Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественно-научной направленности «Человек и его здоровье»
проект по биологии (8, 9, 10, 11 класс)
Программа направлена на актуализацию потребности в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и побуждению к формированию своего здоровья собственными силами. Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Главная задача состоит в том, чтобы обучить детей здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 138.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МО «Прибайкальский район»
Муниципальное образовательное учреждение
«Таловская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании педагогического совета от «__»______ ____ г., протокол № ___ | Утверждаю: Директор МОУ «Таловская СОШ» _______________Ю.А.Пантелеев «__» _______ ____ г. |
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
естественно-научной направленности
«Человек и его здоровье»
Возраст учащихся: 14-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
учитель химии, биологии
Разуваева Татьяна Александровна
ст. Таловка 2022г
Оглавление
- Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
- Цель, задачи, ожидаемые результаты
- Содержание программы
- Комплекс организационно педагогических условий
- Календарный учебный график
- Условия реализации программы
- Формы аттестации
- Оценочные материалы
- Методические материалы
- Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
«У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка»
В.А. Сухомлинский
Дополнительное образование предоставляет широкие возможности для всестороннего развития обучающихся. Дополнительное образование сегодня - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в еѐ образовании и профессиональной ориентации. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают развить интеллект, творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе. Дополнительное образование имеет возможность для полноценной организации свободного времени: если ребѐнок полноценно живѐт, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем.
Программа направлена на актуализацию потребности в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и побуждению к формированию своего здоровья собственными силами. Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Главная задача состоит в том, чтобы обучить детей здоровому образу жизни.
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
- Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБУ ДО «БГДЮЦ» (приказ муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Барнаульский городской детско-юношеский центр» № 136-осн. от 19.09.2018г.)
Актуальность:
Программа формирует активную жизненную позицию обучающихся, реализует потребности общества в решении проблем выживания, сохранение здоровья, а так же ориентирует на создание ключевых нравственных и других ценностей.
Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Отсутствие у обучающихся элементарных знаний о том, как стать здоровым, сохранить и укрепить свое здоровье – это вина родителей и педагогов.
Состояние здоровья современного школьника зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Школьная программа по биологии даѐт детям сумму знаний, однако существует проблема отрыва теоретических знаний, которые получают обучающиеся, от умения применять их на практике. Данная программа гармонично дополняет учебный материал по биологии, предусматривает изучение основ медицинских знаний.
Программа содержит теоретические и практические вопросы изучения человеческого организма, выполнения им физиологических функций, профилактики их нарушений, программа направлена на изучение патологии организма, формирование умений и навыков диагностики нарушений в критических ситуациях и оказания неотложной помощи. Наряду с этим программа дает фундаментальные знания по биологии и экологии человека, необходимые для поступления в высшие учебные заведения.
В данной программе уделяется большое внимание вопросам личной гигиены и здорового образа жизни, применяются современные педагогические технологии: кейс – технология, игровая, диалогового обучения, личностного ориентированного обучения, репродуктивная и на элементарном уровне – учебно-исследовательская.
В программе заложены следующие составляющие: образовательная, просветительская, воспитательная, профориентационная.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
Программа дополнительного образования «Человек и его здоровье» базируется на знаниях, полученных в общеобразовательной школе, расширяет и углубляет содержание отдельных предметов: биологии, экологии, химии, истории. Включает в себя разделы:
Раздел 1. Введение.
Раздел 2. Человек и его здоровье
Раздел 3. Организм человека
Раздел 4. Основы медицинских знаний
Раздел 5. Первая медицинская помощь
Раздел 6. Итоговое занятие. Резервы человеческого организма
Вид программы:
Программа дополнительного образования «Человек и его здоровье» является модифицированной программой. Составлена на основе программ Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. «Биология. Человек» (2021 г.); Бубнова В.Г. и Бубновой Н.В.
«Основы медицинских знаний» (2020 г.) и Артюниной Г.П. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (2019 г.), рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для профильных классов и успешно реализуемой в организациях дополнительного образования.
В отличие от программ, которые легли в ее основу, в данной программе уделяется большое внимание вопросам личной гигиены и здорового образа жизни, применяются современные педагогические технологии: игровая, диалогового обучения, личностного ориентированного обучения, репродуктивная и на элементарном уровне – учебно-исследовательская. Эта программа может являться пропедевтической для учеников 7 класса, а также, углубляющей знания и умения, учащихся старших классов. В программе заложены следующие составляющие: образовательная, просветительская, воспитательная, профориентационная.
Направленность программы: естественно-научная
Адресат программы: Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 14-17 лет. Для этого возраста характерна высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность в ознакомлении функционирования своего организма. В подростковом возрасте дети уже имеют общие знания о здоровье человека и готовы углубить, расширить их, освоить основные правила, которым необходимо следовать для поддержания здоровья, участвовать в практических и лабораторных занятиях.
Срок и объем освоения программы:
Продолжительность обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Человек и его здоровье» составляет один год и является стартовым уровнем. Основной учебно-тематический план составлен на 74 часа в год. Обучающиеся по данной программе могут заниматься 2 раза в неделю по 1 часу или 1 раз в неделю 2 часа (по усмотрению педагога).
Продолжительность занятия составляет 40 минут.
Количество обучающихся в группе – 15 человек
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: Все зачисленные в объединение обучающиеся делятся на две возрастные категории - первая группа (14-15 лет) и вторая группа (16-17 лет).
Формы и режим занятий:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Человек и его здоровье" реализуется в очной форме.
Занятия включают в себя следующие формы организации деятельности:
- фронтальная: все одновременно выполняют общую для всех работу, обсуждают, сравнивают, обобщают результаты (семинары, экскурсии, урок-викторина, интегрированные уроки, познавательные игры )
- групповая: создание групп по 3-6 человек для решения конкретных учебных задач (практические работы, лабораторные работы, семинарские и зачетные работы)
- индивидуальная: каждый получает задание для самостоятельного выполнения, специально подобранное для конкретного обучающегося в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями (тестирование, творческая работа, анкетирование, исследовательская работа, проект)
Вместе с активными формами и методами обучения используются и традиционные формы образовательной деятельности.
Все используемые формы и методы обучения направлены на стимулирование и активизацию познавательного интереса обучающихся, формирование творческих умений и навыков.
Режим занятий стартового уровня: наполняемость группы – от 10 до 15 человек, периодичность которых 1 раз в неделю по 2 учебных часа с перерывом в 10 минут.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель:
Способствовать формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и правильных представлений о здоровье и функциях человеческого организма, приобретение навыков распознавания неотложных состояний и умений оказывать первую доврачебную помощь.
Задачи:
Образовательные
1. Обучить основным понятиям, терминам и определениям биологии человека, способствовать формированию системы доступных по возрасту валеологических знаний.
2. Ознакомление с признаками нарушения физиологических процессов органов и систем, методами предупреждения возникновения и развития заболеваний.
3. Овладение методами оказания неотложной помощи.
4. Обучить методам рационального мышления и накопления знаний в различных областях биологии.
5. Научить наблюдать и сопоставлять факты и закономерности в области анатомии и физиологии человека, заболеваний и их симптомов, показателей здоровья и функциональных возможностей организма.
6. Приобретение навыков учебно-исследовательской деятельности по анатомии, физиологии и экологии человека.
7. Формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасности жизни, нравственно – психологического компонента здорового образа жизни.
Развивающие:
1. Развивать память и мышление, наблюдательность и произвольное внимание на материале медицины и смежных областей.
2. Развивать навыки общения, способствовать психологической совместимости и адаптации в разновозрастном коллективе.
3. Развивать интерес к мыслительной и творческой деятельности, расширению эрудиции и углублению знаний.
4. Создать условия для расширения кругозора,
познакомить с новейшими достижениями медицины и смежных наук.
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию и самовоспитанию таких качеств личности как патриотизм, доброта, стремление помогать другим и принимать помощь, терпимость и готовность к сотрудничеству.
2. Воспитать потребность в поддержании собственного здоровья и здоровья окружающих, готовность к оказанию простейшей и допустимой доврачебной помощи.
3. Проводить профориентацию на профессии в области медицины, анатомии и физиологии, медико-биологических дисциплин в целом.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты
- Идентификация себя в качестве гражданина России, патриотизм; уважение к Отечеству, чувство ответственности и долга перед Родиной; ощущение личной сопричастности судьбе российского народа.
- Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Формирование и развитие ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду; приобретение опыта участия в социально значимом труде.
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральн ых проблем на основе личностного выбора, формирование нравствен ных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
- Формирование и развитие целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания.
- Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.
- Воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку и медицину.
- Развитие эстетического сознания.
- Формирование и развитие экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно – оценочной и практической деятельности.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- В диалоге с педагогом совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов
жизнедеятельности, характерных для организма человека;
- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды,
- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционн ых и простудных заболеваний;
- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственностии и зменчивости, присущих человеку;
- различать по внешнему виду, схемам и описания реальные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, об-мен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
- описывать и использовать приемы оказания первой помощи; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информаци проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе по лученных результатов, представлять продукт своих исследований; прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
- анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
- аргументировать необходимость синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
- выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия
антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
- использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
Обучающиеся должны знать:
- наиболее распространѐнные заболевания, инфекции, их клиническую картину и профилактику;
- хронические заболевания: причины возникновения, профилактика;
- значение питательных веществ, витаминов и минеральных веществ;
- принципы рационального питания;
- влияние отравляющих веществ на организм человека;
- о зависимости человеческого организма от ритмических процессов жизнедеятельности:
- о влиянии ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека;
- способы укрепления здоровья человека;
- об организации поведения и психики человека;
- о психических процессах (восприятие, воображение, внимание, память, мышление, эмоции); свойствах личности (индивидуальность, темперамент, воля, самооценка), навыках общения и разрешения конфликтов; состоянии окружающей среды в конкретной местности; влиянии окружающей среды на здоровье человека; мерах по улучшению качества окружающей среды;
- алгоритмы решения генетических задач.
Обучающиеся должны уметь:
- оказать первую помощь при травмах;
- приготовить и использовать элементарные антисептические средства;
- составить рацион питания;
- ухаживать за собственным телом (кожей, волосами, ногтями);
- решать генетические задачи;
- проводить простейшие исследования.
1.3. Содержание программы «Человек и его здоровье»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебно-тематический план
Таблица 1.3.1.
№ занятия | Название раздела, темы | Количество учебных часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Раздел 1. Введение. | 1 | 1 | - | |
2 | Раздел 2. Человек и его здоровье | 6 | 2 | 4 | Практическая работа, памятки, мини-проект |
3 | Раздел 3. Организм человека | 39 | 19 | 20 | Практическая работа, теоретические вопросы |
4 | Раздел 4. Основы медицинских знаний | 10 | 5 | 6 | Практическая работа, исследовательская работа |
5 | Раздел 5. Первая медицинская помощь | 16 | 2 | 14 | Практическая работа |
6 | Раздел 6. Итоговое занятие. Резервы человеческого организма | 1 | 1 | - | Тестирование |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в программу (1 ч.)
Введение. Вводная диагностика. Знакомство обучающихся с
содержанием программы, с предметом изучения. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 2. Человек и его здоровье (6ч.)
Биосоциальная природа человека. Понятие здоровья. Виды здоровья.
Факторы, разрушающие здоровье. Связь окружающей среды и здоровья человека. Механизмы действия физических факторов на организм человека. Механизмы действия химических факторов на организм человека. Механизмы действия биологических факторов на организмчеловека.
Просмотр и обсуждение фильма «История одного обмана».
Главные законы здоровья. Составляющие здорового образа жизни.
Практическая часть:
- Характеристика видов здоровья.
- Работа по группам (метод сэндвича) «Выявление физических, химических, биологических факторов, влияющих на организм человека».
- Составление памятки «Основы здорового образа жизни».
Раздел 3. Организм человека (39 ч.)
Организм человека. Общий обзор (1ч.).
Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.
Практическая часть:
- Изучение клеток человека на готовых микропрепаратах.
Опорно-двигательная система (2ч.)
Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.
Практическая часть:
- Исследование свойств нормальной, жженной и декальценированной кости.
Внутренняя среда организма (6ч.).
Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Группы крови. Резус-фактор. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Донорство. Строение и работа сердца.Круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Лимфа. Лимфообращение. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.
Просмотр видеофильмов о донорстве.
Практическая часть:
- Проведение инструментальных анализов и функциональных проб. Оценка пульса, измерение артериального давления, оценка степени тренированности испытуемого.
- Решение задач.
Дыхательная система (3ч.).
Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Четыре типа дыхания. Жизненная ѐмкость лѐгких (ЖЕЛ). Голосовой аппарат. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Понятие об ароматерапии. Использование эфирных масел.
Практическая часть:
- Проведение функциональных дыхательных проб с задержкой дыхания до и после физической нагрузки.
Питание и здоровый образ жизни (3ч.).
Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.
Практическая часть:
- Качественное определение белков, жиров, углеводов в пищевых продуктах.
Обмен веществ и энергии (2ч.).
Обменные процессы в организме. Теплорегуляция. Нормы питания. Витамины. Основные гиповитаминозы. Рациональное питание. Режим питания. Питание в культурах народов мира.
Демонстрация таблиц суточных рационов для разного возраста и различных режимов труда, таблиц содержания различных витаминов в разных пищевых продуктах.
Практическая часть:
- Составление дневного рациона питания с учѐтом энергетических затрат.
- Качественное определение витамина С в яблочном
соке йодометрическим методом.
Мочевыделительная система (2ч.).
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Предупреждение их заболеваний. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Практическая часть:
- Решение ситуационных задач.
Кожа (3ч.).
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эндосперма, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Типы кожи и натуральная косметика. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Грибковые заболевания кожи, их предупреждение. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма.
Практическая часть:
- Изучение строения кожи, волоса, ногтя (микро - и макроскопическое).
- Определение типов кожи на различных участках лица.
Эндокринная система (2ч.).
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Нарушения работы эндокринных желѐз.
Демонстрация видеофильма из серии «Тело человека», схем строения эндокринных желез, таблиц биологической активности и точек приложения гормонов, фотографий больных с различными нарушениями функций эндокринных желез.
Нервная система (2ч.).
Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Отделы головного мозга. Аналитико–синтетическая функция коры больших полушарий.
Демонстрация. Коленный и мигательный рефлексы. Обзорные схемы проводящих путей головного и спинного мозга.
Практическая часть:
- Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Анализаторы (10часов).
Строение анализаторов. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор.Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Органы осязания, обоняния и вкуса.
Практическая часть:
- Пр. работа «Гимнастика для глаз». Тест
на прозрачность хрусталика.
- Творческое задание «Оптические иллюзии», «Хорошее настроение для глаз».
- Определение остроты слуха.
- Пр. занятие «Любимый запах».
Поведение и психика (3ч.).
Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность. Стрессоустойчивость.
Практическая часть:
- Тест на внимание, память.
Демонстрация видеофильма из серии «Тело человека», модели торса человека, муляжей внутренних органов, таблиц, схем.
Раздел 4. Основы медицинских знаний (11ч.)
Основные принципы российского здравоохранения. Организация медицинской помощи в России. Принципы работы больниц, поликлиник, диспансеров, ФАП. Учреждения Министерства здравоохранения в России.
История развития отраслей медицины: хирургии, педиатрии, терапии и других. Медицина и цивилизация. История создания вакцин. История Красного Креста в России. Герои - медики Великой Отечественной войны.
Гигиена как наука о сохранении здоровья людей. Факторы внешней среды и их влияние на здоровье людей. Санитарный режим в лечебных учреждениях. Гигиенические требования к местам общего пользования. Роль проветривания и влажной уборки в комнате. Текущая и генеральная уборка.
Понятие о микробиологическом и эпидемиологическом процессе.
Источники возбудителей инфекций.Профилактика инфекционных заболеваний. Понятие о работе санитарных эпидемиологических станций.
Виды иммунитета: естественный и приобретенный. Профилактические прививки. Календарь прививок. Правила вакцинации и ревакцинации.
Дезинфекция и дезинсекция, их определение и их значение в системе противоэпидемических мероприятий. Виды дезинфекций, показание к проведению, методы дезинфекций.
Просмотр видеофильма. Экскурсии в учреждения здравоохранения.
Практическая часть:
- составление профессиограмм медицинских работников.
- Герои - медики Великой Отечественной войны (исследовательская работа).
Демонстрация портретов учѐных – медиков.
Раздел 5. Первая медицинская помощь (16ч.)
Общие принципы оказания первой медицинской помощи.Сущность и задачи первой медицинской помощи (ПМП). Обязанности медицинских работников по оказанию первой медицинской помощи, их права. Организация первой медицинской помощи в России.
Первая медицинская (доврачебная) помощь как возможность спасения человека при угрожающих его жизни состояниях. Этапы оказания первой медицинской помощи. Понятие об асептике и антисептике. Средства оказания первой помощи: перевязочный материал, шины, антисептики, табельные и подручные средства. Понятие о травме. Закрытые и открытые травмы.
Классификация ран. Виды кровотечений (носовое, желудочно – кишечное, лѐгочное, артериальное, венозное, капиллярное). Оказание первой медицинской помощи.
Вывихи - врожденные, приобретенные. Переломы - закрытые, открытые. Оказание ПМП с использованием подручных средств для иммобилизации конечностей.Способы транспортировки пострадавшего.ПМП при ушибах и растяжениях. Причины, клиника.
Ожоги, причины, виды, степени. Оказание первой медицинской помощи. Обморожение. Воздействие низких температур на организм. Степени, клиника, первая помощь.
Утопление. Удушье. Отравление угарным газом. Общие принципы оказания первой медицинской помощи после прекращения поступления кислорода в легкие.
Искусственная вентиляция легких и массаж сердца. Признаки клинической смерти. Профилактика.
Местные и общие патологические расстройства. Остановка дыхания. Проведение искусственной вентиляции легких и непрямой массаж сердца. Соблюдение мер личной безопасности при оказании медицинской помощи. Признаки биологической смерти. Профилактика.
Понятие о травматических повреждениях (черепно-мозговая травма). Повреждение позвоночника. Причины травматизма. Травматический шок, оказание ПМП.
Первая помощь при несчастных случаях.
Укусы собак. Первичная обработка раны. Направление пострадавшего в травмпункт для оказания помощи и решения вопроса о проведении прививок против бешенства.
Укусы ядовитых змей. Зависимость состояния от места укуса змеи. Наибольшая опасность от укуса в шею, голову при прокусывании вен. Помощь, удаление яда из раны, отсасывание ртом или кровоотсосной банкой, госпитализация.
Укусы ос, пчел. Общая картина в зависимости от дозы яда и индивидуальной чувствительности (числа укусов). Общие симптомы, первая помощь, удаление жала, обработка раны, прикладывание холода.
Отравление ядовитыми грибами, солениями. Классификация пищевых отравлений. Первая помощь. Промывание желудка (беззондовый способ). Профилактика отравлений. Наличие аптечки первой помощи на предприятиях и транспорте. Необходимые лекарственные препараты, перевязочные материалы, инструментарий. Обозначение аптечек первой помощи.
Практическая часть:
- Приготовление материала для стерилизации. Остановка кровотечений. Наложениеповязок, жгута.
- Наложение шин, подручных средств.
- Первая помощь при ожогах и обморожении.
- Изучение техники искусственного дыхания (на манекене).
- Первая помощь при несчастных случаях.
- Техникареанимации при электротравмах.
- Первая помощь при отравлениях.
- Техника проведения инъекций. Просмотр видеофильмов.
Экскурсии: Экскурсия в центр переливаниякрови, медицинские лаборатории, медицинские учреждения.
Межпредметные связи
Биология (растения, животные, человек);
Химия (органические и неорганические вещества);
Физика (оптические приборы, жидкости, вязкость жидкости, осмос, осмотическое давление, диффузия);
Экология (влияние экологических факторов на организм человека).
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1
№ занятия | Название раздела, темы | Количество учебных часов | Дата | ||
всего | теория | прапрактик а | |||
Раздел I. Введение | 1 | 1 | 1 | ||
1. | Введение. Вводная диагностика. Вводный инструктаж по ТБ. Экскурсия «Человек и природа» | 1 | 1 | 1 | |
Раздел 2. Человек и его здоровье | 6 | 2 | 4 | ||
2. | Биосоциальная природа человека. Виды здоровья. Факторы, формирующие и разрушающие здоровье | 1 | 1 | - | |
3. | Связь окружающей среды и здоровья человека. Механизмы действия физических факторов на организм человека | 1 | - | 1 | |
4. | Механизмы действия химических факторов на организм человека | 1 | - | 1 | |
5. | Виды зависимостей. Видеоурок «История одного обмана» | 1 | - | 1 | |
6. | Механизмы действия биологических факторов на организмчеловека | 1 | - | 1 | |
7. | Главные законы здоровья. Составляющие здорового образа жизни | 1 | 1 | - | |
Раздел 3. Организм человека | 39 | 19 | 20 | ||
8. | Организм человека.Общий обзор | 1 | 1 | - | |
9. | Опорно-двигательная система.Скелет. Связки и хрящи. Строение и функции скелетных мышц | 1 | 1 | - | |
10. | Состав кости. Исследование свойств нормальной, жженной и декальценированной кости | 1 | - | 1 | |
11. | Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав | 1 | 1 | - | |
12. | Группы крови. Резус-фактор. Решение задач | 1 | - | 1 | |
13. | Тканевая совместимость и переливание крови. Донорство | 1 | 1 | - | |
14. | Строение и работа сердца.Круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов | 1 | - | 1 | |
15. | Лимфа. Лимфообращение | 1 | 1 | - | |
16. | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов | 1 | 1 | - | |
17. | Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Голосовой аппарат. Регуляция дыхания | 1 | - | 1 | |
18. | Газообмен в легких и тканях. Проведение функциональных дыхательных проб с задержкой дыхания до и после физической нагрузки | 1 | - | 1 | |
19. | Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Ароматерапия | 1 | 1 | - | |
20. | Значение пищи и ее состав. Качественное определение белков, жиров, углеводов в пищевых продуктах | 1 | - | 1 | |
21. | Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения | 1 | 1 | - | |
22. | Заболевания органов пищеварения и их профилактика | 1 | 1 | - | |
23. | Обменные процессы в организме. Теплорегуляция. | 1 | - | 1 | |
Нормы питания. Составление дневного рациона питания с учѐтом энергетических затрат | |||||
24. | Витамины. Основные гиповитаминозы. Рациональное питание. Режим питания. Питание народов мира | 1 | - | 1 | |
25. | Мочевыделительная система. Строение и функции почек. Образование мочи. Регуляция мочевыделения. | 1 | 1 | - | |
26. | Заболевания мочевыделительной системы и их профилактика. Решение задач | 1 | - | 1 | |
27. | Покровы тела. Строение и значение кожи. Изучение строения кожи, волоса, ногтя | 1 | - | 1 | |
28. | Типы кожи и натуральная косметика. Определение типов кожи на различных участках лица | 1 | - | 1 | |
29. | Грибковые заболевания кожи, их предупреждение | 1 | 1 | - | |
30. | Эндокринная система. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | 1 | 1 | - | |
31. | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Нарушения работы эндокринных желѐз | 1 | - | 1 | |
32. | Значение, строение и функционирование нервной системы | 1 | 1 | - | |
33. | Спинной и головной мозг. Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга | 1 | - | 1 | |
34. | Анализаторы. Особенности зрительного восприятия окружающей среды. Строение глаза, сетчатки и фоторецепторных клеток | 1 | 1 | - | |
35. | Близорукость и дальнозоркость. Коррекция и профилактика. Оптика | 1 | - | 1 | |
36. | Болезни и травмы глаз (коньюктивит, блефарит, ячмень). Первая помощь при инородном теле, химические и термические ожоги | 1 | - | 1 | |
37. | Гигиена зрения. Роль питания. Цветотерапия | 1 | 1 | - | |
38. | Орган слуха у человека. Диапазон восприятия звуков человеком. Шкала Реймерса. Влияние шума на здоровье человека. Определение остроты слуха | 1 | - | 1 | |
39. | Заболевание органов слуха. Гигиена слуха | 1 | 1 | - | |
40. | Орган равновесия. Особенности вестибулярного аппарата человека. Восприятие человеком высоты. Невесомость. Морская болезнь | 1 | 1 | - | |
41. | Орган обоняния. Роль запахов в природе и их восприятие человеком. Пр. занятие «Любимый запах» | 1 | - | 1 | |
42. | Заболевания носа. Ринит. Аллергия. Полиноз. Гайморит | 1 | 1 | - | |
43. | Язык - орган вкуса. Вкус и качество пищи. Диагностика по языку | 1 | - | 1 | |
44. | Врожденные и приобретенные формы поведения. Сигнальные системы | 1 | 1 | - | |
45. | Биологические ритмы | 1 | - | 1 | |
46. | Особенности высшей нервной деятельности человека | 1 | - | 1 | |
Раздел 4. Основы медицинских знаний | 11 | 5 | 6 | ||
47. | Основные принципы российского здравоохранения. | 1 | 1 | - | |
Организация медицинской помощи в России | |||||
48. | Характеристики профилей подготовки медицинского персона. Составление профессиограмм медицинских работников | 1 | - | 1 | |
49. | Общие понятия о медицинской этике, психологии, деонтологии | 1 | 1 | - | |
50. | История развития отраслей медицины: хирургии, педиатрии, терапии и других | 1 | - | 1 | |
51. | Медицина и цивилизация. История создания вакцин. История Красного Креста в России | 1 | - | 1 | |
52. | Герои - медики Великой Отечественной войны | 1 | - | 1 | |
53. | Гигиена как наука о сохранении здоровья людей. Понятие о личной гигиене | 1 | - | 1 | |
54. | Понятие о микробиологическом и эпидемиологическом процессе. Работа санитарных служб | 1 | 1 | - | |
55. | Понятие об асептике и антисептике | 1 | 1 | - | |
56. | Виды иммунитета: естественный и приобретенный. Профилактические прививки. Календарь прививок. Правила вакцинации и ревакцинации | 1 | - | 1 | |
57. | Дезинфекция и дезинсекция | 1 | 1 | - | |
Раздел 5. Первая медицинская помощь | 16 | 2 | 14 | ||
58. | Общие принципы оказания первой медицинской помощи | 1 | 1 | - | |
59. | Понятие о ране. Классификация ран. Первая помощь при ранениях | 1 | - | 1 | |
60. | Перевязочный материал. Правила наложения повязок | 1 | - | 1 | |
61. | Виды кровотечений и их характеристика. Первая медицинская помощь при кровотечениях | 1 | - | 1 | |
62. | Вывихи, ушибы, растяжения | 1 | - | 1 | |
63. | Переломы костей. Первая помощь | 1 | - | 1 | |
64. | Ожоги. Обморожения. Первая помощь | 1 | - | 1 | |
65. | Утопление. Первая помощь | 1 | - | 1 | |
66. | Удущье. Отравление угарным газом. Инородные тела дыхательных путей | 1 | - | 1 | |
67. | Электротравма | 1 | 1 | - | |
68. | Травмы. Повреждение позвоночника | 1 | - | 1 | |
69. | Первая помощь при несчастных случаях | 1 | - | 1 | |
70. | Отравления ядовитыми растениями, грибами | 1 | - | 1 | |
71. | Аптечка первой помощи | 1 | - | 1 | |
72. | Способы транспортировки пострадавшего | 1 | - | 1 | |
73. | Сердечно-легочная реанимация | 1 | - | 1 | |
74. | Итоговое занятие. Резервы человеческого организма | 1 | - | 1 |
Таблица 2.1.2.
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | (по УП) |
Продолжительность каникул | с 01.06.2021 г. по 31.08.2021 г. |
Даты начала и окончания учебного года | с 14.09.2020 по 31.05.2021 г. |
Сроки промежуточной аттестации | (по УП) |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | (по УП) |
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты | Характеристика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материально-техническое обеспечение |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационное обеспечение | компьютерная техника для работы с электронными учебными пособиями, оформления и презентации результатов исследования (ноутбуки, мультимедийный проектор, акустическая система, проекторная доска); интернет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кадровое обеспечение | Учитель химии, биологии, 1 квалификационная категория |
- Формы аттестации
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Человек и его здоровье» применяются входной, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний обучающихся, определить формы и методы работы с ними. Формы оценки – анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических, исследовательских, творческих работ. Анализируются отрицательные и положительные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога дополнительного образования (тесты, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они стимулируют работу обучающихся.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: тестирование, участие в конкурсах, олимпиадах. В тестировании могут использоваться материалы итоговой аттестации по биологии (ОГЭ и ЕГЭ).
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: тестирование, представление проектной работы, участие в конкурсах.
Цели проведения промежуточной аттестации:
-оценка уровня полученных знаний, умений и навыков обучающегося по программе;
-оценка успешности выбора технологий и методик обучения;
-корректировка учебного процесса.
Цель проведения итоговой аттестации - подведение итогов обучения.
Задачи:
-определить уровень теоретической подготовки;
-выявить степень сформированности практических умений и навыков;
-соотнести прогнозируемый и реальный результат учебно- воспитательной работы;
-выявить причины, способствующие или препятствующие полноценной реализации программы;
-внести необходимые корректировки в содержание и методику преподавания программы.
Система контроля и оценивания результатов обучающихся Мониторинг результатов обучения и критерии оценки обучающихся. Основа - три группы показателей:
- Теоретическая подготовка и основные общеучебные компетенции (фиксация приобретенных ребенком в процессе освоения образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки);
- Практическая подготовка (освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивнодействоватьдажевситуацияхнеуспеха;овладениелогическ ими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей);
- Достижения воспитанников (выражающиеся в изменении личностных качеств ребенка под влиянием занятий в объединении, работающем по программе «Человек и его здоровье»).
Формы подведения итогов реализации дополнительной
Образовательной программы
- Знание теоретического материала;
- Оценка овладения обучающимися навыков оказания первой медицинской помощи;
- Участие в предметной олимпиаде;
- Участие в различных конкурсах;
- Тестирование, собеседование;
- Коллективно – творческие дела;
- Фестивали;
- Проектная работа;
- Исследовательская работа и др.
Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Человек и его здоровье» будет осуществляться по 4 направлениям.
Каждое направление – это соответствующий блок личностных качеств.
Таблица 2.3.1.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
| Способность переносить нагрузки в течение определенного времени Способность активно побуждать себя к практическим действиям Умение контролировать свои поступки |
контроля извне
контролирует себя сам | 1 2 3 1 2 3 1 2 3 | Наблюдение |
2.Ориентационные качества | Способность оценивать себя |
| 1 2 | Тестирование |
| Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы |
периодически поддерживается самим ребенком
поддерживается самим ребенком | 1 2 3 | Анкетирование |
3.Поведенческие качества 3.1.Тип сотрудничества. Отношение к общим делам | Умение воспринимать общие дела как свои собственные |
участия в общих делах
| 1 2 3 | Наблюдение |
4.Творческие способности | Креативность в выполнении поставленных задач |
уровень - репродуктивный уровень
| 1 2 3 | Анкетирование |
Критерии оценки личностного развития:
- 10 – 12 баллов – низкий уровень развития;
- 13 – 21 балл – средний уровень развития;
- 22 – 30 баллов – высокий уровень развития
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
| Методика «Креативность личности» Д. Джонсона |
| Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) |
| «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких |
| Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Результаты педагогического мониторинга образовательных результатов группы заносятся педагогом в «Журнал критериальных оценок» Данные о результатах обучения и творческих достижениях фиксируются учащимися в листе учета результатов обучения и анализируются в конце каждого учебного года на итоговом занятии. В конце учебного года педагог обобщает результаты всех диагностических процедур и определяет уровень результатов образовательной деятельности каждого обучающегося – интегрированный показатель, в котором отображена концентрация достижений всех этапов и составляющих учебно-воспитательного процесса. Возможные уровни освоения ребенком образовательных результатов по программе - низкий (Н), средний (С), высокий (В). Эти сведения фиксируются в протоколах промежуточной и итоговой аттестации. |
| Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) |
| Приложение 1 |
- Методические материалы
Основной формой работы с подростками являются групповые занятия для изучения теоретического материала по темам и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому, т.к. каждый обучающийся может проходить программу свои темпом (в зависимости от своих личностных способностей и частоты посещения занятий).
Типичное занятие, как правило, имеет следующую структуру:
- краткое повторение пройденного материала;
- знакомство с новой темой (технологией);
- вводный инструктаж;
- практическая работа;
- уборка рабочего места.
В образовательной программе «Человек и его здоровье» могут использоваться следующие формы занятий:
- экскурсии;
- лекция;
- беседы, рассказы, объяснения;
- показ технических приёмов;
- демонстрация;
- практическая работа;
- мастер - классы для сверстников и взрослых;
- акции;
- видеоурок;
- научно-практическая конференция;
- биологический вечер;
- защита мини-проектов;
- встреча с медицинскими работниками и т.д.
Практическая работа является частью учебного занятия.
При обучении по данной программе используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- проектный;
- исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный метод - это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения обучающимися навыков и умений и обогащения знаний.
Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся.
Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач.
Планируется самостоятельная работа с учебниками, определителями, справочниками, научной литературой, коллекциями, а также исследование (морфометрических и физиологических показателей здоровья школьников). Форма обучения - очная.
В процессе освоения программы используются комбинированные, теоретические, практические, диагностические, типы занятий.
Форма организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная.
Педагогические технологии - технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, кейс - технология, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология;
Дидактические материалы- раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения и т.п.
Для проверки динамики усвоения программного материала в начале и в конце учебного года проводится обязательное тестирование воспитанников. Итогом проделанной работы могут быть конференции, где кружковцы выступают с докладами и научно-исследовательскими работами. Подтверждением эффективности данной программы должны стать высокие результаты воспитанников на Всероссийской предметной олимпиаде школьников по биологии, экологических конкурсах, а также высокий процент обучающихся поступивших в медицинский университет, медицинские колледжи, а также на биологические факультеты ВУЗов.
Умения, навыки, приобретаемые воспитанниками в процессе обучения:
- Работа с микроскопом.
- Знание строения и функций человеческого организма, отдельных органов и систем жизнеобеспечения.
- Знание составляющих здоровья человека, видов здоровья.
- Умение выявлять некоторые нарушения функций организма и предупреждать развитие заболевания.
- Навыки проведения физиологических измерений (измерение артериального давления, частоты сердечных сокращений, динамометрия, соматометрия, частоты дыхания и др.).
- Навыки оказания первой помощи при травмах различной этиологии (наложение различного вида повязок, остановка кровотечений, транспортировка пострадавших, овладение навыками подкожных и внутримышечных инъекций и др.).
- Навыки медицинской этики.
- Знакомство с профессией медицинского работника (учёные - медики, врач, медицинская сестра, санитарка).
2.6 Список литературы
• Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. «Медицинская валеология». - Ростов-на- Дону: «Феникс», 2012;
• Александрова В.П., Болгова И.В. Культура здоровья человека.
Практикум с основами экологического проектирования. 8 класс. – М.: Вако, 2015- 143с.;
• Артюнина Г.П. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Издательство: "Академический проект",2009;
• Азбука эффективных форм внеурочной деятельности [Текст] :
слов.-справ. / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. –72 с.;
• Балобанова В.В. и др. Биология, экология, здоровый образ жизни
/Текст/ предметные недели в школе / Балабанова В.В. МаксимцеваТ.А.
. – Волгоград: ―Учитель‖, 2001. – 150с.;
• Биология. Учебно-методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» /сост. Н.. Спиридонова. - М.: Дрофа, 2016;
• Биология. Контрольно-измерительные материалы. 8 класс, М.: «Вако», 2014;
• Бубнов В.Г. иБубнова Н.В. «Основы медицинских знаний». Издательство: Астрель,2005;
• Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой учѐный. — 2015. — №15. — С. 567-572.
• Гин А., Андржеевская И. «150 творческих задач о том, что нас
окружает». Проект «Креативное мышление». - М.: Вита – Пресс, 2014;
• Драгомилов А.Г., Р.Д. Маш. Биология 8 класс М.: «Вентана – Граф»2014г.;
• Зайцев Г.К. Школьная валеология. Санкт-Петербург. Издательство «Акцидент», 1998;
• Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: «Просвещение», 2013;
• Зверев И. Д. Человек. Организм и здоровье.-М: Издательство
«Вентана- Граф»,2000;
• Калинова Г.С. «ЕГЭ по биологии». Тематический сборник заданий. – М.: Национальное образование, 2018;
• Курцева Т.А. Медико-санитарная подготовка учащихся. - М.:
«Просвещение», 2016;
• Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. Справочные материалы. 6-11 класс. М.: «Дрофа», 2009;
• Кудинова Л. М. «Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 6-11 классы», Волгоград: «Учитель», 2005;
• Кучменко В.С. и др. Школьная олимпиада. Биология / Текст / задания и вопросы с ответами и решениями / Кучменко В.С. Пасечник В.В. - М.:
―Астрель‖, 2004 - 299с.
• Листова А.Ф. Гигиена детей и профилактика острых инфекций в школе. - М.: Министерство просвещения РСФСР, 2015.
• Лернер Г.И. Подготовка к ЕГЭ. Человек, М.: ЭКСМО. 2007;
• Лернер. Типовые тестовые задания. - М.: Экзамен, 2015;
• Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 2014;
• Модно быть здоровым. (Из опыта проведения Всероссийского урока здоровья). Йошкар-Ола,2004;
• Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей [Текст] : метод. пособие / Д. Ш. Багаутдинова, Т. В. Кондикова, И. А. Костева ; под общ. ред. И. А. Костевой. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 36 с.;
• Пепеляева О.А., И.В. Сунцова. Универсальные поурочные разработки по биологии (человека) М.: «Вако»2005г.
• Предметные недели в школе: биология, экология, ЗОЖ.
Составители: В.В. Балабанова, Т.А. Маживцева. Волгоград: Издательство: Учитель,2011.
• Соковия-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. Учебное пособие. - М.: 2017.
• Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология.Санкт- Петербург. Издательство: «Петрос»,1995;
• Учебник: Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс). - М.: Дрофа, 2017;
• Учебное пособие «Манипуляции в сестринском деле», министерство образования и науки РФ «БФУ им.Канта» медицинский институт по программам среднего профессионального образования, Калининград, 2014г.
• ЕГЭ – 2018, ЕГЭ- 2019, ЕГЭ -2020. Тестовые задания.
Интернет-ресурсы
• http://www.college.ru/biology – сайт для педагогов и обучающихся по биологии. Физиологиячеловека.
• http://www.livt.net – сайт для обучающихся о разнообразии живых организмов. Паразитычеловека.
• www.hsea.ru Первая медицинская помощь.
• www.takzdorovo.ru - интернет-портал о здоровом образе жизни.
• http://learnbiology.narod.ru – сайт для обучающихся и педагогов по биологии. Физиологиячеловека.
• http://med.claw.ru– Медицинская энциклопедия. Анатомическийатлас. Патофизиология.
• http://www.skeletos.zharko.ru – опорно-двигательный аппарат человека (сайт дляобучающихся).
• http://experiment.edu.ru . Коллекция «Естественнонаучные эксперименты». Биология.Медицина.
• http://erudite.nm.ru – биографии учѐных (естествоиспытатели, биологи, врачи).
• http://belok-s.narod.ru – всѐ о белках с точки зрения физики, химии, биологии,медицины.
• http:// chemistri.ssu.samara.ru – органическая химия / лекарственные препараты и их свойства.
• http://www.rushim.ru – электронная энциклопедия по химии и технике (медицинскиеаспекты).
• http://www.ebio.ru– электронная биологическая энциклопедия (раздел: человек и его здоровье).
• http://www.rushim.ru – электронная энциклопедия по химии и технике (медицинскиеаспекты).
• http://www.krugosvet.ru – энциклопедия «Кругосвет»: медицина, физиологиячеловека.
• http://www.biology.asvu.ru – электронная энциклопедия по биологии (цитология,гистология).
• http://www. medicinform.net/human/anatomy – анатомия человека, патоанатомия.
Список литературы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы) оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.
На сегодняшний день действует: межгосударственный стандарт ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Именно в соответствии с ним рекомендуется составлять список литературы. Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой:
- Международные законодательные акты – по хронологии;
- Конституция РФ;
- Кодексы – по алфавиту;
- Законы РФ – по хронологии;
- Указы Президента РФ – по хронологии;
- Акты Правительства РФ – по хронологии;
- Акты министерств и ведомств в последовательности – приказы, постановления, положения, инструкции министерства – по алфавиту, акты – по хронологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/07/picture-804947-1470596495.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Природа и мы»
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/08/picture-937620-1520515098.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Программа направлена на формирование экологической культуры, устойчивых познавательных интересов к природе и к актуальным экологическим проблемам нашего региона. Её отличительная особенность состоит в...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Школа безопасности»
Данная программа имеет естественно-научную направленность.Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, напра...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/07/picture-804947-1470596495.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Юный эколог»
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/18/picture-139292-1403109826.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»
Программа школьного объединения естественнонаучной направленности «Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»» МБОУ «СОШ № 6» (да...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/14/picture-1495856-1699991443.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Здоровье человека»
Программа кружковой деятельности в рамках НМДО....