Тема: «Формирование у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу – важнейшая задача военно-патриотического образования и воспитания»
опыты и эксперименты (10 класс) на тему
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Современная жизнь характеризуется неснижающейся динамикой угроз и опасностей для человека: военная угроза, высокая смертность, чрезвычайные ситуации, ДТП, преступность, наркоагрессия, терроризм, психологическая война и т.п. В этих условиях самой уязвимой категорией являются дети, поэтому именно школа должна взять на себя ответственность за организацию начальной военной подготовки и военно- патриотического воспитания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_1.doc | 440.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу – важнейшая задача военно-патриотического образования и воспитания»
Шкурнов Николай Павлович
преподаватель - организатор НВП
средней школы имени С. Сейфуллина
п. Бурабай
2012 г.
Содержание
Общие сведения об учителе.......................................................4
Актуальность тематики..............................................................5
Учебная деятельность.................................................................7
Внеклассная работа....................................................................12
Контрольно-измерительные материалы...................................19
Результаты педагогической деятельности................................20
Что значит быть патриотом?
Любить – да, но и не только любить свою землю, но и обязательно, что – то конкретно для нее делать.
…Современная, хорошо оснащенная армия была, есть и в обозримом будущем останется важнейшим средством обеспечения безопасности. Это будет обновленная армия нового Казахстана, где будут служить истинные патриоты нашей Отчизны – достойные наследники присутствующих здесь героических солдат Победы.
Н. А. Назарбаев
Актуальность и значимость тематики
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Современная жизнь характеризуется неснижающейся динамикой угроз и опасностей для человека: военная угроза, высокая смертность, чрезвычайные ситуации, ДТП, преступность, наркоагрессия, терроризм, психологическая война и т.п. В этих условиях самой уязвимой категорией являются дети, поэтому именно школа должна взять на себя ответственность за организацию начальной военной подготовки и военно- патриотического воспитания учащихся.
Мною накоплен определенный опыт по преподаванию начальной военной подготовки, военно - патриотическому воспитанию школьников.
Фундаментом научного мировоззрения являются знания, которые дает общеобразовательная школа, Она знакомит человека с основами естественных и общественных наук, готовит к жизни и к дальнейшему образованию. Источником моральных знаний, без чего нет, и не может быть воспитания, являются знания общекультурные, которыми личность овладевает в процессе образования, потребления ценностей художественной культуры, знаний творчеством и научной деятельностью.
Можно говорить об организации начальной военной подготовки и патриотическом сознании молодого человека лишь тогда, когда данные знания помогут ему, определить свою жизненную позицию и когда эта позиция вырастит в убеждение, определяющий весь его жизненный путь. Военно – патриотическое воспитание - это, прежде всего всесторонняя идейно-политическая , морально- психологическая и практическая подготовка учащихся к защите своей Родины и содружества стран СНГ. Главной задачей , считаю, необходимо помочь молодежи стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – завтра Казахстана. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.
Учебно – материальная база
Для эффективности проведения учебных занятий и внеурочной деятельности по начальной военной подготовки, оснащенный всеми необходимыми средствами и наглядными пособиями, выполненными руками учителя и учащихся. В кабинете собран богатый дидактический материал для уроков и работы во внеурочное время по предмету.
Описание опыта и достижений
.
Деятельность школы по начальной военной подготовки и военно-патриотическому воспитанию.
АА
Б
Учебная деятельность
Учебный предмет НВП преподается 10 – 11 классах. Начальная военная подготовка является составной частью государственной системы подготовки граждан РК к военной службе в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан. Начальная военная подготовка является обязательным предметом изучения учащейся молодежи допризывного и призывного возраста.
Целью изучения начальной военной подготовки является:
- формирование морально-психологической и физической готовности старшеклассников к военной службе, обеспечение их знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.
- физическое воспитание и формирование гармоничной личности становиться важнейшими составляющими общей системы военно-патриотического воспитания учащихся.
- изучение положений Конституции Республики Казахстан, основ обороны;
- изучение роли Вооруженных Сил Республики Казахстан, их характера и особенностей, значения воинской службы как почетной обязанности граждан РК, основных требований воинской присяги, уставов Вооруженных Сил РК;
- ознакомление с вооружением и военной техникой воинских частей, с размещением личного состава;
- приобретения необходимых военных знаний и практических навыков;
- освоения основ безопасности жизнедеятельности человека в чрезвычайных ситуациях;
- осуществление психологической подготовки к военной службе.
Работа по преподаванию НВП осуществляется по таким направлениям:
1. Изучение истории Вооруженных Сил.
2. Знакомство с законодательством по военным вопросам;
3. Ознакомление со структурой Вооруженных Сил РК и других формирований; 4. Изучение основ ГО;
5. Приобретение практических навыков основ военного дела, в том числе огневой, тактической, прикладной, физической и медико- санитарной подготовки;
6. Психологическая подготовка.
Эта подготовка направлена на формирование у молодого человека психологической готовности к действиям, составе воинского у коллектива в условиях прохождения военной службы, а так же к действиям в экстремальных ситуациях.
В своей работе предусматриваю различные формы проведения занятий:
- Теоретические (лекции, беседы) проводимые методом устного изложения, даются основы научных знаний по изучаемому разделу, рассказывая в диалектической взаимосвязи наиболее сложные вопросы учебного материала, что способствует развитию творческого мышления учащихся и формирует у них мировоззрение, отражая актуальные вопросы теории и практики, современные достижения науки и является основой для организации и проведении других видов занятий и самостоятельной работы учащихся.
- Показные занятия, которые имеют цель продемонстрировать образцовую организацию и методику их проведения, наиболее эффективные методы использования вооружения, военной техники, инженерных сооружений, а так же знакомит учащихся с размещением и бытом личного состава воинской части.
- Практические занятия проводятся с целью практического освоения вооружения, приборов и военной техники, овладения методами их применения, эксплуатация и хранения, выработки определенных навыков в выполнении различных приемов и действий, отработки различных приемов и действий, отработки нормативов и других вопросов в соответствии с программой обучения. На практических занятиях также совершенствуются приобретенные учащимися знания и навыки. Практические занятия проводятся методом объяснения с показом и тренировкой.
Главным содержанием занятий является практическая работа каждого учащегося на учебном месте. Завершающим этапом практического обучения являются тактические занятия.
- На тактических занятиях учащимся прививаются навыки и умения по выполнению должностных обязанностей солдата, разведчика, наблюдателя в боевой обстановке, Учебные вопросы на них отрабатываются последовательно в соответствии с замыслом и тактической обстановкой. Они проводятся, как правило ,на местности.
- Тактико–строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим занятиям и проводятся с целью отработки учащимися техники выполнения приемов и способов действий личного состава в определенных условиях обстановки, Приемы и способы действий Николай Павлович отрабатывает путем их повторения. Переход к выполнению очередного вопроса осуществляется только после того, как отрабатываемые приемы и способы действий поняты и выполняются четко и правильно, Для каждого учебного вопроса создается тактическая обстановка.
- Контрольные занятия проводятся с целью определения уровня знаний практических навыков учащихся с выставлением итоговых оценок.
Способы совместной работы обучающего и обучаемых, ведущие последних от незнания к знанию, от неумения к умению. Использую в своей работе разнообразные методы обучения;
- Рассказ. Это краткое, образное изложение учебного материала, содержащее преимущественно фактические данные. Использую такие приемы как повествование, рассуждение, описание.
Объяснение. Это раскрытие смысла явлений, процессов, действий. Здесь большое место занимает рассуждения, доказательства, выводы. Объяснение сочетается с показом приемов и действий с оружием и боевой техникой, ознакомлением учащихся с правилами их использования, демонстрацией различного рода наглядных пособий, упражнением обучаемых.
В лекциях излагаются основные наиболее сложные положения темы, анализируются литературные источники и даются советы о том, как целесообразно работать самостоятельно в дальнейшем работать над этой проблемой. Основными требованиями к устному изложению учебного материала являются убедительность изложения, наглядность и прочность его запоминания учащимися.
Беседа благоприятно и просто, доходчиво обогащает учащихся новыми знаниями. Используя беседу, которая позволяет выявить наличие у учащихся знаний, полученных раньше, углубить их и систематизировать. Беседа - сообщающая, ( сообщение новых знаний), развернутая( систематизация, углубление и закрепление полученных знаний),контрольно – проверочная ( проверка степени усвоения учебного материала). Беседу готовлю заранее, учитывая цели, задачи, содержание и уровень знаний учащихся. В ходе упражнений учащиеся овладевают практическими приемами использования и обслуживания оружия, способами решения тактических, огневых и технических задач, выполнения строевых приемов, действий в пешем строю. Главным считаю, что бы учащиеся поняли цель, содержание и строгую последовательность выполнения упражнений, которые объясняет доходчиво. В ходе упражнений сначала добиваюсь правильных действий, а затем уже наращиваю быстроту.
Практическая работа является исключительно важным и действенным методом обучения учащихся. В ходе ее учащиеся развивают и совершенствуют полученные ранее навыки и умения. Самостоятельная работа обычно сочетается с повторением и использованием другой литературы и справочников.
Стараюсь организовать помощь, определяя объем заданий, контролирует и оказывает помощь в их выполнении. В своей практике так же использую комплексный метод, при котором на одном занятии используя насколько методов обучения. В современных условиях главной из актуальных задач считаю повышение эффективности учебного процесса, это использование программированного обучения, проблемный, поэтапного формирования знаний и навыков, обучение по опорным конспектам, соревновательный метод.
Последние изменения в сфере образования, связанные с компьютеризацией подвигли меня использовать компьютер на своих уроках. Собрано достаточное количество учебного материала ( презентации, разработки, видеотека) для проведения уроков, которые повышают эффективность процесса обучения. ( см. приложение)
Произведен замер уровня знаний: что учащиеся усваивают, как развивается их познание, как умеют оперировать знаниями, как проявляют способности в процессе обучения. Это можно видеть на уроках при ответах на поставленные вопросы, сдаче зачетов, семинарах, защите рефератов, докладов.
Внеклассная работа
Направления внеурочной деятельности
За несколько лет в школе сложилась система традиционных общешкольных внеклассных мероприятий
Военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания учащихся, представляющая собой целенаправленный управляемый процесс их личностного развития на основе боевых традиций своего народа, формирования их готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимы для этого знаниями, навыками и умениями.
Цель военно-патриотического воспитания — выработать у учащихся глубокое понимание патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, а также воспитывать граждан, способных обеспечивать решение задач по укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы народов Казахстана.
Для учащихся школы быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в Вооружённых Силах. Увлечение учащихся примерами отечественной истории, напоминание им, какой была преданность Родине, воинскому долгу в годы «великого бедствия», когда джунгарские феодалы вели непрерывные войны, стремясь уничтожить казахов как нацию. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. На этих примерах и воспитывает учащихся. Стремление воспитать учащихся патриотами подкрепляется обучением общественно полезному делу – защите Отечества. Одни лишь рассказы тут не помогут. Именно такой принцип – единства военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки учащихся стараюсь заложить в основу своей деятельности
Работа по военно-патриотическому воспитанию идет по трем системообразующим направлениям:
I направление.
Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
- Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над братским захоронением; вахта памяти - выставление почетного караула на братском захоронении, над которым шефствует школа; возложение гирлянды Славы; проведение митингов и других патриотических мероприятий на братском захоронении и в других памятных местах).
- Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.
- Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам
II направление. Военно-спортивные игры.
Прежде всего, это « ЖАС – УЛАН» « Малые МАНЕВРЫ» - начальные классы, которые в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи “ШКОЛА – АРМИЯ”. Опыт проведения игры “ЖАС - УЛАН ” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. “ЖАС УЛАН” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива учащихся, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
Наиболее значимыми среди учебно-познавательных форм, по мнению учителя, являются встречи с ветеранами войн и труда, причем этой форме военно-патриотической работы отдано предпочтение и большинством учащихся
III направление.
Взаимосвязь школьного и воинского коллективов.
Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.
Изучение истории помогает учащимся усвоить основные положения о войне и армии, о войнах справедливых и несправедливых, о роли народных масс и личности в истории. Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств.
На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодёжи на примерах положительных героев художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.
В процессе изучения физики, химии, биологии географии, математики у учащихся формируется диалектическое понимание развития природы. Учащиеся знакомятся с применением законов физики, химии, биологии в военном деле, влиянием научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, в содержании которых отражена военная тематика.
Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной службы является применение в учебном процессе персональных компьютеров. На занятиях по информатике используются специальные обучающие программы, позволяющих развивать у учащихся такие качества, необходимые будущему воину, как быстрота реакции, навыки работы на сложной боевой технике. Кроме того, в проектной деятельности по информатике привлекаются учащихся к созданию презентаций, сайтов по военно-патриотической тематике.
Большое внимание в военно-патриотической работе уделяется занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества, необходимые воину: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движений.
Одной из задач, считаю - подготовка учителей к проведению военно-патриотической работы среди учащихся. Эта подготовка осуществляется на проблемных семинарах, педсовете, совещаниях в школе.
Среди многочисленных условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. Какую бы сторону развития учащихся не взяли, всегда окажется, что именно семья играет решающую роль на том или ином возрастном этапе. Поэтому педагог наладил тесное взаимодействие с семьями учащихся, вовлекая родителей в процесс военно-патриотического воспитания детей.
Продуктивность взаимодействия педагога и родителей в определённой степени обусловлена оптимальным выбором его форм. Наиболее распространенной формой работой является родительское собрание, цель которого – согласование совместных действий по военно-патриотическому воспитанию учащихся, информирование друг друга о возникающих проблемах, анализ достигнутых результатов. Другие формы - это относятся индивидуальные и групповые консультации для родителей с привлечением психолога и других специалистов, круглый стол, беседы, диспуты по проблемам патриотизма и защиты Отечества и др.
Каждый учащийся гордиться и чувствуя, что он живет в великой стране и понимает, что его предназначение – служить великому общему делу во благо процветания Родины и её народа.
Результаты педагогической деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование материалов по краеведению на уроках географии с целью формирования активной жизненной позиции учащихся
Использование местного материала на уроках географии(6-10 класс) с целью формирования личности учеников....
Формирование активной жизненной позиции обучающихся посредством проектной технологии в общеобразовательном учреждении
Статья об использовании проектной технологии в школе....
Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Опытно - методическая разработка Тема:«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...
Тема: Формирование активной жизненной позиции у учащихся 9 «В» класса
Обоснование актуальности темы.В настоящее время очень большое внимание уделяется вопросам гражданского образования и воспитания. Каждый ребенок уже в детстве должен почувствовать себя активным у...
Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1
Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыт...
Формирование активной жизненной позиции у студентов
Новое время требует от системы СПО формирования не только профессиональных качеств у студентов, но и формирование активной жизненной позиции юных граждан России....
Памятка для родителей по формированию социальной активной жизненной позиции у подростков
Зачем Зачем подростку социально-полезная активность?...