"Основы выживания в природных условиях" открытое занятие
план-конспект занятия по обж по теме

 

Тема занятия: «Выживание в природных условиях»

Продолжительность занятия: 25 минут.

Цель занятия: Ознакомление с правилами поведения в экстремальной ситуации

Задачи:

Обучающая: Научить практически использовать в экстремальной ситуации необычным образом обычные вещи.

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности друг за друга, сопереживания, взаимопомощи, взаимовыручки в сложившихся сложных жизненных ситуациях.

Развивающая: Развитие умения неординарного мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого занятия по теме:

«Необычное использование обычных вещей, или что вам может помочь в экстремальной ситуации».

Тема занятия: «Выживание в природных условиях»

Продолжительность занятия: 25 минут.

Цель занятия: Ознакомление с правилами поведения в экстремальной ситуации

Задачи:

Обучающая: Научить практически использовать в экстремальной ситуации необычным образом обычные вещи.

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности друг за друга, сопереживания, взаимопомощи, взаимовыручки в сложившихся сложных жизненных ситуациях.

Развивающая: Развитие умения неординарного мышления.

Структура занятия

1. Организационный этап

  1. Приветствие

2. Подготовительный этап

  1. Исполнение песни под гитару «Остров невезения»

3. Основной этап

  1. Обсуждение отрывка «Атласа Архангельской губернии 1797 года»;
  2. Использование «пострадавшим» необычным образом своих вещей;
  3. Использование содержимого карманов «потерпевшего» мужчины;
  4.  Использование содержимого карманов «потерпевшего» женщины;
  5. Использование пластиковых, стеклянных бутылок, костей рыб.

4. Итоговый этап

  1. «Советы бывалых»;
  2. Самооценка детей;
  3. Педагогическая оценка;
  4. Прощание.

Методы обучения используемые на учебном занятии:

  1. Словесный метод (беседа);

Форма организации учебного занятия

  Фронтально – групповая

Материально – техническое обеспечение учебного занятия:

  1. Акустическая гитара;
  2. Отрывок из «Атласа Архангельской губернии с топографическими, историческими, экономическими описаниями 1797 года»;
  3. Ботинки;
  4. Шнурки;
  5. Носки;
  6. Штаны;
  7. Солома
  8. Ремень;
  9. Куртка;
  10. Связка домашних ключей;
  11. Бумажник;
  12. Денежные купюры (бумажные, металлические);
  13. Авторучка;
  14. Косметичка с принадлежностями;
  15. Пластиковая бутылка;

Ход занятия

        Исполнение песни «Остров невезения».  Ребята, давайте с вами разберём эту песню. Как вы думаете, всё ли у них хорошо? (нет, голодные они, крокодил не ловится, не растёт кокос). Что они делают, чтобы исправить эту ситуацию? (ничего, еплачут, богу молятся). Они считали, что во всём виноваты понедельники. Как бы вы поступили на месте этих дикарей, чтобы накормить себя, свою семью? (изготовить орудия охоты, рыбалки и пойти за добычей) (дети предлагают свои варианты).

Тема нашего занятия «Необычное использование обычных вещей, или что вам может помочь в экстремальной ситуации».

        Начать занятие я бы хотел с выдержки из «Атласа Архангельской губернии с топографическими, историческими, экономическими описаниями 1797 года»: «На одной лодке промышленники приготовились  к возвращению в город Архангельск, по пути решили выйти на берег, чтобы поохотиться и запастись свежим мясом. Неожиданно на берегу началась буря и промышленники решили заночевать в избушке. Позже они узнали, что лодка их не дождалась. Итак, будучи оставлены на берегу без всякой помощи, без хлеба, вынуждены были питаться одним оленьим мясом. У них осталось только по ножу и ружью. И когда порох закончился, они изобрели следующее средство: нашли на берегу деревья, сделали из веток охотничьи луки, вместо тетивы натянули оленьи жилы. Стрелы наделали из дерева с острыми костяными наконечниками. Голод и привычка к трудам сделали их столь лёгкими, что они на бегу без лыж могли догнать и убить ножами оленей». Таким образом, четверо промышленников без снаряжения, запасов еды прожили на острове Шпицберген, покрытым ледниками 7 лет.

        Вы мне можете сказать, «Да у них ружья и ножи были…, а вот если бы у них совсем ничего не было!»

        На самом же деле не может такого быть, чтобы не было ни-че-го. Даже в самых отчаянных ситуациях пострадавший имеет при себе около 10 предметов, которые спасут ему жизни. Сомневаетесь?

Итак, давайте с вами представим, что мы летели на отдых на юг и потерпели крушение. С вами ничего страшного не случилось, вы остались живы (выходит ученик-пострадавший) и на вас надето: сапоги (ботинки), носки, штаны на ремне, рубаха.  

  1. Вначале пустим в дело обувь. Ребята, а как бы вы использовали эти вещи в экстремальной ситуации на месте пострадавшего? (дети предлагают свои варианты) Шнурки используем для изготовления силка (демонстрация), верёвки (связать 2 шнурка), лески для рыбалки, тетивы для лука (обувной шов); из голенища сапога можно изготовить кожанку для рогатки, в сапоге можно носить воду, ловить раков (каждый элемент демонстрируется).
  2. Перейдём к носкам. Ребята, а как бы вы использовали носки в экстремальной ситуации на месте пострадавшего? (дети предлагают свои варианты). Носки можно использовать для хранения хозяйственной мелочи, использовать как бросательный конец, растягивать тенты, если распустить носки – нить использовать как рыболовную леску (каждый элемент демонстрируется).
  3. Перейдём к штанам. Ребята, а как бы вы использовали штаны в экстремальной ситуации на месте пострадавшего? (дети предлагают свои варианты). Штаны можно использовать как рюкзак, сигнальный флаг, как средство для переправы через водную преграду. Из ремня можно нарезать тетиву для лука, изготовить силки, из пряжки изготовить рыболовный крючок. Если вместо ремня на пострадавшем надеты подтяжки, то использовать их как резинку для рогатки (каждый элемент демонстрируется).
  4. Перейдём к куртке. Ребята, а как бы вы использовали куртку в экстремальной ситуации на месте пострадавшего? (дети предлагают свои варианты). Куртку можно использовать как носилки, если оторвать подклад, то можно использовать как сигнальный флаг, головной убор.

Если на пострадавшем есть значок, то из него можно сделать рыболовный крючок, из стекла наручных часов можно сделать лупу.

        Давайте представим, что пострадавший мужчина. Осмотрим карманы потерпевшего. В карманах мужчины как правило всегда есть «Джентельменский набор». Давайте ознакомимся с ним: Связка домашних ключей, бумажник, спички, авторучка, сигареты, нож. Ребята, а как бы вы использовали эти предметы в экстремальной ситуации на месте пострадавшего? (дети предлагают свои варианты). На самом деле их можно использовать следующим образом:

  1. Связка домашних ключей – блесна (ключи), рыболовный крючок (кольцо);
  2. Бумажник – купюры (разжигать костёр, стельки для обуви), мелочь (блесна, нож);
  3. Спички – огонь;
  4. Авторучка – рыболовные крючки;
  5. Сигареты – самооборона;
  6. Складной нож – самооборона.

Теперь давайте представим, что пострадавший женщина. Что обычно женщина всегда носит с собой? (дети предлагают свои варианты). Как правило, у женщины всегда с собой косметичка. Давайте вместе посмотрим на её содержимое и попробуем разобраться, как же всё таки можно её использовать в экстремальной ситуации.

  1. Невидимки, брошки, серьги, ножницы – рыболовные снасти;
  2. Тушь, помада – метки.

Ну что, не так уж и мало отыскалось полезных вещей? А посему в чрезвычайной ситуации не впадайте в отчаяние, а подумайте, как же я могу использовать имеющиеся вещи. И ещё один совет, не торопитесь избавляться от не нужных, на первый взгляд, вещей. Любая бутылка, банка, проволока может понадобиться. Ребята, а как бы вы использовали пластиковую бутылку в экстремальной ситуации на месте пострадавшего? (дети предлагают свои варианты). Использовать её можно для хранения и переноса воды, спичек, в ней можно кипятить воду, можно изготовить примитивную обувь, спасательный жилет.

Приведу вам пример, который наглядно показывает, что всякая вещь для дела сгодится! Подумайте, как бы вы использовали убитого во время охоты моржа? Ну, смелее! (дети предлагают свои варианты). Съели бы кусок мяса, и то при условии, что сумели бы преодолеть собственное чувство брезгливости. Еще? Возможно, взяли бы один из клыков, чтобы землю копать или от зверья отбиваться. Вот, пожалуй, и все. А вот как использовали тушу моржа эскимосы. Печень, сердце, язык съедали в свежем виде. Ласты и губы - тоже. Они считались среди эскимосов лакомством. Жир использовали в пищу и для консервирования других продуктов, а еще для отопления и освещения построенных из снега, камня и дерева жилищ. Высушенную кровь в комках сохраняли на зиму. И еще делали большие запасы квашеного мяса в виде рулетов, зашитых шкурой наружу, мясом внутрь. Клыки служили материалом для изготовления различных хозяйственных изделий и украшений. Шкуры шли на ремни, покрытие жилищ, обтяжку лодок. Пленка желудка, горла, мочевого пузыря и других внутренних органов использовалась для изготовления оконных вставок, заменяющих стекло, бурдюкообразных сосудов для хранения жира, бубнов и пр. Из очищенных и промытых кишок шили непромокаемые плащи и фартуки для охотничьих каяков. Полная утилизация! А теперь оцените, насколько у нас, в сравнении с первобытными эскимосами, скудное мышление. Нет, не во всем мы превзошли наших предков.

Завершить это занятие я хочу не самым оригинальным советом. Сколько бы на вас ни было надето ремней, запонок, браслетов, сережек и т. п, бижутерии, сколько бы связок ключей и перочинных ножей ни гремело в ваших карманах – заранее собранного аварийного набора они не заменят! В самом деле, стоит ли путем изнурительных физических упражнений гнуть из случайного гвоздя рыболовный крючок, если можно приобрести готовый и взять его с собой, наколов за лацкан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 6 классе "ВЫЖИВАНИЕ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ ПОСЛЕ АВАРИИ"

познакомить обучающихся с приёмами выживания в природных условиях после аварии...

Разработка урока ОБЖ: Психологические основы выживания в природных условиях. 6 класс

Урок позволяет учащимся получить представление о психических познавательных процессах (внимание, ощущения, восприятие, память и мышление, речь и воображение), благодаря которым человек способен ...

Презентация к уроку ОБЖ: "Факторы выживания в природных условиях".

Презентация к уроку ОБЖ: "Факторы выживания в природных условиях".6 класс....

Интегрированный урок по физической культуре и ОБЖ в 6-м классе «Выживание в природной среде»

Интегрированный урок по физической культуре и ОБЖ в 6-м классе...

Урок- проект по теме: «Остаться в живых» Способы выживания в природных условиях 6 класс ОБЖ

Организация познавательной деятельности обучающихся осуществляется посредством  применения проектной технологии, направленной на решение творческих, социально-значимых проблем. Данный урок -проек...

Урок ОБЖ 6 класс по теме"Психологические основы выживания в природных условиях"

Урок разработан в соответствии с требованиями к современному образованию...

Психологические основы выживания в природных условиях.

Технологическая карта урока  ОБЖ, 6кл.в соответствии с ФГОС на тему "Психологические основы выживания в природных условиях".учебник ОБЖ под редакцией В.Н. Латчука. Разработка содержит призентацию...