Урок здоровья "Здоровье-это вершина, на которую человек должен подняться сам"
план-конспект урока (7 класс)
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровье - это вершина, на которую человек должен подняться сам
(Урок здоровья)
Тема урока: «Здоровье - это вершина, на которую человек должен подняться сам» - И.Брехман, основатель валеологии
Цель: Актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения.
Задачи: 1. Обобщить и закрепить знания учащихся о здоровье и ЗОЖ.
2.Формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предложенной информации.
3.Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Оборудование : Презентации, картины
Ход урока
(Класс распределён на 3 группы)
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте! …Здравствуйте!...Говоря так часто эти слова, мы не задумываемся над тем, что желаем друг другу «здравствовать». Вот и я говорю всем еще раз «здравствуйте», и желаю всем здоровья!
В теме нашего урока стоит высказывание основателя валеологии И. Брехмана «Здоровье - это вершина, на которую человек должен подняться сам»
Учитель: Ребята, вас заинтересовала тема урока? Почему? Что вы бы хотели узнать? Как вы понимаете тему урока?
Уч-ки дают ответы, спрашивают, что такое валеология.
Учитель: Валеология – это наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Сегодня мы поговорим с вами о здоровье и здоровом образе жизни.
Что такое здоровье? (на слайде) Здоровье – это состояние, позволяющее человеку вести естественную в своей свободе жизнь, выполнять свойственные человеку функции.
Если придерживаться здорового образа жизни, можно сохранить здоровье на долгие годы. Ведь жизнь и здоровье – самые главные ценности на свете. Неслучайно великий немецкий поэт Г.Гейне сказал: «Все здоровые люди любят жизнь»
Звучит песня « Я люблю тебя, жизнь» (небольшой отрывок)
Учитель: А вы любите жизнь? Что за вопрос, скажете вы? Жизнь-это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. Но согласитесь, без хорошего здоровья и жизнь не в радость. Вот почему нам так важно вести ЗОЖ – ведь это умение является признаком высокой культуры человека, его образованности, воли, настойчивости. Но это умение человек с детства учится вырабатывать сам.
Учитель: Ребята! Обратите внимание на наш Уголок Мудрости! По ходу урока мы будем пополнять его мудрыми мыслями. Какую мудрость мы можем поместить туда уже сейчас?
Ученик: Я думаю, фраза « Все здоровые люди любят жизнь» должна быть там непременно.
Учитель: Первым этапом нашего урока будет разминка, но не физическая, а умственная.
В народе говорят: «Здоровому – всё здорово!» Продолжите перечень пословиц и поговорок о здоровье и ЗОЖ.
Учащиеся называют пословицы ( В здоровом теле - здоровый дух. Здоровье дороже богатства. Кто рано встаёт – тому бог подаёт и др.)
Вывод по первому этапу: Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Какую из пословиц мы поместим в наш Уголок Мудрости?
Учащиеся предлагают: «Здоровому – всё здорово!» (дают аргументированный ответ)
Второй этап:
Учитель: Хочется, чтобы вы, юное поколение – наше будущее, научились ценить своё здоровье, укрепляли его. В этом вам поможет ЗОЖ. Давайте вспомним составляющие ЗОЖ.
Ученики называют составляющие:
Открывается таблица составляющих ЗОЖ (слайд)
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о некоторых компонентах ЗОЖ. Итак, мы с вами определили для себя правила, соблюдение которых поможет сохранить и укрепить наше здоровье. Предлагаю вам применить некоторые правила прямо сейчас. Начнём с положительных эмоций. Радость, добро, удовлетворенность, оптимизм – они так необходимы людям. А как вы думаете, улыбка – это выражение положительных эмоций?
Я согласна с вами, конечно – же, да ! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Не бойтесь, что вас неправильно поймут. Улыбайтесь!
- Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку? – ответы учащихся
- Что вы почувствовали, когда улыбались вам? – ответы учащихся
Учитель: Запомните и сохраните эти чувства.
Слайд: Диалог об улыбке
Учитель: Попробуйте прокомментировать любую мысль из диалога.
Учащиеся: Один из группы комментирует.
Слайд: Русский писатель Владимир Алексеевич Солоухин удивлялся: « Посмотрите! Почти все у человека предназначено для себя: глаза – смотреть, рот – поглощать пищу, всё нужно себе, кроме улыбки! Улыбка предназначена другим людям, чтобы им было хорошо, радостно, легко». Улыбайтесь чаще. Недаром Кодекс психологов всего мира звучит так: « Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам!». Предлагаю поместить эту заповедь в наш Уголок Мудрости.
Учитель: Попрошу вас, дорогие мои, ещё раз посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите: «Я очень хочу, чтобы ты был здоров!» Молодцы!
Третий этап:
Учитель: К составляющим ЗОЖ относятся также личная гигиена, закаливание, соблюдение режима дня.
Часто мы слышим такое выражение, что каждый взрослый человек «родом из детства». Это выражение применимо к теме нашего урока. Всю свою жизнь человек реализует тот потенциал здоровья, интеллекта, физической и творческой дееспособности, который был заложен и сформулирован в детском возрасте. Именно в детстве человек приобретает полезные привычки.
Скажите, о каких полезных привычках идет речь?
Учащиеся называют: два раза в день чистить зубы, умываться, делать утреннюю гимнастику, соблюдать режим дня…
Учитель: Но все ли ребята вырабатывают эти привычки? Накануне урока был проведен тест: «Ваш образ жизни» (На экране результаты). Проанализируйте данную таблицу и сделайте вывод.
Учитель: Я согласна с вами, многим из класса есть к чему стремиться. Помните, если вы не измените свой образ жизни, чтобы быть здоровыми, никто за вас это не сделает. Главное, было бы желание. Ведь «Если есть желание, то найдется и средство», эту мысль мы поместим в Уголок Мудрости.
Четвертый этап:
К компонентам ЗОЖ мы отнесли двигательную активность. Она улучшает работу всех жизненно важных органов. Один мудрец сказал: « Без движения не может быть здоровья». Настало время отдохнуть, подвигаться.
Осанка, улыбка, настроение. ( Под музыку учащиеся выполняют комплексы гимнастик по Норбекову: ( на выбор) БАТ, гимнастика на дыхание, гимнастика для глаз, гимнастика для суставов)).
Учитель: Настроение - отличное! Мудрое изречение « Без движения не может быть здоровья» мы поместим в наш Уголок Мудрости .
Продолжаем наш урок Здоровья. Поговорим о питании.
Пятый этап:
Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, рациональным питанием. Ведь питание – это основа жизни. Но мы едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть. Сегодня на уроке мы обсудим и проанализируем стили питания: вегетарианский, традиционный и американский.
У нас 3 группы. Каждой группе необходимо сказать, что известно о данном стиле (это было домашнее задание), охарактеризовать стиль и выбрать из перечня те продукты, которые соответствуют стилю. (Перечень на слайде). В каждой группе есть независимый эксперт, который даст оценку стилю.
Выступления групп.
Учитель предлагает экспертам выделить преимущества и недостатки стиля, дать рекомендации относительно данного стиля. Учащиеся других групп задают вопросы по стилю. Эксперты раздают памятки.
Учитель: Ребята! Вы познакомились с разными стилями питания. Какой из них вы считаете самым правильным и почему? Приведите аргументы.
На одном листе бумаги каждая группа записывает рекомендации по здоровому питанию
На экране – пирамида правильного питания. Один из учащихся объясняет таблицу.
Слайд. Витамины. Большую роль в полноценном питании играют витамины. “Vita” - от латинского слова «жизнь». Назовите известные вам витамины и продукты, в которых они содержаться.
Учитель: Чтобы быть здоровым – важно правильно питаться. В рационе должны быть овощи, фрукты – источники витаминов, мясо как источник белка, необходимо также соблюдать режим питания и не переедать, поскольку «Умеренность – мать здоровья!». Эту цитату мы отправим в наш Уголок Мудрости.
Шестой этап:
Учитель: Итак, мы увидели, что положительные эмоции, двигательная активность, правильное питание, личная гигиена, закаливание, соблюдение режима дня помогают человеку сохранять и укреплять здоровье.
Однако есть факторы, которые вредят нашему здоровью. Назовите их. (Учащиеся называют несоблюдение режима дня, неправильное питание, курение, переедание, наркотики, алкоголь и т.д).
Учитель: К составляющим ЗОЖ относится отказ от вредных привычек. На предыдущем уроке здоровья мы говорили с вами о вреде курения. Посмотрите на картину ( на картине изображена девушка, половина лица принадлежит красивой улыбающейся девушке, вторая половина - той же девушке, но с некрасивым лицом (морщины, бледный цвет лица, желтые зубы, в зубах - сигарета). Подпись к картине: «Сигарета- враг здоровья №1».
Учитель: Проанализируйте изображение. ( Учащиеся высказывают своё мнение)
Учитель: Каждая группа получает задание, необходимо обсудить ситуацию и найти решение.
1 группа: (С позиции родителя) Ситуация: Родитель боится, что его ребенок станет курить. Что делать, чтобы это предотвратить.
2 группа: ( С позиции ученика). Ситуация: Подростку предложили попробовать курить, а он находится в сомнении – стоит ли это делать. Ваша реакция.
3 группа: ( позиции учителя) В чем опасность курения для ученика. Аргументируйте своё мнение.
Учащиеся высказывают своё мнение по предложенным ситуациям
Учитель: Какую альтернативу вредным привычкам вы готовы предложить?
Учащиеся Главная альтернатива – это занятие спортом:
Васильев Р.: называет занятие боксом главным увлечением (демонстрирует приемы, показывает медали).
Девочки - члены сборной по баскетболу – рассказывают о тренировках, соревнованиях, показывают призы, грамоты, кубки.
Смирнов А занимается футболом.
Хандешина Л, Перелыгин А, Герасимов Р рассказывают о танцевальных успехах. Смирнова К, Слепнев Н, Перелыгин Д – о победах в легкой атлетике.
Учитель: Ещё раз вернемся к теме нашего урока «Здоровье - это вершина, на которую человек должен подняться сам». (открывается картина: гора - наверху надпись – здоровье, ниже - ЗОЖ, от подножья горы идут вверх лучи –« Я хочу», «Я могу», «Я должен»; внизу , по горизонтали слово- возможности, чуть ниже – пустые вертикальные столбцы).
Учитель: Ребята! Каждый из вас должен прожить интересную жизнь, в которой не будет места тоске, разочарованию, болезни, скуке. Надо не только хотеть быть здоровым, но и активно работать в этом направлении, помня, что легких путей к достижению высокого уровня здоровья нет. Многие из вас уже сейчас начали свой путь к вершине этой горы. Предлагаю вам по очереди подойти и вписать возможности, которыми человек может и должен воспользоваться, чтобы подняться на вершину.
(Учащиеся подходят, заполняют пустые вертикальные столбцы).
Итог:
Учитель: Не останавливайтесь, продолжайте заниматься спортом, любимым делом. Знания, которые вы получаете на уроках здоровья, помогут вам заботиться о своём здоровье, сохранять и укреплять его. Давайте еще раз повторим мудрые мысли из Уголка Мудрости. Следуйте этим заповедям, и вы будете всегда здоровы и счастливы.
Учитель: Я попрошу оценить полезность уроков здоровья и данного обобщающего урока.
1группа: Шкала от 1до5 (оценивает цифрами)
2 группа: Цветооценка (цветные ленточки)
3 группа: Смайлик.
Как мы видим, знания, полученные на уроках здоровья, очень полезны. Улыбайтесь! Соблюдайте режим дня! Думайте о том, что вы едите и как часто! Занимайтесь спортом! Будьте здоровы. Спасибо всем за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам"
Классный час посвящен здоровому образу жизни. Сценарий мероприятия учитывает возрастных особенностей семиклассников, в нем есть и игровые моменты, и достаточно серьезная информация. Формирует у ...
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам.
Классный час в 7 классе по курсу "Здоровый образ жизни"....
«Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам»
Классный час посвящен здоровому образу жизни. По материалам социологических исследований, многие молодые люди ставят здоровье на 7-8 место в иерархии ценностей, отдавая предпочтение карьере, богатст...
Пять причин, по которым каждый человек должен иметь хобби
Причины по которым каждый человек должен иметь хобби....
"Вершина, выше которой никому не подняться": жизнь и творчество И.А. Бунина
Слово И.А. Бунина образно и пластично. Сила его таланта заключается в том, что он смог передать и мимолетную грусть " и печаль минувших дней", и таинственное очарование природы, ее зап...
Классный час "Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам!"
Тема «Здоровье – это вершина, на которуючеловек должен подняться сам». Цель: - организовать деятельность обучающихся по усвоению правил ценности здоровья, здорового...
Классный час на тему: «Здоровье – вершина, на которую человек должен подняться сам».
Классный час посвящен здоровому образу жизни. По материалам социологических исследований, многие молодые люди ставят здоровье на 7-8 место в иерархии ценностей, отдавая предпочтение Богатству, ка...