Урок здоровья "Здоровье-это вершина, на которую человек должен подняться сам"
план-конспект урока (7 класс)

Казакова Ирина Ивановна

Предварительный просмотр:

Здоровье  - это вершина, на которую человек должен подняться сам

(Урок здоровья)

Тема урока: «Здоровье  -  это вершина, на которую человек должен подняться сам» - И.Брехман, основатель валеологии

Цель: Актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения.

Задачи: 1. Обобщить и закрепить знания учащихся о здоровье и ЗОЖ.

                2.Формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предложенной  информации.

                 3.Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Оборудование : Презентации, картины

Ход урока

(Класс распределён на 3 группы)

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте! …Здравствуйте!...Говоря так часто эти слова, мы не задумываемся над тем, что желаем друг другу  «здравствовать». Вот и я говорю всем еще раз «здравствуйте», и желаю всем здоровья!

В теме нашего урока стоит высказывание основателя валеологии И. Брехмана «Здоровье  -  это вершина, на которую человек должен подняться сам»

Учитель: Ребята, вас заинтересовала тема урока? Почему? Что вы бы хотели узнать? Как вы понимаете тему урока?

Уч-ки дают ответы, спрашивают, что такое валеология.

Учитель: Валеология – это наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Сегодня мы поговорим с вами о здоровье и здоровом образе жизни.

Что такое здоровье?  (на слайде) Здоровье – это состояние, позволяющее человеку  вести естественную в своей свободе жизнь, выполнять свойственные человеку функции.

Если придерживаться здорового образа жизни, можно сохранить здоровье на долгие годы. Ведь жизнь и здоровье – самые главные ценности на свете. Неслучайно великий немецкий поэт Г.Гейне сказал: «Все здоровые люди любят жизнь»

Звучит песня « Я люблю тебя, жизнь» (небольшой отрывок)

Учитель: А вы любите жизнь?  Что за вопрос, скажете вы? Жизнь-это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. Но согласитесь, без хорошего здоровья и жизнь не в радость. Вот почему нам так важно вести ЗОЖ – ведь это умение является признаком высокой культуры человека, его образованности, воли, настойчивости. Но это умение человек с детства учится вырабатывать сам.

Учитель: Ребята! Обратите внимание на наш Уголок Мудрости! По ходу урока мы будем пополнять его мудрыми мыслями. Какую мудрость мы можем поместить туда уже сейчас?

Ученик: Я думаю,  фраза « Все здоровые люди любят жизнь» должна быть там непременно.

Учитель: Первым этапом нашего урока будет разминка, но не физическая, а умственная.

В народе говорят: «Здоровому – всё здорово!» Продолжите перечень пословиц и поговорок о здоровье и ЗОЖ.

Учащиеся называют пословицы ( В здоровом теле - здоровый дух. Здоровье дороже богатства.  Кто рано встаёт – тому бог подаёт и  др.)

 Вывод по первому этапу: Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Какую из пословиц мы поместим в наш Уголок Мудрости?

Учащиеся предлагают: «Здоровому – всё здорово!» (дают аргументированный ответ)

Второй этап:

Учитель: Хочется, чтобы вы, юное поколение – наше будущее, научились ценить своё здоровье, укрепляли его. В этом вам поможет ЗОЖ. Давайте вспомним составляющие ЗОЖ.

Ученики называют составляющие:

Открывается таблица составляющих  ЗОЖ (слайд)

 Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о некоторых компонентах ЗОЖ. Итак, мы с вами определили для себя правила, соблюдение которых поможет сохранить и укрепить наше здоровье. Предлагаю вам применить некоторые правила прямо сейчас. Начнём с положительных эмоций. Радость, добро, удовлетворенность, оптимизм – они так необходимы людям. А как вы думаете, улыбка – это выражение положительных эмоций?

Я согласна с вами, конечно – же, да ! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Не бойтесь, что вас неправильно поймут. Улыбайтесь!

- Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку? – ответы учащихся

- Что  вы почувствовали, когда улыбались вам? – ответы учащихся

Учитель: Запомните и сохраните эти чувства.

Слайд:  Диалог об улыбке

Учитель: Попробуйте прокомментировать любую мысль из диалога.

Учащиеся: Один из группы комментирует.

Слайд: Русский писатель Владимир Алексеевич  Солоухин удивлялся: « Посмотрите! Почти все у человека предназначено для себя: глаза – смотреть, рот – поглощать пищу, всё нужно себе, кроме улыбки! Улыбка предназначена другим людям, чтобы им было хорошо, радостно, легко».  Улыбайтесь чаще. Недаром Кодекс  психологов всего мира звучит так: « Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам!». Предлагаю поместить эту заповедь в наш Уголок Мудрости.

Учитель: Попрошу вас, дорогие мои, ещё раз посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите: «Я очень хочу, чтобы ты был здоров!» Молодцы!

Третий этап:

Учитель: К составляющим ЗОЖ относятся также личная гигиена, закаливание, соблюдение режима дня.

Часто мы слышим такое выражение, что каждый взрослый человек «родом из детства». Это выражение применимо к теме нашего урока. Всю свою жизнь человек реализует тот потенциал здоровья, интеллекта, физической и творческой дееспособности, который был заложен и сформулирован в детском возрасте. Именно в детстве человек приобретает полезные привычки.

Скажите, о  каких  полезных привычках идет речь?

Учащиеся называют:  два раза в день чистить зубы, умываться, делать утреннюю гимнастику, соблюдать режим дня…

Учитель: Но все ли ребята вырабатывают эти привычки? Накануне урока был проведен тест: «Ваш образ жизни» (На экране результаты). Проанализируйте  данную таблицу и сделайте вывод.

Учитель: Я согласна с вами, многим из класса есть к чему стремиться. Помните, если вы не  измените свой образ жизни, чтобы быть здоровыми, никто за вас это не сделает. Главное, было бы желание. Ведь «Если есть желание, то найдется и средство», эту мысль мы поместим в Уголок Мудрости.

Четвертый этап:

К компонентам ЗОЖ мы отнесли  двигательную активность. Она улучшает работу всех жизненно важных органов. Один мудрец сказал: « Без движения не может быть здоровья». Настало время отдохнуть, подвигаться.

Осанка, улыбка, настроение. ( Под музыку учащиеся выполняют комплексы гимнастик по Норбекову: ( на выбор) БАТ,  гимнастика на дыхание, гимнастика для глаз,  гимнастика для суставов)).

Учитель: Настроение -  отличное! Мудрое изречение « Без движения не может быть здоровья» мы поместим в наш Уголок Мудрости .  

Продолжаем наш урок Здоровья. Поговорим о питании.

Пятый этап:  

Здоровье человека  во многом определяется количеством и качеством пищи, рациональным питанием. Ведь  питание – это основа жизни. Но мы едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть. Сегодня на уроке мы обсудим и проанализируем стили питания: вегетарианский, традиционный и американский.

 У нас 3 группы. Каждой группе необходимо сказать, что известно о данном стиле (это было домашнее задание), охарактеризовать  стиль и выбрать из перечня те  продукты, которые соответствуют стилю. (Перечень на слайде). В каждой группе есть независимый эксперт, который даст оценку стилю.

 Выступления групп.

Учитель  предлагает  экспертам  выделить преимущества и недостатки  стиля,   дать рекомендации относительно данного стиля.    Учащиеся   других групп  задают вопросы по стилю. Эксперты раздают памятки.

Учитель: Ребята! Вы познакомились с разными стилями питания. Какой из них вы считаете самым правильным и почему? Приведите аргументы.

На  одном листе бумаги каждая группа записывает рекомендации по здоровому питанию

На экране – пирамида правильного питания. Один из учащихся объясняет таблицу.

Слайд. Витамины.  Большую роль в полноценном питании играют витамины.  “Vita” -  от латинского слова «жизнь». Назовите известные вам витамины и продукты, в которых они содержаться.

Учитель: Чтобы быть здоровым – важно правильно питаться. В рационе должны быть овощи, фрукты – источники витаминов, мясо как источник белка, необходимо также соблюдать режим питания и не переедать, поскольку «Умеренность – мать здоровья!». Эту цитату мы отправим в наш Уголок Мудрости.

Шестой этап:

Учитель: Итак, мы увидели, что положительные эмоции, двигательная активность, правильное питание, личная гигиена, закаливание, соблюдение режима дня помогают человеку сохранять и укреплять здоровье.

Однако есть факторы, которые вредят нашему здоровью. Назовите их. (Учащиеся называют несоблюдение режима дня, неправильное питание,  курение, переедание, наркотики, алкоголь и т.д).

Учитель: К составляющим ЗОЖ относится  отказ от вредных привычек.  На предыдущем уроке здоровья  мы говорили с вами о вреде курения. Посмотрите на картину ( на картине изображена девушка, половина лица принадлежит красивой улыбающейся девушке, вторая половина  -  той же девушке, но  с некрасивым  лицом (морщины, бледный цвет лица, желтые зубы, в зубах -  сигарета).  Подпись к картине: «Сигарета- враг здоровья №1».

Учитель: Проанализируйте изображение. ( Учащиеся высказывают своё мнение)

Учитель: Каждая группа  получает задание, необходимо обсудить ситуацию и найти решение.

1 группа: (С позиции родителя)  Ситуация: Родитель боится, что его ребенок станет курить. Что делать, чтобы это предотвратить.

2 группа: ( С позиции ученика). Ситуация: Подростку предложили попробовать курить, а он находится в сомнении – стоит ли это делать. Ваша реакция.

3 группа: ( позиции учителя) В чем опасность курения для ученика. Аргументируйте своё мнение.

Учащиеся высказывают своё мнение по предложенным ситуациям

  Учитель: Какую альтернативу вредным привычкам  вы готовы предложить?

Учащиеся  Главная альтернатива – это занятие спортом:

Васильев Р.:  называет занятие боксом  главным увлечением (демонстрирует приемы, показывает медали).

Девочки - члены сборной по баскетболу – рассказывают о тренировках, соревнованиях, показывают призы, грамоты, кубки.

Смирнов А занимается футболом.

Хандешина Л, Перелыгин А, Герасимов Р рассказывают о танцевальных успехах. Смирнова  К, Слепнев Н, Перелыгин Д – о победах в легкой атлетике.

Учитель: Ещё раз вернемся к теме нашего урока «Здоровье  -  это вершина, на которую человек должен подняться сам».  (открывается картина: гора  - наверху надпись – здоровье, ниже - ЗОЖ, от подножья горы идут вверх лучи  –« Я хочу», «Я могу», «Я должен»; внизу , по горизонтали слово- возможности, чуть ниже – пустые вертикальные столбцы).

Учитель: Ребята! Каждый из вас должен прожить интересную жизнь, в которой  не будет места тоске, разочарованию, болезни, скуке. Надо не только хотеть быть здоровым, но и активно работать в этом направлении, помня, что легких путей к достижению высокого уровня здоровья нет. Многие из вас уже сейчас начали свой путь к вершине этой горы. Предлагаю вам по очереди подойти и вписать возможности, которыми человек может и должен воспользоваться, чтобы подняться на вершину.

(Учащиеся подходят, заполняют пустые вертикальные столбцы).

Итог:

Учитель: Не останавливайтесь, продолжайте заниматься спортом, любимым делом. Знания, которые вы получаете на уроках здоровья, помогут вам  заботиться о своём здоровье, сохранять и укреплять его. Давайте еще раз повторим мудрые мысли из Уголка Мудрости. Следуйте этим  заповедям, и вы будете всегда здоровы и счастливы.

Учитель: Я попрошу оценить полезность уроков здоровья и данного обобщающего урока.

1группа:  Шкала от 1до5 (оценивает цифрами)

2 группа: Цветооценка (цветные ленточки)

3 группа: Смайлик.

Как мы видим, знания, полученные на уроках здоровья, очень полезны. Улыбайтесь! Соблюдайте режим дня! Думайте о том, что вы едите и как часто! Занимайтесь спортом! Будьте здоровы. Спасибо всем за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам"

Классный час посвящен здоровому образу жизни. Сценарий мероприятия учитывает  возрастных особенностей семиклассников, в нем есть и игровые моменты, и достаточно серьезная информация. Формирует у ...

Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам.

Классный час в 7 классе по курсу  "Здоровый образ жизни"....

«Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам»

Классный час посвящен здоровому образу жизни. По материалам социологических исследований, многие молодые люди ставят здоро­вье на 7-8 место в иерархии ценностей, отдавая предпочтение карь­ере, богатст...

Пять причин, по которым каждый человек должен иметь хобби

Причины по которым каждый человек должен иметь хобби....

"Вершина, выше которой никому не подняться": жизнь и творчество И.А. Бунина

Слово И.А. Бунина образно и пластично. Сила его таланта заключается в том, что он смог передать и мимолетную грусть " и печаль минувших дней",  и таинственное очарование природы, ее зап...

Классный час "Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам!"

Тема «Здоровье – это вершина, на которуючеловек должен подняться сам». Цель: - организовать деятельность обучающихся по усвоению правил ценности  здоровья, здорового...

Классный час на тему: «Здоровье – вершина, на которую человек должен подняться сам».

Классный час посвящен здоровому образу жизни. По материалам социологических исследований, многие молодые люди ставят здоро­вье на 7-8 место в иерархии ценностей, отдавая предпочтение Богатству, ка...