Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Человек и общество»
элективный курс по обществознанию (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_9_klass.docx | 48.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Агибаловская средняя школа» Холм – Жирковского района
Рассмотрено Рабочая группа Протокол № ________ от « ____»__________2021г. | «Согласовано» заместитель директора по ВР МБОУ «Агибаловская СШ» ____________/Васильева Н.В./ « ____»___________ 2021г. | «Утверждено» И.о. директора МБОУ«Агибаловская СШ»_________ /Борунова М.М./ Приказ №______ от «_____»_________2021 г. |
Смоленской области
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Человек и общество»
Возраст обучающихся: 14-16 лет
Срок реализации 1 год
Автор – составитель:
Зуева Елена Николаевна,
учитель обществознания
д. Агибалово, 2021г
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Человек и общество» имеет социально-педагогическую направленность. По форме организации образовательного процесса является очной.
Разработана с учетом социального заказа и актуальна тем, что в программах по обществознанию, соответствующих ФГОС ООО не предусмотрены часы на конкретную подготовку к ОГЭ. В этой ситуации внеурочная деятельность позволит обеспечить реализацию программы, подготовит обучающихся к итоговой аттестации. Педагогическая
целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по обществознанию (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Экзамен по обществознанию остается самым популярным у школьников. Перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по обществознанию и подготовить выпускников к экзамену в новой форме.
Программа может быть использована для расширения и углубления программ
предпрофильного обучения по обществознанию и построения индивидуальных образовательных направлений учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания обучающихся, а также ликвидировать возможные пробелы.
Программа «Человек и общество» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования второго поколения, рассчитана на изучение в течение 1 года (34 часа), предназначена для обучения детей в возрасте 14 –16 лет. Количество занятий в каждой группе соответствует возрастным особенностям обучающихся, а также требованиям СанПиН: группа занимается 1 час в неделю.
Программа доступна для детей с ОВЗ, детей одаренных, находящихся в трудной жизненной ситуации, для детей из сельской местности.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. У них формируются не только базовые знания, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Целью программы является формирование опыта практического применения полученных знаний для решения заданий, проверяемых в рамках ОГЭ.
Задачи:
развивающие
- овладеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
- научить раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия курса обществознания;
- научить характеризовать с научных позиций социальные объекты;
образовательные
- сформировать умение применять знания в процессе решения познавательных задач;
- отработать на практике требования к оформлению работы, времени выполнения работы;
- отработать умения получать социальную информацию из разнообразных
источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- научить формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
воспитательные
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях;
- создать комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- научить оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- научить анализировать информацию на основе метода критического мышления, анализа и синтеза.
Сроки реализации программы – 1 год.
Объем часов, отпущенных на занятия - 34часа в год.
Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы и методы обучения: лекции, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты.
Планируемые результаты
Личностные результаты
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;
• заинтересованность в личном успехе;
Метапредметные результаты
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• умении выполнять познавательные и практические задания;
Предметными результатами являются:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
• адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
• преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами.
В результате изучения программы обучающийся научится:
- уверенно работать с текстом различных стилей, понимать их специфики;
- адекватно воспринимать язык средств массовой информации;
- владеть навыками редактирования текста;
- участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.
- формулировать полученные результаты;
- пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- выполнять задания теста ОГЭ по обществознанию получит возможность научиться:
- Определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследовать реальные связи и зависимости;
- развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверности полученной информации;
- передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Преобладающие виды работ:
- с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе
- собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для выполнения заданий ОГЭ;
- решение реальных вариантов тестов ОГЭ в системе онлайн.
Формы и методы контроля образовательного результата.
В начале изучения планируется входной контроль, цель – выявление общего уровня знаний, умений и навыков по обществознанию. В ходе занятий предполагается после каждого раздела промежуточный контроль в форме тестирования. Каждому обучающемуся по итогам проверки будет проставлен процент выполнения заданий (за каждый правильный ответ один балл), промежуточное тестирование проходит в форме самопроверки при коллективном обсуждении правильных ответов, таким образом, обучающиеся сами определяют объем правильно выполненной работы (100-90% - «5», 89-70% - «4», 69-51% - «3»).
-особенность занятий заключается в том, что он дает учащимся навыки практического овладения обществознания;
-он знакомит учащихся с различными способами изучения обществознания;
-достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
-в работе применяются компьютерные технологии изучения обществознания и поиска необходимой информации;
-происходит сочетание установочных лекций с активными и творческими методами обучения;
-достаточно обширная информационная поддержка осуществляется благодаря опоре на материал, изучаемый в 6 - 9 классе по обществознанию;
-проведение публичных защит видов деятельности или выполненных работ.
Учебный план
№п/п | Наименование раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2. | Раздел 1. Современное общество | 2 | 2 | 4 | тестирование |
3. | Раздел 2. Человек среди людей | 3 | 6 | 9 | тестирование |
4. | Раздел 3. Экономическая сфера жизни общества | 3 | 6 | 9 | тестирование |
5. | Раздел 4. Политика и право | 3 | 5 | 8 | тестирование |
6. | Раздел 5. Духовная жизнь общества | 1 | 1 | 2 | тестирование |
7. | Итоговое занятие | 1 | 1 | тестирование | |
Итого | 34 |
Содержание
Вводное занятие (1час)
Значение обществознания для человека.
Тема 1. Современное общество (4 часов)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей (9 часов)
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа.
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Мышление и речь.
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества (9 часов)
Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право (8часов)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество.
Власть. Роль политики в жизни общества.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Органы государственной власти Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества (2часа)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.
Наука в жизни современного общества.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Итоговое повторение (1 час)
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Печатные пособия |
-словари; - энциклопедии - иллюстративный наглядный материал, фотографии. |
2. Технические средства обучения |
- компьютер, проектор, - CD диски. |
3. Интернет-источники |
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации). http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации. http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации. http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение). http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни. http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования). http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». |
Список литературы.
1. Учебник. Обществознание: экономика вокруг нас: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.П. Насонова; под общ. ред. Г.А.Бордовского. – 2-е изд. испр. и доп. М.: Вентана – Граф, 2019г.
2. Международное гуманитарное право. Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений. – М.: Издательство ФНИИ МП ФЗ, 2015.
3. Обществознание. Диагностические тесты. 9 класс. О.А.Котова, Т.Е.Лискова – М.:
Национальное образование, 2020.
4. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 9 класс. Под ред. Калачева Е.Н., — М.: «Экзамен», 2019.
5. Обществознание. Тематические контрольные работы для проверки образовательных достижений школьников. 9 класс. Под ред. Т.А. Альховой, С.С.Долевой, И.И.Сидоренковой – Ростов-на-Дону, «Легион», 2017.
Календарный учебный график
№ п/п | Названия тем | Кол- во часов | Примечание | Дата | |
план | факт | ||||
1 | Введение. Значение обществознания для человека | 1 | 06.09 | ||
Раздел 1. Современное общество | 4 | ||||
2 | Общество – динамичная саморазвивающаяся система | 1 | тестирование | 13.09 | |
3 | На пути к современной цивилизации | 1 | тестирование | 20.09 | |
4 | Глобальные проблемы современности | 1 | тестирование | 27.09 | |
5 | Социальные конфликты и пути их решения. | 1 | тестирование | 04.10 | |
Раздел 2. Человек среди людей | 9 | ||||
6 | Биологическое и социальное в человеке. | 1 | тестирование | 11.10 | |
7 | Человек и его ближайшее окружение. | 1 | тестирование | 18.10 | |
8 | Личность и межличностные отношения. | 1 | тестирование | 25.10 | |
9 | Семья как малая группа | 1 | тестирование | 08.11 | |
10 | Особенности подросткового возраста. | 1 | тестирование | 15.11 | |
11 | Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. | 1 | тестирование | 22.11 | |
12 | Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. | 1 | тестирование | 29.11 | |
13 | Мышление и речь | 1 | тестирование | 06.12 | |
14 | Межличностные конфликты, их конструктивное решение. | 1 | тестирование | 13.12 | |
Раздел 3. Экономическая сфера жизни общества | 9 | ||||
15 | Экономика и её роль в жизни общества | 1 | тестирование | 20.12 | |
16 | Экономические системы. Разбор ситуаций | 1 | тестирование | 27.12 | |
17 | Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. | 1 | тестирование | 10.01 | |
18 | Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. | 1 | тестирование | 17.01 | |
19 | Предпринимательство. | 1 | тестирование | 24.01 | |
20 | Рынок и рыночный механизм. | 1 | тестирование | 31.01 | |
21 | Экономические цели и функции государства. | 1 | тестирование | 07.02 | |
22 | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. | 1 | тестирование | 14.02 | |
23 | Налоги, уплачиваемые гражданами. | 1 | тестирование | 21.02 | |
Раздел 4. Политика и право | 8 | ||||
24 | Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства Р.Ф. | 1 | тестирование | 28.02 | |
25 | Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан | 1 | тестирование | 01.03 | |
26 | Политический режим. Демократия. | 1 | тестирование | 14.03 | |
27 | Правовое государство и гражданское общество | 1 | тестирование | 21.03 | |
28 | Власть. Роль политики в жизни общества. | 1 | тестирование | 04.04 | |
29 | Органы государственной власти Российской федерации. | 1 | тестирование | 11.04 | |
30 | Правоохранительные органы в Российской федерации. | 1 | тестирование | 18.04 | |
31 | Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. | 1 | тестирование | 25.04 | |
Раздел 5. Духовная жизнь общества | 2 | ||||
32 | Формы и разновидности культуры | 1 | тестирование | 11.05 | |
33 | Образование и самообразование | 1 | тестирование | 16.05 | |
34 | Итоговое повторение | 1 | 23.05 |
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Печатные пособия |
-словари; - энциклопедии - иллюстративный наглядный материал, фотографии. |
2. Технические средства обучения |
- компьютер, проектор, - CD диски. |
3. Интернет-источники |
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации). http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации. http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации. http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение). http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни. http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования). http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». |
Список литературы.
1. Учебник. Обществознание: экономика вокруг нас: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.П. Насонова; под общ. ред. Г.А.Бордовского. – 2-е изд. испр. и доп. М.: Вентана – Граф, 2019г.
2. Международное гуманитарное право. Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений. – М.: Издательство ФНИИ МП ФЗ, 2015.
3. Обществознание. Диагностические тесты. 9 класс. О.А.Котова, Т.Е.Лискова – М.:
Национальное образование, 2020.
4. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 9 класс. Под ред. Калачева Е.Н., — М.: «Экзамен», 2019.
5. Обществознание. Тематические контрольные работы для проверки образовательных достижений школьников. 9 класс. Под ред. Т.А. Альховой, С.С.Долевой, И.И.Сидоренковой – Ростов-на-Дону, «Легион», 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности "Научное общество учащихся"
Программа Научного общества учащихся рассчитана на обучающихся 5-9 класса с нагрузкой 1 час в неделю.Общее количество часов: 5 классе – 35 часов6 классе – 35 часов...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я познаю мир» (школьное научное общество)
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, общекультурный уровень освоения.Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах совр...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Право и экономика в жизни общества»
Актуальность данной программы обусловлена недостаточностью знаний старших подростков о роли права в условиях современной рыночной экономики, а также запросом обучающихся и родителей (законных представ...