«Воспитание коллективной безопасности и активной жизненной позиции»
статья по обж на тему
Обобщение и представление собственного педагогического опыта
«Воспитание коллективной безопасности и активной жизненной позиции»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение и представление собственного педагогического опыта
«Воспитание коллективной безопасности и активной жизненной позиции»
Методист МБОУ ДПО УМЦ
Горохов И.В.
г. Чехов
Служба в Вооружённых силах в течение 31 года, работа с личным составом в чрезвычайной обстановке убедили в том, что результат любой ситуации во многом зависит от человеческого фактора, от готовности и умения человека взять ответственность на себя. В школе так же. Предмет ОБЖ существует не так давно в рамках школьной программы и до сих пор вызывает дискуссии о важности и нужности этого предмета, об учебных программах, о профессиональной подготовке преподавателей. Все эти вопросы, безусловно, требуют проработки на уровне министерства образования, но многое зависит от преподавателя в каждой конкретной школе.
Время не ждет, ведь это один из тех предметов, который не имеет права на отставание между научно-практическими разработками и их реализацией.
Задачи: воспитывать активную жизненную позицию, характер, личностные качества, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций. Окружающая среда концентрирует все большее количество опасностей, и поэтому воспитание активности, самостоятельности, ответственности будут определять эффективность деятельности человека в сфере безопасности.
Основные направления деятельности:
1. Создание поисковой ситуации
2. Отработка практических навыков
3. Изучение влияния человеческого фактора.
Учебник ОБЖ дает алгоритм действия в тех или иных опасных ситуациях, но часто алгоритм не применим, так как жизнь в своих крайних проявлениях бывает, противоречива и разнообразно нелогична. В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеют устойчивые познавательные интересы. Преобладающее значение в их познавательной деятельности занимает абстрактное мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемого предмета и явления. Именно поэтому обучение должно иметь ярко выраженный проблемный характер, призывающий размышлять и принимать самостоятельные решения с обоснованием своих действий и применяемых средств защиты. Именно поэтому важную роль в своей деятельности отвожу постановке на уроке поисковой задачи, которая позволяет соединить теоретические и практические знания учащихся, их личный опыт, открывает пути достижения цели, новые знания о предмете, помогает находить способы решения проблем. Данный метод предполагает коллективно – распределительную деятельность:
- нахождение общего смысла и определения общей цели;
- определение способа действия;
- анализ и оценка решения поисковой задачи
Именно так строятся уроки – лабораторные занятия. Здесь самое главное – обеспечить осознание цели учащимися, продумать создание проблемной ситуации, с учетом того, что дети остро воспринимают то, что, прежде всего, касается лично их. Темы: «Здоровый образ жизни», «Поведение в криминальных ситуациях», «Прохождение военной службы по призыву» и другие - напрямую связаны с реальной жизнью. На этих занятиях ученики добывают знания собственными усилиями, творчески участвуют в освоении нового материала, включаются в диалог учитель – ученик, ученик – ученик. Найденные способы действия зачастую соответствуют учебным алгоритмам, выработанными опытом предыдущих поколений, но открытые самостоятельно, они становятся лично значимыми и соответственно позволяют лучше усвоить материал.
Огромную роль в преподавании ОБЖ имеют практические занятия с элементами игры, соревнования. Возможность видеть и использовать средства защиты, приборы, учебное оружие делает способ познания быстрее, понятнее и ярче. При этом одним из условий обучения, является создания общей ситуации успеха, здоровой конкуренции. Такие занятия повышают активность на уроках, учат владеть собой. Работа в парах, в группах при оказании помощи «пострадавшему» имеет мощное воспитательное действие, как на «спасателей», так и на «пострадавших», даёт понять важность обеспечения коллективной безопасности. Мотивацией к выполнению заданий является личный пример преподавателя в выполнении отдельных нормативов.
За каждой чрезвычайной ситуацией, за данными статистики стоят судьбы людей. Какие качества помогли человеку сохранить спокойствие в сложной обстановке, какие знания дали возможность правильно действовать; что сподвигло спасать не только свою жизнь, но и окружающих; почему человек не стал жертвой вредных привычек? Ответы на эти вопросы дает изучение опыта конкретных людей, почувствовать ситуацию изнутри. Личные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и боевых действий оказывают влияние на формирование риск – мышления, силы воли, мужества, чувства сопричастности, осознание того, что именно человек является как источником опасности, так и активным созидателем безопасности. Воспитание осознанности и мотивированности риска, заботы о безопасности людей, понимание необходимости создания безопасной техники, сохранение благоприятной окружающей среды – это повседневный патриотизм. Так уроки ОБЖ становятся уроками любви к Родине, дают осознание того, что только ты сможешь защитить ее в минуты опасности.
Любая деятельность нацелена на результат. А результат в педагогике – категория многогранная. Успех, которого добился ребенок на моем уроке, разве это не результат? В 5-ом классе это робкий, незаметный ученик, а в 9-ом активный, думающий человек. Это и есть главный результат.
«Понятие «Родина» до пятого класса кажутся детям абстрактными, а с изучением курса ОБЖ чувство Родины становится ощутимым – это и развевающийся флаг России на торжественных мероприятиях, и печатный строевой шаг и многое другое. Желание быть вместе с учителем, гордиться собой и школой, осознавать, что от тебя в жизни зависит многое, это залог высокого уровня образования и безопасного будущего нашего общества. Верю, наши ученики вырастут волевыми, сильными, решительными, знающими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование материалов по краеведению на уроках географии с целью формирования активной жизненной позиции учащихся
Использование местного материала на уроках географии(6-10 класс) с целью формирования личности учеников....
Формирование активной жизненной позиции обучающихся посредством проектной технологии в общеобразовательном учреждении
Статья об использовании проектной технологии в школе....
Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Опытно - методическая разработка Тема:«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...
Тема: Формирование активной жизненной позиции у учащихся 9 «В» класса
Обоснование актуальности темы.В настоящее время очень большое внимание уделяется вопросам гражданского образования и воспитания. Каждый ребенок уже в детстве должен почувствовать себя активным у...
Духовно-нравственное воспитание как средство формирования активной жизненной позиции у воспитанников школы-интерната
Духовно-нравственное воспитание в последние годы стало приобретать всё большую популярность. В чем суть этого направления? Каковы особенности работы по духовно-нравственному воспитанию в школах-интерн...
Тема: «Формирование у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу – важнейшая задача военно-патриотического образования и воспитания»
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, ...
Формирование активной жизненной позиции у детей с ОВЗ, через использование различных форм и методов обучения и воспитания
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.Группа школьников ...