Педагогический проект «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам»
проект по обж на тему

С этим проектом принимала участие в конкурсе педагогических проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_2016.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» —

 гласит восточная мудрость.

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Требования  государственного  заказа на подготовку развитой. творчески мыслящей и здоровой личности сегодня высоки. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».

      Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.

      Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье—это радостное отношение к трудностям.

      Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.

Что же такое здоровый образ жизни?

ЗОЖ это комплекс оздоровительных мероприятий. обеспечивающий гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности человека и продления долголетия.

     Основными элементами здорового образа жизни являются: двигательная активность, личная гигиена, рациональное питание, закаливание, отказ от вредных привычек.

      От чего же зависит здоровье ребенка?

      На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

       Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный, Брехман И.И., Л.Г. Татарникова и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. По данным Минздрава РФ из 6 миллионов подростков, прошедших профилактический осмотр, у 94,5% зарегистрированы различные заболевания, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми.  В результате анализа медицинских карт шестиклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало детей признаны практически здоровыми. Уровень здоровья этих детей низкий, они чаще чем их сверстники имеют хронические заболевания их уровень физического развития низкий. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.

       Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

     У  детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

Если мы педагоги школы, психологи, социальный педагог, медицинские работники и родители объединим усилия и научим детей ценить, беречь и укреплять здоровье, то в будущем получим  развитую. творчески мыслящую и здоровую личность.

         Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.

         Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей  школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

      Поэтому  укрепление здоровья школьников, формирование у них представлений о здоровье как одной из главных жизненных, экологических ценностей , гражданственности и формирования здорового образа жизни является наиболее актуальным в современном образовательном процессе.

      На наш взгляд в современной школе прослеживается противоречие  между требованиями социального заказа на подготовку модели выпускника с хорошо развитым физическим и нравственным здоровьем, есть недостаточность внимания к формированию ЗОЖ в школе.

    В результате  существующей  тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, возрастает необходимость в   изучении и оценки эффективности форм работы учителя по формированию ЗОЖ и  требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие школьников.

 Цель проекта.

1.Формирование у обучающихся шестого класса потребности в  здоровом образе жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровсбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.

Задачи проекта:

1.Повышение грамотности учащихся, родителей и учителей в вопросах сохранения здоровья.

2.Изучение психолого-педагогической литературы по вопросам изучения ЗОЖ у учащихся.

3.Внедрение эффективных технологий. обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.

4.Развитие системы профессиональной работы, направленнрй на формирование у учащихся знаний о факторах риска для их здоровья.

5.Воспитывать стремление у учащихся к ЗОЖ.

Участниками проекта являются учащиеся шестого класса.

Количество учащихся 20 человек, из них 12 девочек и 8 мальчиков.

А так же в проекте участвуют педагоги школы, психолог, социальный педагог, медицинские работники и родители.

Психолог необходим для проведения анкетирования, тренингов и диагностик. Социальный педагог для выявления учащихся из группы риска, медицинские работники для чтения лекций и проведения бесед, для организации  и проведения медицинских осмотров, контролем за питанием учащихся.

Описание проекта.

Проект реализуется на протяжении одного года и предусматривает несколько этапов

Организационный этап (август- сентябрь).

Задачи:

1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:

- исследование состояния здоровья детей;

- диагностика физической подготовленности школьников

2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья школьников:

анкетирование родителей

3. Изучение научно-методической литературы по проблеме:

- новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;

- анализ существующих   инновационных форм работы методической службы;

- подбор новых более эффективных форм работы с родителями.

В начале учебного года были проведены диагностика и анкетирование, с целью получения информации о формировании навыков PJ:  о вредных привычках, о выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование здорового образа жизни учащихся. Результаты дают возможность скоординировать работу педколлектива по пропоганде PJ: .

Анкетирование проводилось с согласия учащихся , в анкетировании приняли участие 20 человек, учащихся шестого класса.

Уровень знаний о здоровом образе жизни.

Количество уч-ся

Процент

высокий

5

25

средний

11

55

низкий

4

20

Высокий уровень:  высокая личностная значимость здоровья, понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья. адекватная оценка учащимся своего образа жизни

Средний уровень: недостаточная личностная значимость здоровья, понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья. адекватная оценка учащимся своего образа жизни

Низкий уровень: низкая личностная значимость здоровья, понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья. адекватная оценка учащимся своего образа жизни

Мы пришли к выводу, что у  учащихся шестого класса недостаточно сформированы знания   здорового образа жизни (ЗОЖ).

Продуктивный этап:

Задачи:

- разработка плана проведения мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ,

- выполнение плана проекта участниками в части своей ответственности,

Анализируя результаты анкеты ( приложение 1)   педагоги и учащиеся  предложили разные методы и формы решения возникшей проблемы:  проведение акциий, конкурсов, викторин,тренинговых упражнений, разработка правил здоровсберегающего поведения, дни здоровья, спортивные мероприятия, беседы , классные часы, уроки здоровья, туристические походы.

Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья является  отказ от вредных привычек и формирование у учащихся  знаний о PJ: Знания PJ: формируются в ходе уроков ОБЖ, ОЗОЖ, уроков физкультуры и внеклассных мероприятиях.

Аналитический этап:

- Повторная диагностика;

- Обобщение опыта педагогов;

- Отчёт о проделанной работе;

- Выпуск методических рекомендаций.

По итогам реализации данного проекта была проведена повторная диагностика среди учащихся шестого класса и родителей.

Уровень знаний о здоровом образе жизни.

Количество уч-ся

Процент

высокий

12

60

средний

6

30

низкий

2

10

Высокий уровень:  высокая личностная значимость здоровья, понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья. адекватная оценка учащимся своего образа жизни

Средний уровень: недостаточная личностная значимость здоровья, понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья. адекватная оценка учащимся своего образа жизни

Низкий уровень: низкая личностная значимость здоровья, понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья. адекватная оценка учащимся своего образа жизни.

Проведение данного проекта помогло учащимся пересмотреть свое отношение к своему здоровью, физической культуре и вредным привычкам. Использование в проекте инновационных технологий , обеспечивает  снижение заболеваемости среди учащихся и повышение уровня здорового образа жизни. Овладение  знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности  за своё здоровье.

Ожидаемый результат.

Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей. Овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности ими за своё здоровье.

Содержание работы

1-ый этап – накопление знаний        

Консультация для педагогов «Подвижные игры и упражнения с детьми на природе»        

Сентябрь        

Знакомить педагогов с различными играми на природе.

Социологическое исследование семей воспитанников ДОУ        

Октябрь        

Выявление неблагополучных семей.

Консультация для педагогов «Профилактика ОРВИ у детей дошкольного возраста»        

Ноябрь        

Продолжать знакомить педагогов со способами профилактики простудных заболеваний

Анкетирование родителей «Физкультура и семейное воспитание»        

Ноябрь        

Выяснить, какую роль играет физическое развитие в семейном воспитании.

Консультация для педагогов «Как сохранить здоровье дошкольников»        

Декабрь        

Знакомить педагогов с новыми технологиями и методиками, помогающими сохранить здоровье детей.

Анкетирование родителей «О здоровье детей»        

Декабрь        

Выяснить, какими знаниями обладают родители о ЗОЖ.

Памятка для родителей «Хотите иметь здорового ребёнка?»        

Декабрь        

Познакомить родителей с некоторыми здоровьесберегающими технологиями

2-ой этап - практический        

Физкультурно-оздоровительные досуги «Краски осени», «На зарядку становись»        

Сентябрь        

Повышать двигательную активность, формировать двигательные умения и навыки.

День здоровья «Спорт и мы»        

Октябрь        

Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье; профилактика заболеваний.

Досуг «Туристы»        

Ноябрь        

Формировать положительное отношение к физкультуре и спорту.

Консультация для родителей подготовительной группы «Компьютерная зависимость»        

Ноябрь        

Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей

«День здоровой семьи» для родителей и детей старшей и подготовительной групп.

(«Весёлые старты»)        

Декабрь        

Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.

Физкультурно-оздоровительный досуг для детей младшей и средней групп «Новогодние приключения Колобка»        

Декабрь        

Прививать любовь к физическим упражнениям.

Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к ЗОЖ средствами физкультуры и спорта»        

Январь        

Формировать понимание значения и необходимости спорта и физкультуры.

Опыт работы «Формирование привычек к ЗОЖ у младших дошкольников»        

Январь        

Поделиться своим опытом работы с педагогами.

Опыт работы «Профилактика простудных заболеваний как одно из средств формирования ЗОЖ дошкольников»        

Январь        

Поделиться своим опытом работы с педагогами..

Консультация для педагогов «Организация правильного питания дошкольников как основа ЗОЖ»        

Январь        

Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания.

Фотостенд для родителей «Культура здоровья»        

Январь        

Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.

Открытые занятия «Огородные приключения Витаминчика», «Как победить грипп?»        

Январь        

Учить самостоятельно следить за своим здоровьем; знать несложные приёмы самооздоровления; прививать любовь к физическим упражнениям.

Музыкальное развлечение «Будьте здоровы!»        

Январь        

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью своих близких.

Ширма для родителей «Здоровый быт – здоровый ребёнок»        

Январь        

Повышение уровня культуры в вопросах ЗОЖ.

Консультация в родительские уголки «Надо ли говорить с детьми о ПАВ»        

Январь        

Повышение уровня культуры в вопросах ЗОЖ.

Консультация для родителей «Оздоровление детей в детском саду»        

Январь        

Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.

Детская конференция «Для чего нужно вести здоровый образ жизни» (из опыта детей подготовительной группы и первоклассников)        

Январь        

Формировать положительное отношение к занятию спортом, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доставлятьрадость от участия в конференции.

Вечер подвижных игр с детьми младшей и средней групп        

Январь        

Праздник «Зимняя Олимпиада» с детьми старшей и подготовительной групп.

Январь        

Музыкально-спортивное развлечение, посвящённое Дню Защитника Отечества        

Февраль        

Физкультурный досуг «Масленица»        

Март        

Формировать положительное отношение к занятию спортом, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доставлять радость от участия в конференции

Досуг «Чемпионы среди нас» (ко дню Космонавтики)        

Апрель        

Консультация для педагогов «Как оздоровить детей летом»        

Май        

Знакомить педагогов с летне-оздоровительной работой.

3-ий этап – презентация проекта        

Познавательный праздник для детей и родителей «Если хочешь быть здоров!»        

Май        

Закрепить имеющиеся представления о здоровом образе жизни, воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, вызвать положительный эмоциональный настрой.

Создание медиа-коллекции электронной презентации по темам: «Спорт», «ОБЖ», «ЗОЖ» для дальнейшего использования в образовательном процессе.        

Май        

Закрепить полученные в процессе реализации проекта знания, развивать творческое воображение, композиционные и технические умения.

8. Прогнозируемые результаты.

Дети должны знать        

Уметь

Здоровье и здоровый образ жизни

- Сущность понятия “здоровье”.

- Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле.

- О роли правильного питания .

- Значение гигиенических процедур для здоровья.        

- Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма.

- Соблюдать правила питания

- Выполнять гигиенические процедуры

Спорт – это жизнь

- О роли двигательной активности в повышении работоспособности.

- Правила закаливания организма.

- О влиянии физкультуры и спорта на секреты долголетия.        

- Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях.

- Выполнять доступные виды закаливания.

Твой выбор

- Полезные и вредные привычки.

- Привычки укрепления здоровья.

- О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье.

- Критически относиться к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ.

Саморазвитие

- Знать самого себя и свои возможности.

- Способы взаимодействия с людьми.

- Качества, достойные человека.

- Черты характера людей.

- Причины неуверенности в себе.

- Виды давления.

- Причины неуверенности в себе.        

- Оценивать самого себя.

- Отстаивать свою точку зрения.

- Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном.

- Говорить “нет” в опасных ситуациях.

- Искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях.

- Находить друзей по интересам.

9. Дальнейшее развитие проекта.

Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Здоровая школа»

Включение охраны здоровья детей в число приоритетов деятельности образовательного учреждения, создание условий для гармоничного физического развития ребенка, охраны и укрепления его здоров...

Классный час «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам"

Классный час посвящен здоровому образу жизни. Сценарий мероприятия учитывает  возрастных особенностей семиклассников, в нем есть и игровые моменты, и достаточно серьезная информация. Формирует у ...

Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам.

Классный час в 7 классе по курсу  "Здоровый образ жизни"....

Педагогический проект "Здоровье - это когда всем здорово!"

Педагогический проект "Здоровье - это когда всем здорово!"...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Каждый день полезный, каждый день чудесный"

Проект разработан с использованием игровых элементов, для формирования социального опыта, что способствовало бы не только усвоению и присвоению этого опыта, но и развивало личность  ребенка на вс...

Педагогический проект "Здоровый ученик"

Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Высокая практическая значимость, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы о...