Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс
рабочая программа по обж (5 класс) на тему
Программа составлена на основе авторской программы по предмету Основы безопасности и жизнедеятельности для 5-9 классов общеобразовательных учреждений: В. Н. Латчука (руководитель), С. К. Миронова, С. Н. Вангородского, М. А. Ульяновой, ФГОС для обучающихся с УО (ИН), примерной АООП, вариант 1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ОБЖ 5 класс | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа коррекционного курса ОБЖ, 5 класса
Пояснительная записка(5-9 классы)
Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 5 - 9 классов обучающихся с УО (ИН) составлена в соответствии с требованиями Федеральных законов России: Об образовании, О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Об охране окружающей природной среды, О пожарной безопасности, О безопасности дорожного движения, О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, О гражданской обороне, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Программа составлена на основе авторской программы по предмету Основы безопасности и жизнедеятельности для 5-9 классов общеобразовательных учреждений: В. Н. Латчука (руководитель), С. К. Миронова, С. Н. Вангородского, М. А. Ульяновой, ФГОС для обучающихся с УО (ИН), примерной АООП, вариант 1.
В своей предметной ориентации предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей:
– усвоение обучающимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
– понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности;
– уяснение и принятие обучающимися достижений гражданского общества: права человека, семейные ценности, справедливость и ответственность;
–антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение обучающихся, их нетерпимость к действиям и намерениям, представляющим угрозу для жизни человека;
–отрицательное отношение обучающихся к приему наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;
–готовность и стремление обучающихся к нравственному самосовершенствованию.
Организация и проведение занятий по предлагаемой программе позволяют эффективно использовать образовательный и воспитательный потенциал образовательной организации, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития обучающихся с УО, обеспечивают формирование важнейших компетенций школьников для их дальнейшей адаптации в обществе.
Предмет ОБЖ предназначен для решения следующих задач:
– освоение обучающимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
– обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;
– развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
– воспитание у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
– формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Структурно в 5 и 6 классах курс представлен двумя разделами:
– раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и государства»;
– раздел 2 «Оказание первой помощи и здоровый образ жизни».
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета ОБЖ
Личностные результаты:
– усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
– формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
–воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору;
– формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
– развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
– формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– формирование антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
– умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
– овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
–умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
– умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
– освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
–умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
–умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
– формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
–формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
– формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;
– понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;
– понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
– формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;
– формирование антитеррористической личностной позиции;
– понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
– знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая терроризм, их последствий для личности, общества и государства;
– знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
– умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
– умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;
– умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
В результате освоения обязательного минимума содержания программы ОБЖ выпускники школы должны:
- Знать:
- Правила безопасного поведения на улицах и дорогах
- Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре
- Правила безопасного поведения на воде
- Возможные аварийные ситуации в жилище, причины их возникновения и правила поведения
- Правила поведения в криминогенных ситуациях
- Правила поведения на природе
- Правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания
- Возможные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятных для нашей области, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения
- Основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ЧС
- Основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма.
- Владеть навыками:
- Безопасного поведения на дорогах
- Использования первичных средств пожаротушения
- Оказания помощи терпящим бедствие на воде
- Определения сторон горизонта, разведения костра и приготовлению пищи на костре
- Выполнения мероприятий ГО по защите от ЧС мирного и военного времени, по использованию индивидуальных средств защиты
- Оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и солнечном ударах.
- Иметь представление:
- Об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях
- О ЧС природного и техногенного характера, возникающих на территории России, их последствиях и мерах, принимаемых по защите населения, а также о правилах безопасного поведения
- Об основах здорового образа жизни.
Тематическое планирование по ОБЖ 5 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты освоения материала | Информационное оснащение |
1 2 | Город как источник опасности. Особенности города как среды обитания человека. Системы обеспечения безопасности города (населенного пункта) | 2 1 1 | Знать: источники и зоны опасности в современном городе; службы, входящие в систему обеспечений безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове. Уметь сообщать по телефону об аварии или опасной ситуации. Знать: службы обеспечения безопасности в соответствии с их предназначением; алгоритм вызова экстренных служб; действия по сигналу оповещения «Внимание всем!» | Презентация «Город как среда обитания» Плакат «Телефоны экстренных служб» Дидак.материал «Какие бывают службы помощи» Презентация «Службы защиты населения» |
3 4,5 6 7 8 9 10 11 | Опасные ситуации в доме (квартире). Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире) Пожар. Затопление квартиры. Электричество. Опасные вещества и продукты питания. Взрыв и обрушение дома. Безопасность в нестандартных условиях. Захлопнулась дверь. Обобщающий урок по разделу «Опасные ситуации в жилище» | 8+1 1 2 1 1 1 1 1 1 | Знать: источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные опасные ситуации в доме и их причины. Знать: основные причины и последствия пожара, правила поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения. Уметь правильно действовать в случае пожара в доме, эвакуироваться из горящего здания Знать: порядок подачи воды в квартиру. Устройства, через которые она поступает для обеспечения бытовых потребностей. Причины затопления. Знать: почему опасно электричество и в чем это заключается; как уберечь себя от поражения электрическим током. Иметь представление об электротравмах. Знать: в чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека; какое отрицательное влияние на организм оказывают недоброкачественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления. Уметь: правильно обращаться с опасными веществами; грамотно действовать в случае появления запаха. Знать: почему происходят взрывы в жилых зданиях и правила безопасного поведения в этих случаях. Уметь: действовать при взрыве в квартире (доме). Знать: как поступить ели захлопнулась дверь, потерялся или сломался ключ. Кого звать на помощь. Знать: возможные опасные ситуации в жилище, службы помощи, алгоритмы действий в зависимости от происшествия. | Презентация «Опасности в доме» Плакаты«Причины пожара в доме» «Эвакуация из задымленного помещения» Ролик «Примеры неотложных и обязательных действий при пожаре » Презентация «Затопление жилища» Ролики «Водопровод», «Причины затопления квартиры» Ролик «Удар электротоком» Презентация «Электротравма» Презентация «Пищевые отравления» «Разбился ртутный градусник» «Бытовая химия» Презентация «Опасности в доме» Ролик «Пожары и взрывы» Плакат «Телефоны экстренных служб» Презентация «Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище» |
12 | Опасные ситуации на улице. Опасность толпы. Безопасное поведение с животными. | 1 1 | Знать: правила безопасного поведения в толпе; правила безопасного поведения при встрече с собакой. Уметь: правильно вставать при падении в толпе, двигаться в толпе; правильно действовать в случае нападения собаки. | Ролики «Опасности толпы», «Как себя вести, чтобы уцелеть в толпе?» |
13 14 15 16 17 18 19 | ЧС на транспорте. Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно- транспортных происшествий. Безопасное поведение пешеходов и пассажиров. Безопасность в общественном транспорте и автомобиле. Железнодорожный транспорт. Авиационный транспорт. Морской и речной транспорт. | 7 1 2 1 1 1 1 | Знать: основные положения Правил дорожного движения. Знать: понятие о пешеходах и пассажирах. Правила безопасного движения пешеходов по дорогам. Правила поведения пассажира в транспорте. Знать: правила безопасного поведения при аварийных ситуациях в автобусе, троллейбусе, автомобиле, метро. Знать: правила безопасного поведения при аварийных ситуациях на ж/д транспорте. Знать: правила безопасного поведения пассажиров при следовании авиационным транспортом. Знать: основные причины катастроф и системы безопасности на морском и речном транспорте. Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях во время плаванья. | Презентация «История возникновения ПДД» ПДД Российской Федерации официальный текст с иллюстрациями. Презентация «Дорожные знаки для пешеходов» «Движение пешеходов по загородной дороге» Ролик «Безопасность в наземном транспорте, в метро» Ролик «Безопасность в железнодорожном транспорте» Ролик «Безопасность в авиатранспорте» Презентация «Безопасность в транспорте» |
20 21 22 23 | Опасные ситуации социального характера. Психологические основы самозащиты. Ситуация криминогенного характера в доме (квартире) и подъезде. Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства. Правила безопасного поведения при захвате в заложники. | 4 1 1 1 1 | Знать: правила поведения в опасных ситуациях. Уметь: правильно действовать при возникновении ситуаций криминогенного характера в доме, квартире, подъезде. Знать: опасные и безопасные зоны в городе. Правила безопасного поведения на улице. Как избежать опасных домогательств и насилия. Знать: правила безопасного поведения при захвате в заложники и меры по предотвращению таких захватов. | Ролик «Ситуации, провоцирующие преступление» Ролики «Личная безопасность в подъезде», «Правила поведения в лифте» Ролики «Одна на улице», «Тёмная улица» Презентация «Опасный незнакомец» Ролики «Захват заложников» «Освобождение заложников» |
24 25 26 | Загрязнение среды обитания. Загрязнение воды. Загрязнение воздуха. Загрязнение почвы. | 3 1 1 1 | Знать: причины загрязнения воды, воздуха, почвы. Уметь: оценивать состояние окружающей среды, выполнять мероприятия по защите здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. | Видеоролик «Источники ухудшения экологического состояния» «Основные источники загрязнения воды» «Воздух и его охрана» |
27 28 | Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтрующие гражданские противогазы. Пользование противогазом. Практическая работа «Надевание противогаза». | 2 1 1 | Знать: назначение и принцип действия фильтрующих гражданских противогазов (ГП – 7) и детских противогазов (ПДФ –2Ш). Уметь: пользоваться противогазом в соответствии с ситуацией. | Презентация «Гражданские противогазы» |
29 30 31 | Основы медицинских знаний и правила оказания ПМП. Виды ранений, их причины, первая помощь. Общая характеристика кровотечений. Первая помощь при кровотечении. | 3 1 1 1 | Знать: общие признаки ранений, ПМП при незначительных открытых ранах. Знать: виды кровотечений и их основные характеристики. Уметь: останавливать кровотечение, применяя различные способы в зависимости от вида и места травмы. | Презентация «ПМП при травмах» Видеоролик «Первоначальная обработка раны» Видеоролик «Носовое кровотечение» Презентация «Виды кровотечений» Видеоролик «Остановка кровотечения» |
32 33 34 35 | Основы ЗОЖ. Движение и здоровье. Виды нарушения осанки и причины их возникновения. Телевизор и компьютер -друзья или враги? резерв Физическое и нравственное взросление человека. | 4 1 1 1 1 | Знать: роль двигательной активности для укрепления здоровья. Знать: причины, виды и последствия нарушения осанки; способы предупреждения нарушений. Знать: правила безопасности при просмотре телепередач и при пользовании компьютером. Уметь: правильно выполнять гигиенические мероприятия по уходу за своим телом. | Презентация «Основы ЗОЖ» Плакат «Нарушение осанки» Памятка «Медиабезопасность» «Телезависимость» |
Методическое обеспечение
Автор | Наименование | Год издания |
В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий, М.И. Хабнер | ОБЖ: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. | М.:ВАКО, 2010. |
В.Н.Латчук, С.К.Миронов, М.А.Ульянова | Методическое пособие к учебнику В.В.Полякова, М.И.Кузнецова, В.В.Маркова, В.Н.Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс»/ В.Н.Латчук, С.К.Миронов, М.А.Ульянова | М., Дрофа, 2014 |
С.К.Миронов | ОБЖ 8 класс: методическое пособие к учебнику С.Н.Вангородского, М.И.Кузнецова, В.Н.Латчука/ С.К.Миронов, В.Н.Семагин | М., Дрофа, 2015 |
С.К.Миронов | ОБЖ 9 класс: методическое пособие к учебнику С.Н.Вангородского, М.И.Кузнецова, В.Н.Латчука/ С.К.Миронов, М.А.Ульянова | М., Дрофа, 2016 |
В.Н.Латчук | ОБЖ . 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Полякова, М.И.Кузнецова, В.В.Маркова, В.Н.Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс»/ В.Н.Латчук, С.К.Миронов, Т.В.Бурдакова | М., Дрофа, 2015 |
В.Н.Латчук | ОБЖ . 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Полякова, М.И.Кузнецова, В.В.Маркова, В.Н.Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс»/ В.Н.Латчук, С.К.Миронов, Т.В.Бурдакова | М., Дрофа, 2015 |
В.Н.Латчук | ОБЖ . 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Полякова, М.И.Кузнецова, В.В.Маркова, В.Н.Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс»/ В.Н.Латчук, С.К.Миронов, Т.В.Бурдакова | М., Дрофа, 2016 |
Газета | Добрая дорога детства. Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей. | 2015-16 год |
А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников М.В.Маслов | ОБЖ. Рабочая тетрадь 5 класс под ред. А.Т.Смирнова | М., Просвещение, 2011 |
А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников М.В.Маслов | ОБЖ. Рабочая тетрадь 6 класс под ред. А.Т.Смирнова | М., «Просвещение», 2012 |
В.Н.Латчук | Тетрадь для оценки качества знаний по ОБЖ. 7 класс/ В.Н.Латчук, С.К.Миронов | М., Дрофа, 2010 |
Л.В. Попова | Поурочные разработки по ОБЖ, 5 класс. | Москва , «ВАКО», 2008 |
С.К.Миронов С.Н.Вангородский | Справочник. ОБЖ. 1-4 классы. ФГОС. | М., «Экзамен»,2015 |
Е.Р. Никитина | Дорожная грамота: начальная школа. | М., «ВАКО», 2014 |
Г.Н.Шевченко | ОБЖ: поурочные планы. 5, 6, 7, 8 класс | «Учитель», 2007,2011,2012 |
В.А.Шкенёв | ОБЖ: поурочные планы. 9 класс. | Волгоград, «Учитель», 2008 |
Г.П.Попова | Формирование УУД в курсе ОБЖ 5 – 9 классы. | Волгоград, Учитель, 2014 |
Г.П.Попова | ОБЖ. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками. | Волгоград, Учитель, 2006 |
А.Г. Маслов | ОБЖ на уроках географии 6-9 класс | М., «Дрофа», 2009 |
А.Т.Смирнов Б.И.Мишин | Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 классы: методическое пособие для учителя. | М., Вентана – Граф, 2007 |
В.Н.Суслов | ОБЖ. Тесты. 4-5 классы: учебно – методическое пособие. | Ростов н/Д, Легион, 2011 |
В.В.Шумилов Е.Ф.Таркова | Профилактика ДДТТ в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. | Волгоград, «Учитель», 2008 |
А.Г.Маслов В.В.Марков В.Н.Латчук М.И.Кузнецов | Основы безопасности жизнедеятельности. 5, 6 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений | М., Дрофа, 2013 |
С.Н.Вангородский В.В.Марков В.Н.Латчук М.И.Кузнецов | Основы безопасности жизнедеятельности. 7, 8, 9 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений | М., Дрофа, 2013 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов в МОУ СОШ №16 на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ СОШ №16 г. Серпухова составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три...
Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена на основе «Программы Министерства общего и профессионального образования РФ» 1996 г. А.С.Девятков.При составлении рабочей программы учитывались Федераль...
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКалендарно-тематический план разработан на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компон...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» базовый (общеобразовательный) уровень 5-9 класс основного общего образования 2016-2017 уч.год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» базовый (общеобразовательны) уровень , 5-9 класс основного общего образования на 20...
КТП к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» базовый (общеобразовательный) уровень 5-9 класс основного общего образования 2016-2017 уч.год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» базовый (общеобразовательны) уровень , 5-9 класс...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельностиВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»8-9 классПримерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерал...