Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
рабочая программа по обж по теме

Видус Марина Викторовна

 

Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена на основе «Программы Министерства общего и профессионального образования РФ» 1996 г. А.С.Девятков.

При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 5 – 7 классах отводится по 34 часа в год (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_k_uchebnomu_kursu_obzh.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

                                                      Пояснительная записка

 Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена на основе «Программы Министерства общего и профессионального образования РФ» 1996 г. А.С.Девятков.

При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 5 – 7 классах отводится по 34 часа в год (1 час в неделю).

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Основными целями изучения курса ОБЖ  являются:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС;

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью;

3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ; оказывать ПМП пострадавшим. 

 Курс обучения ОБЖ начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека. Включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (5-7 кл.):

   описание источников опасности и их видов;

   основные понятия и терминология в области БЖД, классификация опасностей;

   естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;

   стихийные явления (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели и т.п.) и защита от них;

   техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ ;

   безопасность в условиях вынужденной автономии, ориентирования, способы выживания, добывание огня, пищи и воды, правильное их использование;

   опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях;

   МП и способы ее оказания пострадавшим;

    роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.

   проблемы безопасности в системе «человек - среда обитания», идентификация опасностей, определения размеров и показателей опасных зон;

   последствие воздействия на человека и среду обитания различных опасностей, в том числе террористических актов, и защита от этих опасностей;

   формирование осознанной потребности ведения ЗОЖ,  основные знания и навыки по сохранению своего здоровья.

   оказание первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях;

В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.

С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.

Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся.

 

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-творческое решение учебных и практических задач;

-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:

  1. учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
  2. ролевые игры по формированию  умения вызывать по телефону помощь в чрезвычайной  ситуации; отработка способов оказания  первой помощи;
  3. индивидуальные консультации;
  4. внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках школы, проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины поОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками  правоохранительных органов,  ГИБДД, медицины;   и др.).

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность школьников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

По завершении школьного образования у учащихся должны быть сформированы основы культуры личной и коллективной безопасности, нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания. К этому периоду человек должен научиться рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

5 класс

Первая четверть

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Содержание учебного материала. Понятие об окружающей среде. Что такое чрезвычайная ситуация? Сигналы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС). Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни. Дорога в школу и домой, правила дорожного движения. Сигналы «01» (вызов пожарной охраны), «02» (вызов милиции), «03» (вызов «скорой помощи»), 04 (вызов аварийной газовой службы).

Практические работы. Ролевые игры по формированию умения вызывать по телефону помощь в чрезвычайной ситуации. Тренировочное занятие по эвакуации из школьного здания при возникновении ЧС.

Учащиеся должны знать:

  1. правила поведения на дороге;
  1. сигналы вызова помощи по телефону;
  1. ответственность за ложный вызов;
  1. сигналы, оповещающие о возникновении чрезвычайной ситуации;
  1. маршрут эвакуации из школы при возникновении ЧС.

Учащиеся должны уметь:

  1. узнавать сигналы, оповещающие о возникновении ЧС;
  2. быстро и спокойно действовать при эвакуации из учреждения;
  3. вызвать нужную службу спасения по телефону.

СОВРЕМЕННОЕ ЖИЛИЩЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ В ДОМЕ.

Содержание учебного материала. Особенности жизнеобеспечения современного жилища. Чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных факторов современного жилища. Как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой. Какие опасные ситуации могут возникнуть дома, как их избежать и как действовать при возникновении чрезвычайной ситуации в доме (пожар, утечка воды, газа, неисправность электроприбора, колющие и режущие предметы и инструменты). Правила безопасности в лифте. Правила безопасности на лестнице.

Практические работы. Зарисовка плана квартиры с обозначением  опасных предметов. Оказание  первой помощи  при небольшом порезе или уколе. Экскурсия по школьному зданию с целью обнаружения опасных при неправильном обращении с ними предметов. Ролевые игры по вызову помощи при остановке лифта между этажами.

    Учащиеся должны знать:  

  1. какие предметы домашнего обихода могут оказаться опасными при неправильном  обращении с ними;
  2. правила пользования этими предметами, газом, водой, электроприборами;
  3. меры, которые необходимо предпринять для устранения затопления жилища, утечки газа;
  4. правила пользования лифтом, что делать, если лифт остановиться между этажами.

Учащиеся должны уметь: 

  1. закрывать водопроводный вентиль, перекрывающий подачу воды;
  1. закрывать вентиль, перекрывающий подачу газа в квартиру;
  1. оказывать первую помощь при небольших порезах, уколах;
  2. вызывать помощь при остановке лифта между этажами.

Вторая четверть

ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМА

Содержание учебного материала. Возможные опасности при проникновении в жилище незнакомых людей (ограбление квартиры, похищение детей с целью выкупа, с целью получения здоровых органов для пересадки, с целью продажи бездетным семьям и т.д. ). Правила безопасного поведения при возникновении угрозы личной безопасности в квартире, на улице, около дома, в лифте, подъезде и др.

Практические работы. Ролевые игры на формирование умения правильно вести себя в опасной ситуации (незнакомец предложил прокатиться на машине, незнакомец звонит в дверь и .т.д.)

Учащиеся должны знать:  

  1. об угрозе нападения, исходящей от незнакомых людей;
  2. основные правила поведения при звонке в квартиру незнакомого человека; при попытке проникновения преступников в квартиру; при телефонном разговоре с незнакомцем; при контакте с незнакомыми людьми на улице.

Учащиеся должны уметь: 

  1. распознавать угрожающую мимику и жестикуляцию незнакомцев;
  2. вызывать милицию по телефону;
  3. связываться с соседями или родителями по телефону и объяснять возникшую ситуацию;
  4. правильно отвечать незнакомцу по телефону;

предпринимать правильные действия, если от незнакомого человека поступают заманчивые предложения (пойти в цирк, угостить мороженным и т.д.).

ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА УЛИЦЕ

Содержание учебного материала. Улица – место повышенной личной опасности. Правила безопасного поведения на улице в различных ситуациях: потерял родителей или класс во время экскурсии, игры на улице, во дворе, новые знакомства и т.д.

Практические работы. Ролевые игры.

Учащиеся должны знать:  

  1. причины, по которым улица является зоной повышенной опасности;
  2. правила безопасного поведения на улице;
  3. к кому можно и нужно обратиться за помощью на улице.

 Учащиеся должны уметь: 

  1. выполнять правила безопасного поведения на улице;
  2. обращаться за помощью в случае возникновения опасной ситуации на улице.

Третья четверть

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Содержание учебного материала. Причины возникновения пожара (в помещении, транспорте, на природе). Чем он опасен. Меры предупреждения возникновения пожара. Правила поведения при пожаре.

Практические работы. Ролевая игра «Вызов пожарной команды», тренировочное занятие по эвакуации из школьного здания при возникновении пожара. Тренировочное занятие по тушению небольшого огня подручными средствами (песок, вода, одеяло, пальто).

Учащиеся должны знать:  

  1. чем опасны пожары;
  2. правила обращения со спичками и зажигалками;
  3. правила обращения с быстровоспламеняющимися веществами;
  4. правила обращения с газовой плитой, с электроплитой, какие приборы нельзя оставлять  без присмотра включенными;
  5. что делать при спасении своей жизни при возникновении пожара в квартире, транспорте, в лесу.

Учащиеся должны уметь:

  1. вызывать пожарную команду по телефону и объяснять, что произошло;
  2. давать точный адрес с указанием не только дома, но и подъезда, этажа, номера квартиры;
  3. гасить небольшой огонь подручными негорючими средствами;
  4. делать для себя мокрую маску от дыма.

БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Содержание учебного материала. Виды общественного транспорта. Правила безопасности на остановках общественного транспорта. Правила безопасности в метро, автобусе, троллейбусе, трамвае, на пригородных поездах, правила провоза багажа. Правила оплаты проезда в общественном транспорте. Поведение в общественном транспорте при возникновении ЧС. Контрольная работа.

Практические работы. Учебные поездки на общественном транспорте, ролевые игры.

Учащиеся должны знать:

  1. правила безопасности пользования общественным транспортом;
  2. правила поведения в транспорте при возникновении ЧС.

Учащиеся должны уметь:

  1. приобретать билеты, жетоны, талоны, пластиковые карты для проезда в транспорте;
  2. пользоваться ими.

Четвёртая четверть

ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ ПО УЛИЦАМ И ДОРОГАМ

Содержание учебного материала. Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов в МОУ СОШ №16 на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ  СОШ №16  г. Серпухова составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три...

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКалендарно-тематический план разработан на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федераль­ным компон...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» базовый (общеобразовательный) уровень 5-9 класс основного общего образования 2016-2017 уч.год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»  базовый (общеобразовательны) уровень , 5-9 класс основного общего образования  на 20...

КТП к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» базовый (общеобразовательный) уровень 5-9 класс основного общего образования 2016-2017 уч.год

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ  по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»  базовый (общеобразовательны) уровень , 5-9 класс...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс

Программа составлена на основе авторской программы по предмету Основы безопасности и жизнедеятельности для 5-9 классов общеобразовательных учреждений: В. Н. Латчука (руководитель), С. К. Миронова, С. ...

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо   учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»8-9 классПримерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерал...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» в 8 - 9 классах

Составлена на основе авторской программы:Д.П. Рудаков,под научной редакцией Ю.С. Шойгу «Основы безопасности жизнедеятельности». М «Просвещение»,  2020 г....