Сценарий. Игра–викторина: « Выживание в природных условиях»
учебно-методический материал по обж на тему

Романцов Александр Григорьевич

1.     В занимательной форме проверить уровень знаний учащихся по заданной теме. Согласно планируемым результатам обучения воспитанники должны:

- знать типичные причины ситуации автономии;

- уметь преодолевать страх и возможное стрессовое состояние;

- уметь подавать сигналы бедствия;

- знать способы добычи воды и пищи;

- уметь оборудовать временное укрытие;

- знать различные способы добычи огня и типы костров;

- знать лекарственные растения, съедобные и ядовитые дары природы;

- уметь оказать помощь и самопомощь в случае травмы, ранения, укуса ядовитых животных и насекомых, тепловых и холодных поражений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_viktorina_-_kopiya_2.docx132.98 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий. Игра–викторина: « Выживание в природных условиях»

Цели игры:

  1. В занимательной форме проверить уровень знаний учащихся по заданной теме. Согласно планируемым результатам обучения воспитанники должны:

- знать типичные причины ситуации автономии;

- уметь преодолевать страх и возможное стрессовое состояние;

- уметь подавать сигналы бедствия;

- знать способы добычи воды и пищи;

- уметь оборудовать временное укрытие;

- знать различные способы добычи огня и типы костров;

- знать лекарственные растения, съедобные и ядовитые дары природы;

- уметь оказать помощь и самопомощь в случае травмы, ранения, укуса ядовитых животных и насекомых, тепловых и холодных поражений.

2. Выработать потребность предвидеть собственное поведение в экстремальной ситуации.

3. Сформировать психологический стереотип: «Окружающая среда – это система, живущая по своим законам, и чтобы выжить, надо понимать эти законы и использовать их в своих интересах».

Игра – викторина проводится по типу популярной  интеллектуальной игры «Брейн – ринг». Играют четыре  команды 5-6 классов по 5 человек. Игра проходит в 3 тура.

Каждая победа оценивается в один балл. Результаты оцениваются жюри.

Каждая команда выбирает капитана и придумывает название. На сцену актового зала выходит ведущий:

- Добрый день! Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Жажда познания – одна из могучих движущих сил, заложенных в человеке. Сегодня участники наших команд – лучшие знатоки предмета ОБЖ – покажут свои знания и умения. Думаю, что проигравших не будет. Ведь ваши знания и умения – залог вашей безопасности. 

А теперь давайте попробуем все вместе понять, чем же мы будем с вами заниматься на уроке?  Представьте себе, что вы оказались на острове. Вокруг красивая природа, море, тепло, поют птички. У вас прекрасное настроение! Но оказалось, что этот остров необитаем, а у вас с собой нет средств  связи с остальным миром. В этом случае у нас возникает проблема выживания в природных условиях.

  1. Что это такое – автономное существование?

(Примерные ответы детей)

Автономное существование - это продолжительное существование одного человека или группы лиц без пополнения запасов продовольствия и воды и без связи с внешним миром.

  1. Какие виды автономии бывают и в чем их различие?

(Примерные ответы детей)

Добровольная автономия – это ситуация, когда человек по собственной воле, с определенной целью переходит на самостоятельное существование в природных условиях.

Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде.

  1. При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде?

(Примерные ответы детей)

  • потеря ориентировки на местности во время похода (заблудился)
  • авария транспортных средств в условиях природной среды;
  • крупный лесной пожар;
  1. Как вы считаете, что необходимо знать и уметь человеку, чтобы правильно действовать в условиях автономного существования в природных условиях?

(Примерные ответы детей)

- уметь ориентироваться на местности;

- сооружать временные жилища;

- добывать огонь и разводить костер;

- обеспечить себя водой и питанием.

Послушайте правила игры:

  1. О начале и окончании задания объявляет ведущий

Время обсуждения – 1 минута.

2. Отвечающего назначает капитан команды.

3. Задание прослушивать до конца и давать полные ответы.

4. В случае неправильного ответа одной из команд до истечения времени обсуждения предоставляется возможность адресовать этот же вопрос другой команде. Если ответ неполный, баллы не присуждаются никому.

5. В спорных случаях ведущий может обратиться в жюри.

6. Не должно быть подсказок из зала.

7. Предусмотрен супер - блиц. Два вопроса – каждый по 20 секунд обсуждения. При неправильном ответе на один из них супер блиц проигран.

8. Вместо пультового управления у каждой команды имеется красная карточка, поднятие которой определяет готовность к ответу.

Нашу игру оценивает многоуважаемое жюри в составе заместителя начальника учебного отдела Бондаренко Н.Б., заведующего учебным отделом Сизова  И.М., методиста учебного отдела Нагабедьян Е.Н.

В конце игры ему предстоит назвать имя лучшей команды знатоков ОБЖ. Все готово к игре, и я приглашаю на сцену команды. Встречайте!

Ход игры

1-й тур Разминка. Конкурс  капитанов.

Вопросы:

 1.Какое правило безопасности забыла (или не знала) Красная Шапочка встретив лесу страшного серого волка?

 (Не разговаривать с незнакомцем)

2. Семеро козлят тоже нарушили одно из важных правил. Какое?

(Никогда не открывай дверь незнакомым )

3.«Не пей из копытца – козлёночком станешь!» Говорится в сказке  о сестрице Аленушке  и братце Иванушке. А что можно пить в походных условиях? (Воду в походе нужно обязательно кипятить или профильтровать)  

4.Вы пошли зимой в лес на прогулку, на улице мороз. Вдруг ты увидел, что кончик носа у друга совсем белый. Само пройдёт или нужна помощь?

(Это признак обморожения. Побелевшие участки кожи нельзя растирать – можно их повредить, нужно прикрыть нос шарфом или варежкой и идти скорее в теплое место – само не пройдёт!)

5.Что нужно сделать, если увидел в лесу змею?

(Не трогать её и не дразнить. Спокойно отойти подальше от змеи или дать ей уползти. На ногах должны быть резиновые сапоги)

2-й тур

Первое задание. Каждой команде выдается карточка с названиями растений, которые есть на территории  Ростовской  области:  сельдерей, боярышник, зверобой, бузина, чистотел,  пастушья сумка, крапива, хурма, айва, мята, рябина, эвкалипт, облепиха, одуванчик, черника,  смородина, кизил, полынь, подорожник, вишня, лавр. Нужно определить названия целебных трав.

Ответ:  зверобой, чистотел, мята, одуванчик, пастушья сумка, полынь, подорожник.

Второе заданиеЖилища аборигенов разных континентов имели похожий вид. Это - эскимосские иглу, чумы,  юрты, индейские вигвамы. Что в этих жилищах общего? Назвать, чем это обусловлено.

Ответ:  Все они имеют каркас, установленный по окружности. Отсутствие углов обеспечивает равномерное прогревание жилища изнутри и наименьшее сопротивление наружным ветрам любого направления.

Инсценированное заданиеНа сцену выходят три человека, один из них с фотоаппаратом. Первый: «Как сегодня жарко!». Второй: смотрит на свои часы и обращается к третьему: «Который час на твоих?». Третий: «13 часов, время обеда». Первый: «Есть хочется». Второй: «Я, кажется, потерял спички». Третий: «Как же мы разожжем костер?»

Внимание, вопрос! Вспомните, какие еще способами, кроме известных в древности, можно добыть огонь в данной ситуации?

Ответ: стеклами от часов и линзой от фотоаппарат

Ведущий:

Виды костров и их назначение. Каждая команда называет один из видов костров и  

ШАЛАШ. Короткие сухие дрова укладываются наклонно к центру, они частично опираются друг на друга. При такой конструкции дрова выгорают в основном сверху, и пламя получается высоким и жарким. Этот тип костра удобен, если нужно вскипятить воду или что-то приготовить в одном ведре или кастрюле. Если необходимо использовать несколько посудин, то лучше разведи колодец.

КОЛОДЕЦ. Два полена положи параллельно друг другу на некотором расстоянии, поперек них еще два. Такая конструкция обеспечивает хороший доступ воздуха к огню, и поленья будут гореть равномерно по всей длине. Этот костер хорош в сухую погоду.

ЗВЕЗДНЫЙ. Поленья уложи по радиусам от центра. Горение происходит преимущественно в центре, и по мере сгорания дров их следует подвигать к середине. Этот тип костра требует постоянного присмотра, иначе погаснет, поэтому он достаточно пожаробезопасен.

ТАЕЖНЫЙ. Складывается из нескольких бревен, уложенных вдоль или под острым углом друг к другу. Он не требует частого подкладывания дров.

НОДЬЯ. Этот жаровой костер складывается из трех больших бревен 2-2,5метра. Два бревна положи вплотную, добиваясь минимального зазора между ними. На эту щель кладут растопку. После того как растопка хорошо разгорится, сверху положи третье бревно. Желательно, чтобы это бревно было толще нижних, так как оно прогорит быстрее. Нодья из толстых бревен может гореть несколько часов.

Инсценированное задание

Туристы выносят   консервную банку, в дне которой пробито много дырок, горсть песка, камни, угли. Нужно определить, какой простейший прибор можно собрать из этих предметов и который пригодится в походе? (фильтр для очистки воды)

Ребята, а скажите, пожалуйста, без чего человек не может существовать достаточно долго? (Без воды).

Сколько может прожить человек без воды. Вода играет огромную роль в жизнедеятельности человека, и она необходима всегда. (Человеку в сутки требуется в среднем 1,5-2л., а в жарких районах - 4-6 л. и более.)

Ведущий:

Можно ли использовать для питья воду из водоемов?

(Примерные ответы детей)

Только родниковую и воду из высокогорных чистых ручьев.

Остальную перед употреблением необходимо очистить и прокипятить.

Ведущий:

Чем воду можно продезинфицировать?

(Примерные ответы детей)

Марганцовкой, сделать бледно-розовый раствор и выдержав его в течение часа; Можно использовать йод (две-три капли йода на 1 л воды, хорошо перемешать и дать отстояться в течение 1 ч)

Ведущий:

Какие способы добычи воды вы знаете?

(Примерные ответы детей)

Доступным источником воды в природе являются влагосодержащие растения, например береза. Можно получить воду, если на ветку лиственного дерева надеть полиэтиленовый мешок, положив на его дно камешек и туго завязав мешок у основания. Через некоторое время на внутренней стороне пленки появятся капли влаги, которые будут стекать на дно пакета. Можно пить утреннюю росу. Для этого надо с вечера уложить кучку мелких камней (гальки) на брезент и к утру на нем соберется вода.

 Вопрос:

В следующие выходные вы идете всем классом в поход. Если кто-то потеряется, как он может ориентироваться на местности без компаса? Предложите как можно больше вариантов.

Ответ: По местным предметам, солнцу, луне, полярной звезде, муравейнику, стволам деревьев и т.п.

Как правильно ориентироваться по часам?

Как ориентироваться по полярной звезде?

Ответ: Определение севера по полярной звезде.

Способ определения севера по полярной звезде пригоден только в более менее ясную ночь в северном полушарии, когда на небе видны звезды.

Для этого необходимо:

1). Найти на небе созвездие Большой Медведицы (Большой ковш).

2). Расстояние между двумя крайними звездами отложить пять раз по прямой в сторону созвездия Малой Медведицы (малый ковш). Отложенный отрезок совпадет с последней звездой в хвосте Малой Медведицы. Это и будет Полярная звезда, от которой мысленно провести отвесную линию к Земле. Это и будет направление на север.

Определение севера по полярной звезде

Определение севера по полярной звезде.

  1.  Определение сторон света по Солнцу и часам.

В солнечную погоду стороны света можно определить при наличии часов. Для этого необходимо расположить часы так, чтобы часовая стрелка указывала на Солнце. Угол между часовой стрелкой и 12 часами разделить пополам, а линия разделяющая этот угол и будет указывать на Юг, причем Юг до 12 ч будет с правой стороны от Солнца, а после 12 ч с левой. Этот способ годится для определения направления днем, а именно с 6 часов утра и до 6 часов вечера.

Определение сторон света по Солнцу и часам

Определение сторон света по Солнцу и часам.

Затем командам предлагается супер-блиц: 

1.Самое элементарное средство для остановки кровотечения из небольшой раны? (Перекись водорода)

2.Что в условиях автономного существования можно использовать в качестве матраца? (камыш, трава).

3.Свежий сок какой целебной травы останавливает кровотечение и заживляет рану? (Подорожник, полынь).

 4.Из каких подручных средств можно изготовить крючки для ловли рыбы в условиях автономии? ( Из булавок, сережек, заколок от значков, невидимок, проволоки, гвоздей, костей рыб.)

Что необходимо сделать в первую очередь при:

5. Солнечном ударе (пострадавшего нужно перенести в прохладное затемненное место, где есть доступ свежего воздуха, дать воды);

6. Обморожении (привести пострадавшего в теплое помещение, мокрую одежду и белье заменить сухими.)

7. Отравлении  ядовитыми растениями и грибами (немедленно вызвать рвоту, предварительно дать выпить 5 – 6 стаканов воды).

8. Что может послужить средством для подачи сигналов бедствия (яркая одежда, сигнальные костры, фонарик )

Презентация кадет 6 «б» класса  Фомина Савелия   и Станиславского Ивана.

В конце презентации вопросы для команд соперников

3–ой тур Оказание первой медицинской помощи

 Задание №1. На столе находится аптечка первой помощи .Необходимо пояснить, для чего может пригодится средство из аптечки при оказании первой помощи пострадавшему. Выполняется каждой командой по порядку.

Ответ: Например, стерильные салфетки или стерильные бинты – для перевязки ран, наложении повязок при переломах и растяжениях.

Задание №2. Изготовление и наложение на пострадавшего ватно-марлевой повязки. Выполняют по 2 человека от каждой команды.

Задание № 3 Порядок перевязки пакетом индивидуальным перевязочным. Практическое выполнение.

Порядок наложения повязки: При наложении повязки пакет вскрывают, ватно-марлевую подушечку прикладывают к ране. Подушечку прикрепляют бинтом, конец которого закрепляют булавкой.

Ведущий зачитывает отрывок из романа Дж. Лондона «Сердца трех»: « - Что с вами? – взволнованно спросил Френсис. Девушка указала на свое колено, на котором алели две крошечные капельки крови, вытекающие из двух еле заметных ранок. – Гадюка, - сказала она.

Френсис знал о змеях Центральной Америки лишь понаслышке. Но он мгновенно вспомнил, что надо приостановить циркуляцию крови и не дать яду добраться до сердца.

Он вынул носовой платок, перевязал им ногу Леонсии выше колена, просунул в узелок коротенькую палочку, валявшуюся на берегу и, по – видимому, выброшенную морем, и туго – натуго закрутил платок. Затем, действуя опять - таки понаслышке, быстро открыл перочинный нож, прокалил лезвие на нескольких спичках, чтобы продезинфицировать его, и осторожно, но решительно сделал несколько надрезов в том месте, где виднелись следы змеиных зубов. Затем отсосал яд ртом и выплюнул его…»

Вопрос: «что сделал герой романа верно, в чем его ошибка?»

Ответ.  Если вас укусила змея, надо: во – первых, хотя бы часть яда выдавить с кровью или отсосать ртом, если в нем нет трещины и ссадин, или специальной банкой; во – вторых, промыть ранку светло – розовым раствором марганцовки или перекиси водорода и перевязать; в – третьих, обеспечить пострадавшему полный покой и обильное теплое питье. При необходимости дать обезбаливающее средство (например, таблетку анальгина).

Однако нельзя:

  • накладывать жгут, перетягивая руку или ногу;
  • прижигать ранку раскаленным металлом, спичками, порошком марганцовки – это еще больше повредит ткани;
  • давать пострадавшему алкоголь, так как нервная система лишь сильнее отреагирует на яд, который к тому же прочнее задержится в организме.

Презентация кадета  6 «а» класса Дудникова Владимира

 « Клещевой энцефалит».

В конце презентации вопросы командам соперников.

Ответ:

Если в кожу впился клещ, нужно как можно быстрее его оторвать, чтобы избежать заражения – клещи являются переносчиками тяжелейших заболеваний. Да,  это так. Только не оторвать, а аккуратно и правильно вытащить, а для этого нужны знания и практика.

На этом игра заканчивается. Ведущий оглашает итоги викторины. Происходит награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 6 классе "ВЫЖИВАНИЕ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ ПОСЛЕ АВАРИИ"

познакомить обучающихся с приёмами выживания в природных условиях после аварии...

"Основы выживания в природных условиях" открытое занятие

Тема занятия: «Выживание в природных условиях»Продолжительность занятия: 25 минут.Цель занятия: Ознакомление с правилами поведения в экстремальной ситуацииЗадачи:Обучающая: Научить практически и...

Разработка урока ОБЖ: Психологические основы выживания в природных условиях. 6 класс

Урок позволяет учащимся получить представление о психических познавательных процессах (внимание, ощущения, восприятие, память и мышление, речь и воображение), благодаря которым человек способен ...

Презентация к уроку ОБЖ: "Факторы выживания в природных условиях".

Презентация к уроку ОБЖ: "Факторы выживания в природных условиях".6 класс....

Урок- проект по теме: «Остаться в живых» Способы выживания в природных условиях 6 класс ОБЖ

Организация познавательной деятельности обучающихся осуществляется посредством  применения проектной технологии, направленной на решение творческих, социально-значимых проблем. Данный урок -проек...

Урок ОБЖ 6 класс по теме"Психологические основы выживания в природных условиях"

Урок разработан в соответствии с требованиями к современному образованию...

Психологические основы выживания в природных условиях.

Технологическая карта урока  ОБЖ, 6кл.в соответствии с ФГОС на тему "Психологические основы выживания в природных условиях".учебник ОБЖ под редакцией В.Н. Латчука. Разработка содержит призентацию...