Разработка урока ОБЖ: Психологические основы выживания в природных условиях. 6 класс
план-конспект урока по обж (6 класс) по теме
Урок позволяет учащимся получить представление о психических познавательных процессах (внимание, ощущения, восприятие, память и мышление, речь и воображение), благодаря которым человек способен выживать в окружающем нас мире вообще и в чрезвычайных ситуациях в частности и получить практику развития данных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._psihologicheskie_osnovy_vyzhivaniya_v_prirodnyh_usloviyah._6_klass.odt | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Психологические основы выживания в природных условиях. 6 класс
Учебные вопросы.
1. Психические состояния человека при выживании в природных условиях.
2. Элемент выживания в условиях автономного существования.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о психических познавательных процессах (внимание, ощущения, восприятие, память и мышление, речь и воображение), благодаря которым человек способен выживать в окружающем нас мире вообще и в чрезвычайных ситуациях в частности.
Основное содержание урока.
Умение управлять собой и своей психикой в изоляции от общества других людей - главный фактор выживания в сложных условиях автономного существования.
Психические состояния, которые испытывает человек, попавший в чрезвычайную ситуацию. Страх, как главный психологический враг. Переживание страха, испуг, потеря контроля над своим поведением.
Последствия страха: паника и паническое поведение. Их проявление в поведении человека. Попросите учащихся привести примеры панического поведения из жизни.
Основные причины страха: внезапное изменение обстановки, одиночество, незнакомость, внезапное приближение кого-то или чего-то, высота, темнота, различные звуки.
Что такое наше внимание? Предложите ученикам выполнить несколько упражнений для развития внимания, приведенных в приложении 1 учебника.
Обратите внимание учеников, что тренируясь постоянно при помощи этих упражнений можно выработать такую черту характера, как наблюдательность.
Предложите ученикам выполнить упражнения 1 и 2 для развития наблюдательности (прилож. 1 в учебнике).
Поясните понятие — объем внимания на примере психологического теста.
Разложите на столе 20 разных предметов: ручку, тетрадь, ключи, игрушку, фонарик и т.д. Пригласите к столу ученика и попросите разложить эти предметы. Накройте все это скатертью или газетой. Отвлеките ученика на какое-нибудь другое дело. Через 10 минут попросите его вернуться к столу. Снимите скатерть на полминуты и снова накройте предметы. Попросите ученика записать на бумаге все, что он успел увидеть. Потом снимите скатерть и сравните, все ли предметы он смог заметить и записать. Чем больше предметов записано, тем больше объем внимания.
Тренировка объема внимания в повседневной жизни. Понятия: устойчивость и переключение внимания. Ощущения и восприятие, как важный фактор выживания в экстремальной ситуации на природе. Приведите пример из учебника о психологическом эксперименте на ощущение.
Возможные последствия нарушения ощущения и восприятия в условиях автономного существования. Проведите небольшой тренинг на развитие ощущений (ведущий стоит в кругу с закрытыми глазами, ладони повернуты вверх перед собой. Учащиеся тихо подходят к ведущему и касаются его ладоней. Угадать, то подходил, по каким признакам угадал).
Важность зрительных объективных законов восприятия в различных ситуациях. Понятие «иллюзия восприятия».
Предложите учащимся выполнить по вашему усмотрению несколько упражнений на развитие ощущения и восприятия (приложение 1 в учебнике).
Значение памяти и мышления для человека, попавшего в экстремальную ситуацию.
Понятие памяти. Непроизвольная и произвольная память.
Мышление и интеллектуальное поведение. Этапы интеллектуального поведения на примере, когда человек заблудился в лесу.
Предложите учащимся выполнить по вашему усмотрению несколько упражнений для развития памяти и мышления (приложение 1 в учебнике).
Воображение и инстинкт самосохранения в условиях автономного существования. Чрезмерное увлечение размышлениями и воображением картин.
Установка на выживание и ее элементы: осознание;
оценка; поведение.
Воля человека. Умение управлять своим поведением. Преодоление трудностей в достижении поставленной цели. Воспитание воли. Важность выполнения конкретных решений.
Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.
Вопросы для проверки полученных знаний.
Что помогает человеку приспособиться к условиям автономного существования? Какие психические познавательные процессы вы знаете? Каковы причины страха в чрезвычайных ситуациях? Приведите примеры панического поведения? Что такое внимание? Как тренировать объем внимания? Что называется ощущением и восприятием? В чем отличие ощущений от восприятия? Как можно развивать ощущения и восприятия? Как память и мышление помогают выходить из затруднительных ситуаций в условиях автономного существования? Какое влияние на человека оказывает воображение? К чему может привести воображение картин опасных ситуаций? Расскажите об элементах, способствующих развитию установки на выживание? Что называется волей? Какие волевые черты характера ты знаешь? Как сильная воля помогает выжить в чрезвычайных ситуациях? Как достигается развитие сильной воли?
Домашнее задание. Раздел 1, глава 2. Тренировка внимания и наблюдательности с записью результатов в тетрадь.
Рекомендации. Больше практических упражнений. Возможно проведение отдельного урока-практикума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 6 классе "ВЫЖИВАНИЕ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ ПОСЛЕ АВАРИИ"
познакомить обучающихся с приёмами выживания в природных условиях после аварии...
"Основы выживания в природных условиях" открытое занятие
Тема занятия: «Выживание в природных условиях»Продолжительность занятия: 25 минут.Цель занятия: Ознакомление с правилами поведения в экстремальной ситуацииЗадачи:Обучающая: Научить практически и...
Презентация к уроку ОБЖ: "Факторы выживания в природных условиях".
Презентация к уроку ОБЖ: "Факторы выживания в природных условиях".6 класс....
Урок- проект по теме: «Остаться в живых» Способы выживания в природных условиях 6 класс ОБЖ
Организация познавательной деятельности обучающихся осуществляется посредством применения проектной технологии, направленной на решение творческих, социально-значимых проблем. Данный урок -проек...
Урок ОБЖ 6 класс по теме"Психологические основы выживания в природных условиях"
Урок разработан в соответствии с требованиями к современному образованию...
Психологические основы выживания в природных условиях.
Технологическая карта урока ОБЖ, 6кл.в соответствии с ФГОС на тему "Психологические основы выживания в природных условиях".учебник ОБЖ под редакцией В.Н. Латчука. Разработка содержит призентацию...
Сценарий. Игра–викторина: « Выживание в природных условиях»
1. В занимательной форме проверить уровень знаний учащихся по заданной теме. Согласно планируемым результатам обучения воспитанники должны:- знать типичные причины ситуации авт...