Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Человек в мегаполисе»
методическая разработка по обж (11 класс) на тему
Данный курс предназначен для формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросу личной безопасности и безопасности окружающих, основополагающие знания по данным вопросам и умений распознать и оценить опасные и вредные факторы обитания человека, определить способы защиты от них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop._progr._bzh.docx | 50.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
"ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
(ГБПОУ Юридический колледж)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Человек в мегаполисе»
Уровень программы: ознакомительный.
Возраст обучающихся: 16–18 лет.
Срок реализации: 1 год.
Москва
2017
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 - 8
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 8 – 11
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 12 -13
- ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 14
Пояснительная записка
Безопасность — это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, а уровень риска деятельности не превышает приемлемый уровень.
Обстановка, складывающаяся в Российской Федерации в области безопасности, настоятельно требует постоянного совершенствования уровня подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию современного уровня культуры безопасности. Составляющим компонентом культуры безопасности является воспитание у школьников основ безопасного поведения.
Данный курс предназначен для формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросу личной безопасности и безопасности окружающих, основополагающие знания по данным вопросам и умений распознать и оценить опасные и вредные факторы обитания человека, определить способы защиты от них
Цели курса:
а) формировать у учащихся представление о сложной и многогранной структуре современного мира, способствовать развитию безопасной личности;
б) создание у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности в различных условиях: в ходе обучения, бытовых условиях, во время отдыха и т.д.;
в) обучение обучающихся навыкам борьбы с утомлением и повышения работоспособности;
г) знакомство обучающихся с современными средствами коллективной и индивидуальной защиты человека от опасных химических веществ, ионизирующего излучения и биологических факторов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
д) вырабатывание умений по использованию средств индивидуальной защиты человека (средств защиты кожи и средств индивидуальной защиты органов дыхания) в случае возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
е) отработка навыков по оказанию первой помощи при кровотечениях, переломах конечностей и позвоночника, ушибах, вывихах, растяжениях, термическом и химическом ожогах, обморожении, тепловом ударе, отравлении, при воздействии электрического тока, при утоплении, остановке дыхания.
Задачи курса:
а) дополнить и расширить знания учащихся об опасностях в современном обществе, мире;
б) обучить способам безопасного поведения в возможных непредвиденных ситуациях в повседневной жизни;
в) способствовать развитию навыков аналитического мышления, умению предвидеть возможную опасную ситуацию;
г) активизировать интерес у обучающихся к вопросам собственной безопасности.
д) вооружение обучающихся психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной и общественной безопасности и способов личной подготовки к их решению;
е) развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и ориентированности на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей и их преодолении
ж) повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;
з) формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;
и) формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий, оказания само- и взаимопомощи;
к) совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.
Программа составлена по трем основным видам деятельности
- обучение происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям безопасного поведения на улицах мегаполиса, правилам дорожного движения
- творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые для правильной и безопасной ориентации в современном мегаполисе );
- экскурсионная деятельность с целью ознакомления с различными объектами инфраструктуры современного города
- практическая отработка двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Человек в мегаполисе» предназначена для обучающихся: 16–18 лет (студенты профессиональных образовательных организаций).
Срок реализации
Срок реализации программы «Человек в мегаполисе» составляет 32 недели. Период обучения – октябрь-май.
Формы и режим занятий
Форма занятий – групповая. Наполняемость группы – не более 24 человек (набор осуществляется без предварительного отбора, по желанию и интересу учащегося). Режим занятий: 1 час х 1 раз в неделю. На занятиях педагогом используется индивидуально-личностный подход.
Освоение содержания курса «Человек в мегаполисе» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
- развитие личностных качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни;
- исключение из своей жизни вредных привычек;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного и социального характера;
• метапредметных:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
- развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
- освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
- приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
• предметных:
- сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
- получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
- сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
- сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
- освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
- развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
- развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
- освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
- владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;
Содержание курса «Человек в мегаполисе»
Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях (26 ч)
Тема 1. Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях (3ч).
1.1 Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевших бедствие. Понятие о выживании и автономном существовании. Основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях. Действия людей в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств. Случаи, когда предпочтительнее оставаться на месте аварии. Ситуации, когда принимается решение уйти с места аварии. 1.2 Автономное существование человека в условиях природной среды. Основные правила и действия для выживания в условиях вынужденного автономного существования. Основные способы ориентирования на местности: по компасу, по небесным светилам (солнцу, луне, звездам), по растениям и животным, по местным признакам. Метод движения по азимуту. Оборудование временного жилища: простейшие укрытия и способы их сооружения. Выбор укрытия в зависимости от различных погодных и климатических условий, окружающей местности. 1.3 Автономное существование человека в условиях природной среды. Добывание огня: выбор места для костра, алгоритм действий при разведении костра, типы костров в зависимости от предназначения. Обеспечение питанием и водой. Основные правила обеспечения пищей и основные ее источники в условиях вынужденного автономного существования. Обеспечение водой. Выбор подходящего источника воды. Меры предосторожности при использовании источника воды: безопасное утоление жажды снегом, фильтрация и обеззараживание воды. Добывание воды из грунта при помощи пленочного конденсатора.
Тема 2 Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера (5ч)
2.1 Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера. Важность знания правил безопасного поведения в криминогенных ситуациях. Правила безопасного поведения на улице. Правила безопасного поведения в общественных местах. Подготовка к массовому мероприятию, правила безопасного поведения на нем. Правила безопасного поведения в общественном транспорте и на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения в подъезде дома и в лифте. Понятие о необходимой обороне, ее юридическое обоснование. 2.2 Основные психологические качества уверенного в себе человека. Психологические рекомендации по преодолению страха и способам самозащиты в опасных ситуациях криминогенного характера. 2.3 Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций: перед подъездом, в подъезде дома, в лифте, на лестничной площадке. 2.4 Зоны криминогенной опасности в городе (населенном пункте). Правила безопасного поведения с незнакомым человеком. Правила обеспечения личной безопасности в повседневной жизни. Как предотвратить опасные домогательства. 2.5 Меры личной безопасности по предотвращению захвата в заложники.
Тема 3 Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера. (5ч)
3.1 Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: при землетрясении; при сходе лавины, оползня, селя, обвала; при внезапном возникновении урагана, бури, смерча; при наводнении. 3.2 Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: при пожаре в здании; при аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ; при аварии на радиационно опасных объектах; при нахождении в зоне лесного пожара; при попадании в завал. 3.3 Водоснабжение дома (квартиры). Причины затопления и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению. 3.4 Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире). Правила безопасной эвакуации из задымленного помещения. Основные причины и правила поведения при возгорания электроприборов. Последствия поражения электрическим током. 3.5 Понятие о средствах бытовой химии. Действие препаратов бытовой химии на организм человека. Правила пользования средствами бытовой химии. Опасность лекарственных средств и меры безопасности при их использовании. Бытовой газ и его опасность. Правила пользования бытовым газом. Правила безопасного поведения при обнаружении запаха газа в квартире.
Тема 4 Безопасность на дорогах и на транспорте (2 ч)
4.1 Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Основные причины дорожно-транспортных происшествий. Дорога и ее составные части. Дорожная разметка и дорожные знаки, их характеристика. Сигналы светофора и регулировщика. 5.2 Правила поведения пассажира автобуса (троллейбуса, метро, трамвая). Правила поведения пассажира легкового автомобиля. Правила поведения пассажира мотоцикла. 4.2 Правила безопасного поведения при аварийных ситуациях на городском общественном
Тема 5 Загрязнение среды обитания (3 ч)
5.1 Загрязнение воды. Роль воды в жизнедеятельности человека. Требования к питьевой воде. Способы очистки водопроводной воды в домашних условиях. 5.2 Загрязнение воздуха. Общие сведения об атмосфере. Состав воздуха, которым мы дышим. Причины загрязнения воздуха. Рекомендации по предотвращению загрязнения воздуха в местах проживания. 5.3 Загрязнение почвы. Роль почвы в жизнедеятельности человека. Причины загрязнения почвы и их последствия. Вредные вещества, накапливающиеся в почве в результате промышленных выбросов. Возбудители инфекционных заболеваний, обитающие в почве
Тема 6 Уголовная ответственность несовершеннолетних (3ч).
6.1 Понятие преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Понятие о преступлении. Виды преступлений: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Преступления, за совершение которых несовершеннолетние лица подлежат уголовной ответственности. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия, назначаемые несовершеннолетним. 6.2 Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств. Преступления, связанные с нанесением ущерба транспортным средствам, оборудованию, коммуникациям, и назначаемые за них наказания. Угон автомобиля и назначаемые за него наказания. 6.3 Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм. Понятие о хулиганстве как грубом нарушении общественного порядка, выражающемся в явном неуважении к обществу. Признаки мелкого хулиганства и уголовно наказуемого хулиганства. Обстоятельства, отягчающие ответственность за хулиганство: совершение правонарушения группой лиц по предварительному сговору, совершение правонарушения организованной группой, сопротивление представителю власти. Понятие о вандализме. Преступления, связанные с надругательством над телами умерших, захоронениями и т. п., и ответственность за их совершение.
Тема 7 Законодательные и правовые акты РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства. (2ч)
7.1- 7.2 Основные законы, регламентирующие деятельность государственной власти в области гарантий прав и свобод человека, охраны его жизни и здоровья: Федеральный закон «О безопасности», Федеральный закон «Об обороне», Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Регламентируемые ими цели, задачи, вопросы и нормы.
Тема 6 Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время. (3ч)
6.1 Предназначение и задачи гражданской обороны. Структура и органы управления. Понятие о гражданской обороне. Основные задачи в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации. Структура органов управления гражданской обороной. Права и обязанности граждан России в области гражданской обороны. 6.2 Организация защиты учащихся общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Задачи подсистемы РСЧС предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, находящейся в сфере деятельности Федерального агентства Российской Федерации по образованию. Понятие о плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и плане гражданской обороны, их примерное содержание. Основные задачи и формы обучения в области гражданской обороны. . 6.3 Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС. Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях
Раздел 2. Основы медицинских знаний (2 ч)
Тема 9 Значение двигательной активности для здоровья человека. (1ч)
9.1 Двигательная активность – обязательное условие ЗОЖ. Понятие о двигательной активности. Влияние двигательной активности на организм человека. Влияние мышечной работы на систему кровообращения, сопротивляемость заболеваниям, работоспособность и развитие организма. Влияние физических нагрузок на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Аэробные и анаэробные упражнения, их характеристика. Понятие о мышечной силе и выносливости. Силовые упражнения с внешним сопротивлением и с преодолением веса собственного тела — эффективное средство развития силы мышц.
Тема 10. Медико-санитарная подготовка (1 ч)
10.1 Правила оказания первой доврачебной помощи при различных ранениях, травмах, перегреве, обморожениях, отравлениях.
Раздел 3. Основы военной службы (4 ч)
Тема 11. Воинская обязанность (4ч)
11.1 Организация воинского учета и его предназначение. Понятие о воинском учете. Процедура первоначальной постановки на воинский учет. Состав и обязанности комиссии по постановке граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Уважительные причины неявки по повестке военного комиссариата. 11.2 Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Содержание обязательной подготовки к военной службе. Профессиональный психологический отбор и решаемые им задачи. Принятие решения о соответствии конкретного лица определенной должности, специальности и роду войск, вынесение оценки о профессиональной пригодности граждан к военной службе. 11.3Нормативы по физической подготовке для нового пополнения воинских частей. Содержание добровольной подготовки к военной службе. Военно-прикладные виды спорта, культивируемые в Вооруженных Силах Российской Федерации как подготовка к военной службе. Подготовка на военных кафедрах гражданских вузов. Обучение в соответствии с дополнительными образовательными программами. 11.4 Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет. Процедура запроса первичных сведений о гражданах, подлежащих постановке на воинский учет. Порядок обследования граждан, подлежащих учету. Понятие о медицинском освидетельствовании. Вынесение заключения о категории годности гражданина к военной службе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Наименование раздела и темы | Кол-во часов | Контроль | Примечание |
Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях | 26 | |||
1-3 | Тема 1. Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях | 3 | Индивидуальный опрос, решение ситуативных задач | Посещение музея |
4-8 | Тема 2. Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера | 5 | Индивидуальный опрос, решение ситуативных задач | |
9-13 | Тема 3. Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера | 5 | Индивидуальный опрос, решение ситуативных задач | |
14-15 | Тема 4. Безопасность на дорогах и на транспорте | 2 | Индивидуальный опрос, решение ситуативных задач | Посещение музея метро |
16-18 | Тема 5. Загрязнение среды обитания | 3 | Индивидуальный опрос, решение ситуативных задач | Посещение музея воды |
19-21 | Тема 6 .Уголовная ответственность несовершеннолетних | 3 | Индивидуальный опрос, решение ситуативных задач | |
22-23 | Тема 7. Законодательные и правовые акты РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства | 2 | Индивидуальный опрос, решение ситуативных задач | |
24-26 | Тема 8. Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время. | 3 | Индивидуальный опрос, решение ситуативных задач | Посещение музея |
Раздел 2 Основы медицинских знаний | 2 | |||
27 | Тема 9. Значение двигательной активности для здоровья человека. | 1 | Индивидуальный опрос, решение ситуативных задач | |
28 | Тема 10. Медико-санитарная подготовка | 1 | Индивидуальный опрос, решение ситуативных задач | |
Раздел 3. Основы военной службы | 4 | |||
29-32 | Тема 11. Воинская обязанность | 4 | Индивидуальный опрос, решение ситуативных задач | |
ИТОГО | 32 |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основная учебная литература:
- В.Ю. Микрюков Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов средних образовательных учреждений — М. Форум , 2015.
- А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение» 2015.
Дополнительная учебная литература:
- Н.В. Косолапова , Н.А. Прокопенко Основы безопасности жизнедеятельности: электронный учебник для сред. проф. образования. — М., 2015.
- А.В. Клюев, А.П. Савин Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 класс. Тесты для входного и текущего контроля. Учебное пособие.- Ростов на Дону, Легион, 2014.
- Строевой устав Вооруженных сил Российской Федерации 2007, 2015г.
- Сидоров А.И. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие М. «КноРус», 2016
- Вишняков Я.Д. Безопасность жизнедеятельности. Практикум. Учебное пособие для СПО, М. «Юрайт», 2016
- Федеральные законы « О статусе военнослужащих» , «О воинской обязанности» , «Об альтернативной гражданской службе» , «О противодействии терроризму». Москва,1998-2007
Интернет-ресурсы
- Официальный сайт Минобра и науки РФ. Форма доступа:http//минобрнауки.рф/
- Сайт МЧС РФ. Форма доступа: www. mchs. gov. ru
- Сайт МВД РФ. Форма доступа: www. mvd. ru
- Сайт Минобороны. Форма доступа: www. mil. ru .
- Сайт Академик. Словари и энциклопедии. Форма доступа: www. dic. academic. ru.
- Сайт Воокs Gid. Электронная библиотека. Форма доступа: www. booksgid. com.
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Форма доступа: www. window. edu. ru.
- Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны». Форма доступа: www. pobediteli. ru.
- Сайт Музея Военно-Воздушных Сил. Форма доступа: www. monino. ru.
- Сайт Государственные символы России. История и реальность. Форма доступа:
www. simvolika. rsl. ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир и человек»
Актуальность программы:Дополнительное образование предоставляет широкие возможности для всестороннего развития обучающихся. В жизни человека окружают тысячи всевозможных веществ, без которых немыслима...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Человек и общество»
Программа может быть использована для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по обществознанию и построения индивидуальных образовательных направлений учащихся, проявляющих интерес...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Здоровье человека»
Программа кружковой деятельности в рамках НМДО....