с.
Дополнительные источники:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов. – М.: Просвещение, 2010. - 160с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, проверки результатов внеаудиторной самостоятельной работы
Результаты обучения (освоения умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Обучающиеся должны уметь: - владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; | Проверка устных и письменных заданий, проверка внеаудиторной самостоятельной работы. |
- владеть навыками в области гражданской обороны. | Тестирование, проверка домашних заданий. |
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; | Проверка внеаудиторной самостоятельной работы, |
- оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе; | Проверка устных и письменных заданий, проверка внеаудиторной самостоятельной работы. |
Обучающиеся должны знать / понимать: - основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него. | Проверка составления таблиц, проверка внеаудиторной самостоятельной работы, проверка домашних заданий. |
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; | Проверка составления схемы, проверка домашней работы. |
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; | Проверка устных и письменных заданий, проверка домашних заданий. |
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; | Проверка составления таблиц, проверка домашних заданий. |
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; | Проверка устных и письменных заданий, проверка домашних заданий. |
- порядок первоначальной постановки на воинский учёт, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; | Тестирование, проверка домашних заданий. |
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывание в запасе; | Проверка устных и письменных заданий, проверка домашних заданий. |
- основные виды военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы; | Тестирование, проверка домашних заданий. |
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
| Проверка составления схем и таблиц, проверка внеаудиторной самостоятельной работы Проверка составления схем и таблиц, проверка внеаудиторной самостоятельной работы |
- предназначение, структуру и задачи Гражданской обороны.
| Проверка составления схем и таблиц, проверка внеаудиторной самостоятельной работы |
Рецензия
на рабочую программу учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» преподавателя общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин
ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»
Боровлева С.И.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Программа содержит все необходимые составные части: паспорт рабочей программы, структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации рабочей программы учебной дисциплины, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.
Преподавание дисциплины по данной рабочей программе способствует развитию знаний студентов в вопросах обеспечения личной безопасности и сохранения здоровья, оказания первой медицинской помощи, изучения основ обороны государства и выполнения воинской обязанности.
Объём и последовательность изучаемого материала выбраны оптимально. Темы практических занятий, необходимые дидактические единицы в рецензируемой программе подобраны грамотно. Учебная нагрузка распределена эффективно.
В рабочей программе отражена самостоятельная работа обучающихся в виде изучения материалов учебника. Форма промежуточной аттестации предусмотрена в форме экзамена.
Рабочая программа отвечает требованиям, предъявляемым к результатам освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», и может использоваться в учебном процессе.
Преподаватель ОБЖ БПОУ ВО
«Острогожский медицинский колледж» _________ В.А. АНцупов
Рецензия
на рабочую программу учебной дисциплины « Основы безопасности жизнедеятельности» преподавателя общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин
ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»
Боровлева С.И.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования от 05.03.2004г. №1089, учебного плана ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»
Рабочая программа учебной дисциплины содержит все необходимые составные части: паспорт рабочей программы, структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации рабочей программы учебной дисциплины, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.
Максимальная нагрузка студентов по данной программе составляет 104 часа. Объем, последовательность и содержание учебного материала выбраны оптимально.
Задачей рабочей программы является изложение материала о обеспечении личной безопасности и сохранении здоровья, оказания первой медицинской помощи, изучения основ обороны государства и выполнения воинской обязанности. Предложены формы организации самостоятельной работы студентов: изучение материалов учебника, написание докладов. Темы практических занятий подобраны грамотно и являются актуальными.
В программе указаны формы и методы контроля и оценки результатов обучения, сформулированные исходя из целей и задач учебной дисциплины.
Рабочая программа составлена грамотно, может использоваться для организации учебного процесса по дисциплине «Основы безопасност
Преподаватель ОБЖ ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум» ________________В.А. Демиденко
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Предмет:ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Класс 5 – 8 классы.
образования, примерной программы основного общего образования по ОБЖ, а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Класс 10 – 11 класс
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего о...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...
Рабочая программа предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" 10-11 класс
Рабочая программа предмета ОБЖ для 10-11 класса...
Рабочая программа предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" 5-9 класс
рабочая программа по ОБЖ 5-9 кл....