Психологические основы выживания в природных условиях.
презентация к уроку по обж (6 класс) на тему
Технологическая карта урока ОБЖ, 6кл.в соответствии с ФГОС на тему "Психологические основы выживания в природных условиях".
учебник ОБЖ под редакцией В.Н. Латчука. Разработка содержит призентацию к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 24.7 КБ |
psihologicheskie_osnovy_vyzhivaniya_v_prirodnyh_usloviyah.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Глава 1. Экстремальные ситуации в природных условиях
Урок 3
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь , письменные принадлежности, мультимедийный проектор
Разработчик урока: Воротынцева Ирина Васильевна, учитель ОБЖ Ікат., Яблоновский филиал МБОУ СОШ №1 с. Новосысоевка
Тема урока | Психологические основы выживания в природных условиях | |||||||
Дата урока | ||||||||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | |||||||
Цель урока | Способствовать формированию у учащихся представлений о психологических основах выживания в природных условиях. | |||||||
Образовательные ресурсы |
| |||||||
План урока | 1.Что помогает человеку выжить в трудных природных условиях? 2. Внимание. 3.Ощущение и восприятие 4. Память и мышление. 5.Воображение. 6. Для чего развивать психические процессы? | |||||||
Личностно значимая проблема | Умение управлять собой - значит выжить. | |||||||
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично - поисковый, практический Формы: индивидуальная, фронтальная | |||||||
Основные понятия | Внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение | |||||||
Планируемые результаты | ||||||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | ||||||
Научатся: определять значение психических процессов для жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения, развивать психические процессы | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. | Выражают устойчивый познавательный интерес к новым общим способам решения задач | ||||||
Организационная структура урока | ||||||||
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля | |
| 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Использует приём «Картинная галерея». | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. По картинкам определяют психические процессы. | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. | ||
| 7 | беседа | Организует беседу по вопросам: - Что такое психические познавательные процессы? -Зачем человеку быть внимательным, наблюдательным? - Как вы понимаете термин «мышление»? - Зачем человеку уметь управлять собой, своими мыслями, чувствами? | Аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают своё собственное мнение. | Фронтальная работа | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. | Устные ответы | |
| 25 |
«Психологические основы выживания в природных условиях».
| 1.Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. 2. Даёт задание: найти отличия, по истечении времени останавливает работу. Наблюдает за деятельностью учащихся, определяет победителя. 3.Организует работу по изучению новых терминов (Внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). 4. Организует работу над текстом и последующую беседу по вопросам: - Что помогло Робинзону Крузо выжить ? | 1.Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. 2.Каждый учащийся в паре записывает в тетрадь найденные отличия. В паре поочерёдно зачитывают отличия, вычёркивают повторяющиеся в записях. Определяют победителя, у которого записано больше отличий. 3. Работают с текстом учебника, словарём, определяют смысл понятий. 4. Работают с текстом учебника | 1. Индивидуальная работа 2. Работа в парах. 3. Групповая работа 4. Индивидуальная работа | Личностные: оценивают жизненные ситуации. Регулятивные: определяют последовательностьпромежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество | 2.Задание в тетради | |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного. | 6 | Задание в Приложении №1 | Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль | Выполняют задания | Индивидуальная работа | Познавательные: Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируется в учебнике. | Проверка выполнения задания | |
| 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: - Важно ли человеку уметь управлять собой, своими мыслями, чувствами? - Какую пользу приносит человеку внимательность? - Необходимо ли развивать человеку психические процессы? | Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний о психических процессах для человека. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке | |
Домашнее задание | 2 | §3, зад. 6; 14 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Картинная галерея Назовите психические познавательные процессы Воображение, наблюдательность, память, внимание, ощущение, мышление, восприятие
Вопрос: Как вы думаете, что помогает нам в трудных природных условиях? Правильный ответ: Умение управлять собой
Внимание – способность, концентрировать своё сознание на тех предметах и явлениях, которые сейчас важны. Проверьте себя, внимательны ли вы? Найдите на рисунке двух женщин.
Запомните: чтобы научиться правильно ощущать, воспринимать мир вокруг себя, анализировать, хорошо усваивать и уметь рассказать то, что необходимо, решить любую жизненную проблему, придумать что-то новое, надо быть внимательным.
Ощущения – это впечатления, которые мы получаем об отдельных свойствах предметов и явлений при помощи наших органов чувств: глаз, ушей, пальцев, кожи, языка. Восприятие - целостное впечатление о том или ином предмете, человеке, ситуации, явлении. Задание : Найди в тексте учебника на стр.20 результаты психологических опытов, прочти и проанализируй.
Запомните: чем больше человек будет знать, тем увереннее будет чувствовать себя в любой, даже чрезвычайной ситуации
Память - способность запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать следы впечатлений. Упражнение «Фотограф» 1 учащийся отворачивается от ребят, которые участвуют в испытании. 5-6 человек принимают какие- нибудь позы. По команде учителя «Стоп» ф иксируют своё положение, и каждый участник запоминает его. Тренируемый, стоящий до этого спиной, поворачивается к ним лицом и в течение 10 сек. запоминает позы ребят. Затем отворачивается, а ребята в течении 10 сек. выстраиваются в шеренгу у него за спиной. Тренируемый поворачивается и в течении 10 сек. расставляет группу в «сфотографированном положении». Остальные ученики выступают в роли судей.
Продолжи предложение: Непроизвольная память ---- Произвольная память -------- Совет : если затрудняетесь, обратитесь за помощью к учебнику на стр. 22
Запомни: выживание в экстремальной ситуации в условиях автономного существования в природе сильно зависит от уровня развития мышления.
Назовите психический процесс Ответ: Воображение переходящее в страх
Запомните: чрезмерное увлечение воображением картин возможного несчастья равносильно тому, что мы сами планируем себе такие ситуации и это может превратиться в действительность. Ведь при этом снижаются острота ощущений и восприятия, внимательность и наблюдательность, хуже становится память и способность думать. Это приводит к развитию чувства страха и как следствие стресса, сильного напряжения, снижающего возможность удачно действовать для своего спасения.
Подумайте: какое самое важное условие для выживания человека? Ответ: Желание выжить! Установка на выживание включает три элемента: Осознание ( Я отдаю себе отчёт в том, что я один в незнакомом месте…) Оценка («Я не растеряюсь, не испугаюсь, со мной всё будет хорошо!») Поведение («Я вспомню всё, чему меня учили. Я ничего не боюсь, буду внимательным, наблюдательным… У меня всё получится!»)
«Рефлексивный экран» сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… у меня получилось … теперь я могу… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Выскажи одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске
Спасибо за внимание!
Используемая литература: Баленко С.В. Школа выживания –М.: Школа выживания, 1992 Волович В.Г. Академия выживания. – М.: Толк, 1995 Матвеев В.С. Загадки и резервы психики. – Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990 Маслов А.Г, В.В. Марков, В.Н. Латчук , М.И. Кузнецов Основы безопасности жизнедеятельности, учебник 6 кл.-М.: Дрофа, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 6 классе "ВЫЖИВАНИЕ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ ПОСЛЕ АВАРИИ"
познакомить обучающихся с приёмами выживания в природных условиях после аварии...
"Основы выживания в природных условиях" открытое занятие
Тема занятия: «Выживание в природных условиях»Продолжительность занятия: 25 минут.Цель занятия: Ознакомление с правилами поведения в экстремальной ситуацииЗадачи:Обучающая: Научить практически и...
Разработка урока ОБЖ: Психологические основы выживания в природных условиях. 6 класс
Урок позволяет учащимся получить представление о психических познавательных процессах (внимание, ощущения, восприятие, память и мышление, речь и воображение), благодаря которым человек способен ...
Презентация к уроку ОБЖ: "Факторы выживания в природных условиях".
Презентация к уроку ОБЖ: "Факторы выживания в природных условиях".6 класс....
Урок- проект по теме: «Остаться в живых» Способы выживания в природных условиях 6 класс ОБЖ
Организация познавательной деятельности обучающихся осуществляется посредством применения проектной технологии, направленной на решение творческих, социально-значимых проблем. Данный урок -проек...
Урок ОБЖ 6 класс по теме"Психологические основы выживания в природных условиях"
Урок разработан в соответствии с требованиями к современному образованию...
Сценарий. Игра–викторина: « Выживание в природных условиях»
1. В занимательной форме проверить уровень знаний учащихся по заданной теме. Согласно планируемым результатам обучения воспитанники должны:- знать типичные причины ситуации авт...