Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Здоровье человека»
календарно-тематическое планирование (6 класс)

Минеева Елена Геннадьевна

Программа кружковой  деятельности в рамках НМДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zdorove_cheloveka_-_2022.docx194.26 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Win7\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\¦Ч¦+¦-TА¦-¦-TМ¦¦ TЗ¦¦¦¬¦-¦-¦¦¦¦¦-.jpg

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования»

Пояснительная записка

Направленность программы

Дополнительная  общеобразовательная   общеразвивающая   программа «Здоровье человека» относится к естественно-научной направленности, поскольку ориентирована на актуализацию потребности в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и побуждению к формированию своего здоровья собственными силами.

Формирование здорового подрастающего поколения–одна из главных стратегических задач развития страны.

Актуальность программы:

Проблема воспитания личной заинтересованности каждым человеком вздоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей. Решение проблемы требует активного осмысленного отношения учащихся к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Актуальность обусловлена:

- значимостью подготовки ребенка к жизни, его умению вести здоровый образ жизни, а так же необходимостью преемственности и последовательности зучения собственного организма и влияния окружающей среды на организм между ступенями образовательной системы. Основыз дорового образа жизни изучаются на всех уровнях образования и являются неотъемлемой составляющей воспитательного процесса. Программа способствует приобретению  учащимися навыков самостоятельной деятельности в  направлении совершенствования своего интеллектуального, духовного, физического развития.

Педагогическая целесообразность состоит в том , что программа органически сочетает в себе лекции, практические занятия, занятия с элементами тренингов, участие в проектной деятельности и другие методики организации обучения детей. Занятия по программе пробуждают воображение и творческие силы. Основа практикумов –личный опыт, интересы, увлечения участников. Программа содержит познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.

Отличительной особенностью данной программы является обобщение и структурирование материала, который направлен на развитие у подростковуменийинавыковкоманднойработы;подобраныразнообразныеметодыиприемы,способствующиеразвитиюуподростковорганизаторских,коммуникативныхикреативныхспособностейчерезвключениевактивнуюдеятельность. В данной программе уделяется большое внимание вопросам личной гигиены и здоровому образу жизни.  Кроме того,применяютсясовременныепедагогическиетехнологии:игровая,диалоговогообучения,личностно-ориентированногообучения,репродуктивная и на элементарном уровне – учебно-исследовательская.

Адресат программы.  Дополнительная   общеобразовательная общеразвивающая  программа предназначена для детей 12-15 лет.  Набор учащихся в объединение осуществляется в начале учебного года. В связи с тем, что занятия требуют индивидуального подхода, группы комплектуется из расчёта 12-16человек.

Важной особенностью программы является дифференцированность, гибкость и адаптивность к разновозрастному составу воспитанников.

Учащиеся12-15 уже имеют знания о строении функционировании систем органов организма человека и поэтому способны выявлять причины иусловия,способствующиенарушениюздоровья,атакжеанализироватьметоды его восстановления. Учащиеся способны к осознанию того, что одна из самых важных проблем, стоящих перед обществом – формирование здорового образа жизни.

В развитии личности велика роль социальных и педагогических факторов,и обучение должно быть организовано так, чтобы происходило стимулированиеразвитияличности,включениямеханизмовосознаниясвоейдеятельностисразвитием внутренней мотивации. Развитие интеллекта в этом возрасте тесно связано с развитием творческих способностей, проявлении инициативы. Полнее и результативнее оно может проявляться в данной дополнительной образовательной общеразвивающей программе. Задача педагога состоит в том, чтобы распознать интерес, творческую направленность и попытаться развить ее в нужном направлении для достижения тех или иных умений и навыков у учащихся.

Уровень программы, объём и сроки реализации. Программа рассчитанана базовый уровень. Срок реализации: программа рассчитана на 1 год бучения, 1час в неделю, 34 часа в  год.

Форма обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Режим занятий. Программа реализуется с сентября по август. Занятия проводятся по 1 часу один раз в неделю.

Особенности организации образовательного процесса. Состав группы постоянный. Занятия проводятся групповые. Наполняемость группы:12-16учащихся.

Занятия по данной программе в большинстве своем состоят из организационной, теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и инструментов. Теоретическая часть занятий компактна и включает в себя необходимую информацию о теме занятия. При обучении с применением ДОТ, используется связь с родителями (законными представителями) учащихся с помощью телефона и Интернет-связи.

Виды занятий по программе: групповые дискуссии, разбор и анализ жизненных ситуаций, беседа, лекции, рассказ, метод «мозгового штурма», проектная деятельность, «диалог на равных».

Цель программы: формирование у учащихся правильных представлений о здоровье, функциях человеческого организма, а также ценностей здорового образа жизни.

Задачи:

Образовательные (предметные):

- Познакомить с  основными  понятиями, терминами и определениями анатомии человека.

- Познакомить с основными факторами формирования здорового образа жизни.

-        Научить основным приемам оказания доврачебной помощи.

Личностные:

- Формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни.

- Способствовать воспитанию и самовоспитанию таких качеств личности, как доброта, стремление помогать другим и принимать помощь, терпимость и готовность к сотрудничеству.

Метапредметные:- Развиватьнавыкиобщения,способствоватьпсихологическойсовместимостииадаптациивразновозрастномколлективе.

Проводить профориентацию на профессии в области медицины ,анатомии и физиологии, медико-биологических дисциплин в целом.

Учебный план

п\п

Раздел, тема

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1

1.1

Здоровье – бесценный дар. Мой образ жизни

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

2.

Здоровье человека

5

4

1

2.1

Что такое здоровье. Факторы, формирующие здоровье.

1

1

Творческая работа «Что значит быть здоровым?»

2.2

Факторы, разрушающие здоровье.

1

0,5

0,5

Творческий проект «Жить здорово!»

2.3

Режим дня

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

2.4

Главные законы. Составляющие здорового образа жизни

1

1

Тестирование

2.5

Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра

1

1

Итоговое тестирование

3.

Строение человека

5

3,5

1,5

3.1

Тело человека

1

0,5

0,5

Творческий проект «Раскраска-обводилка»

3.2

Для чего нужна грудная клетка? Почему мы можем двигаться?

1

1

Кроссворд

3.3

Скелет человека

2

1

1

Творческий проект, фотоотчет

3.4

Итоговое занятие «Что узнали. Чему научились»

1

1

Педагогическое наблюдение, творческий проект

4.

Изучение личности человека

4

2,5

1,5

4.1

Я – индивидуальность или чем я отличаюсь от других

1

0,5

0,5

Тест

4.2

Место человека в природе и обществе

1

1

Беседа, наблюдение

4.3

Как ты познаешь мир

1

1

Беседа, наблюдение

5.

Из чего состоит человек

1

1

Беседа, наблюдение

6.

Питание и жизнь. Доктор Здоровая пища советует

6

3

3

6.1

Что происходит во рту? Как работает желудок?

1

1

Творческий проект

6.2

Для чего нужен кишечник? Что делает печень?

1

1

Коллективная практическая работа – выпуск газеты «Национальное блюдо»

6.3

Пища.

1

1

Тестирование, педагогическое наблюдение

6.4

Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами

1

0,5

0,5

Тестирование «Что вы знаете  о витаминах»

6.5

Вредные компоненты пищи

1

0,5

0,5

Занятие-игра «Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым?»

6.6

Итоговое занятие «Наука о питании – древняя и современная»

1

1

Изготовление буклета «Любимые семейные блюда»

7.

Сердечно-сосудистая система

3

1,5

1,5

7.1

Как работает сердце? Для чего нужны сосуды?

1

0,5

0,5

Викторина

7.2

Состав крови

1

1

Кроссворд «Кровообращение»

7.3

Итоговое занятие

1

1

Тестирование «Тренированность сердца»

8.

Дыхательная система

5

2,5

2,5

8.1

Для чего нужен нос?

1

0,5

0,5

Тестирование

8.2

Дыхательные движения.

1

1

Карточки-задания

8.3

Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь

2

1

1

Презентация

8.4

Итоговое занятие

1

1

Тест «Цените ли вы своё здоровье», карточки-задания

9

Зубы

3

1

2

9.1

Зачем нужны зубы?

1

1

Создание модели рта из пластилина и подручных средств, демонстрация  их правильной чистки

9.2

Почему болят зубы?

1

1

Беседа, оформление листовок. Рисунок

9.3

Ослепительная улыбка

1

1

Выпуск плаката о гигиене зубов

10.

Первая доврачебная помощь

3

3

10.1

Ссадина, резаная рана. Переломы

1

1

Беседа, практическое занятие, педагогическое наблюдение

10.2

Повреждение глаз. Носовое кровотечение

0,5

0,5

Беседа, практическое занятие

10.3

Пищевое отравление

0,5

0,5

Беседа, практическое занятие

10.4

Ожог, обморожение

0,5

0,5

Беседа, практическое занятие

10.5

Обморок, солнечный удар, тепловой удар

0,5

0,5

Беседа, практическое занятие

Итого:

35

18,5

16,5

Содержание программы

Раздел 1. Введение.

Тема 1.1. Здоровье – это бесценный дар. Мой образ жизни.

Теория: Общее знакомство с курсом "Человек и его здоровье". Инструктаж по технике безопасности и правила поведения при нахождении в помещении и на улице.

Практика: Экскурсия «Природа  и здоровье».

Форма контроля: Педагогическое наблюдение.

Раздел 2. Здоровье человека.

Тема 2.1. Что такое здоровье, факторы формирующие здоровье.

Теория: Место и роль человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и его отличие от них.

Практика: Ролевая игра «Самоутверждение и самоуничтожение».

ДОТ: видеоролик «Азбука здоровья». https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%20для%20детей%20о%20здоровье%20человека&path=wizard&parent-reqid=1619088442999251-1799474728976441935200109-production-app-host-man-web-yp-308&wiz_type=vital&filmId=8600305411275529821

Форма контроля: Творческая работа «Что значит быть здоровым?»

Тема 2.2. Факторы, разрушающие здоровье.

Теория: Вредные привычки, курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания. Знакомство с вредными привычками, негативно влияющими на здоровье.

Практика: Анкетирование «Имеются ли у вас вредные привычки». Тренинг «Здоровый образ жизни». Викторина «Алкоголь и его последствия».

ДОТ: видеоролик «Вредные привычки» https://www.youtube.com/watch?v=9STOaUpRt_U&t=55s , мультфильм «Опасное погружение» https://www.youtube.com/watch?v=6YG16RBrQB0&t=20s .

Форма контроля: творческий проект «Жить здорово!»

Тема 2.3. Режим дня

Теория: Беседа о том, как необходимо соблюдать режим дня.

Практика: Игра «Хлопки»

ДОТ: https://www.youtube.com/watch?v=hxkplJ6Vy-o&t=105s презентация о здоровом образе жизни

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

Тема 2.4. Главные законы здоровья. Составляющие здорового образа жизни.

Теория:Знакомство с факторами, формирующими Беседа, просмотр презентации и видеоролика.

Практика: Составление презентации.

ДОТ: https://www.youtube.com/watch?v=vNtmihYNMio&t=213s лекторий о факторах, формирующих здоровье.

Формы контроля: тестирование.

Тема 2.5. Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра.

Теория: Беседа на тему «Здоровье человека»

Практика: Творческая работа «Что значит быть здоровым?»

ДОТ: https://www.youtube.com/watch?v=pI_WgM7G3eI&t=49s видеоролик, слайд – призыв, https://www.youtube.com/watch?v=Wo3qiWkRkM8&t=18s – видеоролик «Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра».

Форма контроля: итоговое тестирование.

Раздел 3. Строение человека.

Тема 3.1. Тело человека

Теория: Демонстрация видеофильма из серии «Тело человека».

Практика: проведение викторины

ДОТ: https://yandex.ru/video/preview/?text=фильм%20для%20детей%20тело%20человека&path=wizard&parent-reqid=1619611663187684-1157459407057835995600127-production-app-host-man-web-yp-139&wiz_type=vital&filmId=10093686446536347203

Форма контроля: творческий проект «Раскраска-обводилка».

Тема 3.2. Для чего нужна грудная клетка? Почему мы можем двигаться?

Теория: изучения понятия «грудная клетка», ее функции. Изучение модели «Локтевой сустав подвижный».

Практика: Танец-игра «Мы пойдем налево»

ДОТ: https://yandex.ru/video/preview/?text=видео+для+детей+почему+мы+можем+двигаться&path=wizard&parent-reqid=1619616580065352-1767532045906751104700109-production-app-host-man-web-yp-308&wiz_type=vital&filmId=2016653795731321005&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2F13003628493711841780

Форма контроля: кроссворд.

Тема 3.3. Скелет человека.

Теория: Беседа об осанке и стройной спине.

Практика: Изготовление марионетки из макарон «Живой Скелет», поделка «Макет скелета» из ватных палочек, вышивка «Скелет», панно «Череп», «Грудная клетка» и «Сустав» из макарон, пазл «Скелет», раскраска - обводилка по точкам «Скелет». (Приложение)

ДОТ: видеоролик «Опорно-двигательная система» https://www.youtube.com/watch?v=3jzX_YCx2gw&t=79s , https://www.youtube.com/watch?v=rMKmQB1X6mk&t=78s

Форма контроля: творческий проект, фотоотчет.

Тема 3.4. Итоговое занятие «Что узнали. Чему научились».

Теория: беседа

Практика: коллективная практическая работа: изготовление буклета «Тело человека». Выполнение проекта «Макет организма» из подручных материалов. Оформление выставки «Мое тело»

ДОТ:https://www.youtube.com/watch?v=N5Q7Tbzhibg&t=526s

Форма контроля: педагогическое наблюдение, творческий проект.        

Раздел 4. Изучение личности человека.

Тема 4.1. Я – индивидуальность или чем я отличаюсь от других.

Теория: понятие – индивидуальность. Мы разные –мы вместе.

Практика: тестирование.

ДОТ:https://www.youtube.com/watch?v=nSRN4QWrRBw&t=41s

Форма контроля: тест.

Тема 4.2.Место человека в природе и обществе.

Теория: Место человека в природе и обществе.

Практика: тестирование, работа в парах.

ДОТ: https://www.youtube.com/watch?v=y-W-JsteT24&t=74s

Форма контроля: беседа, наблюдение

Тема 4.3. Как ты познаешь мир.

Теория: Органы чувств человека. Осязание. Слух. Зрение.

Практика: тестирование, работа в парах

ДОТ: https://www.youtube.com/watch?v=JFylyzdYyi8&t=182s

Форма контроля:беседа, наблюдение.

Тема 5. Из чего состоит человек.

Теория: Изучение органов человека. Система органов.

Практика: работа в парах. Знакомство с макетом человека, его внутренними органами.

ДОТ: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10093686446536347203&text=видео+для+детей+органы+человека

Форма контроля: беседа, наблюдение

Раздел 6. Питание и жизнь. Доктор Здоровая Пища советует.

Тема 6.1: Что происходит во рту? Как работает желудок?

Теория:  Понятия «рот», «зубы», «пищевод», «желудок», «кишечник», «печень». Значение желудка. Этапы пищеварительного процесса.

Практика: коллективная практическая работа - выполнение коллажа «Здоровая пища». Раскраски «Желудок»,  «Рот и язык человека» (Приложение).

ДОТ: https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%20для%20детей%20что%20происходит%20во%20рту&path=wizard&parent-reqid=1623753205422466-10294623532829327684-balancer-knoss-search-yp-sas-2-BAL-1924&wiz_type=vital&filmId=13102265521326890175

Форма контроля: творческий проект

Тема 6.2: Для чего нужен кишечник? Что делает печень?

Теория: Понятия «кишечник», «печень». Значение еды для организма. Этапы пищеварительного процесса.

Практика:  Раскраски «Пищеварительная система» (Приложение).

ДОТ: https://www.youtube.com/watch?v=6Pe2-Q8Hqgo&t=75s

Форма контроля: коллективная практическая работа: выпуск газеты "Национальное блюдо".

Тема 6.3. Пища.

Теория: беседа о питании человека, о важности ведения здорового образа жизни. Пища, её значение для роста и развития организма. Белки, жиры и углеводы. Минеральные вещества. Микроэлементы.

Практика: изготовление памяток

ДОТ: https://www.youtube.com/watch?v=01PygHLMroI&t=3s

Форма контроля:  тестирование, педагогическое наблюдение.

Тема 6.4 Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами

Теория: Знакомство детей с группой витаминов и микроэлементов

Практика: заполнение таблицы витаминов

ДОТ: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2260669931931661389&reqid=1621335897231850-553102882382218528700107-sas1-6869&suggest_reqid=108902922160570346722087675584107&text=видео+для+детей+что+вы+знаете+о+витаминах

Форма контроля: тестирование «Что вы знаете о витаминах?»

Тема 6.5. Вредные компоненты пищи.

Теория: Изучение вредных компонентов пищи

Практика: составление памятки

ДОТ: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4928957165982508073&from=tabbar&parent-reqid=1621489476502656-1421399946541504340300109-production-app-host-man-web-yp-21&text=видео+для+детей+вредные+компоненты+пищи&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2F11375573655802233084

Форма контроля: Занятие-игра «Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым».

Тема 6.6  Итоговое занятие «Наука о питании – древняя и современная»

Теория: Рецепты приготовления любимых блюд

Практика: Приготовление фруктового коктейля.

ДОТ: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11775723449860475850&text=видео+для+детей+приготовление+фруктового+коктейля&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D8ELvew8Fd-k

Форма контроля: Изготовление буклета «Любимые семейные блюда»

Раздел 7. Сердечно-сосудистая система.

Тема 7.1: Как работает сердце? Для чего нужны сосуды?

Теория: Понятия:«сердце», «вены», «кровь», «сосуды», «артерии», «капилляры». Изучение модели «Сердце большоке». Принцип работы сердца, сосудов. Первая помощь при кровотечении из носа.

Практика: работа с микроскопом. Измерение пульса с помощью секундомера. Раскраски «Сердце», «Сердечно-сосудистая система человека» (Приложение).

ДОТ: https://www.youtube.com/watch?v=PXbogMmyodg&t=55s ,

Форма контроля: викторина

Тема 7.2: Состав крови.

Теория: Функции крови. Заживление ранки при участии тромбоцитов.

Практика: Игра 1. «Состав крови», Игра 2. «Борьба с микробами», Игра 3. «Циркуляция воздуха в крови», Игра 4. «Выведение вредных веществ», Игра 5. «Заживление ран», Игра 6. «Что у нас под кожей?» (Приложение).

ДОТ: https://videomino.com/1/видео-детям-микробы-под-микроскопом

Форма контроля: кроссворд «Кровообращение».

Тема 7.2. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов изученного раздела

Практика: Игра «Снабжение организма питательными веществами и витаминами»

ДОТ: https://www.youtube.com/watch?v=XcadrWdkUEA&t=141s видеоурок сердце и сосуды.

Форма контроля: тестирование «Тренированность сердца».

Раздел 8. Дыхательная система.

Тема 8.1. Для чего нужен нос?

Теория: Понятия «нос», «легкие», «трахея» и «бронхи», «альвеолы». Изучение модели «Гортань».Объем легких, зачем кислород нужен нашим клеткам, чем звук дыхания здорового человека отличается от звука дыхания астматика. Каким образом происходит процесс дыхания, зевания и чихания.

Практика: Выполнение макета легких (Приложение).

ДОТ:https://yandex.ru/video/preview/?text=видео+для+детей+функции+легких&path=wizard&parent-reqid=1621322125383741-1065365011504570484000171-production-app-host-man-web-yp-64&wiz_type=vital&filmId=6926143856572560853&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DMrZA0eWh4N4

Форма контроля: тестирование

Тема 8.2 Дыхательные движения.

Теория:Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Определение запыленности воздуха.

Практика: составление памятки «Рекомендуемая продолжительность проветривания помещений в зависимости от температуры воздуха».

ДОТ:https://yandex.ru/video/preview/?text=дыхательные%20движения%20видео%20для%20детей&path=wizard&parent-reqid=1621334796589067-1149527749765263196600144-production-app-host-man-web-yp-198&wiz_type=vital&filmId=12734446662655361064

Форма контроля: карточки-задания

Тема 8.3 Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь

Теория: Заболевания органов дыхания и их профилактика. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Практика: работа по группам «Найти ошибки в действиях»

ДОТ:https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12196498377369297748&from=tabbar&parent-reqid=1621335107850927-632071094946584908000103-production-app-host-man-web-yp-311&text=видео+для+детей+болезни+и+профилактика+органов+дыхания

Форма контроля: презентация

Тема 8.4 Итоговое занятие

Теория: обсуждение с детьми тем по здоровому образу жизни, дыхательная гимнастика

Практика: составление профилактической памятки

ДОТ:https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%20для%20детей%20дыхательная%20гимнастика&path=wizard&parent-reqid=1621335393695493-1561848174474131042700109-production-app-host-man-web-yp-384&wiz_type=vital&filmId=7697743338281367188

Форма контроля: тест «Цените ли вы свое здоровье», карточки-задания

Раздел 9. Зубы.        

Тема 9.1: Зачем нужны зубы?

Теория: Понятие «виды зубов», «молочные зубы», «кариес». Процесс замены молочных зубов на постоянные. Важность использования зубной нити.

Практика: викторина «Отметь определенные зубы». Опыт с яйцом и уксусом. Игра «Рассели зубы». Рисунок «план» зубов.Раскраски, конструкция зубов из подручных материалов. Игра «Построй верную последовательность!»

ДОТ: https://www.youtube.com/watch?v=4ahRE9o1hhw&t=24s

Форма контроля: Создание модели рта из пластилина и подручных средств, демонстрация их правильной чистки.

Тема 9.2. Почему болят зубы?

Теория: Строение. Уход за зубами.

Практика: тестирование, работа в парах, практическая работа.

ДОТ: https://www.youtube.com/watch?v=AT2Q35JSEQ8&t=53s

Форма контроля: беседа, оформление листовок. Разработка рисунка своей страны о зубах (Приложение).

Тема 9.3:  Ослепительная улыбка.

Теория: Зубы и питание. Что нужно делать, чтобы зубы были здоровыми. Что нужно делать, чтобы зубы были здоровыми. Важность полезной пищи для зубов. Понятие «ослепительная улыбка».

Практика: создание макета «Трехмерная модель зуба». Выполнить задание: распределить объекты питания, какие полезные для зубов, а какие – вредны, создание макета кариеса. Памятка «Как чистить зубы», разработка и изображение своей последовательности действий при чистке зубов.

ДОТ: https://www.youtube.com/watch?v=4O8uiiGhzxY&t=21s

Форма контроля: выпуск плаката о гигиене зубов (Приложение).

Раздел 10. Органы чувств.

Тема 10.1: Как мы видим?

Теория: понятие «глаза». Изучение модели «Глаз».

Практика:  Игра на осязание «Загадочная коробочка» (Приложение).

ДОТ: https://www.youtube.com/watch?v=I0jvdWRt8uI&t=43s

Форма контроля: проект "Защитим зрение".

Тема 10.2: Как мы слышим?

Теория: понятие  «ухо». Изучение модели «Ухо человека». Наушники: польза и вред.

Практика:игра «Телефон»

ДОТ:https://www.youtube.com/watch?v=ztuXoo3ypfs&t=3s

Форма контроля: практическая работа

Тема 10.3: Как мы различаем запахи?

Теория: изучение пяти видов чувств. Как устроено человеческое восприятие. Цвет и настроение. Для чего нам нужен язык? Что такое осязание?

Практика: упражнения для восстановления обоняния.

ДОТ: https://www.youtube.com/watch?v=fVbBp8v0jxY&t=19s

Форма контроля: практическая работа

Раздел 11. Первая доврачебная помощь.

Тема 11.1 Ссадина, резаная рана. Переломы.

Теория: виды ссадин и ран. Виды переломов. Способы наложения шин

Практика: практическая работа в парах

ДОТ:https://www.youtube.com/watch?v=jabuVijT_dg&t=19s

Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение, практическая работа.

Тема 11.2. Повреждение глаз. Носовое кровотечение.

Теория: виды повреждения глаз и их устранение. Оказание помощи при носовом кровотечении.

Практика: тестирование, работа в парах, практическая работа

ДОТ:https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1844724289604829130&text=видео+для+детей+первая+помощь+при+носовом+кровотеченияя&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2F6906898454365753796

Форма контроля: беседа, практическое занятие.

Тема 11.3. Пищевое отравление

Теория: признаки отравления, кишечные расстройства, виды пищевых отравлений. Помощь при пищевых отравлениях.

Практика: тестирование, работа в парах.

ДОТ:https://yandex.ru/video/preview/?filmId=13245655741328047733&text=видео+для+детей+первая+помощь+при+пищевых+отравлениях

Форма контроля: беседа, практическое занятие.

Тема 11.4. Ожог, обморожение

Теория: виды ожогов, обморожений. Помощь при ожогах и обморожениях.

Практика: практическая работа в парах.

ДОТ:https://www.youtube.com/watch?v=BlayWSyTl8o&t=4s

Форма контроля: беседа, практическое занятие.

Тема 11.5. Обморок, солнечный удар, тепловой удар.

Теория: виды тепловых и солнечных ударов. Помощь при тепловых и солнечных ударах. Обморок. Помощь при обмороке.

Практика: практическая работа в парах. Занятие-игра «Врач – пациент».

ДОТ:https://yandex.ru/video/preview/?filmId=747621435581452234&text=видео+для+детей+первая+помощь+при+обмороке

Форма контроля: беседа, практическое занятие.

Планируемые результаты:

        Образовательные (предметные):

- Учащиеся будут знать   основные  понятия, термины и определения из области  анатомиичеловека:

- будут знакомы с основными факторами формирования здорового образа жизни;

-        будут уметь оказывать  основные приемы  доврачебной помощи.

Личностные:

- У учащихся будет сформирована осознанная потребность в здоровом образе жизни;

- будут проявляться такиекачестваличности, как доброта, стремление помогать другим и принимать помощь,терпимость иготовность ксотрудничеству.

Метапредметные:

-У учащихся будут развиты навыки общения, психологической совместимости и адаптации в разновозрастном коллективе;

- сформирована способность у учащихся к профессиональному самоопределению вобластимедицины,анатомииифизиологии,медико-биологическихдисциплинв целом.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

Календарный учебный график

Начало обучения – 1 сентября каждого года.

Окончание обучения – 31 мая каждого года.

Продолжительность обучения – 36 недель.

Промежуточная аттестация – в течение учебного периода.

Итоговая аттестация – последнее занятие мая.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

- ноутбук – 2 шт.;

- многофункциональное устройство – 1 шт.;

- интерактивная панель 75" – 1 шт.;

- цифровая лаборатория по физиологии – 1 шт.;

- интерактивное пособие. Человек. Строение тела человека – 1 шт.;

- тренажер для эвакуации и оказания первой помощи «Алекс» – 1 шт.

Формами аттестации по программе является педагогический мониторинг, включающий в себя контрольные, проверочные задания и тесты, беседы, анкетирование.

Виды контроля: входной, текущий, итоговый.

Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный характер.

Промежуточная аттестация проходит в течение учебного периода.

Текущий контроль проходит в форме творческого проекта, либо тестирования.

В конце учебного периода проводится итоговая аттестация в форме викторины и творческого проекта. При ДОТ – листы-задания для самостоятельной работы.

Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов являются грамоты учащихся, принявших участие в различных конкурсах; фотоотчет.

Оценочные материалы

Для определения достижения учащимися планируемых результатов проводится диагностика и заполняется «Карта диагностики освоения программы и творческих достижений учащихся».  

Качество ЗУН учащихся оценивается по трем уровням:

Низкий – учащийся требует постоянного внимания со стороны педагога, работу выполняет на репродуктивном уровне.

Средний – учащийся в большей степени работает самостоятельно, но копирует образец модели.

Высокий – учащийся работает самостоятельно, по собственным замыслам, вносит изменения в оформление задания, креативный уровень.

Методические материалы

Дидактические принципы построения и реализациипрограммы

Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства:

-принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом культурных традиций;

-принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

- принцип систематичности и последовательности:  «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;

- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

- принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы учащихся) в целом.

При реализации программы используется следующие методы обучения:

-словесный (беседа, рассказ, обсуждение);

-наглядный (показ презентации, демонстрация моделей органов человека);

        -репродуктивный (воспроизводящий);

        -творческий.

        При реализации программы используется следующие методы воспитания:

        -упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций);

        -мотивация (создание желания заниматься данным видом деятельности);

        -стимулирование (создание ситуации успеха).

        Для достижения цели и задач программы используются современные педагогические технологии, которые учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося, уровень стартовых образовательных компетенций.

1.Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

2.Разноуровневое обучение

У педагога появляется возможность помогать слабому учащемуся, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

3.Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося.

4.Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с практической деятельностью, физкультминутками, определять время подачи учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что дает положительные результаты в обучении.

Схема занятия:

  1. Организационный этап – 2 мин.
  2. Знакомство с темой занятия. Постановка целей и задач занятия.  – 10 мин.
  3. Актуализация знаний – 10 мин.
  4. Первичное усвоение новых знаний (работа с проектором) – 10 мин.
  5. Физкультминутка – 2 мин.
  6. Проверка понимания изученной темы (проведение викторины, тестирования) – 4 мин.
  7. Рефлексия (подведение итогов занятия) – 2 мин.
  1. Игровые технологии

Применение игр на занятиях помогает быстро вовлечь всех учащихся в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учащимися, располагает к активной работе.

Важное условие реализации предлагаемой программы – совместное сотрудничество педагога и учащегося, дающее ребёнку возможность поверить в себя и свои способности, а педагогу – пробудить в нём чувства и способствовать раскрытию потенциала.

Для реализации программы необходима целенаправленная, систематическая, творческая деятельность педагога, учащихся и родителей. Понимание родителями необходимости данного материала, помощь педагогу в этой работе, вовлечение родителей в совместную деятельность даёт значительные положительные результаты в обучении детей.

Список дидактических материалов:

- видеоролики по пропаганде ЗОЖ;

- тесты; листы-задания для самостоятельных работ;  - дидактические игры; викторины;

- кроссворды;  - ребусы;   - загадки;

- загадки с подсказкой; загадки-обманки; рассказы-загадки;   - игры, сказки, ситуации.

Задания рассчитаны на непродолжительное время, их можно использовать на разных этапах занятия: в начале - с целью проверки, в середине занятия, в конце - для закрепления изученного материала.

Задания могут выполняться индивидуально, парами и группами, для само- и взаимоконтроля.

Алгоритмы учебных занятий:

Занятие-знакомство, занятие диагностики базовых знаний.

1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности.

3. Актуализация знаний.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания

6. Первичное закрепление.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Занятие систематизации и обобщения знаний

1. Организационный этап.

 2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности.

 3. Актуализация знаний.

4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Занятие контроля и оценки знаний

1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3.Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого учащегося). Занятия контроля могут быть в виде письменного контроля, в сочетании устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

4. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Занятие проверки умений и навыков, практическая работа

1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности.

3. Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики планируются способы обучения - коллективные, групповые и индивидуальные.

4 Рефлексия (подведение итогов занятия)

Комбинированное занятие

 1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности.

3. Актуализация знаний.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания

6. Первичное закрепление

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Литература для педагога:

1. Абрамова И. В., Бочкарёва Т. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: методическое пособие. Самара: СИПКРО, 2016.

2. Авилова С. А., Т. В. Калинина. Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры-подражания, комплексы упражнений, стихотворения с движениями. Волгоград: Учитель, 2015.

 3. Амосов, Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритмы здоровья [Текст]: - М.: АСТ, Донецк: «Сталкер», 2016.

4. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2017.- 265 с.

5. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2017 г. - / Мастерская учителя.

6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2015. – № 11. – С. 175–178.

7.Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57. Федеральный портал «Дополнительное образование детей» - http://www.vidod.edu.ru/ Интернет-ресурсы: http:// sipkro.ru, nsportal.

Литература для учащихся

1. Лазарева М.П. Юные учителя здоровья. М., - 2015, - 126 с.

2. Ротенберг Р.С. Расти здоровым. Детская энциклопедия (пер. с англ.)- М.: Физкультура и спорт, 2016, - 287 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Эколог»

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностны...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Природа и мы»

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Программа направлена на формирование экологической культуры, устойчивых познавательных интересов к природе и к актуальным экологическим проблемам нашего региона. Её отличительная особенность состоит в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»

Программа школьного объединения естественнонаучной направленности «Научное объе­динение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»» МБОУ «СОШ № 6» (да...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" стартовый уровень Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования

Дополнительная общеразвывающая программа естественно-научной направленности  "Природа и человек", стартовый уровень. Возраст обучающихся 13-14 лет. Срок реализации 1 год. Автор-составит...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" базовый уровень. Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек", базовый уровень. Возраст обучающихся 15-17 лет. Срок реализации 2 года. Автор-составитель Май...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Экологическая культура и здоровье человека»

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Зкологическая культура и здоровье человека", 5-7 классы...