РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Класс 10 – 11 класс
рабочая программа по обж (10, 11 класс) на тему

 Sergeev Artem Sergeevich

Рабочая  программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования ОБЖ, а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537) и Концепции Федеральной подготовки граждан российской Федерации  к военной службе на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2009 г. № 134-Р), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов под редакцией А.Т. Смирнова,  Москва, Просвещение, 2012 г.

            В курсе ОБЖ для X—XI классов завершается обучение учащих­ся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных си­туациях природного, техногенного и социального характера.          В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязан­ности и военной службе», письмом Министерства общего и про­фессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 г. № 1133/14-12,  приказа Министра Обороны РФ и Министерства образования и науки РФ № 96 /134  от «24» февраля 2010 г.  в программу курса ОБЖ для обучающихся X—XI клас­сов введен раздел «Основы военной службы».

             Обучение девушек начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы осуществляется в добровольном порядке. С ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классе направлен на достижение следующих целей

Ø  создание условий для освоения знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

Ø  воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

Ø  развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

Ø  формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Для достижения целей необходимо решить задачи:

ü  углубленное изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

ü  расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике;

ü  совершенствования военно-патриотического воспитания и повышения мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно-учетным специальностям в объеме, необходимом для военной службы;

ü  обучение распознаванию и анализированию особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях;

ü  окончательное формирование модели поведения выпускников при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.

ü  обучение применению в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности;

ü  формирование знаний об основных направлений организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций;

ü  обоснование учащимся основного предназначения Единой государственной системы предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

ü  формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим пагубное влияние на здоровье;

ü  формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.

ü  осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

ü  умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

ü  использование элементов  причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

ü  участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;

ü  поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

ü  оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

ü  умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

ü  поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения;

ü  иИзвлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Для реализации рабочей программы  «Основы безопасности жизнедеятельности используется комплексный подход к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.

 

Учебные модули

Модуль-1

Модуль-2

Модуль-3

Основы безопасности личности, общества и государства.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Обеспечение военной безопасности государства. Государственные службы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_10-11_klassy.docx61.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет                        ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Класс                                                10 – 11  класс                                                                 

Учитель                          Сергеев Артем Сергеевич

                                 

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель

Зам. председателя МС        

Новосибирск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования ОБЖ, а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537) и Концепции Федеральной подготовки граждан российской Федерации  к военной службе на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2009 г. № 134-Р), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов под редакцией А.Т. Смирнова,  Москва, Просвещение, 2012 г.

        В курсе ОБЖ для X—XI классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.         В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 г. № 1133/14-12,  приказа Министра Обороны РФ и Министерства образования и науки РФ № 96 /134  от «24» февраля 2010 г.  в программу курса ОБЖ для обучающихся X—XI классов введен раздел «Основы военной службы».

         Обучение девушек начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы осуществляется в добровольном порядке. С ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классе направлен на достижение следующих целей

  • создание условий для освоения знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
  • воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
  • формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Для достижения целей необходимо решить задачи:

  • углубленное изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
  • расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике;
  • совершенствования военно-патриотического воспитания и повышения мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно-учетным специальностям в объеме, необходимом для военной службы;
  • обучение распознаванию и анализированию особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях;
  • окончательное формирование модели поведения выпускников при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.
  • обучение применению в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности;
  • формирование знаний об основных направлений организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций;
  • обоснование учащимся основного предназначения Единой государственной системы предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим пагубное влияние на здоровье;
  • формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.
  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • использование элементов  причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения;
  • иИзвлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Для реализации рабочей программы  «Основы безопасности жизнедеятельности используется комплексный подход к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.

Учебные модули

Модуль-1

Модуль-2

Модуль-3

Основы безопасности личности, общества и государства.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Обеспечение военной безопасности государства. Государственные службы

Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:

  • Последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
  • Сформировать представление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях.
  • Уяснить основные положения законодательства Российской Федерации в области безопасности.
  • Сформировать морально-психологические и физические качества  и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях.
  • Более подробно ознакомиться с организационными основами системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
  • Повысить эффективность процесса формирования у учащихся  современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим предметам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности.
  • Эффективнее использовать межпредметные связи, что способствует формированию у учащихся целостной картины окружающего мира.
  • Обеспечить непрерывность образования  и более тесную преемственность процессов обучения  и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на третьей ступени образования.
  • Более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам.
  • Более эффективно организовывать систему повышения квалификации  и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.

        Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 и 11 классах в программе предусмотрено 70 часов на 2 года обучения по 1 часу в неделю:

10 класс – 36 часов. Из них: в 1 полугодии – 16 часов, во 2-м полугодии – 20 часов

11 класс – 34 часа. Из них: в 1 полугодии – 16 часов, во 2-м полугодии – 18 часов


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. Способы подготовки человека к автономному существованию. Автономное пребывание человека в природной среде НСО

Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Безопасная дорога от дома до школы в месте проживания

Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре.

Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года. Безопасный отдых у воды. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года НСО

Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные криминогенные ситуации на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств).

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для минимизации их последствий. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера НСО

Нравственность и здоровье

Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию семейной жизни. Качества, необходимые для создания прочной семьи.

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), пути их передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики.

ВИЧ-инфекция и СПИД, основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья 

Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.

Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия.

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Экстремизм и терроризм -  чрезвычайные опасности для общества и государства.

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.

Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления террористической и экстремистской деятельности.

Нормативно-правовая база борьбы с экстремизмом и терроризмом в Российской Федерации.

Основные положения Конституции Российской Федерации, положения Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности», положения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, в которых определены нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Роль государства в обеспечении защиты населения страны от террористической и экстремистской деятельности и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.

Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правовой режим контртеррористической операции.

Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму.

Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Участие Вооруженных Российской Федерации в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.

Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Роль культуры безопасности жизнедеятельности по формированию антитеррористического поведения и антиртеррористического поведения и антитеррористического мышления.

Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Уголовный кодекс Российской Федерации  об ответственности за участие в террористической деятельности. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» об ответственности за осуществление экстремистской деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации об уголовной ответственности за экстремистскую деятельность.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. Правила оказания само- и взаимопомощи пострадавшим от теракта.

Государственная система обеспечения безопасности населения

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

Структура  и органы управления гражданской обороной.

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.          Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Милиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.

Служба скорой медицинской помощи.

Другие государственные службы в области безопасности.

Основы обороны государства и воинская обязанность

История создания Вооруженных Сил России.

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

Организационная структура Вооруженных Сил

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.

Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.

Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.

Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.

Космические войска: история создания, предназначение, структура.

Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.

Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации,  войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение.

Воинская обязанность

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.

Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.

Правовые основы военной службы. Призыв на военную службу. Особенности прохождения военной службы по призыву.

Прохождение военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

Статус военнослужащих.

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.  Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

Воинские символы и боевые традиции Вооруженных Сил

Дни воинской славы России — Дни славных побед.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений.

Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.

Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

Военно-профессиональная ориентация

Ориентация на овладение военно-учетными специальностями. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры. Ориентация на обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах учреждений высшего профессионального образования.

Основные виды образовательных учреждений военного профессионального образования.

Правила приема граждан в учреждения военного профессионального образования.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ КУРСА

(ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)

В конце изучения курса «ОБЖ», выпускники средней школы овладеют общеучебными умениями и навыками, различными способами познавательной, коммуникативно-информационной и рефлексивной деятельности, получат опыт:

  • самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • использовать  элементы  причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • участия в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
  • оценивания и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнения в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
  • умения отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
  • осуществления осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии;
  • поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения;
  • извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
  • аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Знать/понимать

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
  • правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств)

Уметь

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
  • адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;
  • прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;
  • оказания первой медицинской помощи;
  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
  • понимания взаимосвязи основ безопасности жизнедеятельности с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС

п/п

Модуль

Раздел

п/п

Тема урока

Кол – во

часов

1

Основы безопасности личности, общества, государства  14 ч.

Личная безопасность в повседневной жизни, в условиях ЧС, защита населения России от ЧС природного и техногенного характера.ПДД

5 ч.

1

Практическая подготовка  к автономному пребыванию человека в природной среде. Автономному пребыванию человека в природной среде в НСО.

1

2

2

Обеспечение личной безопасности на дорогах. Обеспечение личной безопасности на дорогах НСО. Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств).

1

3

3

Обеспечение личной безопасности в криминогенных   ситуациях.

1

4

4

ЧС природного характера и возможные их последствия. Правила поведения населения в условиях ЧС природного характера. ЧС природного характера НСО

1

5

5

ЧС техногенного характера и возможные последствия. Правила поведения населения при ЧС техногенного характера. ЧС техногенного характера НСО

1

6

Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ

3 ч.

1

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность.

1

7

2

Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности.

1

8

3

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта.

1

9

Личная безопасность в повседневной жизни, в условиях ЧС, защита населения России от ЧС природного и техногенного характера

3 ч.

1

Военные угрозы национальной безопасности РФ. Характер современных войн и вооруженных конфликтов.

1

10

2

Нормативно-правовая база РФ в области обеспечения безопасности населения в ЧС.

1

11

3

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), её структура и задачи.

1

12

Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ

3 ч.

1

Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления действия террористической  и экстремистской деятельности.

1

13

2

Положения Конституции РФ и других нормативных актов по противодействию экстремизму и терроризму. Роль государства в обеспечении национальной безопасности РФ.

1

14

3

Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического  и антиэкстремистского поведения. Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирование антитеррористического поведения.

1

15

Основы медицинских знаний   и ЗОЖ

5 ч.

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний ЗОЖ

5 ч.

1

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности.

1

16

2

Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.

1

17

3

Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества

1

18

4

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия.

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

1

19

5

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

1

20

Обеспечение военной безопасности государства, Государственные службы

16 ч.

Основы обороны государства

16 ч.

1

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций

1

21

2

Милиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.

1

22

3

Служба скорой медицинской помощи.

Другие государственные службы в области безопасности

1

23

4

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

1

24

5

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

Структура  и органы управления гражданской обороной.

1

25

6

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

1

26

7

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

1

27

8

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.  Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

1

28

9

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

1

29

10

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.

1

30

11

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств

1

31

12

Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

1

32

13

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

1

33

14

Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

1

34

15

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

1

35

16

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

1

36

Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.

Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.

Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 КЛАСС

п/п

Модуль

Раздел

п/п

Тема урока

1

Основы безопасности личности, общества, государства 7 ч.

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

2 ч.

1

Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре.

2

2

Обеспечение личной безопасности на водоёмах. Обеспечение личной безопасности на водоёмах НСО

3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ

3 ч.

1

Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.

4

2

Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правовой режим контртеррористической операции.

5

3

Применение и участие ВС РФ в борьбе с терроризмом внутри и за пределами страны.

6

Нравственность и здоровье

5 ч.

1

Правила личной гигиены.

7

2

Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики.

8

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

13 ч.

3

Семья в современном обществе.

9

4

Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ- инфекции.

10

5

Нравственность и здоровый образ жизни.

11

Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ

1 ч.

1

Роль и место в гражданской обороне

12

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.ПДД

1 ч.

1

Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств).

13

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

7 ч.

1

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

14

2

Первая помощь при ранениях  и травмах

15

3

Основные правила оказания первой помощи.

16

4

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

17

5

медицинская помощь при остановке сердца

18

6

ПМП при открытых переломах

19

7

ПМП при закрытых переломах

20

Обеспечение военной безопасности государства, 15 ч.

Основы обороны государства

15 ч

1

Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.

21

2

Космические войска: история создания, предназначение, структура.

Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.

22

3

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.

23

4

Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации,  войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение.

24

5

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

25

6

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.

Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.

26

7

Прохождение военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

27

8

Статус военнослужащих.

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.  Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

28

9

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

29

10

Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

30

11

Дни воинской славы России — Дни славных побед.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

31

12

Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений.

Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.

Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

32

13

Ориентация на овладение военно-учетными специальностями. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры. Ориентация на обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах учреждений высшего профессионального образования.

33

14

Основные виды образовательных учреждений военного профессионального образования.

34

15

Правила приема граждан в учреждения военного профессионального образования.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

Шкала оценивания – пятибалльная.

Основные формы контроля: Устный ответ, письменный развернутый ответ, письменные работы тестового характера, защита реферата.

Критерии оценки:

"5" - вопрос раскрыт полностью, учащийся использовал при ответе дополнительные сведения из области поставленного вопроса.

"4" - вопрос раскрыт полностью, но в ответе содержатся незначительные неточности, или нарушена определенная последовательность ответа (последнее свойственно при объяснении техники упражнений).

"3" - вопрос раскрыт, но в ответе есть грубые ошибки, или ошибок очень много.

"2" - вопрос не раскрыт. Значительные ошибки при ответе. Искажена суть поставленного вопроса. Учащийся без причины отказывается отвечать на вопрос.

"1" – ученик отказался от ответа.


 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная и дополнительная литература

  1. Альтшулер В.М. Наркомания: дорога в бездну: кн. для учителей и родителей /В.М. Альтшулер, А.В. Надеждин. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Армия государства Российского и защита Отечества /под ред. В.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Байер К. Здоровый образ жизни/ К. Байер, Л. Шейнберг; пер. с англ. – М.: Мир, 1997.
  4. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.; Норинт, 1997.
  5. Военное законодательство Российской империи (кодекс русского Военного права). – М.: Военный университет, 1996.
  6. Военный энциклопедический словарь. – М.: Военное издательство, 1983.
  7. Гражданская защита. Энциклопедия. в 4 т. /под ред. С.К.Шойгу. – М.:Московская типография № 2, 2006.
  8. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы книга для учителя: М. Просвещение» 2001 г.
  9. Заготова С.Н. Валеология учебное пособие: Ростов-на-Дону ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС» 2001 г.
  10. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология учебное пособие: М. Гардарики 2002 г.
  11. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности поурочные планы 6.7 классы: Волгоград.
  12. Голубева Я.В. Проблемные классные часы: Волгоград.
  13. Нестерова Л.В. Расти здоровым. Методические рекомендации для учителей и студентов педагогических вузов: Иваново 2003 г.
  14. Михайлов А.А. Игровые занятия по ОБЖ в детском оздоровительном лагере: Шуя 2003.
  15. Сизанов А.Н., Хринтович В.А. Модульный курс профилактики курения 5-11 классы:М. «Просвещение» 2004г.
  16. Майри Станеки-Козовски Мой мир и я.: МФО Москва.
  17. МККК Международное гуманитарное право: Москва издательство ФНИИ МП ФЗ. 2000г.
  18. Кассиль Н.П. ОБЖ и здоровье. Наб.Челны.
  19. Обухова Л.А. Школа докторов или 135 уроков здоровья: М. ВАКО 2004 г.

Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

Нормативно-правовые документы РФ

Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г.

Конституция РФ (последняя редакция).

Общевоинские уставы ВС РФ (последняя редакция).

Семейный кодекс РФ (последняя редакция).

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ  от 12.05.2009 г. № 237).

Уголовный кодекс РФ (последняя редакция).

Учебная литература

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам безопасности и жизнедеятельности 8 класс

Рабочая программа по основам безопасности и жизнедеятельности 8 класс Ерсубайкинской ООШ на 2015-2016 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Предмет:ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Класс 5 – 8 классы.

образования, примерной программы основного общего образования по ОБЖ,  а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от...

Рабочая программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью образовательной программы среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, с...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...